статья "Роль фольклора в развитии речевого общения детей дошкольного возраста"
статья на тему
В статье раскрывается значение устного народного творчества в развитии речевого общения детей дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья "Роль фольклора в развитии речевого общения детей дошкольного возраста" | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
"Роль фольклора в развитии речевого общения детей дошкольного возраста"
Речь, во всём её многовидовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Речь - важнейшая творческая психологическая функция человека.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.
Основная цель работы по развитию речи в дошкольных учреждениях — формирование устной речи и культуры речевого общения с окружающими. Она включает в себя ряд конкретных частных задач, среди которых: воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи (диалогической и монологической).
В современном мире наблюдается процесс упрощения, оскуднения русского языка, исчезает его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых
Учитывая актуальность проблемы, хочется показать эффективность использования фольклора в учебно-воспитательном процессе с детьми дошкольного возраста:
- показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, сказках, поговорках и др.;
- поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей, развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую связную речь.
Русское народное творчество, как неотъемлемая часть практической педагогики народа, в течение веков формировала эстетические вкусы ребенка, составляя морально - нравственную основу развития личности. В традиции народного воспитания его произведения способствовали физическому и нравственному здоровью ребенка, развития его умственных способностей, подготовке к общественно - полезной деятельности. Художественное слово, вместе с живыми наблюдениями, обогащало знания об окружающем мире, учило доброте и состраданию, помогало самоутверждению. И пережив века, эти произведения как бесценное богатство передаются новым и новым поколениям.
Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Он отражает и те народные черты, которые сформировались под влиянием трудового образа жизни, и те, которые сопутствовали условиям подневольного труда в классовом обществе.
А. М. Горький развернул и обосновал тезис о коллективности фольклора, получивший признание и развитие в советской науке. Еще до революции, в 1909 г., А. М. Горький писал о том, что в фольклоре, как и в языке, сказывается «коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека», что «гигантской силой коллектива возможно объяснить непревзойденную и по сей день глубокую красоту мифа и эпоса, основанную на совершенной гармонии идеи с формой».
В силу названных особенностей, устное народное творчество выступает эффективным средством развития выразительности речи, поскольку его произведения раскрывают перед ребёнком красоту и меткость русского языка. По словам К. Д. Ушинского, "пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребёнка", обогащая тем самым детскую речь. Русские народные сказки, потешки, прибаутки, как наиболее интересные и актуальные для дошкольников фольклорные жанры, можно рассматривать как оптимальное содержание художественно-речевой и игровой деятельности. В данных видах деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а так же для речевого самовыражения ребёнка.
Влияние фольклора на языковое образование детей было раскрыто в работах выдающихся ученых, педагогов, писателей (О.В. Духнович, С.Ф. Русова, Г.С. Сковорода, И.И. Срезневским, Е.И. Тихеева, К.Д.Ушинский, И.Я.Франко и др.).
М. Горький писал: "Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой"
Анализ фольклорных жанров показал, что им присущ ряд специфических черт, которые чрезвычайно привлекают ребенка, а именно: небольшой объем текста, доступность содержания, захватывающий игровой сюжет, использование художественно-изобразительных средств языка. Фольклорные произведения отличаются красочностью, выразительностью, ритмичностью, легкостью для запоминания. Это позволило считать, что по своим художественно-специфическими чертами фольклор может служить эффективным средством развития связной речи детей, обогатить их речь образными выражениями, текстами жанров фольклора.
Н. Погосова отмечает, что «тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи».
Можно выделить и других педагогов, которые занимаются изучением влияния сказки на развитие речи дошкольников, например, М.А. Поваляева, Д.Ю. Соколов, О.В. Защиринская, С.А. Черняева и многие другие.
Проведенная работа показала – ценность фольклорных произведений для дошкольного периода обусловлена, прежде всего, высокой интонационной выразительностью, что особенно значимо для детей – дошкольников, а так же другими жанровыми особенностями – речевыми, звуковыми, смысловыми. Образность народного фольклора позволяет донести до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира, речевого развития детей. Средствами устного народного творчества в детях воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание применять разные жанры фольклора в повседневной жизни.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Эта работа показывает, что фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи.
Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человека с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М,, 2001г.
2. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей», М., 1981г.
3. Л. М. Козырева «Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет', Ярославль,
Академия Холдинг. 2001 г.
4. Галанов А.С. Считалки –М., 2004г.
5. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры /-СП., 2006 г.
6. Погосова Н. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. -- СПб.: Речь, 2009. -- 70 с.
7. Базовая программа развития ребенка дошкольного возраста «Я в Мире» / Наук. рук. и заг.ред. А.Л. Кононко. - М.: Светоч, 2009, - 430с.
8. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
9. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить ! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М., 2009.
10. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль: Развитие коммуникативно-речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации работы парами и малыми подгруппами
Предлагаю вашему вниманию подробный и уже готовый, опробированный план тематического контроля Тема: Развитие коммуникативно-речевого общения дошкольников в процессе организации работы парами и малыми...
Игры для развития речевого общения детей дошкольного возраста
Развитие речевого общения играет большое значение в системе общего развития ребенка дошкольного возраста. Получая навыки речевого общения, ребенок получает возможность эффективно общаться, как со...
Влияние игр на развитие речи и речевое общение детей дошкольного возраста
Выступление на педагогическом совете 21.02.2013 г. P.S. Данные восстановлены с сайта dou654@edusite.ru...
Создание условий для развития речевого общения детей дошкольного возраста
Создание условий для развития речевого общения детей дошкольного возраста в процессе совместной деятельности, в играх, в повседневной жизни в соответствии с требованиями с ФГОС ДО....
Влияние взрослых на развитие речевого общения детей дошкольного возраста
Буклет для родителей воспитаников ДОУ этапы становления речи ребенка, типы речевого поведения, показатели уровней речевого поведения старших дошкольников....
«Развитие речи и речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...
Развитие навыков речевого общения детей дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр
Развитие навыков речевого общения детей дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр...