Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста с помощью применения многофункциональных пособий
консультация (подготовительная группа)
Двадцать первый век – это век компьютерных технологий. Век, в котором господствует телевидение, компьютерные игры. Современные дети предпочитают проводить много времени с гаджетами, отодвигая книгу на второй план. Они считают, что книга не очень интересный и скучный источник получения информации. Проблема в том, что практически во всех семьях книга потеряла свою значимость, ценность. К сожалению, из нашей жизни уходит такая хорошая традиция, как чтение, а это в свою очередь приводит к низкому уровню читательской грамотности и развитию полноценной личности человека. Поэтому формирование предпосылок читательской грамотности, является одной из проблем в системе образования.
Что же такое читательская грамотность? Читательская грамотность - это способность понимать тексты, размышлять над содержанием, последовательно его пересказывать и отвечать на вопросы по тексту. А так же это логическое построение ребенком речевого взаимодействия с взрослыми, сверстниками.
Для решения данной проблемы, обозначила следующие задачи, которые направлены на формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста:
- повысить интерес к книгам у детей старшего дошкольного возраста;
- сформировать умение находить нужную информацию из прочитанного педагогом произведения и применять ее в жизненных ситуациях;
- развивать способность оценивать содержание текста.
Основную часть дня ребята проводят в детском саду, поэтому должны быть созданы все условия, для того чтобы у детей поддерживать интерес к книгам, желание слушать художественные произведения.
Одним из первоначальных этапов формирования предпосылок читательской грамотности является организация развивающей предметно - пространственной среды группы. Большое внимание уделяется центру книги и речевого развития, ведь именно он играет одну из главных задач в формировании интереса у дошкольников к художественной литературе.
Для реализации поставленных задач, учителю-логопеду важно совместно с воспитателями групп комбинированной направленности оформить книжный центр, который должен быть оснащен в соответствии с программой и комплексно – тематическим планированием. В центре имеется много произведений разных литературных жанров, различных альбомов, дидактических игр, а так же многофункциональных пособий, направленных на формирование предпосылок читательской грамотности у детей.
Хочу поделиться опытом применения ряда многофункциональных пособий, которые использую в работе с детьми по формированию предпосылок читательской грамоты у детей старшего дошкольного возраста. Данные пособия используются на занятиях как индивидуально, так и с подгруппой детей.
Пособие «Сказочные круги»
Многофункциональное дидактическое пособие «Сказочные круги», основано по принципу игры «Круги и кольца Луллия». Пособие полностью соответствует принципам вариативности, доступности, многофункциональности, состоит из двух полей в форме кругов с разными иллюстрациями из сказок, изображением героев и предметов из сказок, подобранных в соответствии с возрастом детей, круги разделены на несколько секторов, в центре круга находится стрелка. Вариантов игр большое количество, предлагаю несколько вариантов.
8 слайд Первый вариант: «Расскажи сказку». Прошу ребенка раскрутить стрелку. На первом круге у нас изображены сюжетные картинки из сказок, на втором круге герои из сказок. Предлагаю ребенка рассказать сказку, используя только те иллюстрации, на которые показала стрелка.
Второй вариант: «Помоги герою сказки». Дети раскручивают стрелку и смотрят, какие иллюстрации попали под стрелку. Ребенок должен подумать и рассказать, как данный предмет может помочь нашему герою в сказке.
Еще один интересный вариант игры, это «Новая сказка». Здесь ребята так же раскручивают круги, смотрят какие варианты выпали. Задача детей попробовать сочинить свою сказку с использованием картин.
Данное пособие вызывает большой интерес у детей, активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь при составлении предложений, воображение. Также появляется интерес к книгам, ребята стали чаще просить читать им художественные произведения.
Развивающий планшет
Развивающий планшет, это еще одно пособие, которое так же использую в своей работе. Планшет представляет собой игровое поле с прозрачными кармашками. Для работы с планшетом используем готовые карты, а так же вместе с ребятами делаем свои карты
11 слайд С помощью карт ребята осуществляют пересказ. Предлагаю выбрать карты, затем разместить их на поле, опираясь на них
, ребенок с легкостью может пересказать сказку.
