"Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
В методической разработке представлен комплект из 5 дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста, разработанный на основе "Концепции развития географического образования в Российской Федерации".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактические игры по географии для детей старшего дошкольного возраста | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста
1.Географическое разнообразие |
Название игры: «Пять рек». |
Оборудование: мультимедийная презентация «Реки, речки и моря на земле текут не зря», схема «Строение реки», восковые карандаши, бумага, карта города Сызрани. |
Задача игры (замысел): систематизировать представления детей о природных водоемах, их строении и значении для всего живого на Земле; расширить представления детей о реках города Сызрани, уметь находить их на карте родного города.. |
Понятийный аппарат: исток, приток, устье. |
Игровые правила и содержание (ход игры): Воспитатель читает детям стихотворение Ю.Симбирской «Речка, реченька, река...». Речка, реченька, река Воспитатель проводит с детьми небольшую беседу: о чем это стихотворение, что такое «река», ее назначение, как она изменяется в разное время года. Чтение стихотворения и беседа сопровождаются мультимедийной презентацией. Воспитатель предлагает ребятам рассмотреть схему строения реки, на которой выделены: начало реки — исток, маленькие реки, которые впадают в большую реку — притоки (правый, левый), устье - конец реки, берега — границы реки (правый, левый) и течение — движение воды в реке, обращает внимание детей на то, что каждая маленькая река впадает в большую, а большая — в море или океан. Ребятам предлагается самостоятельно зарисовать схему строения реки и объяснить ее составляющие. Далее ребятам демонстрируется карта города Сызрани. Воспитатель спрашивает, какие реки города Сызрани известны детям. Выслушиваются ответы детей, а потом дополняются воспитателем. В Сызрани - 5 рек: Волга, Крымза, Сызранка, Кубра и Кашпирка. Воспитатель поочередно показывает на карте эти реки и кратко рассказывает о них. Волга — самая длинная река, она - национальная гордость России, в нее впадает Сызранка, а Крымза является левым притоком Сызранки. Река Кубра впадает в Волгу в южной части города, а Кашпирка — одна из четырех малых рек Сызрани, находится у поселка Кашпир. После этого дети самостоятельно рассказывают о реках и показывают их на карте города. Воспитатель отмечает, что все реки Сызрани разнообразны и уникальны, а наша задача беречь и ценить дары Земли, приумножать их, оставляя будущим поколениям память о себе и о родных местах! |
Работа с картой: показывают пять рек на карте города Сызрани. |
Результат: понимают схематичное строение реки, могут самостоятельно изобразить его; знают пять рек родного города, их особенности, умеют находить на карте Сызрани. |
2.Природное разнообразие |
Название игры: «Такие разные животные». |
Оборудование: физическая карта России, конверт, картинки и фигурки диких животных (белый медведь, северный олень, морж; лиса, волк, заяц; верблюд, черепаха, варан), мнемосхемы «Расскажи-ка», костюм Знайки, сумка, фотографии (или картинки) с изображением природы севера, смешанного леса (или тайги) и пустыни. |
Задача игры (замысел): систематизировать представления детей о диких животных, обитающих в разных природных зонах России; формировать умение составлять описательные рассказы по мнемосхемам; создать условия для ориентирования по карте России. |
Понятийный аппарат: север, смешанный лес (или тайга), пустыня. |
Игровые правила и содержание (ход игры): Воспитатель объявляет ребятам, что в детский сад пришло письмо и предлагает посмотреть, что в нем находится. Каждому ребенку раздается картинка дикого животного, затем воспитатель загадывает загадки про этих животных, дети поочередно показывают свои картинки с отгаданным животным всем детям. Далее воспитатель раздает каждому ребенку мнемосхему, с помощью которой они рассказывают о животном (название, размер, цвет, части тела, чем покрыто тело, чем питается, польза для человека). Затем появляется Знайка (взрослый), который рассказывает ребятам, что побывал в путешествии, откуда привез разные фотографии (или картинки) и хочет показать их ребятам. Он поочередно показывает их и кратко рассказывает о природе севера, смешанного леса (или тайги) и пустыни. Затем предлагает ребятам разместить картинки животных рядом с фотографией (или картинкой) с изображением природы. Дети поочередно рассказывают о месте обитания определенного животного, Знайка внимательно слушает и дополняет их рассказы. Далее воспитатель просит Знайку показать на карте места, где он путешествовал, а ребята помогают ему, прикрепляя фигурки животных к определенному месту на карте, где они обитают. |
Работа с картой: нахождение на карте севера, смешанного леса (или тайги), пустыни и размещение на ней фигурок животных, обитающих в этих природных зонах. |
Результат: рассказывают о животных по мнемосхемам, знают особенности природные зон, где они обитают и могут показать их на карте России. |
3.Культурное разнообразие |
Название игры: «Где живет мой любимый герой?». |
Оборудование: ламинированная карта мира, узкий бумажный скотч, с нарисованными на нем кружочками (ходами), игральный кубик с точками, фишки по количеству детей, карточки с заданиями, фигурки героев (например: Карлсон, Русалочка, Иван Царевич, Дюймовочка, Золушка, Чипполино, Маугли и т. д.). |
Задача игры (замысел): конкретизировать представления детей об истории возникновения некоторых героев литературных произведений, их авторах, стране происхождения; создать условия для ориентирования по карте мира. |
Понятийный аппарат: Швеция, Франция, Дания. |
Игровые правила и содержание (ход игры): Воспитатель спрашивает у детей: какие у них любимые герои из литературных произведений, мультфильмов. Ребята перечисляют разных героев, называют произведения или мультфильм, его автора (если знают). Затем, воспитатель предлагает ребятам узнать: в каких странах живут их любимые герои и отправиться к ним в гости. Дети по очереди берут карточки с заданием, воспитатель читает его, а ребята стараются догадаться, о каком герое идет речь (например: «Тебе нужно отнести пирожки бабушке. Кто тебе сможет в этом помочь?» (Красная Шапочка), «Тебе нужно построить башню из кубиков и мясной тефтельки. Кто тебе сможет в этом помочь?» (Карлсон), «Тебе нужно победить браконьеров Антарктики. Кто тебе сможет в этом помочь?» (пингвиненок Лоло)). Когда герой разгадан, ребята ищут его фигурку на карте мира и прокладывают к ней путь из России узким бумажным скотчем. Далее начинается обсуждение: как называется страна, что в ней интересного (воспитатель кратко рассказывает о происхождении героя, интересные факты о его стране). Если ребята что-то знают о герое, стране, то рассказывают об этом, а воспитатель дополняет их рассказ. Если в стране живут несколько героев, то беседа ведется о всех героях, живущих в этой стране (например в Швеции живут: Карлсон, Пеппи Длинныйчулок, заколдованный мальчик Нильс и т.д.). Когда маршруты будут проложены, дети поочередно бросают кубик, отсчитывают нужное количество ходов и начинают «собирать» своих любимых героев из разных частей света. Выигрывает тот, кто соберет больше всего персонажей и первым вернется домой. |
Работа с картой: находят Россию на карте мира, ищут фигурки героев на карте мира, страну их происхождения и прокладывают к ней маршрут. |
Результат: умеют находить на карте и знают страну происхождения героев литературных произведений, мультфильмов, их авторов, интересные факты об этой стране, истории появления любимых персонажей. |
4.Этнографическое разнообразие |
Название игры: «Здравствуй, дедушка Мороз». |
Оборудование: плакат «Дед Мороз», картинки «Деды Морозы разных стран», глобус, карта мира, картинки, разрезанные на 8-12 частей, небольшие флажки разного цвета. |
Задача игры (замысел): систематизировать представления детей о традициях празднования Нового года в России; познакомить с дедами Морозами из разных стран; развивать умение складывать картинки, разрезанные на 8-12 частей; создать условия для ориентирования на глобусе и карте мира. |
Понятийный аппарат: традиции, праздник, глобус. |
Игровые правила и содержание (ход игры): Воспитатель читает стихотворение: Что за дедушка седой С длинной белой бородой, За спиной мешок тяжелый, Сам с усами и веселый? Он танцует и поет, Всем подарки раздает. Как зовут его? - вопрос. Ну, конечно, Дед Мороз! Воспитатель демонстрирует плакат с изображением деда Мороза, спрашивает у ребят, что они знают о нашем главном волшебнике, после чего, воспитатель дополняет рассказы детей. Проводится небольшая беседа о его внешних особенностях и месте проживания (город Великий Устюг, Вологодская область, Россия). Затем воспитатель рассказывает детям, что в других странах деды Морозы совсем другие (во время рассказа поочередно показывает ребятам картинки с изображением Санта Клауса из Америки, Пьер-Ноэля из Франции, Йоулупукки из Финляндии, Томте из Швеции и других, обращает внимание детей на их отличительные особенности и кратко рассказывает о традициях празднования Нового года и Рождества в этих странах). В ходе каждого рассказа педагог находит названную страну на глобусе, начиная с России и отмечает ее флажком. Далее детям демонстрируются картинки с изображением разных дедов Морозов, разрезанные на 8 или 12 частей и предлагается сложить их, чтобы помочь ребятам из разных стран встретиться со своими добрыми волшебниками. |
Работа с картой: в заключении игры ребята самостоятельно находят страны, отмеченные воспитателем на глобусе и выделяют флажками эти страны на карте мира. |
Результат: знают традиции празднования Нового года и Рождества в некоторых странах; умеют складывать картинки, разрезанные на 8-12 частей; находят определенные страны на карте мира. |
5.Социально-экономическое разнообразие |
Название игры: «Открываем магазин». |
Оборудование: иллюстрация «Весна», открытка к 8 марта, большая карта России, небольшие флажки и большие картинки с изображением цветов, посуды, игрушек, конфет, фруктов, грузовой машины, игрушки «Грузовые машины», искуственные цветы, детская посудка, небольшие игрушки, пустая коробка конфет, муляжи фруктов, самодельные бумажные деньги. |
Задача игры (замысел): обобщить представления детей о праздновании Женского дня 8 марта; познакомить их с товарно-денежными отношениями при покупке и продаже; расширить представления о городах и областях нашей страны; создать условия для ориентирования по карте России. |
Понятийный аппарат: товар, деньги. |
Игровые правила и содержание (ход игры): Воспитатель показывает ребятам иллюстрацию с изображением весны, уточняет у детей: время года, месяц. Затем демонстрирует поздравительную открытку с первым весенним праздником - Женским днем 8 марта. Интересуется, какие подарки ребята хотели бы подарить своим мамам. Выясняется, что мамы хотят получить цветы, посуду, игрушки, конфеты, фрукты. Ребята размышляют, где можно найти такие подарки. А чтобы выбрать самые лучшие товары, решают открыть свой магазин и привезти их из других городов России. Воспитатель рекомендует, где можно приобрести хорошие подарки и показывает детям большие картинки этих товаров (цветы можно приобрести в городе Москве, посуду в городе Гусь-Хрустальный, Владимирской области, дымковские игрушки народных мастеров в городе Кирове, конфеты в городе Самаре, фрукты в Краснодарском крае). Ребята, на карте России, расположенной на столе, поочередно находят флажки с изображением приобретаемого товара, в названных городах и областях. Также находят на карте город Сызрань, на флажке которого изображена грузовая машина. Оставляя воспитателю самодельные деньги, ребята по очереди забирают приобретенные товары и загружают их в свои грузовые машины. Привезя все товары в город Сызрань, дети начинают их раскладывать на полках магазина. Потом каждый ребенок выбирает подарок для своей мамы, объясняет свой выбор. |
Работа с картой: находят на карте России названные города и области, ориентируясь по флажкам с небольшими картинками. |
Результат: знают и правильно называют текущее время года, месяц, первый весенний праздник; понимают товарно-денежные отношения при приобретении определенной продукции; умеют ориентироваться по карте России. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
В данный комплект входят игровые обучающие ситуации с литературными персонажами, с игрушками аналогами и типа путешествий. Комплект разделен на разделы: 1. Труд, 2. Деньги, 3. Покупаем-продаем, 4. Рек...
Картотека дидактических игр по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
В игры можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по фор...
Картотека дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности для детей старшего дошкольного возраста.
В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали дидактические игры. Предлагаемые дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей ста...
«Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»
В разработке представлены рекомендации к организации работы по формированию предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятел...
«Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста как элемента функциональной грамотности»
«Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста как элемента функциональной грамотности» ...
Картотека дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности для детей старшего дошкольного возраста.
Картотека дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности для детей старшего дошкольного возраста....
сравнительный анализ средств по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Сравнительный анализ средств по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Выявите преимущества каждого из средств по формированию предпосылок естес...