«Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)
В данный комплект входят игровые обучающие ситуации с литературными персонажами, с игрушками аналогами и типа путешествий. Комплект разделен на разделы: 1. Труд, 2. Деньги, 3. Покупаем-продаем, 4. Реклама.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komplekt_igrovyh_situatsiy_po_finansovoy_gramotnosti.docx | 37.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
«Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила
Каликанова Ольга Александровна,
воспитатель
ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т Стройкерамика
СП «Детский сад «Солнышко»
Самара,2021г.
Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами |
1.Раздел «Труд» |
ИОС: «Без труда не вырастишь и репку» |
Материалы: платковый театр по сказке репка, репка, монеты, оформленная зона «Рынок» (для продажи репки) |
Цель: расширять представления детей о том, что труд является источником дохода. |
Игровые правила: С помощью считалки выбираются герои сказки. Остальные дети становятся зрителями. Герои одевают костюмы(платковые) и выполняют свои роли по ходу озвучивания сказки. Сказку зачитывает воспитатель. После того как репку достали из земли, воспитатель задает вопросы «Чем занимались герои сказки», «Как вы думаете тяжело им было репку растить?» «Как героям сказки можно заработать деньги?». По окончанию игры задает вопросы «Благодаря чему герои смогли получить деньги?», «Что нужно делать героям, что бы заработать еще денег?» |
Ход ИОС: Воспитатель обращает внимание детей на платковый театр и предлагает узнать герои какой сказки здесь собрались. Дети угадывают сказку, и воспитатель предлагает поиграть в эту сказку, но обращает внимание, что сказка будет не обычная, а современная. С помощью считалки дети распределяют роли. Оставшиеся дети, становятся зрителями. Воспитатель зачитывает сказку, дети выполняют роли. В конце сказки, когда репку вытащили, воспитатель говорит, что героям сказки очень нужны деньги, чтобы купить продукты и одежду. Предлагает зрителям подумать, как помочь сказочным героям. По ходу обсуждения подводит их к тому, что можно продать репку на рынке. А что бы заработать больше денег, в следующий раз посадить больше репок. Дед отправляется на рынок продавать репку. Получает за нее монеты. По окончанию игры воспитатель задает вопросы: «Благодаря чесу герои смогли получить деньги?», «Что нужно делать героям, что бы заработать еще денег?» |
Результат: имеют представление о том, что труд является источником дохода. |
Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами. |
2.Раздел «Труд» |
ИОС: «Кто работает в магазине» |
Материалы: оформленная витрина с подарками (игрушками), касса, игрушечные деньги, корзины для покупок, специальная одежда для продавца и кассира, кукла. |
Цель: расширять представления детей о работе продавца-консультанта и кассира. |
Игровые правила: С помощью считалки выбираются кассир и продавец-консультант, остальные дети-покупатели. Воспитатель с детьми изготавливают игрушечные деньги и отправляются в магазин. Продавец-консультант предлагает покупателям товар (игрушки), рассказывает о характеристиках игрушек (какие есть функции), вежливо беседует с покупателями. Кассир оплачивает товар на кассе, ведет денежные расчет, внимательно проверяет полученные деньги, по необходимости дает сдачу. Упаковывает товар, вежливо общается с покупателями. Воспитатель при необходимости помогает и направляет участников игры. |
Ход ИОС: Воспитатель приглашает детей на день рождение куклы Кати. Спрашивает у детей: «Что нам нужно для того, чтобы пойти на день рождения?», «Где можно купить подарок?», «Что нужно, чтобы купить подарок?». Предлагает изготовить игрушечные деньги самим (вырезают из бумаги). Отправляются в магазин за подарками на автобусе. Подходят к «витрине» магазина, воспитатель спрашивает детей: «Кто работает в магазине? (продавец-консультант, кассир). Какую работу они выполняют?», «Что делает продавец-консультант?», «Что делает кассир?». При необходимости воспитатель подводит ответы детей к тому, что продавец-консультант помогает выбрать товар, предлагает различные варианты, может рассказать о его характеристике того или иного товара. Кассир производит непосредственно оплату товара, работает с деньгами, поэтому ему необходимо быть очень внимательным и правильно производить расчет. И кассир, и продавец-консультант должны быть вежливыми при работе с покупателями. С помощью считалки выбирают кассира и продавца-консультанта. Остальные покупатели. Дети проходят в магазин, продавец консультант предлагает различные товары, дети берут товар и идут оплачивать на кассу. Закупив подарки, дети на автобусе возвращаются в детский сад. В кругу обсуждают покупки, и работу продавца и кассира: «Какие подарки вы купили?», «Кто работает в магазине?», «Вам понравилась работа продавца и кассира», «В чем заключается работа продавца и кассира?», «Продавец и кассир были вежливы с вами?», «Как вы думаете сложно быть продавцом?». |
Результат: имеют представление о работе продавца-консультанта и кассира. |
Игровые обучающие ситуации c литературными персонажами |
3.Раздел «Деньги» |
ИОС: «Откуда пришли деньги» |
Оборудование: (кукла) Иванушка, кошелек с купюрами и монетами, иллюстрации «История денег», распечатанные купюры со сказочными героями, картон, клей. |
Цель: Расширять представления детей об истории денег и видах денежных знаков (монеты, бумажные купюры). |
Игровые правила: Воспитатель беседует с детьми по вопросам, рассказывает историю происхождения денег и о видах денежных знаков. Дети изготавливают денежные купюры и придумывают им название. Воспитатель при необходимости помогает и направляет участников игры. |
Ход ИОС: В гости к детям приходит Иванушка. (кукла) Обращается к детям: «Дорогие ребята! Мне нужна ваша помощь. Матушка отправила меня на базар, и что-то вручила мне (воспитатель достает из кошелька монеты и купюры). Я не знаю, что это, и что можно с этим делать. Помогите разобраться!». Воспитатель предлагает помочь Иванушке. Спрашивает у детей «Что лежит в кошельке?», «Для чего они нужны?» (Это деньги. Они нужны, чтобы расплачиваться за покупки. На них можно что-нибудь купить). Далее воспитатель рассказывает историю о том, как появились деньги. Рассказ сопровождается показом иллюстраций. «Деньги появились на свете давным-давно. Сначала люди просто обменивали товар на товар. Например, быка на два топора. Как вы думаете, удобно было пользоваться таким расчетом? Затем древние люди, стали расплачиваться камешками. Позже – ракушками. Их собирали на веревочку, как бусы. Прошло еще много времени, и человек стал делать деньги из железа – чеканить их. И носил с собой мешки с монетами. Это удобно было? Почему? (Это неудобно, потому что они занимают много места. Их нельзя положить в карман, как бумажные.). Уже потом человек придумал бумажные деньги. Далее воспитатель предлагает Иванушке вместе с детьми изготовить деньги, и придумать им название. (Вырезают заранее распечатанные купюры со сказочными героями и наклеивают их на картон). По окончанию работы Иванушка благодарит ребят за то что рассказали ему про деньги и отправляется на базар за покупками. |
Результат: имеют представление об истории денег (первые в мире виды денег и курьезные виды денег: камешки, ракушки, птичьи перья и др.). и видах денежных знаков (монеты, бумажные купюры). |
Игровые обучающие ситуации типа путешествий |
4.Раздел «Деньги» |
ИОС: «В поисках клада» |
Оборудование: Карта, оборудованные станции, сундучок с монетами по количеству детей, карточки с картинками «Что можно купить за деньги» |
Цель: Расширение знаний о разумном поведении в жизненных ситуациях, связанных с деньгами. |
Игровые правила: Дети вместе с воспитателем отправляются на поиски клада. Для передвижения по станциям используют карту. Выполняют на станциях соответствующие задания. Вернувшись из путешествия, определяют, как можно распорядиться деньгами. Воспитатель при необходимости помогает и направляет участников игры. |
Ход ИОС: Воспитатель демонстрирует детям карту и предлагает отправиться в путешествие в поисках клада. Дети встают в паровозик и отправляются в путь. Станция «Угадайкино» (отгадывают загадки про зарплату, деньги, товар и др.) Станция «Покупайкино». Задание «Что можно купить за деньги?». Воспитатель показывает карточки с картинками, а дети отвечают можно это купить за деньги или нет. Если этот предмет можно купить за деньги-хлопают в ладоши, если нет-топают ногами. (картинки: дождь, кукла, молоко, радуга, дом, море, семья) Станция «Денежная». Находят клад с монетами, с помощью воспитателя деньги делятся поровну между детьми. Встают в паровозик и возвращаются обратно в детский сад. Воспитатель, обращаясь к детям сообщает, что деньгами можно распорядиться 4 способами. 1. «Закопать в землю» 2. «Купить игрушку» 3.«Спрятать деньги дома» 4. «Положить в банк». Детям необходимо определиться и выбрать один вариант. Далее дети по очереди рассказывают какой вариант выбрали и почему. Воспитатель подводит к тому, что нужно серьезно подходить к вопросам использования и хранения денег. Ведь в земле деньги могут испортиться и вовсе потеряться, если они будут лежать дома, то не принесут дохода, как если бы лежали в банке. А так же, что всегда необходимо обдумывать свои покупки. |
Результат: имеют представление о разумном поведении в жизненных ситуациях, связанных с деньгами. |
Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами |
5.Раздел «Покупаем –продаем» |
ИОС: «Поможем Буратино купить канцтовары» |
Материалы:2 зоны, оформленные как магазин; 2 кассы, деньги (купюры и монеты изготовленные из бумаги), канцтовары для продажи, разные предметы не относящиеся к школьным принадлежностям, 2 рюкзака, игрушка «Буратино», жетоны для деления на команды. |
Цель: Развитие умения сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи. |
Игровые правила: Дети с помощью жетонов делятся на 2 команды. Выбираются 2 продавца. Каждой команде дается одинаковое количество денег. В магазине есть товары разной ценовой категории, и товары, которые не относятся к школьным принадлежностям. Члены каждой команды по очереди подходят к своему магазину, выбирают товар и расплачиваются за него без сдачи. Побеждает команда, которая правильно расплатится за канцтовары и приобретет на эти же деньги больше канцтоваров чем другая команда. Воспитатель при необходимости помогает и направляет участников игры. |
Ход ИОС: Воспитатель сообщает, что в гости к детям сегодня пришел Буратино. (игрушка). Буратино обращается к ребятам: «Здравствуйте ребята! Меня зовут Буратино! Мне пора готовиться в школу, но я совсем не знаю, какие школьные принадлежности мне необходимо купить. А вы умеете делать покупки? Тогда отправляйтесь в магазин и закупите все необходимое. Но будьте внимательны, там есть много других товаров, которые не пригодятся мне для школы. А я посмотрю какая из команд правильно оплатит товар и купит больше школьных принадлежностей. Только есть условие-покупки необходимо оплачивать без сдачи. Отсчитывать столько денег, сколько стоит тот или иной товар.» Дети совершают покупки, воспитатель контролирует правильность отсчета денег. По окончанию игры воспитатель с Буратино рассматривают канцтовары, которые купили команды. Сообщают если есть ошибки (товар не относится к школьным принадлежностям), подсчитывают у какой команды канцтоваров больше. Если были ошибки при оплате, воспитатель сообщает об этом. Совместно с командами и продавцами подводят итоги. Победившая команда получает «золотые монетки». |
Результат: умеют сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производят операции купли-продажи. |
Игровые обучающие ситуации с литературным героем |
6.Раздел «Покупаем –продаем» |
ИОС: «Покупаем яблочки» |
Материалы: оформленная зона «Магазин», костюм продавца, корзина с яблоками (муляжи, разделенные на 3 равные части), деньги (рубли), маски для героев. |
Цель: расширять знания о том, как формируется стоимость того или иного товара: (вложения средств, затраты труда, качество, спрос) |
Игровые правила: С помощью считалки выбирается ребенок, который будет исполнять роль Лесовичка и ребенок на роль продавца яблок. Так же выбираются дети, которые будут зайчиками и белочками. Персонажи выполняют необходимые действия по ходу игры. Воспитатель направляет и помогает. |
Ход ИОС: Воспитатель предлагает детям поиграть. С помощью жетончиков распределяет роли и раздает деньги. Лесовичок получает 3 рубля, остальные герои (белочки и зайчики) по 2 рубля на каждую группу. Лесовичок отправляется в «Лесной магазин» и покупает там 3кг яблок за 3 рубля. Складывает в корзину отправляется домой. По дороге встречает зайчиков и радостно сообщает, что купил 3 кг яблок за 3 рубля. Зайчики просят продать им 1кг яблок за 2 рубля. Продает и отправляется дальше. Встречает белочек, которые тоже просят продать 1 кг яблок за 2 рубля. Продает белочкам яблочки и отправляется довольный домой, ведь у него остался 1 кг яблок и 4 рубля. Воспитатель предлагает героям сесть в круг и задает вопросы: Где купил Лесовичок яблоки? Легко ли Лесовичку было нести три килограмма яблок? За сколько купил Лесовичок яблоки в магазине? За сколько продал яблоки? Выгодно продал Лесовичок яблоки? Получил ли он прибыль от продажи? |
Результат: имеют представления о том, как формируется стоимость того или иного товара: (вложения средств, затраты труда, качество, спрос) |
Игровые обучающие ситуации с литературным героем |
7.Раздел «Реклама» |
ИОС: «Как мужик корову продавал» |
Материалы: детали костюмов «Мужик» и «Паренек», игрушка «Корова». |
Цель: развитие у детей способности различать рекламные уловки. |
Игровые правила: Воспитатель зачитывает сказку «Как мужик корову продавал», а дети проигрывают ее. С помощью считалки выбираются дети, которые будут играть «Мужика» и «Паренька». Воспитатель при необходимости помогает и направляет участников игры. Предлагает для обсуждения вопросы. |
Ход ИОС: С помощью считалки из детей выбираются «Мужик» и «Паренек», остальные становятся зрителями. Воспитатель зачитывает сказку, дети от лица героев ведут диалог и выполняют определенные действия. Краткое содержание сказки: «Старик продавал корову на базаре целый день, но ее никто не хотел покупать. Корова была старой, худой и молока не давала. Один паренек пожалел старика и решил помочь. Он так стал расхваливать корову покупателям, что появилось много желающих ее приобрести. Но старик передумал: «Такая корова нужна самому» Воспитатель предлагает для обсуждения несколько вопросов: «Почему старик целый день не мог продать корову?», «Как старик представлял свой товар?», «Каким образом паренек привлек покупателей?», «Кто был лучшим продавцом: старик или паренек?», «Почему мужик передумал продавать корову?», «Действительно ли корова была такой хорошей и давала много молока?», «Что такое реклама?», «Где вы видели рекламу?», «Для чего нужна реклама?». |
Результат: имеют представление о том, как различать рекламные уловки. |
Игровые обучающие ситуации типа путешествий |
8.Раздел «Реклама» |
ИОС: «В гости к Карлсону» |
Материалы: оформленная зона «Магазин», макеты банок с вареньем, расставленные на полочках; вывеска «Магазин варенья», листы бумаги, карандаши. |
Цель: расширение представлений детей о рекламе и ее назначении. |
Игровые правила: роль Карлсона выполняет заранее подготовленный ребенок, дети отправляются в гости к Карлсону на воображаемом самолете, изготавливают рекламные листовки для варенья «Лесные ягоды», развешивают рекламу. Воспитатель при необходимости помогает и направляет участников игры. |
Ход ИОС : Карлсона приветствует детей, сообщает о том, что он открыл свой магазин самого вкусного варенья. Приглашает ребят оправиться с ним в его магазин. Предлагает полететь ребятам на самолете, т.к его магазин находиться на крыше. Дети имитируют крылья самолета и летят к Карлсону. В его магазине очень богатый выбор варенья. Но к сожалению, покупателей очень мало. Карлсону очень хочется, чтобы все жители дома узнали о продаже его любимого варенья «Лесные ягоды». Просит у детей помощи. Спрашивает: «Что можно сделать?», «Как привлечь покупателей?». Воспитатель при необходимости подводит детей к тому что нужно прорекламировать товар, что бы о нем все узнали. Предлагает нарисовать рекламу для варенья «Лесные ягоды». После чего дети развешивают рекламные листовки в разных местах. Прощаются с Карлсоном и возвращаются в детский сад. |
Результат: имеют представление о рекламе и ее назначении. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Со сказочными героями в мир экономики»
Картотека сказокпо формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Со сказочными героями в мир экономики»...
Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Автором разработаны ИОС по финансовой грамотности для работы с детьми старшего дошкольного возраста в помощь педагогам....
Особенности организации занятий по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Особенности организации занятий по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...
Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста " Со сказочными героями в мир экономики"...
Комплект игровых обучающих ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Игровые обучающие ситуации по разделам: "Труд", "Деньги", "Покупаем-продаем", "Реклама" помогут прояснить связи между работой, заработком, затратами и сбережени...
Сборник методических материалов «Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных игровых образовательных технологий»
Использование игровых педагогических технологий с применением игрового комплекта «Коврограф.Ларчик», «МиниЛарчик», «Игровизоры», игрового...
Приказ or 01.09.2022.№ 346 Об апробации инновационного образовательного проекта "Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста" в МАДОУ ДС № 41 "Росинка"
quot;Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...