«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»
статья по развитию речи (старшая группа)

Павловская Виктория Анатольевна

«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №96»

Сообщение из опыта работы

«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»

                                                                                            Подготовила:

                                                                                          воспитатель

В.А.Павловская

2017 год

Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дошкольного возраста, является важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, развития понятийного мышления.      

Для успешного обогащения и активизации словаря должны  быть сформированы интерес и любовь к книге, умение воспринимать и понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать и сочинять несложные произведения, определять свое отношение к героям и их поступкам, эти качества и умения приобретаются и совершенствуются в дошкольном возрасте в процессе ознакомления с художественными произведениями.

В ходе работы для меня важно прививать детям интерес к книге, как к произведению искусства, показать им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек-малышек, с книжками-игрушками, книгами с плотными картонными страницами, звуковыми эффектами, запахами и т. д. Для этого детям была представлена возможность услышать и увидеть лучшие произведения мастеров разных времен и различных направлений (к примеру: А. Пушкин, Ф. Тютчев, Л. Толстой, К. Ушинский, С. Черный, Н. Заболоцкий, К. Чуковский, С. Маршак, Д. Хармс, А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов и др.).

Книги, принесенные на занятия, не только соответствуют теме, но и привлекают внимание ребенка, вызывая у него потребность прикоснуться к ним, рассмотреть, узнать содержание. Тексты и иллюстрации обладают художественными достоинствами.

В процессе работы я делаю упор не только на специально организованные занятия по ознакомлению детей с художественной литературой, но и на другие виды детской деятельности. Для более глубокого знакомства детей с произведением проводится предварительная работа, на которой читается текст, проводится беседа по произведению, показываются мультфильмы по этим произведениям, прослушиваются аудиозаписи. Например, для того, чтобы ввести детей в замечательный мир творчества А. С. Пушкина, я провела предварительную работу, которая включала в себя чтение сказок А. С. Пушкина с последующим рассматриванием красочных иллюстраций И. Я. Билибина, Б. В. Зворыкина, А. М. Куркина, А. В. Панина, Б. А. Дехтерева. Сюда также входило прослушивание классической музыки с декларацией лирики поэта по временам года; раскрашивание иллюстраций к сказкам Пушкина по книгам-раскраскам; чтение и разучивание стихотворений. Знакомство с русским костюмом, бытом людей, изготовление игрушек для пальчикового театра в технике оригами, изготовление кукол для настольного театра. Инсценирование и обыгрывание сказок. Была проведена игра- викторина «Сказка – ложь, да в ней намек» и др.

В ходе предварительной работы, дети обогащали свой словарь новыми словами, а активизация слов проходила на итоговом занятии «К нему не зарастет народная тропа».

Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь им усвоить  его содержание и  эмоциональный настрой, речь воспитателя должна быть выразительной, понятной, эмоционально окрашенной с использованием дополнительных художественных приемов, развивающих у детей навыки слушания, запоминания, понимания. Для этого в своей работе я соблюдаю следующие этапы:

       1.    Повторное чтение всего текста.

       2.    Повторное чтение и проговаривание отдельных частей текста.

Чтение  художественных произведений сопровождается:

  1. Игровыми действиями детей (имитация, импровизация, драматизация)
  2. Предметной наглядностью:

- рассматриванием игрушек, муляжей

-рассматриванием иллюстраций, схем-моделей, карточек

-привлечением внимания слушателей к реальным объектам

       3. Словесной помощью:

             - сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения

  - постановкой после чтения поисковых вопросов («Почему понравился герой? А как бы ты поступил на его месте? Какой финал был бы в произведении, если бы ты был автором?»  и т.д.)

              - подсказыванием при ответах детей слов - эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа ( храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный и т.д.)

       4. Закрепление прочитанного текста через разные виды деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование, сенсорика и пр.)        

Учитывая то, что художественные тексты воздействуют на речевое развитие ребенка, в ходе своей работы я подбирала определенные тексты. Приведу несколько примеров:

– для создания веселого настроения, для обогащения словаря детей прилагательными, характеризующими разное состояние природы я использовала стихотворение В.А. Жуковского «Жаворонок»; для лирического – стихотворениетИ. Сурикова «Зима…»

– чтобы побудить детей к сопереживанию, состраданию, сочувствию, и правильному словесному отражению этих состояний читали сказки В. Берестова «Больная кукла», К. Чуковского «Айболит и воробей»;

– для разыгрывания диалогов разучивали стихотворение Г. Авдиенко «Зайчик, зайчик, где твой дом?», инсценировали рассказ Н.Сладкова «Белка и медведь»

– для развития способности «видеть» со слов читали, изображали движениями и рисовали стихотворение из вьетнамской народной поэзии: «Шагает слоненок. Скорей погляди: Хобот большой у него впереди…»;

– для усвоения противоположных понятий учили стихи А. Введенского «Села кошка на окошко», Н. Заболоцкого «Как мыши с котом воевали» (тихо – громко); К. Чуковского «Котауси и Мауси», В. Татаринова «Кошка с собакой» (добрый – злой); проговаривали потешку «Ежик, ежик, чудачок, сшил колючий пиджачок» и рассказываем сказку «Колобок» (колючий – гладкий); читали «Сказку про храброго зайца – длинные уши, короткий хвост» Д. Мамина-Сибиряка (длинный – короткий) и т.п.

После ознакомления с художественным произведением в свободное время с детьми проводятся беседы по содержанию произведений.

После проведения в группе беседы с детьми, которая давала возможность оценить, насколько понято содержание художественного произведения, мы продолжали обсуждение произведения, но уже в форме игры-беседы с ее персонажами. Такая игра-беседа проводилась сразу же после чтения, пока детские впечатления были свежи и непосредственные.

В качестве персонажей для игр-бесед выбирались противоположные по своим нравственным качествам герои, например, падчерица и мачехина дочка из сказки «Морозко»; три сына из сказки «Царевна лягушка» и т.д.

Значительную помощь детям оказывали правильно подобранные картинки, обложки книги, отражающие сюжет произведения.

  Для ознакомления детей с художественной литературой использую следующие игры и упражнения:

  1. Дидактическая игра «Играем в сказку». Уметь рассказывать в последовательности сказку по картинкам, располагать картинки в соответствии с последовательностью и сюжетом произведения.
  2. Дидактическая игра  «Сундук со сказками». Выявить знания детей  о жанровых особенностях фольклорных произведений по картинкам. Уметь строить описательный рассказ о выбранном  герое из прочитанного  произведения.
  3. Видео - салон  «Угадай, что за сказка». На слайдах герои сказок, дети  узнают, называют   и рассказывают  отрывок из этого произведения.
  4. «Угадки-Загадки» - ознакомление через схемы – модели с жанром загадка. Формировать у детей умение отгадывать загадки по схеме. Воспитывать интерес к словесным, интеллектуально - познавательными играм.
  5. «Сказочная половинка». Уметь составлять сказочную пару, соединяя героев сказки и предметы друг с другом.
  6. «По страницам творчества детских авторов»- книга, составленная совместно с воспитанниками (портрет писателя, краткая биография, зарисовки героев произведения, иллюстрации из произведений, кроссворды, ребусы, паззлы, раскраски). Формировать у детей знания о творчестве авторов в соответствии программе и возрасту воспитанников.
  7. «Книга жанров»-  иллюстрированная книга для детей, изготовленная совместно с родителями воспитанников для изучения разных литературных жанров.

Большое внимание уделяется  оформлению книжного уголка. Всегда привлекаются  к этому процессу детей. Советуюсь  с ними: «Как вы думаете, на какую тему лучше оформить уголок?». Даются задания на дом: сделать подбор иллюстраций по заданной теме. Оформляли альбомы, готовили наборы открыток.

Добиться успеха в нашей работе можно только в контакте с родителями. Поэтому на первом же родительском собрании была проведена консультация на тему: «Приемы обучения детей рассказыванию», затем была проведена консультация «Знакомство со сказкой в старшей и подготовительной группах ».

Для закрепления навыков работы с художественной литературой привлекаю к сотрудничеству родителей воспитанников:

  1. Размещаю в информационном уголке для родителей, брошюрки, рекомендации о значении чтения книг для дошкольников, списком авторов и произведений.
  2. Создание  семейной библиотеки в группе для обмена прочитанными книгами между детьми.
  3. Привлекаю родителей для обогащения развивающей предметно-пространственной образовательной среды в группе (атрибуты, ширмы для театров, картинки, наглядный материал, иллюстрации, декорации, игры и пособия)

Таким образом использование разнообразных методов и приемов обучения положительно повлияло на обогащение словаря детей. В своей речи дети стали больше использовать прилагательные, глаголы, антонимы. Речь детей стала более яркой, образной, выразительной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»

 Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дошкольного возраста, является важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, раз...

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Нравственное и эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредствам использования художественной литературы, живописи, музыки»

в наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Актуальность нашего исследования заключается в способах эстетического воспитания через совместное воспитание родителей и дошкольного учр...

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы.

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже на...

«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»

Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дошкольного возраста, является важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, развития понятийного м...

Проект «Фантазёры» по воспитанию нравственных качеств доброты, честности у детей старшего дошкольного возраста посредствам чтения художественной литературы в соответствии с ФГОС

Проект «Фантазёры» по воспитанию нравственных качеств доброты, честности у детей старшего дошкольного возраста посредствам чтения художественной литературы в соответств...

План по самообразованию "Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы"

Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы...