Деловая игра по теме «Развитие речевого общения детей посредством приобщения к произведениям художественной литературы»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Релаксация:
Все врассыпную двигаются по залу под бодрую музыку. Воспитатель хлопает в ладоши – все играющие здороваются за руку друг с другом. Опять звучит музыка – движение по залу продолжается. Воспитатель звонит в колокольчик – все играющие гладят друг друга по плечу. Опять звучит музыка – все играющие двигаются. Воспитатель свистит в свисток – все играющие трутся спинами друг с другом.
Воспитатель: Я думаю, после игры вам стало намного теплее, веселее, комфортнее.
«Знатоки детской художественной литературы»
Цель: · повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;
· развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе. Раскрыть творческий потенциал каждого педагога (вопросы задаются поочередно каждой команде)
Ход игры: Уважаемые коллеги, сегодня я вам предлагаю поиграть, а, как известно, из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу. Приобретением нового и развитием старого багажа мы сегодня и займемся. Я представляю команды. Замечательно. Вам предстоит пройти ряд сложных испытаний, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачу все же пожелаю!
Перед началом послушайте правила. На столах у вас лежат сигнальные флажки. Если вы знаете ответ, то прежде должны поднять флажок, а затем ответить. За невыполнение правил вы лишаетесь очков, которые автоматически переходят к соперникам. Кто окажется быстрее, тот и наберет больше очков. Данный вид ответа действенен в общем соревновании. Если ответ адресован конкретно команде, то она отвечает сразу (если готов ответ) или думает 1 минуту. Если по истечении 1 минуты команда не знает ответ, то у другой команды есть шанс заработать очко, правильно ответив на вопрос соперников. Но и та, и другая команда имеет право ответа лишь после поднятия флажка. Очки представляются в форме фишек. Командам все понятно?……Тогда приступим.
1.Разминка: «Дворец сказок»
Командам предлагается на схематично выполненном дворце из множества кирпичей «положить кирпич в кладку», т.е. на каждом кирпиче написать один из приемов работы над сказкой. Команды действуют одновременно.
Методы: словесные - чтение сказок, пересказ, беседа, выразительное чтение, сказкотерапия, прослушивание аудиозаписи.
Практические: речевые игры и упражнения, игры-драматизации, театрализованные игры, инсценировка, использование разных видов театра.
Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций, картин, игрушек, тематических альбомов; работа с мнемосхемами, оформление выставок.
2. «Сказка – загадка»
Командам предлагаются по две карточки с отрывками из русских народных сказок, из которых «убежали» имена существительные. Необходимо вставить имена существительные и отгадать название сказки.
2.1. Название сказки «____________________».
«Жили-были_________и __________. У _________была _________ледяная, а у __________лубяная. Пришла ________у ________ растаяла, а у __________ стоит по старому. Вот _________и попросилась у него переночевать, да его из ________ и выгнала.
2.2. Название сказки «______________________________».
У старшего ______ ___________ упала на боярский ______________, подняла её боярская ____________. У среднего __________упала __________ на широкий купеческий __________. Подняла её купеческая ____________. А у младшего _______, ____________ поднялась и улетела, сам не знает куда. Вот он шёл, шёл, дошёл до __________, видит – сидит ___________. И держит его ________________.
2.3. Название сказки « ______________________________».
Выехал ___________из __________, прискакал в чистое ______, слез с ______, влез ему в левое _____, в правое вылез и стал по прежнему ___________________. Отпустил он ______________, а сам пошел _________. Отпустил ________ коня, набрал лукошко _________ и принес домой.
3. К какому виду устного творчества это относится?
1 команда
· «Как аукнется, так и откликнется» (пословица).
· «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (небылица).
2 команда
· «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал». ( Потешка)
· «В некотором царстве, в некотором государстве…» (сказка).
3 команда
· «Расскажу-ка я вам про дела старые, Да про старые, про бывалые, Да про битвы, да про сражения, Да про подвиги богатырские…» (былина)
· «Сели детки на карниз и растут все время вниз» (загадка).
4. Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе.
4.1. Слушать рассказывание или чтение небольших по объёму произведений, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора. Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя. (1-ая младшая группа)
4.2. Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый). Учить выразительно читать стихотворения, потешки. Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. (Средняя группа)
4.3. Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и выразительно читать наизусть стихотворения. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. (Подготовительная к школе группа).
5. Определи название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку.
5.1. ….Ну, так видите ль, миряне,
Православные христиане,
Наш удалый молодец
Затесался во дворец;
При конюшне царской служит
И нисколько не потужит
Он о братьях и отце
В государевом дворце… ( П.П. Ершов «Конек-горбунок»)
5.2. … Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана.
Вот восьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер… (А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)
5.3. "Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство, и мало ли, много ли времени проезжу - не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите». (Сергей Аксаков «Аленький цветочек»)
6. «Составь слово из слогов и отгадай сказку» (в форме финвордов)
Команды получают карточки с заданием (разные) и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.
1 команда Кашечрохав («Хаврошечка»). Боклоко («Колобок»)
2 команда Зоркомо («Морозко») Гукароснеч («Снегурочка»)
3 команда Комерет («Теремок») Щеинакатар («Тараканище»).
7. «Узнай и нарисуй»
Команды выбирают карточки с заданием, отгадывают его. Один из представителей команды со вторым направляющим с завязанными глазами изображает героя литературного произведения.
Карточка 1
Принесла овсяной кашки –
отвернулся он от чашки
Принесла ему редиски –
Отвернулся он от миски. (Усатый полосатый)
Карточка 2
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов,
Стало множество жильцов.
Карточка 3
Ах ты, Петя, простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
Подведение итогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kniga_igra.docx | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра по теме «Развитие речевого общения детей посредством приобщения к произведениям художественной литературы»
Релаксация:
Все врассыпную двигаются по залу под бодрую музыку. Воспитатель хлопает в ладоши – все играющие здороваются за руку друг с другом. Опять звучит музыка – движение по залу продолжается. Воспитатель звонит в колокольчик – все играющие гладят друг друга по плечу. Опять звучит музыка – все играющие двигаются. Воспитатель свистит в свисток – все играющие трутся спинами друг с другом.
Воспитатель: Я думаю, после игры вам стало намного теплее, веселее, комфортнее.
«Знатоки детской художественной литературы»
Цель: ∙ повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;
∙ развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе. Раскрыть творческий потенциал каждого педагога (вопросы задаются поочередно каждой команде)
Ход игры: Уважаемые коллеги, сегодня я вам предлагаю поиграть, а, как известно, из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу. Приобретением нового и развитием старого багажа мы сегодня и займемся. Я представляю команды. Замечательно. Вам предстоит пройти ряд сложных испытаний, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачу все же пожелаю!
Перед началом послушайте правила. На столах у вас лежат сигнальные флажки. Если вы знаете ответ, то прежде должны поднять флажок, а затем ответить. За невыполнение правил вы лишаетесь очков, которые автоматически переходят к соперникам. Кто окажется быстрее, тот и наберет больше очков. Данный вид ответа действенен в общем соревновании. Если ответ адресован конкретно команде, то она отвечает сразу (если готов ответ) или думает 1 минуту. Если по истечении 1 минуты команда не знает ответ, то у другой команды есть шанс заработать очко, правильно ответив на вопрос соперников. Но и та, и другая команда имеет право ответа лишь после поднятия флажка. Очки представляются в форме фишек. Командам все понятно?……Тогда приступим.
1.Разминка: «Дворец сказок»
Командам предлагается на схематично выполненном дворце из множества кирпичей «положить кирпич в кладку», т.е. на каждом кирпиче написать один из приемов работы над сказкой. Команды действуют одновременно.
Методы: словесные - чтение сказок, пересказ, беседа, выразительное чтение, сказкотерапия, прослушивание аудиозаписи.
Практические: речевые игры и упражнения, игры-драматизации, театрализованные игры, инсценировка, использование разных видов театра.
Наглядные: рассматривание иллюстраций, репродукций, картин, игрушек, тематических альбомов; работа с мнемосхемами, оформление выставок.
2. «Сказка – загадка»
Командам предлагаются по две карточки с отрывками из русских народных сказок, из которых «убежали» имена существительные. Необходимо вставить имена существительные и отгадать название сказки.
2.1. Название сказки «____________________».
«Жили-были_________и __________. У _________была _________ледяная, а у __________лубяная. Пришла ________у ________ растаяла, а у __________ стоит по старому. Вот _________и попросилась у него переночевать, да его из ________ и выгнала.
2.2. Название сказки «______________________________».
У старшего ______ ___________ упала на боярский ______________, подняла её боярская ____________. У среднего __________упала __________ на широкий купеческий __________. Подняла её купеческая ____________. А у младшего _______, ____________ поднялась и улетела, сам не знает куда. Вот он шёл, шёл, дошёл до __________, видит – сидит ___________. И держит его ________________.
2.3. Название сказки « ______________________________».
Выехал ___________из __________, прискакал в чистое ______, слез с ______, влез ему в левое _____, в правое вылез и стал по прежнему ___________________. Отпустил он ______________, а сам пошел _________. Отпустил ________ коня, набрал лукошко _________ и принес домой.
3. К какому виду устного творчества это относится?
1 команда
∙ «Как аукнется, так и откликнется» (пословица).
∙ «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (небылица).
2 команда
∙ «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал». ( Потешка)
∙ «В некотором царстве, в некотором государстве…» (сказка).
3 команда
∙ «Расскажу-ка я вам про дела старые, Да про старые, про бывалые, Да про битвы, да про сражения, Да про подвиги богатырские…» (былина)
∙ «Сели детки на карниз и растут все время вниз» (загадка).
4. Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе.
4.1. Слушать рассказывание или чтение небольших по объёму произведений, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора. Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя. (1-ая младшая группа)
4.2. Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый). Учить выразительно читать стихотворения, потешки. Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. (Средняя группа)
4.3. Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и выразительно читать наизусть стихотворения. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. (Подготовительная к школе группа).
5. Определи название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку.
5.1. ….Ну, так видите ль, миряне,
Православные христиане,
Наш удалый молодец
Затесался во дворец;
При конюшне царской служит
И нисколько не потужит
Он о братьях и отце
В государевом дворце… ( П.П. Ершов «Конек-горбунок»)
5.2. … Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана.
Вот восьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер… (А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)
5.3. "Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство, и мало ли, много ли времени проезжу - не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите». (Сергей Аксаков «Аленький цветочек»)
6. «Составь слово из слогов и отгадай сказку» (в форме финвордов)
Команды получают карточки с заданием (разные) и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.
1 команда Кашечрохав («Хаврошечка»). Боклоко («Колобок»)
2 команда Зоркомо («Морозко») Гукароснеч («Снегурочка»)
3 команда Комерет («Теремок») Щеинакатар («Тараканище»).
7. «Узнай и нарисуй»
Команды выбирают карточки с заданием, отгадывают его. Один из представителей команды со вторым направляющим с завязанными глазами изображает героя литературного произведения.
Карточка 1
Принесла овсяной кашки –
отвернулся он от чашки
Принесла ему редиски –
Отвернулся он от миски. (Усатый полосатый)
Карточка 2
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов,
Стало множество жильцов.
Карточка 3
Ах ты, Петя, простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 п.Радченко ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художе...
Доклад на педагогический совет Тема "Развитие творческих способностей детей посредством приобщения к театральной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Доклад на педагогический совет в ДОУ. Известно, что творческие потенциалы заложеныи существуют в каждом человеке и сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методо...
Деловая игра для воспитателей «Развитие речи и формирование нравственных качеств личности через художественную литературу»
Деловая игра для воспитателей «Развитие речи и формирование нравственных качеств личности через художественную литературу»...
Развитие речевого общения детей посредством дидактических игр
Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое общение – не умеют. Дошкольники мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают. Свой личный опыт впеч...
Доклад на тему «Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития»
Выступление на методическом дне ДОУ (2020-2021 уч.год)Доклад на тему «Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития»...
Мастер-класс для воспитателей на тему «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
Мастер-класс для воспитателей на тему«РАЗВИТИЕ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»Цель: дать представление о роле художественной литературы в ...