Другой вариант работы с планшетом, это сочинение сказки с опорой на схематические изображения. С ребенком можно проговорить, каким будет зачин, концовка нашей сказки. Кто из героев будет в нашей сказке, какие необычные сказочные слова будет использовать и т.д.
Следующий вариант игры с пособием, направленный на развитие интереса к книгам и формирования предпосылок читательской грамотности, это прием «Волшебные карты». Выбираем сказку, с которой будем работать, прошу ребят посмотреть на карты, которые расставлены на планшете, чтобы карты шли в правильной последовательности, согласно сюжету, а если карты перепутаны и нарушают последовательность, то ребята должны ее исправить.
Работа с планшетом непосредственно учит детей находить нужную информацию, повышает интерес к сказкам. Стимулирует желание узнать новое.
Результативность:
Была проведена диагностика по методике Агавелян М.Г., на основании которой сделан вывод, что применение многофункциональных пособий способствовало положительному результату. У детей увеличился интерес к книгам, они умеют находить нужную информацию в энциклопедиях, понимают на слух тексты, размышляют над их содержанием, улучшился навык последовательного пересказа и правильных ответов на вопросы по тексту.
Считаю, что представленные пособия вызывают большой интерес у детей, активизируют и обогащают словарь, развивают связную речь при составлении предложений, творческое воображение. Также появляется интерес к книгам, ребята чаще выказывают желание почитать им художественные произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_hatskevich.docx | 34.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Бейджик, планшет
1 слайд Здравствуйте уважаемые коллеги. Я Хацкевич Екатерина Александровна учитель-логопед 4 детского сада, в рамках фестиваля педагогических идей, представляю опыт работы по теме «Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста с помощью применения многофункциональных пособий»
2 слайд Двадцать первый век – это век компьютерных технологий. Век, в котором господствует телевидение, компьютерные игры. Современные дети предпочитают проводить много времени с гаджетами, отодвигая книгу на второй план. Они считают, что книга не очень интересный и скучный источник получения информации. Проблема в том, что практически во всех семьях книга потеряла свою значимость, ценность. К сожалению, из нашей жизни уходит такая хорошая традиция, как чтение, а это в свою очередь приводит к низкому уровню читательской грамотности и развитию полноценной личности человека. Поэтому формирование предпосылок читательской грамотности, является одной из проблем в системе образования.
3 слайд Что же такое читательская грамотность? Читательская грамотность - это способность понимать тексты, размышлять над содержанием, последовательно его пересказывать и отвечать на вопросы по тексту. А так же это логическое построение ребенком речевого взаимодействия с взрослыми, сверстниками.
4 слайд Для решения данной проблемы, обозначила следующие задачи, которые направлены на формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста:
- повысить интерес к книгам у детей старшего дошкольного возраста;
- сформировать умение находить нужную информацию из прочитанного педагогом произведения и применять ее в жизненных ситуациях;
- развивать способность оценивать содержание текста.
5 слайд Основную часть дня ребята проводят в детском саду, поэтому должны быть созданы все условия, для того чтобы у детей поддерживать интерес к книгам, желание слушать художественные произведения.
Одним из первоначальных этапов формирования предпосылок читательской грамотности является организация развивающей предметно - пространственной среды группы. Большое внимание уделяется центру книги и речевого развития, ведь именно он играет одну из главных задач в формировании интереса у дошкольников к художественной литературе.
6 слайд Для реализации поставленных задач, учителю-логопеду важно совместно с воспитателями групп комбинированной направленности оформить книжный центр, который должен быть оснащен в соответствии с программой и комплексно – тематическим планированием. В центре имеется много произведений разных литературных жанров, различных альбомов, дидактических игр, а так же многофункциональных пособий, направленных на формирование предпосылок читательской грамотности у детей.
Хочу поделиться опытом применения ряда многофункциональных пособий, которые использую в работе с детьми по формированию предпосылок читательской грамоты у детей старшего дошкольного возраста. Данные пособия используются на занятиях как индивидуально, так и с подгруппой детей.
7 слайд Пособие «Сказочные круги»
Многофункциональное дидактическое пособие «Сказочные круги», основано по принципу игры «Круги и кольца Луллия». Пособие полностью соответствует принципам вариативности, доступности, многофункциональности, состоит из двух полей в форме кругов с разными иллюстрациями из сказок, изображением героев и предметов из сказок, подобранных в соответствии с возрастом детей, круги разделены на несколько секторов, в центре круга находится стрелка. Вариантов игр большое количество, предлагаю несколько вариантов.
