Долгосрочный проект «Путешествие в сказку» Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке
проект по развитию речи (старшая группа)

           Дошкольники недостаточно знают русских народных сказок, в домашних условиях из-за занятности, родители мало уделяют чтению книг детям или читают литературу не по возрасту происходит замена чтения художественной литературы на просмотр современных мультфильмов. Отсутствие у дошкольников интереса к книгам и русским народным сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvie_v_skazku.docx578.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Начальная школа №15»

Долгосрочный проект   «Путешествие в сказку»

Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке

C:\Users\Пользователь\Desktop\Читатель. грамлотн\20230125_123930.jpg

Воспитатель Тимофеева Ольга Николаевна

 

Нефтеюганск 2021-2022.

Актуальность:

В настоящее время дошкольники увлечены современными мультиками, играми в телефонах и т. д. В беседах с педагогами ребята часто не могут рассказать о любимых сказок, и их героев, отсутствует интерес к книгам. На вопрос «Какие сказки, родители читают вам дома?», нам стало известно, что не всем детям родители читают книги со сказками. Это негативно влияет на развитие речи мышления детей, ведь сказки несут в себе кроме развлекательного сюжета, но и познавательный элемент.

  Выдающий педагог В. А. Сухомлинский говорил «...без сказки невозможно представить интеллектуальных взаимоотношений между детьми, без увлечения сказкой - коллективного переживания, без создания сказки - радости, одухотворенной мыслью»

         Сказка как нам известно - играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного обучения. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.

Проблема:

           Дошкольники недостаточно знают русских народных сказок, в домашних условиях из-за занятности, родители мало уделяют чтению книг детям или читают литературу не по возрасту происходит замена чтения художественной литературы на просмотр современных мультфильмов. Отсутствие у дошкольников интереса к книгам и русским народным сказкам.

Авторская идея:

     Создание картотеки игр и упражнений по читательской грамотности для привлечения детей к русским сказкам.

Цель проекта: Формирование у детей интереса к русским народным сказкам, через игры и упражнения по читательской грамотности.

Задачи проекта:

  1. Вызвать у детей интерес к русским народным сказкам, познакомить с историей возникновение сказки, расширять знания детей о сказках и сказочных героев.
  2. Вызвать у детей интерес к книге, к их рассматриванию и предсказыванию.
  3. Познакомить детей с приемами читательской грамотности («кластер», «кубики истории», «уголки» и т.д.) при запоминании русских народных сказок.
  4.  Привлечь детей к сочинению своей сказки, развивая тем самым творческий потенциал, воображение и мышление. Развивать связную речь детей посредством составления и рассказывания сказок
  5. Вовлекать родителей в совместную деятельность посредством проекта, возрождения традиции чтения в кругу семьи.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта: в течении учебного года.

Описание проекта:

1этап Подготовительный

1 Изучение материала по теме.

  1. Подбор русских народных сказок для детей старшего возраста.
  2. Анкетирование родителей «Роль сказки в Вашей семье?», «Какие книги читаете детям дома?», беседы «Мои любимые сказки».
  3. Подготовка предметно – развивающей среды в группе уголок читательской грамотности «Путешествие в сказку.
  4. Составления плана работы на учебный год.

2 ​этап Основной

Месяц

Русская народная сказка

Приемы и методы

Результат

Ноябрь

декабрь

«Три медведя»

Чтение и просмотр сказки

Выставка иллюстраций

Толстые и тонкие вопросы

«Тонкие» вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?

«Толстые» вопросы

Дайте три объяснения, почему… ?

Объясните, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Почему вы считаете… ?

В чём различие… ?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если… ?

Может… ?

Будет… ?

Мог ли… ?

Согласны ли вы… ?

Верно ли… ?

Прием «Мозаика». «Реконструкция сказки» «Сказочный паровоз»

 Составление и работа по мнемотаблицам

«Письмо с дырками»

«Уголки» таблица (полож и отрицат)

Драматизация настольный театр, маски.

Кластер(выделение центра)

 

Творческая мастерская (рисунки, шаблоны)

1Книжки – малышки

2Студия мультипликация

Создание мультика по рисункам детей

3 «Кубики истории»( сторителлинг) картинки всех сказок

январь

«Гуси лебеди»

Чтение и просмотр сказки

Выставка иллюстраций

Толстые и тонкие вопросы

«Тонкие» вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?

«Толстые» вопросы

Дайте три объяснения, почему… ?

Объясните, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Почему вы считаете… ?

В чём различие… ?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если… ?

Может… ?

Будет… ?

Мог ли… ?

Согласны ли вы… ?

Верно ли… ?

Прием «Мозаика». «Реконструкция сказки» «Сказочный паровоз»

 Составление и работа по мнемотаблицам

«Письмо с дырками»

«Уголки» таблица (полож и отрицат)

Драматизация настольный театр, маски.

Кластер(выделение центра)

 

Творческая мастерская (рисунки, шаблоны)

1Квест

2Студия мультипликация

Создание мультика по рисункам детей

1Техноглогия  «Виммельбух» Виммельбух - это детская книга для рассматривания

февраль

«Крошечка Хаврошечка»

Чтение и просмотр сказки

Выставка иллюстраций

Толстые и тонкие вопросы

«Тонкие» вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?

«Толстые» вопросы

Дайте три объяснения, почему… ?

Объясните, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Почему вы считаете… ?

В чём различие… ?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если… ?

Может… ?

Будет… ?

Мог ли… ?

Согласны ли вы… ?

Верно ли… ?

