«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»
статья (подготовительная группа) на тему
Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дошкольного возраста, является важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, развития понятийного мышления.
Для успешного обогащения и активизации словаря должны быть сформированы интерес и любовь к книге, умение воспринимать и понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать и сочинять несложные произведения, определять свое отношение к героям – все эти качества и умения начинают формироваться и совершенствоваться в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya1.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»
Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дошкольного возраста, является важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, развития понятийного мышления.
Для успешного обогащения и активизации словаря должны быть сформированы интерес и любовь к книге, умение воспринимать и понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать и сочинять несложные произведения, определять свое отношение к героям – все эти качества и умения начинают формироваться и совершенствоваться в дошкольном возрасте.
Методические приемы, облегчающие восприятие читаемого.
Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь им усвоить его содержание и эмоциональный настрой, речь воспитателя должна быть выразительной, понятной, эмоционально окрашенной с использованием дополнительных художественных приемов, развивающих у детей навыки слушания, запоминания, понимания. Для этого в своей работе я соблюдаю следующие этапы:
1. Повторное чтение всего текста.
2. Повторное чтение и проговаривание отдельных частей текста.
Чтение художественных произведений сопровождается:
- Игровыми действиями детей (имитация, импровизация, драматизация)
- Предметной наглядностью:
- рассматриванием игрушек, муляжей
-рассматриванием иллюстраций, схем-моделей, карточек
-привлечением внимания слушателей к реальным объектам
3. Словесной помощью:
- сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения
- постановкой после чтения поисковых вопросов («Почему понравился герой? А как бы ты поступил на его месте? Какой финал был бы в произведении, если бы ты был автором?» и т.д.)
- подсказыванием при ответах детей слов - эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа ( храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный и т.д.)
4. Закрепление прочитанного текста через разные виды деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование, сенсорика и пр.)
Для ознакомления детей с художественной литературой использую следующие игры и упражнения:
- Дидактическая игра «Играем в сказку». Уметь рассказывать в последовательности сказку по картинкам, располагать картинки в соответствии с последовательностью и сюжетом произведения.
- Дидактическая игра «Сундук со сказками». Выявить знания детей о жанровых особенностях фольклорных произведений по картинкам. Уметь строить описательный рассказ о выбранном герое из прочитанного произведения.
- Видео - салон «Угадай, что за сказка». На слайдах герои сказок, дети узнают, называют и рассказывают отрывок из этого произведения.
- «Угадки-Загадки» - ознакомление через схемы – модели с жанром загадка. Формировать у детей умение отгадывать загадки по схеме. Воспитывать интерес к словесным, интеллектуально - познавательными играм.
- «Сказочная половинка». Уметь составлять сказочную пару, соединяя героев сказки и предметы друг с другом.
- «По страницам творчества детских авторов»- книга, составленная совместно с воспитанниками (портрет писателя, краткая биография, зарисовки героев произведения, иллюстрации из произведений, кроссворды, ребусы, паззлы, раскраски). Формировать у детей знания о творчестве авторов в соответствии программе и возрасту воспитанников.
- «Книга жанров»- иллюстрированная книга для детей, изготовленная совместно с родителями воспитанников для изучения разных литературных жанров.
Для закрепления навыков работы с художественной литературой привлекаю к сотрудничеству родителей воспитанников:
- Провожу анкетирование « Компетентность родителей по вопросу актуальности литературного чтения».
- Провожу консультации на тему «Книга в жизни дошкольника», « Если хочешь много знать книгу нужно прочитать», «Интерес к книге через собственный пример», « Читаем ребенку …»
- Размещаю в информационном уголке для родителей, брошюрки, рекомендации о значении чтения книг для дошкольников, списком авторов и произведений.
- Создание семейной библиотеки в группе для обмена прочитанными книгами между детьми.
- Привлекаю родителей для обогащения развивающей предметно-пространственной образовательной среды в группе (атрибуты, ширмы для театров, картинки, наглядный материал, иллюстрации, декорации, игры и пособия)
- Совместно с родителями организую периодический выход с детьми в районную библиотеку.
Таким образом, в дошкольном возрасте художественная литература знакомит с богатством, многообразием и силой русского языка, расширяет словарный запас дошкольника, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи, помогает владеть речевыми формулами, воздействует на личность ребенка, его эмоциональные качества, расширяет знания ребенка об окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное и эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредствам использования художественной литературы
Презентация...
«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»
Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дошкольного возраста, является важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, раз...
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Нравственное и эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредствам использования художественной литературы, живописи, музыки»
в наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Актуальность нашего исследования заключается в способах эстетического воспитания через совместное воспитание родителей и дошкольного учр...
Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы.
Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже на...
«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»
laquo;Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»...
Проект «Фантазёры» по воспитанию нравственных качеств доброты, честности у детей старшего дошкольного возраста посредствам чтения художественной литературы в соответствии с ФГОС
Проект «Фантазёры» по воспитанию нравственных качеств доброты, честности у детей старшего дошкольного возраста посредствам чтения художественной литературы в соответств...
План по самообразованию "Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы"
Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы...