"Развитие речевого общения детей по средствам театра теней"
статья

Саган Наталья Николаевна

Речь - явление социальное, служащее средством общения людей друг с другом. С помощью речи мы выражаем свои мысли, чувства и потребности, делимся впечатлениями и переживаниями. Психологи и педагоги подчеркивают значение дошкольного детства в развитии речи ребенка. В этот период в жизни ребенка появляются сверстники, другие дети, с которыми устанавливаются определенные, порой очень непростые отношения. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу, играют то вместе, то порознь и т.д.  Дети готовы принимать активное участие в создании своего театра. Подготовка ширмы, декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев, показ спектакля детям, родителям, бабушкам, дедушкам – все это доступно дошкольникам, поэтому увлекает их новыми возможностями быть успешными в творческой деятельности и позитивном общении.

 

                                                                               

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Развитие речевого общения детей по средствам театра теней"

Речь - явление социальное, служащее средством общения людей друг с другом. С помощью речи мы выражаем свои мысли, чувства и потребности, делимся впечатлениями и переживаниями. Психологи и педагоги подчеркивают значение дошкольного детства в развитии речи ребенка. В этот период в жизни ребенка появляются сверстники, другие дети, с которыми устанавливаются определенные, порой очень непростые отношения. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу, играют то вместе, то порознь и т.д.                                                                                 Первый опыт взаимоотношений со сверстниками накладывает отпечаток и на развитие личности ребенка и во многом определяет характер отношения ребенка к себе, другим, миру в целом. Однако этот опыт не всегда складывается удачно, и у многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь в будущем весьма печальные последствия. Поэтому очень важно вовремя помочь ребенку преодолеть трудности во взаимоотношении со сверстниками, научить их правильно выстраивать отношение с окружающими и освоить социально приемлемые формы поведения в обществе. Эта задача стоит и перед педагогами детского сада и перед родителями. Решить ее, можно через привлечение детей к искусству театра теней.                                                                                                                                          Театр – одно из величайших искусств человечества, соединяющий в себе другие виды искусства – литературу, музыку, хореографию, вокал, изобразительное искусство. В своей работе мы используем различные виды театров: пальчиковые, настольные, плоскостные, бибабо и др. Но особый интерес у детей вызывает теневой театр, который основан на использовании плоских кукол, которых помещают между источником света и экраном. Театр теней – одно из самых любимых зрелищ детей. Дошкольников он привлекает своей необычностью, построенной на контрасте света и тени, динамикой, доставляет большое удовольствие и много радости. Такой театр вызывает у детей интерес не меньше других видов театра. В театре теней дети видят ожившие и говорящие силуэты знакомых персонажей. Таинственность и необычность зрелища захватывают ребенка, переносят в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно и все возможно. Дети быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в театрализованное действие, живо реагируют на происходящее. Сопереживая героям спектакля, они активно отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности. Определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам помогает эмоционально пережитый спектакль.

Искусство театра теней настолько впечатляет детей, что многие воспитатели прибегают к использованию его элементов в практике своей работы. Анализ образовательных программ и учебно-методических пособий показал, что нет парциальных программ и методических разработок, которые можно было бы применить в разностороннем развитии детей дошкольного возраста. Поэтому использование театра теней в практике работы детского сада зачастую ситуативно и бессистемно. Дети раннего и дошкольного возраста очень впечатлительны, поэтому поддаются сильному эмоциональному воздействию театра теней. Однако, дошкольникам интересен не только просмотр спектакля. Дети готовы принимать активное участие в создании своего театра. Подготовка ширмы, декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев, показ спектакля детям, родителям, бабушкам, дедушкам – все это доступно дошкольникам, поэтому увлекает их новыми возможностями быть успешными в творческой деятельности и позитивном общении.

Театр теней, в отличии от других видов театра, не требует пышных костюмов и сложных декораций. В его основе лежит игра света и тени. Для его организации необходимы три элемента: экран, источник света и актеры- теневые фигуры, в роли которых могут выступать, так и самые обычные предметы: фигурки из бумаги или картона, игрушки, посуда и многое другое, что находится под рукой, и посильно изготовить детям вместе с педагогом и родителями.

На начальных этапах приобщения детей к искусству театра теней, в подготовке и показе спектакля принимают участие лишь взрослые (педагоги и родители), но постепенно привлекаются и дети. Сначала они разыгрывают сценки- импровизации, шутят и веселятся, экспериментируя с тенью от собственного тела (или его частей – головы, рук), игрушек, плоских фигур  и различных предметов. И попутно учатся управлять тенью, «оживляя» ее в небольших постановках. Затем можно готовить жанровые сценки и постановки спектаклей по небольшим литературным произведениям.

 Театр теней имеет свои особенности: неподвижность силуэтов, отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим, - это во многом определяет специфику работы над постановкой теневого спектакля с дошкольниками. Очень важно потренироваться выполнять движения и жесты героев, чтобы они были четкими, выразительными и понятными зрителям. А также продумать взаимное перемещение и размещение героев (если одновременно их несколько) на экране, ведь если наложить одну тень на другую, на экран проецируется бесформенный силуэт.

Создать актеров- кукол совсем не сложно. Многое можно приобрести в магазине, но и можно сделать все самим. Ведь сам процесс изготовления кукол для теневого спектакля, сочинение сказки не менее интересны для дошкольников, чем выступления. Каждая кукла-актер, созданная руками ребенка, уникальна и неповторима. А совместное творчество играет немалую роль в развитии детей. В процессе создания куклы дети учатся быть более общительными, дружелюбными, отзывчивыми.  При использовании в спектакле подвижных кукол с ней должны работать несколько человек одновременно. Чтобы движения куклы были четкими и понятными зрителю, юным кукловодам нужно учиться работать слаженно, а значит забыть про ссоры, непонимание, грубость, невнимание, неумение слушать. А при использовании плоской фигуры надо заранее учесть, с какой стороны она появится, и чтобы фигура была повернута профилем в нужном направлении. А это значит, что надо договориться, кто из кукловодов будет управлять той или иной куклой.

 Развитию речевого общения дошкольников способствует и распределение обязанностей при подготовке к спектаклю. Не всегда в спектакле используются подвижные куклы, а ролей по сценарию часто оказывается намного меньше чем желающих участвовать в качестве героев постановки. И тогда мы вспоминаем о других работников театра помимо актеров: кассиры, декораторы, осветители и т.п., без которых в театре не обойтись.

Для детей можно использовать много разных спектаклей: от инсценирования произведений устного народного творчества до постановки по мотивам больших литературных произведений, а также теневых представлений по собственным сценариям с использованием рукотворного реквизита.

Можно организовать представление таким образом, что кто-то из детей читает текст за автора, какая - то группа участников показывает на экране тени и силуэты, иллюстрирующие постановку, а кто-то может быть зрителем. А в следующий раз все обязательно поменяются ролями.

 Дети сами по себе удивительно открытые и творческие натуры. Увиденное и пережитое в театре теней способствует расширению кругозора, обогащению эмоциональной сферы и надолго остается в памяти каждого ребенка.

Участие в постановке благоприятно влияет на эмоциональную сферу, обогащая ее. А так - же учит понимать чувства свои и окружающих людей, учит по мере сил управлять своими чувствами и эмоциями. Сопереживая театральным героям, дети становятся более отзывчивыми и терпимыми. А рассказы о спектакле способствуют развитию речи и формированию умения выражать свои мысли, чувства, отношения.

Совместная подготовка спектакля в полном объеме содействует развитию не только творческих способностей каждого ребенка, но и речевого общения со сверстниками. Групповые постановки помогают многим детям избавится от речевых и поведенческих проблем, успешно социализироваться в большом коллективе, ведь в одиночку спектакль не сыграешь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития речевого общения детей дошкольного возраста

Развитие речевого общения играет большое значение в системе общего развития ребенка дошкольного возраста. Получая навыки речевого общения, ребенок получает возможность эффективно общаться, как со...

статья "Роль фольклора в развитии речевого общения детей дошкольного возраста"

В статье раскрывается значение устного народного творчества в развитии речевого общения детей дошкольников....

Создание условий для развития речевого общения детей дошкольного возраста

Создание условий для развития речевого общения детей дошкольного возраста в процессе совместной деятельности, в играх, в повседневной жизни в соответствии с требованиями с  ФГОС ДО....

Развитие речевого общения детей посредством дидактических игр

Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое общение – не умеют. Дошкольники мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают. Свой личный опыт впеч...

Влияние взрослых на развитие речевого общения детей дошкольного возраста

Буклет для родителей воспитаников ДОУ этапы становления речи ребенка, типы речевого поведения, показатели уровней речевого поведения старших дошкольников....

Деловая игра по теме «Развитие речевого общения детей посредством приобщения к произведениям художественной литературы»

Релаксация:     Все врассыпную двигаются по залу под бодрую музыку. Воспитатель хлопает в ладоши – все играющие здороваются за руку друг с другом. Опять звучит музыка &ndash...

Конспект образовательной деятельности по развитию речевого общения детей второй младшей группы с использованием мультимедийных средств (открытое занятие) Тема: «Рассказывание сказки «Теремок»

       Предлагаю вашему вниманию интерактивную игру по сказке «Теремок».Для развития познавательного интереса детей можно использовать различные приёмы и методы....