«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»
статья (подготовительная группа) на тему

Кирилычева Ирина Витальевна

Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дошкольного возраста, является важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, развития понятийного мышления.      

Для успешного обогащения и активизации словаря должны  быть сформированы интерес и любовь к книге, умение воспринимать и понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать и сочинять несложные произведения, определять свое отношение к героям – все эти качества и умения начинают формироваться и совершенствоваться в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya1.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»

    Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дошкольного возраста, является важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, развития понятийного мышления.      

Для успешного обогащения и активизации словаря должны  быть сформированы интерес и любовь к книге, умение воспринимать и понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать и сочинять несложные произведения, определять свое отношение к героям – все эти качества и умения начинают формироваться и совершенствоваться в дошкольном возрасте.

Методические приемы, облегчающие восприятие читаемого.

             Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь им усвоить  его содержание и  эмоциональный настрой, речь воспитателя должна быть выразительной, понятной, эмоционально окрашенной с использованием дополнительных художественных приемов, развивающих у детей навыки слушания, запоминания, понимания. Для этого в своей работе я соблюдаю следующие этапы:

       1.    Повторное чтение всего текста.

       2.    Повторное чтение и проговаривание отдельных частей текста.

Чтение  художественных произведений сопровождается:

  1. Игровыми действиями детей (имитация, импровизация, драматизация)
  2. Предметной наглядностью:

- рассматриванием игрушек, муляжей

-рассматриванием иллюстраций, схем-моделей, карточек

-привлечением внимания слушателей к реальным объектам

       3. Словесной помощью:

             - сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения

               - постановкой после чтения поисковых вопросов («Почему понравился герой? А как бы ты поступил на его месте? Какой финал был бы в произведении, если бы ты был автором?»  и т.д.)

              - подсказыванием при ответах детей слов - эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа ( храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный и т.д.)

       4. Закрепление прочитанного текста через разные виды деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование, сенсорика и пр.)        

  Для ознакомления детей с художественной литературой использую следующие игры и упражнения:

  1. Дидактическая игра «Играем в сказку». Уметь рассказывать в последовательности сказку по картинкам, располагать картинки в соответствии с последовательностью и сюжетом произведения.
  2. Дидактическая игра  «Сундук со сказками». Выявить знания детей  о жанровых особенностях фольклорных произведений по картинкам. Уметь строить описательный рассказ о выбранном  герое из прочитанного  произведения.
  3. Видео - салон  «Угадай, что за сказка». На слайдах герои сказок, дети  узнают, называют   и рассказывают  отрывок из этого произведения.
  4. «Угадки-Загадки» - ознакомление через схемы – модели с жанром загадка. Формировать у детей умение отгадывать загадки по схеме. Воспитывать интерес к словесным, интеллектуально - познавательными играм.
  5. «Сказочная половинка». Уметь составлять сказочную пару, соединяя героев сказки и предметы друг с другом.
  6. «По страницам творчества детских авторов»- книга, составленная совместно с воспитанниками (портрет писателя, краткая биография, зарисовки героев произведения, иллюстрации из произведений, кроссворды, ребусы, паззлы, раскраски). Формировать у детей знания о творчестве авторов в соответствии программе и возрасту воспитанников.
  7. «Книга жанров»-  иллюстрированная книга для детей, изготовленная совместно с родителями воспитанников для изучения разных литературных жанров.

Для закрепления навыков работы с художественной литературой привлекаю к сотрудничеству родителей воспитанников:

  1. Провожу анкетирование « Компетентность родителей по  вопросу актуальности  литературного чтения».
  2. Провожу  консультации на тему «Книга в жизни дошкольника», « Если хочешь много знать книгу нужно прочитать», «Интерес к книге через собственный пример», « Читаем ребенку …»
  3. Размещаю в информационном уголке для родителей, брошюрки, рекомендации о значении чтения книг для дошкольников, списком авторов и произведений.
  4. Создание  семейной библиотеки в группе для обмена прочитанными книгами между детьми.
  5. Привлекаю родителей для обогащения развивающей предметно-пространственной образовательной среды в группе (атрибуты, ширмы для театров, картинки, наглядный материал, иллюстрации, декорации, игры и пособия)
  6. Совместно с родителями организую периодический выход с детьми в районную библиотеку.

Таким образом, в дошкольном возрасте художественная литература знакомит с богатством, многообразием  и силой русского языка, расширяет словарный запас дошкольника,  развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи, помогает владеть речевыми формулами, воздействует на личность ребенка, его эмоциональные качества, расширяет знания ребенка об окружающем мире.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»

 Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дошкольного возраста, является важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, раз...

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Нравственное и эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредствам использования художественной литературы, живописи, музыки»

в наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Актуальность нашего исследования заключается в способах эстетического воспитания через совместное воспитание родителей и дошкольного учр...

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы.

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже на...

«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»

laquo;Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»...

Проект «Фантазёры» по воспитанию нравственных качеств доброты, честности у детей старшего дошкольного возраста посредствам чтения художественной литературы в соответствии с ФГОС

Проект «Фантазёры» по воспитанию нравственных качеств доброты, честности у детей старшего дошкольного возраста посредствам чтения художественной литературы в соответств...

План по самообразованию "Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы"

Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы...