Долгосрочный проект «Путешествие в сказку» Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке
проект по развитию речи (старшая группа)
Дошкольники недостаточно знают русских народных сказок, в домашних условиях из-за занятности, родители мало уделяют чтению книг детям или читают литературу не по возрасту происходит замена чтения художественной литературы на просмотр современных мультфильмов. Отсутствие у дошкольников интереса к книгам и русским народным сказкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_puteshestvie_v_skazku.docx | 578.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Начальная школа №15»
Долгосрочный проект «Путешествие в сказку»
Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке
Воспитатель Тимофеева Ольга Николаевна
Нефтеюганск 2021-2022.
Актуальность:
В настоящее время дошкольники увлечены современными мультиками, играми в телефонах и т. д. В беседах с педагогами ребята часто не могут рассказать о любимых сказок, и их героев, отсутствует интерес к книгам. На вопрос «Какие сказки, родители читают вам дома?», нам стало известно, что не всем детям родители читают книги со сказками. Это негативно влияет на развитие речи мышления детей, ведь сказки несут в себе кроме развлекательного сюжета, но и познавательный элемент.
Выдающий педагог В. А. Сухомлинский говорил «...без сказки невозможно представить интеллектуальных взаимоотношений между детьми, без увлечения сказкой - коллективного переживания, без создания сказки - радости, одухотворенной мыслью»
Сказка как нам известно - играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного обучения. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.
Проблема:
Дошкольники недостаточно знают русских народных сказок, в домашних условиях из-за занятности, родители мало уделяют чтению книг детям или читают литературу не по возрасту происходит замена чтения художественной литературы на просмотр современных мультфильмов. Отсутствие у дошкольников интереса к книгам и русским народным сказкам.
Авторская идея:
Создание картотеки игр и упражнений по читательской грамотности для привлечения детей к русским сказкам.
Цель проекта: Формирование у детей интереса к русским народным сказкам, через игры и упражнения по читательской грамотности.
Задачи проекта:
- Вызвать у детей интерес к русским народным сказкам, познакомить с историей возникновение сказки, расширять знания детей о сказках и сказочных героев.
- Вызвать у детей интерес к книге, к их рассматриванию и предсказыванию.
- Познакомить детей с приемами читательской грамотности («кластер», «кубики истории», «уголки» и т.д.) при запоминании русских народных сказок.
- Привлечь детей к сочинению своей сказки, развивая тем самым творческий потенциал, воображение и мышление. Развивать связную речь детей посредством составления и рассказывания сказок
- Вовлекать родителей в совместную деятельность посредством проекта, возрождения традиции чтения в кругу семьи.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта: в течении учебного года.
Описание проекта:
1этап Подготовительный
1 Изучение материала по теме.
- Подбор русских народных сказок для детей старшего возраста.
- Анкетирование родителей «Роль сказки в Вашей семье?», «Какие книги читаете детям дома?», беседы «Мои любимые сказки».
- Подготовка предметно – развивающей среды в группе уголок читательской грамотности «Путешествие в сказку.
- Составления плана работы на учебный год.
2 этап Основной
Месяц | Русская народная сказка | Приемы и методы | Результат |
Ноябрь декабрь | «Три медведя» | Чтение и просмотр сказки Выставка иллюстраций Толстые и тонкие вопросы «Тонкие» вопросы Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли? «Толстые» вопросы Дайте три объяснения, почему… ? Объясните, почему… ? Почему вы думаете… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ? Предположите, что будет, если… ? Что, если… ? Может… ? Будет… ? Мог ли… ? Согласны ли вы… ? Верно ли… ? Прием «Мозаика». «Реконструкция сказки» «Сказочный паровоз» Составление и работа по мнемотаблицам «Письмо с дырками» «Уголки» таблица (полож и отрицат) Драматизация настольный театр, маски. Кластер(выделение центра)
Творческая мастерская (рисунки, шаблоны) | 1Книжки – малышки 2Студия мультипликация Создание мультика по рисункам детей 3 «Кубики истории»( сторителлинг) картинки всех сказок |
январь | «Гуси лебеди» | Чтение и просмотр сказки Выставка иллюстраций Толстые и тонкие вопросы «Тонкие» вопросы Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли? «Толстые» вопросы Дайте три объяснения, почему… ? Объясните, почему… ? Почему вы думаете… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ? Предположите, что будет, если… ? Что, если… ? Может… ? Будет… ? Мог ли… ? Согласны ли вы… ? Верно ли… ? Прием «Мозаика». «Реконструкция сказки» «Сказочный паровоз» Составление и работа по мнемотаблицам «Письмо с дырками» «Уголки» таблица (полож и отрицат) Драматизация настольный театр, маски. Кластер(выделение центра)
Творческая мастерская (рисунки, шаблоны) | 1Квест 2Студия мультипликация Создание мультика по рисункам детей 1Техноглогия «Виммельбух» Виммельбух - это детская книга для рассматривания |
февраль | «Крошечка Хаврошечка» | Чтение и просмотр сказки Выставка иллюстраций Толстые и тонкие вопросы «Тонкие» вопросы Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли? «Толстые» вопросы Дайте три объяснения, почему… ? Объясните, почему… ? Почему вы думаете… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ? Предположите, что будет, если… ? Что, если… ? Может… ? Будет… ? Мог ли… ? Согласны ли вы… ? Верно ли… ? Прием «Мозаика». «Реконструкция сказки» «Сказочный паровоз» Составление и работа по мнемотаблицам «Письмо с дырками» «Уголки» таблица (полож и отрицат) Драматизация настольный театр, маски. Кластер(выделение центра) «Салат из сказок» сбери сказку по предметам Творческая мастерская (рисунки, шаблоны) | 1«Кубики истории»( сторителлинг) картинки всех сказок |
март | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Чтение и просмотр сказки Выставка иллюстраций Толстые и тонкие вопросы «Тонкие» вопросы Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли? «Толстые» вопросы Дайте три объяснения, почему… ? Объясните, почему… ? Почему вы думаете… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ? Предположите, что будет, если… ? Что, если… ? Может… ? Будет… ? Мог ли… ? Согласны ли вы… ? Верно ли… ? Прием «Мозаика». «Реконструкция сказки» «Сказочный паровоз» Составление и работа по мнемотаблицам «Письмо с дырками» «Уголки» таблица (полож и отрицат) Драматизация настольный театр, маски. Кластер(выделение центра) «Салат из сказок» Творческая мастерская (рисунки, шаблоны) | 1Техноглогия «Виммельбух» Виммельбух - это детская книга для рассматривания 2Студия мультипликация Создание мультика по рисункам детей |
апрель | «Заюшкина избушка» | Чтение и просмотр сказки Выставка иллюстраций Толстые и тонкие вопросы «Тонкие» вопросы Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли? «Толстые» вопросы Дайте три объяснения, почему… ? Объясните, почему… ? Почему вы думаете… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ? Предположите, что будет, если… ? Что, если… ? Может… ? Будет… ? Мог ли… ? Согласны ли вы… ? Верно ли… ? Прием «Мозаика». «Реконструкция сказки» «Сказочный паровоз» Составление и работа по мнемотаблицам «Письмо с дырками» «Уголки» таблица (полож и отрицат) Драматизация настольный театр, маски. Кластер(выделение центра) ) «Салат из сказок» подбери сказку по предметам Кубик Блума ( проблемные вопросы Творческая мастерская (рисунки, шаблоны) | 1квест 2«Кубики истории»( сторителлинг) картинки всех сказок |
май | «Хвосты» | Чтение и просмотр сказки Выставка иллюстраций Толстые и тонкие вопросы «Тонкие» вопросы Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли? «Толстые» вопросы Дайте три объяснения, почему… ? Объясните, почему… ? Почему вы думаете… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ? Предположите, что будет, если… ? Что, если… ? Может… ? Будет… ? Мог ли… ? Согласны ли вы… ? Верно ли… ? Прием «Мозаика». «Реконструкция сказки» «Сказочный паровоз» Составление и работа по мнемотаблицам «Письмо с дырками» «Уголки» таблица (полож и отрицат) Драматизация настольный театр, маски. Кластер(выделение центра)
Кубик Блума ( проблемные вопросы Творческая мастерская (рисунки, шаблоны) | 1Викторина по сказкам 2«Кубики истории»( сторителлинг) картинки всех сказок |
3 этап Заключительный
1 Работа с детьми
- Библиотека книжки – малышки по сказкам созданные руками детей.
- Студия мультипликация. Создание мультика по рисункам детей.
- Квест - игра по сказкам.
- Викторина по сказкам.
- Участие в творческих конкурсах.
2 Работа с родителями
- Консультации «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
- Семейный клуб «Читающая семья»,
- Творческие выставки по сказкам: книжки – малышки, рисунки, настольный театр.
Результат работы:
1 В группе создан уголок читательской грамотности «Путешествие в сказку»
2 Картотека игр и упражнений по читательской грамоте
3 Повышена компетентность родителей в области приемов читательской грамотности.
- Дети и родители проявляют интерес к русским народным сказкам
- Транслирования опыта работы по читательской грамоте в педагогическом коллективе «Инновационные формы работы по формированию предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Список литературы:
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014.
- Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: учебно- методическое пособие/ В. И. Реброва- СПб.: ООО «Галерея проектов», 2018. -40с.
- Карасени С. В. «Путешествие в прошлое книги». http://nsportal.ru/detskii- sad/raznoe/puteshestvie-v-proshloe-knigi
- Интернет-ресурсы https://www.maam.ru/, https://nsportal.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт педагогического проекта «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным сказкам»
Паспорт педагогического проекта «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным сказкам»...
Проект на тему: "Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке".
,,Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия- это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки,...
Проект "Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками"
Смысловое значение русских народных сказок - воспитание нравственных качеств : доброты, справедливости, милосердия. Сказки расширяют словарный запас, помогают правильно строить диа...
«Формирование патриотических чувств и национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам народной культуры Оскольского края»
На современном этапе развития системы дошкольного образования приоритетным является духовно-нравственное воспитание и социально – коммуникативное развити...
СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В нашем детском саду мы работаем над созданием системы работы по формированию финансовых представлений у детей старшего дошкольного возраста. Педагоги применяют разнообразные методы и приемы организац...
Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста с помощью применения многофункциональных пособий
Двадцать первый век – это век компьютерных технологий. Век, в котором господствует телевидение, компьютерные игры. Современные дети предпочитают проводить много времени с гаджетами, отодвигая кн...
Сборник методических материалов «Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных игровых образовательных технологий»
Использование игровых педагогических технологий с применением игрового комплекта «Коврограф.Ларчик», «МиниЛарчик», «Игровизоры», игрового...