8 слайд Первый вариант: «Расскажи сказку». Прошу ребенка раскрутить стрелку. На первом круге у нас изображены сюжетные картинки из сказок, на втором круге герои из сказок. Предлагаю ребенка рассказать сказку, используя только те иллюстрации, на которые показала стрелка.
Второй вариант: «Помоги герою сказки». Дети раскручивают стрелку и смотрят, какие иллюстрации попали под стрелку. Ребенок должен подумать и рассказать, как данный предмет может помочь нашему герою в сказке.
Еще один интересный вариант игры, это «Новая сказка». Здесь ребята так же раскручивают круги, смотрят какие варианты выпали. Задача детей попробовать сочинить свою сказку с использованием картин.
9 слайд Данное пособие вызывает большой интерес у детей, активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь при составлении предложений, воображение. Также появляется интерес к книгам, ребята стали чаще просить читать им художественные произведения.
10 слайд Развивающий планшет
Развивающий планшет, это еще одно пособие, которое так же использую в своей работе. Планшет представляет собой игровое поле с прозрачными кармашками. Для работы с планшетом используем готовые карты, а так же вместе с ребятами делаем свои карты
11 слайд С помощью карт ребята осуществляют пересказ. Предлагаю выбрать карты, затем разместить их на поле, опираясь на них
, ребенок с легкостью может пересказать сказку.
Другой вариант работы с планшетом, это сочинение сказки с опорой на схематические изображения. С ребенком можно проговорить, каким будет зачин, концовка нашей сказки. Кто из героев будет в нашей сказке, какие необычные сказочные слова будет использовать и т.д.
Следующий вариант игры с пособием, направленный на развитие интереса к книгам и формирования предпосылок читательской грамотности, это прием «Волшебные карты». Выбираем сказку, с которой будем работать, прошу ребят посмотреть на карты, которые расставлены на планшете, чтобы карты шли в правильной последовательности, согласно сюжету, а если карты перепутаны и нарушают последовательность, то ребята должны ее исправить.
12 слайд Работа с планшетом непосредственно учит детей находить нужную информацию, повышает интерес к сказкам. Стимулирует желание узнать новое.
Результативность:
13 слайд Была проведена диагностика по методике Агавелян М.Г., на основании которой сделан вывод, что применение многофункциональных пособий способствовало положительному результату. У детей увеличился интерес к книгам, они умеют находить нужную информацию в энциклопедиях, понимают на слух тексты, размышляют над их содержанием, улучшился навык последовательного пересказа и правильных ответов на вопросы по тексту.
Считаю, что представленные пособия вызывают большой интерес у детей, активизируют и обогащают словарь, развивают связную речь при составлении предложений, творческое воображение. Также появляется интерес к книгам, ребята чаще выказывают желание почитать им художественные произведения.
Практическая значимость:
Данные пособия могут быть использованы в работе дошкольного образовательного учреждения, как один из приемов формирования предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
14 слайд спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
В методической разработке представлен комплект из 5 дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста, разработанный на основе "Концепции развития географического образования в Российской...
Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Со сказочными героями в мир экономики»
Картотека сказокпо формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Со сказочными героями в мир экономики»...
«Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
В данный комплект входят игровые обучающие ситуации с литературными персонажами, с игрушками аналогами и типа путешествий. Комплект разделен на разделы: 1. Труд, 2. Деньги, 3. Покупаем-продаем, 4. Рек...
Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Автором разработаны ИОС по финансовой грамотности для работы с детьми старшего дошкольного возраста в помощь педагогам....
Формирование ранней читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
стендовый доклад...
Долгосрочный проект «Путешествие в сказку» Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке
Дошкольники недостаточно знают русских народных сказок, в домашних условиях из-за занятности, родители мало уделяют чтению книг детям или читают литературу не ...
Мультимедийная презентация мастер-класса «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста через обогащение РППС авторскими дидактическими пособиями по нравственно-патриотическому воспитанию»
В соответствии с ФОП ДО задача современного педагога не только дать знания и умения детям, но и научить применять эти знания на практике. Организация предметно-пространственной развивающей среды по фо...