Игры для развития речевого общения детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему
Развитие речевого общения играет большое значение в системе общего развития ребенка дошкольного возраста. Получая навыки речевого общения, ребенок получает возможность эффективно общаться, как со сверстниками, так и взрослыми. Ребенок же с недостаточно развитыми навыками речевого общения постоянно испытывает затруднения при общении, чувствует себя некомфортно, и все это, в свою очередь тормозит его развитие. Предлагаемый ниже комплекс развивающих игр направлен на решение этой проблемы и может быть полезен, как для профессиональной деятельности педагогов, так и для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_rechevogo_obshcheniya_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для развития речевого общения детей дошкольного возраста
Развитие речевого общения играет большое значение в системе общего развития ребенка дошкольного возраста. Получая навыки речевого общения, ребенок получает возможность эффективно общаться, как со сверстниками, так и взрослыми. Ребенок же с недостаточно развитыми навыками речевого общения постоянно испытывает затруднения при общении, чувствует себя некомфортно, и все это, в свою очередь тормозит его развитие. Предлагаемый ниже комплекс развивающих игр направлен на решение этой проблемы и может быть полезен, как для профессиональной деятельности педагогов, так и для родителей.
Игра: «Знакомство»
Цель:
1. Учить детей знакомиться с новыми людьми.
2. Развивать навыки речевого общения.
3. Воспитывать культуру поведения.
Материалы: Иллюстрации с ситуацией знакомства.
Ход игры:
Беседа с детьми на тему, приходилось ли им с кем-либо знакомиться, когда это происходило и что они при этом чувствовали.
Рассматривание иллюстраций, демонстрирующих ситуацию знакомства с обсуждением того, что чувствуют люди, изображенные на иллюстрации, как они выглядят, о чем думают.
Обыгрывание ситуации знакомства. Выходят двое детей и разыгрывают сценку: «Знакомство». После чего рассказывают о своих ощущениях, что им было трудно, а что легко. Затем выходят следующие желающие и т.д.
Итог: дети делятся впечатлениями, педагог дает советы на тему того, как знакомиться с новыми людьми.
Игра: «Встреча с другом»
Цель:
1. Учить детей правильно общаться при встрече с друзьями и знакомыми.
2. Развивать навыки речевого общения.
3. Воспитывать эмпатию и культуру поведения.
Материалы: Иллюстрации с ситуациями встречи с друзьями.
Ход игры:
Беседа с детьми на тему, как часто им приходится встречаться где-либо с друзьями и знакомыми, как они себя при этом ведут, что говорят и что при этом чувствуют.
Рассматривание иллюстраций, демонстрирующих ситуацию встречи с другом с обсуждением того, что чувствуют люди, изображенные на иллюстрации, какие у них выражения лица и позы.
Обыгрывание ситуации встречи с другом. Выходят двое детей и разыгрывают сценку: «Встреча с другом». После обыгрывания ситуации дети рассказывают о своих ощущениях, что у них получилось хорошо, а что не очень. Затем выходят следующие желающие и т.д.
Итог: дети делятся впечатлениями, педагог дает советы на тему того, как нужно вести себя при встрече со знакомыми, и напротив – как как вести себя не стоит.
Игра: «Похвали автора»
Цель:
1. Учить детей выражать свои положительные эмоции по поводу работ других детей.
2. Развивать навыки речевого общения.
3. Воспитывать доброжелательность и эмпатию.
Материалы: цветные карандаши, листы бумаги, фишки.
Ход игры:
Детям предлагается нарисовать рисунок на свободную тему по замыслу.
После того, как дети нарисуют рисунки, они делятся на пары и меняются рисунками. Теперь им нужно внимательно рассмотреть рисунок своей пары, найти в нем то, что особенно нравиться и рассказать об этом. Смысл этого задания – так рассказать о рисунке, чтобы тому, кто его рисовал, было приятно.
Каждая пара выступает по очереди, остальные дети слушают рассказы друг друга. У каждого ребенка в руках по фишке, и ее можно отдать только одному рассказчику, тому, кто больше всех понравился (То есть лучше всех, по мнению ребенка, сумел похвалить автора рисунка.)
Итог:
Подсчет фишек, выбор победителя. Заключительное слово о том, какие нужно подбирать слова, если хочешь кого-то похвалить.
Игра: «Пожалей зайку»
Цель:
1. Учить детей проявлять сочувствие.
2. Развивать навыки речевого общения.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Материалы: Игровой персонаж Зайка.
Ход игры:
Чтение детям стихотворения: «Зайку бросила хозяйка…»
Появление игрового персонажа Зайки, который плачет и рассказывает, как ему плохо, оттого, что его бросила хозяйка.Обсуждение с детьми, как можно помочь Зайке, как его пожалеть. Детям предлагаются речевые формы высказываний, как можно обратиться к зайке, пожалеть его. Затем дети по очереди жалеют Зайку.
Итог: педагог вместе с детьми делают вывод, насколько важно оказывать сочувствие тем, кто в нем нуждается.
Игра: «Салют»
Цель:
1. Обучать детей находить способы самовыражения в группе, в том числе путем речевого общения.
2. Развивать умения снятия напряжения.
3. Воспитывать желание адекватно проявлять положительные эмоции и воспринимать других.
Материалы: лист цветной бумаги, салфетки, туалетная бумага ножницы.
Ход игры:
Дети выбирают для себя материал, затем в течении нескольких минут рвут его на мелкие кусочки(либо
нарезают ножницами), подготовив, таким образом, материал для салюта.
После этого каждый ребенок подбрасывает вверх свои кусочки – изображает свой салют, а также рассказывает о нем: чем его салют отличается от других, в честь какого он праздника, а остальные ему хлопают и высказывают свое одобрение, хвалят автора.
Итог: вывод – все мы разные, но каждый заслуживает внимания и уважения.
Игра: «Рисуем всей группой»
Цель:
1. Обучать умению договариваться.
2. Способствовать развитию сотрудничества, умению договариваться.
3. Воспитывать желание уважать чужую работу, пространство.
Материал: лист ватмана, восковые мелки или фломастеры.
Ход игры:
Педагог: «Сегодня мы будем рисовать на одном листе бумаги одновременно. Придумайте, что вы хотите нарисовать, и выберите себе место. Для рисования я дам каждому из вас только один мелок (фломастер), но я думаю, что вам, конечно, захочется сделать свои рисунки разноцветными. Для этого вам нужно будет обмениваться друг с другом мелками».
Рисование лучше проводить на большом ковре, чтобы дети могли занять удобное положение. Взрослый наблюдает за процессом и предлагает в случае возникновения конфликтных ситуаций компромиссные варианты их решения.
Итог: вывод – если люди что-то делают вместе и при этом уважительно относятся друг к другу и умеют договариваться – у них все получится.
Игра: «Ладонь на ладонь»
Цель:
1. Обучать детей эффективному взаимодействию.
2. Развивать умения согласовывать действия с партнером.
3. Воспитывать чувство коллективизма.
Ход игры:
Педагог объясняет детям правила.
Дети прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаться по группе, где можно установить разные препятствия, которые пара должна преодолеть. Это может быть стул или стол. В определенный момент дети должны суметь договориться о дальнейшем действии. В игре может участвовать пара взрослый-ребенок.
Итог: дети делятся впечатлениями – что им показалось сложным и что помогает в преодолении трудностей.
Игра: «Меняемся пуговицами»
Цель:
1. Побуждать детей договариваться друг с другом, учить сотрудничать.
2. Развивать навыки речевого общения.
3. Воспитывать желание сотрудничать друг с другом.
Материал: 50 пуговиц по 10 разного цвета, шаблоны с цветным узором.
Ход игры:
Ведущий перемешивает пуговицы и затем раздает каждому участнику шаблон и 10 пуговиц (число пуговиц определяется количеством участников). Каждый ребенок должен собрать из пуговиц по шаблону узор определенного цвета. Для этого ему придется обмениваться пуговицами с другими детьми, и соответственно, строить речевое общение и сотрудничать.
Итог: вывод – умение договариваться и сотрудничать с другими очень важны для успеха в каком-либо деле. Обсуждение пословицы: «Один в поле не воин».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Роль фольклора в развитии речевого общения детей дошкольного возраста"
В статье раскрывается значение устного народного творчества в развитии речевого общения детей дошкольников....
Игры на развитие навыков общения детей дошкольного возраста
подборка игр на развитие навыков общения для детей от 3 лет до 7 лет...
Создание условий для развития речевого общения детей дошкольного возраста
Создание условий для развития речевого общения детей дошкольного возраста в процессе совместной деятельности, в играх, в повседневной жизни в соответствии с требованиями с ФГОС ДО....
Влияние взрослых на развитие речевого общения детей дошкольного возраста
Буклет для родителей воспитаников ДОУ этапы становления речи ребенка, типы речевого поведения, показатели уровней речевого поведения старших дошкольников....
" Игры на развитие речевого дыхания детей дошкольного возраста"
Дыхание - основа жизни и здоровья человека. Но немало важную роль дыхание имеет для правильной и красивой речи. Речевое дыхание - процесс управляемый, при котором вдох происходит через рот и нос, а вы...
Игры для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста
Игры для развития речевого дыхания...
Семинар- практикум для педагогов ДО по теме: « Дидактические игры в развитии речевой активности детей дошкольного возраста »
laquo;МКДОУ Доволенский детский сад №2Новосибирская область, Доволенский район, с. Довольное Семинар- практикум для педагогов ДО по теме: « Дидактические игры...