Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Автором разработаны ИОС по финансовой грамотности для работы с детьми старшего дошкольного возраста в помощь педагогам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_finansovaya_gramotnost.docx | 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1
«Общеобразовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР
п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
Структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Игровые обучающие ситуации (игрушки - аналоги) |
1.Раздел «Труд» |
ИОС «Салон красоты» |
Материалы: набор расчесок, ножницы, фен для сушки волос, бигуди, заколки, резиночки для причесок, бутылочка для лака для волос, крема, ванночка, фартуки, накидки, кисточка для окрашивания волос, перчатки, полотенца, касса, деньги, книга отзывов и предложений, журналы с прическами, детская щетка, совок, урна,телефон, блокнот, пилочки для ногтей, накладные ногти. |
Цель: обобщение представлений о назначении салона красоты, деятельности специалистов, работающих в нем |
Игровые правила: дети делятся на подгруппы (семьи из нескольких человек),у одного из членов семьи определенное количество денег. С утра администратор (воспитатель) приходит, парикмахеры (дети мальчик и девочка), мастер маникюра (ребенок), уборщица (ребенок) и готовят свои рабочие места, принимают клиентов либо в порядке очереди, либо по записи. Каждый специалист предлагает свои услуги. После заявки, специалисты выполняют свои функции, отправляют клиентов к администратору для оплаты услуг. Клиенты благодарят, уходят. Специалисты приглашают прийти еще раз. |
Ход ИОС: Воспитатель включает звуковую запись на музыкальном центре, где сообщается об открытии «Салона красоты» «Мистер и Миссис»: Внимание! Внимание! В нашей группе открывается «Салон красоты», в нем работают мастера своего дела! Они с удовольствием примут всех желающих! Семьи звонят в салон и по записи приходят и в соответствии со своими потребностями и деньгами осуществляют свои планы (стригутся, красятся и т.д.) |
Результат: у детей сформированы представления о профессиях работников салона красоты, видах деятельности сотрудников, умеют выбрать предметы, необходимые для работы |
Игровые обучающие ситуации (с литературным персонажем) |
ИОС « Профессии» |
Материалы: игрушка поросенка Фунтика, коробка,предметы-заместители, муляжи фруктов и овощей, детская посуда, конструктор, гуашь, кисти, альбом,пластилин, доски,халат для доктора и атрибуты. |
Цель:закрепление представлений о профессиях и продуктах их производства |
Игровые правила: Ребятам предлагается выбрать одну из профессий (карточка в коробке) и каждый ребенок должен по выбору произвести какой- то продукт по данному направлению. (Все атрибуты предлагаются детям на их выбор) |
Ход ИОС: Детям предлагает поросенок Фунтик выбрать из коробки карточку профессии: кондитер, художник, конструктор, повар, доктор, где, выбрав профессию кондитера, ребенок должен слепить из пластилина какое- либо кондитерское изделие. Выбрав профессию художника - нарисовать картину. Если выбрали профессию конструктора, то нужно соорудить какую- нибудь постройку; повар готовит блюдо; доктор делает процедуры больному. |
Результат: знают профессии, могут сделать продукт, который соответствует данной профессии |
Игровые обучающие ситуации (игрушки – аналоги) |
2.Раздел «Деньги» |
ИОС «Подарок другу» |
Оборудование: деньги бумажные, мультимедийный проектор. |
Цель: формирование представлений о том, что каждый товар имеет свою стоимость |
Игровые правила: каждый ребенок получает определенный набор денег бумажный и предлагается выбрать подарок другу в соответствии с денежными средствами. Товары предложены детям на слайде презентации с указанием цены. Дети считают деньги, выбирают подарок и объясняют, сколько останется денег после покупки. |
Ход ИОС: детям раздаются карточки «деньги». Воспитатель спрашивает у детей, чтобы они хотели купить и есть ли у них возможность это сделать (хватит ли у них «денег» на покупку товара). |
Результат: дети могут сосчитать деньги и соотносить с ценой товара |
Игровые обучающие ситуации (с литературным персонажем) |
ИОС «Поможем Незнайке» |
Оборудование:Мультимедийный проектор, картинка Незнайки, монеты разных достоинств, бумажные деньги, карточки с картинками (одежда, обувь, игрушки, дружба, любовь и др.) |
Цель: развитие умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой; осознание у детей о роли денег в жизни людей. |
Игровые правила: дети рассказывают об отличии монеты от бумажных денег. С помощью карточек рассказывают, что можно купить за деньги, а что нельзя купить. Воспитатель предлагает взять по одной карточке и рассказать Незнайке, что можно купить за деньги, а что нельзя. |
Ход ИОС: Незнайка (изображение на интерактивной доске) обращается к детям за помощью в подготовке к олимпиаде «Экономический умник». Герой просит детей рассказать, чем отличаются монеты от бумажных купюр, а также предлагает детям карточки с картинками. |
Результат: знают и называют отличия монет от бумажных денег, понимают, что не все можно купить за деньги. |
Игровые обучающие ситуации (игрушки –аналоги) |
3.Раздел «Покупаем –продаем» |
ИОС «Магазин» |
Материалы:касса, монеты по 1 рублю, кошельки на каждую семь, детские сумки, бумажные чеки, товары-аналоги с ценниками, игрушки. |