Прием «Мозаика». «Реконструкция сказки» «Сказочный паровоз»

 Составление и работа по мнемотаблицам

«Письмо с дырками»

«Уголки» таблица (полож и отрицат)

Драматизация настольный театр, маски.

Кластер(выделение центра)

 «Салат из сказок» сбери сказку по предметам

Творческая мастерская (рисунки, шаблоны)

1«Кубики истории»( сторителлинг) картинки всех сказок

март

«Сестрица Аленушка и братец

Иванушка»

Чтение и просмотр сказки

Выставка иллюстраций

Толстые и тонкие вопросы

«Тонкие» вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?

«Толстые» вопросы

Дайте три объяснения, почему… ?

Объясните, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Почему вы считаете… ?

В чём различие… ?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если… ?

Может… ?

Будет… ?

Мог ли… ?

Согласны ли вы… ?

Верно ли… ?

Прием «Мозаика». «Реконструкция сказки» «Сказочный паровоз»

 Составление и работа по мнемотаблицам

«Письмо с дырками»

«Уголки» таблица (полож и отрицат)

Драматизация настольный театр, маски.

Кластер(выделение центра)

«Салат из сказок»

Творческая мастерская (рисунки, шаблоны)

1Техноглогия  «Виммельбух» Виммельбух - это детская книга для рассматривания

2Студия мультипликация

Создание мультика по рисункам детей

апрель

«Заюшкина избушка»

Чтение и просмотр сказки

Выставка иллюстраций

Толстые и тонкие вопросы

«Тонкие» вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?

«Толстые» вопросы

Дайте три объяснения, почему… ?

Объясните, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Почему вы считаете… ?

В чём различие… ?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если… ?

Может… ?

Будет… ?

Мог ли… ?

Согласны ли вы… ?

Верно ли… ?

Прием «Мозаика». «Реконструкция сказки» «Сказочный паровоз»

 Составление и работа по мнемотаблицам

«Письмо с дырками»

«Уголки» таблица (полож и отрицат)

Драматизация настольный театр, маски.

Кластер(выделение центра)

) «Салат из сказок» подбери сказку по предметам

Кубик Блума ( проблемные вопросы

Творческая мастерская (рисунки, шаблоны)

1квест

2«Кубики истории»( сторителлинг) картинки всех сказок

май

«Хвосты»

Чтение и просмотр сказки

Выставка иллюстраций

Толстые и тонкие вопросы

«Тонкие» вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?

«Толстые» вопросы

Дайте три объяснения, почему… ?

Объясните, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Почему вы считаете… ?

В чём различие… ?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если… ?

Может… ?

Будет… ?

Мог ли… ?

Согласны ли вы… ?

Верно ли… ?

Прием «Мозаика». «Реконструкция сказки» «Сказочный паровоз»

 Составление и работа по мнемотаблицам

«Письмо с дырками»

«Уголки» таблица (полож и отрицат)

Драматизация настольный театр, маски.

Кластер(выделение центра)

 

Кубик Блума ( проблемные вопросы

Творческая мастерская (рисунки, шаблоны)

1Викторина  по сказкам

2«Кубики истории»( сторителлинг) картинки всех сказок

3 этап Заключительный

1 Работа с детьми

  • Библиотека книжки – малышки по сказкам созданные руками детей.
  • Студия мультипликация.  Создание мультика по рисункам детей.
  • Квест - игра по сказкам.
  • Викторина по сказкам.
  • Участие в творческих конкурсах.

           2 Работа с родителями

  • Консультации «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
  • Семейный клуб «Читающая семья»,
  • Творческие выставки по сказкам: книжки – малышки, рисунки, настольный театр.

Результат работы:

1 В группе создан уголок читательской грамотности «Путешествие в сказку»

2 Картотека игр и упражнений по читательской грамоте

3 Повышена компетентность родителей в области приемов читательской грамотности.

  1. Дети и родители проявляют интерес к русским народным сказкам
  2. Транслирования опыта работы по читательской грамоте в педагогическом коллективе «Инновационные формы работы по формированию предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

     Список литературы:

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014.
  2. Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: учебно- методическое пособие/ В. И. Реброва- СПб.: ООО «Галерея проектов», 2018. -40с.
  3. Карасени        С.        В.        «Путешествие        в        прошлое        книги».        http://nsportal.ru/detskii- sad/raznoe/puteshestvie-v-proshloe-knigi
  4. Интернет-ресурсы https://www.maam.ru/, https://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт педагогического проекта «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным сказкам»

Паспорт педагогического проекта  «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к   русским народным сказкам»...

Проект на тему: "Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке".

,,Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия- это ключик, с помощью, которого  можно открыть эти истоки,...

Проект "Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками"

Смысловое значение русских народных сказок - воспитание нравственных качеств : доброты, справедливости, милосердия. Сказки расширяют словарный запас, помогают правильно строить диа...

«Формирование патриотических чувств и национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам народной культуры Оскольского края»

         На современном этапе развития системы дошкольного образования приоритетным является духовно-нравственное воспитание и социально – коммуникативное развити...

СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В нашем детском саду мы работаем над созданием системы работы по формированию финансовых представлений у детей старшего дошкольного возраста. Педагоги применяют разнообразные методы и приемы организац...

Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста с помощью применения многофункциональных пособий

Двадцать первый век – это век компьютерных технологий. Век, в котором господствует телевидение, компьютерные игры. Современные дети предпочитают проводить много времени с гаджетами, отодвигая кн...

Сборник методических материалов «Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных игровых образовательных технологий»

    Использование игровых педагогических технологий  с применением игрового комплекта «Коврограф.Ларчик», «МиниЛарчик», «Игровизоры», игрового...