Цель: воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем, между членами семьи. |
Игровые правила: дети объединяются в семьи (1 семья - мама, папа, сын; 2 семья – мама, дочь, папа; 3 семья – бабушка, дедушка, внук и т.д.). Каждой семье даются деньги монеты (10р – каждая монета 1 рубль) и предлагается совершить покупки. Воспитатель играет роль продавца, далее может играть ребенок, а воспитатель следить за игрой и помогать. |
Ход ИОС: Воспитатель приглашает детей в магазин для совершения покупок. Для этого педагог собирает семьи и выдает сумки, кошельки и деньги каждой семье по 10 рублей. Каждой семье нужно купить продукты, при этом договариваться и решать между собой вопросы мирно и дружелюбно. Помимо продуктов, дети в семье могут попросить купить игрушку, а родители решают как поступить. |
Результат: у детей развита культура общения в семье и социуме. |
Игровые обучающие ситуации (Путешествие на ярмарку) |
ИОС «Ярмарка народных игрушек» |
Материалы: |
Цель: формирование умений совершать процесс купли – продажи. |
Игровые правила: у каждого лотка с игрушками стоит продавец (ребенок), который зазывает покупателей к своему товару. Дети (покупатели) вместе с педагогом подходят к каждому продавцу и узнают о понравившемся товаре (цена, качество). Продавец должен описать свой товар и назвать цену игрушки. |
Ход ИОС: Ребенок в костюме скомороха зазывает детей на ярмарку. Воспитатель вместе с детьми отправляются в путешествие (музыкальный зал оформлен в виде лотков с разными игрушками хохлома, гжель, филимоновская, дымковская, жостовская). Педагог с детьми подходят к каждому продавцу и рассматривают товары. Дети, которым понравилась игрушка начинает разговор с продавцом на предмет покупки. Каждый ребенок должен выбрать себе игрушку и договориться о цене с продавцом (дорого – дешевле). |
Результат: умеют совершать покупки, используя слова дороже, дешевле. |
Игровые обучающие ситуации (с литературным персонажем) |
4.Раздел «Реклама» |
ИОС «Реклама для Лунтика» |
Материалы:письмо от Лунтика, мультимедийный проектор, презентация на тему «Реклама и ее виды», ватман, краски, кисти, цветные картинки Лунтика и его друзей. |
Цель:Формирование представлений о рекламе, ее видах. |
Игровые правила:дети знакомятся с понятием реклама, ее виды на презентации. Совместно с педагогом творчески изготавливают рекламу для Лунтика и его друзей. |
Ход ИОС: Педагог говорит, что пришло письмо от Лунтика и его друзей. Они собираются на гастроли в наш город со своей программой. Но боятся, что не смогут собрать на представление зрителей, потому что об их приезде никто не знает, и просят помощи распространить эту информацию среди жителей города. Воспитатель предлагает помочь Лунтику и его друзьям. Дети предлагают варианты помощи. Педагог говорит, что можно сделать рекламу. Беседа о рекламе, ее истории и видах (сопровождается мультимедийной презентацией). Далее педагог с детьми создает рекламную афишу на ватмане. |
Результат:дети имеют представления о рекламе и ее видах. |
Игровые обучающие ситуации (игрушки аналоги) |
ИОС «Рекламу создай и прибыль получай» |
Материалы:куклы, машинки, продукты. |
Цель: Развитие у детей интереса и положительного отношения к рекламе. |
Игровые правила: дети делятся на команды (по 5 человек) и получают предметы (продукты, машинки, куклы), задание прорекламировать товар в детском саду. |
Ход ИОС:Воспитатель предлагает взять любую игрушку каждой команде и составить рекламу. После обсуждения команды представляют по очереди свои варианты. Объясняют, какая реклама понравилась больше и почему. |
Результат: у детей появился положительный интерес к рекламе. |
Составил педагог Чубаева Е.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
В методической разработке представлен комплект из 5 дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста, разработанный на основе "Концепции развития географического образования в Российской...
Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Со сказочными героями в мир экономики»
Картотека сказокпо формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Со сказочными героями в мир экономики»...
«Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
В данный комплект входят игровые обучающие ситуации с литературными персонажами, с игрушками аналогами и типа путешествий. Комплект разделен на разделы: 1. Труд, 2. Деньги, 3. Покупаем-продаем, 4. Рек...
Особенности организации занятий по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Особенности организации занятий по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...
Комплект игровых обучающих ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Игровые обучающие ситуации по разделам: "Труд", "Деньги", "Покупаем-продаем", "Реклама" помогут прояснить связи между работой, заработком, затратами и сбережени...
Сборник методических материалов «Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных игровых образовательных технологий»
Использование игровых педагогических технологий с применением игрового комплекта «Коврограф.Ларчик», «МиниЛарчик», «Игровизоры», игрового...
Приказ or 01.09.2022.№ 346 Об апробации инновационного образовательного проекта "Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста" в МАДОУ ДС № 41 "Росинка"
quot;Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...