Мастер – класс «Формирование основ естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность»
методическая разработка

Плешкова Елена Викторовна

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

 

 

Мастер – класс

«Формирование основ естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность»

 

 

 

 

 

Подготовила: Плешкова Елена Викторовна,                                                                  воспитатель МКДОУ                                                                                                   Новобирюсинского детского сада «Солнышко»

 

 

Тайшет, 2022г.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет

в работе с дошкольниками формирование элементарных естественно - научных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления, любознательности.

Что такое естественнонаучная грамотность дошкольников?

- Это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира.

Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность.

Цель мастер-класса: трансляция личного опыта работы по вопросу организации познавательно- исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.

Задачи:

  • обозначить актуальность работы по организации познавательно – исследовательской деятельности детей;
  • расширить представления коллег о способах организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОО;
  • способствовать сплочению педагогического коллектива.

Оборудование: веер с цифрами, апельсин, чеснок и парфюм, небольшой поднос, пластилин, пластиковая бутылка, пищевой краситель, сода, уксус, большой емкости с песком, при помощи магнитом ищут мелкие металлические предметы.

Участники мастер-класса: педагогический коллектив ДОО

Ход мастер-класса

 

«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню,                                                   дай мне сделать — и я пойму»

 Конфуций

Теоретическая часть.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Спасибо, что нашли время и пришли на мастер-класс. Сегодня мы поговорим о формировании основ естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 2

Как известно, период дошкольного детства — это уникальное время, когда происходит активное развитие способностей ребенка. Одна из наиболее важных из них — способность к познанию. С самого рождения малыш познаёт окружающий мир с открытой душой и сердцем. Важно поддержать заложенную в нем природой любознательность и научить жить в согласии с этим миром, любить и понимать природу, идентифицировать себя как часть единой экологической системы. Успех становления экологически грамотной и познавательно активной личности в большинстве случаев зависит от окружающих ребенка взрослых, педагогов и родителей.

Слайд 3

Одним из эффективных способов формирования у детей основ естественнонаучных представлений и экологической грамотности является познавательно-исследовательская деятельность.

Занимаясь исследовательской деятельностью с детьми, я использую следующие формы работы:

1. Индивидуальную.

2. Групповую.

3. Подгрупповую.

 Экспериментальная деятельность - моя тема по самообразованию. Прошла курсы повышения квалификации по теме «Организация экспериментальной деятельности на занятиях с дошкольниками в ООО «Центр развития компетенций. Аттестатика».  В нашей группе организована предметно – пространственная среда по исследовательской деятельности. Имеется   мини – лаборатория. Для ее пополнения мы активно привлекали и детей, и родителей. При этом мы придерживаемся принципа «Все отходы превратим в доходы!». Это означает, что для организации опытов мы используем бросовый материал (палочки для суши, палочки для мороженого, кусочки картона итд).

В мини – лаборатории хранится оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети   познают тайны живой и неживой природы:

приборы – помощники для экспериментирования: весы, магниты, лупы, песочные часы;

• Природные материалы: песок, глина, земля, семена, камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, соль, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, семена фруктов и овощей;

медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт, пробирки, шпатели, деревянные палочки, мензурки, воронки, резиновые груши разного объема.

• Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха, поролона, пробирки, проволока,

• Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объёмы:

Пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

Дополнительное оборудование и материалы.

- детские халаты, фартуки, шапочки;

- схемы для проведения опытов.

Мини - лаборатория постоянно пополняется новыми материалами для экспериментирования, которые доступны и безопасны для детей.

В работе с детьми дошкольного возраста я стараюсь создать атмосферу доверия, дошкольники могут задавать интересующие их вопросы: почему ломается лёд на луже, и когда, как расцветает цветок; Почему тает снег? Почему идёт дождь? Откуда солнышко приходит и куда уходит? Первоначальным детским вопросом является «почему?», поэтому второе имя дошкольников «почемучки».

При организации опытно-экспериментальной деятельности наряду с традиционными методами и приёмами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения.  Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

В совместной работе с дошкольниками исследуем свойства песка, воды, льда, снега, глины, камней. Экспериментируем с водой: меняем цвет, замораживаем, нагреваем воду. Из опыта "Волшебница - вода" при взаимодействии воды и красок узнали о её свойстве изменять цвет,  опыт «Волшебная рукавичка» помог выяснить способность магнита притягивать металлические предметы через рукавичку, При проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через сито мокрый песок, а затем сухой – дети пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.

   Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок.

Во время проведения опыта «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.

      Когда дети сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.

Если ребёнок нуждается в помощи, то я пытаюсь оказать её незаметно, шаг за шагом подталкивая его к правильному ответу, осторожно поправляя его, если он делает неправильные выводы, потому что критика или недовольство воспитателя снижает интерес детей к любой деятельности.

Для успешной реализации поставленных задач, осуществляю тесное взаимодействие с родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливается его результативность.

                Оформляю для них информационные стенды, создаю буклеты,  разрабатываю  памятки, провожу индивидуальные беседы, консультации на  тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», анкетирование для родителей с целью выявления отношения их к поисково - исследовательской активности детей, родительское собрание на тему «Экспериментирование в семье».

Родители принимают активное участие в конкурсах «Эксперименты дома», в проектах «Откуда берется снег?   Стараюсь  привлечь    родителей к активной помощи в решении проблем, связанных с развитием познавательно-исследовательской активности дошкольников. Активная совместная работа способствует усилению взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.

       Сегодня я продемонстрирую вам несколько опытов, но прежде ответьте на один вопрос: Вы любите экспериментировать? Почему?

Спасибо за ваши ответы, коллеги! Как показывает практика, экспериментировать любят все: и дети, и взрослые. И в большинстве случаев, от увлеченности взрослого зависит то, каким будет результат опыта для ребенка. Разумеется, важно, чтобы эксперимент соответствовал возрасту воспитанников, а условия его проведения давали максимальную свободу для проявления самостоятельности и инициативы.

Слайд 4

При проведении опытов следует придерживаться следующей структуры:

  1. Определение проблемы.
  2. Поиск путей решения проблемы.
  3. Проверка гипотез, предположений.
  4. Обсуждение увиденных полученных результатов.
  5. Формулировка выводов.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Слайды5-8

Итак, приступим!

Опыт №1 «Воздух - невидимка»

Цель: ознакомление детей со свойствами воздуха.

Ход опыта: Я предлагаю вам закрыть глаза. Сейчас я возьму какой – либо ароматный предмет и расположу его у себя на столе. Попробуйте определить, что это, не открывая глаз.

(пример: апельсин, чеснок и парфюм)

Вы верно угадали! Какой вывод мы можем сформулировать? (воздух невидим, обладает свойством передачи запахов на расстоянии)

Опыт №2 «Огнедышащий вулкан»

Цель: формирование представлений об извержении вулкана.

Извержение вулкана – грандиозное зрелище, но наблюдать его вживую опасно. Поэтому можно воспроизвести его искусственно в детском саду.

Для этого нам понадобится небольшой поднос, пластилин, пластиковая бутылка, пищевой краситель, сода, уксус.

Заранее облепим пластиковую бутылку пластилином и придадим ей форму вулкана.  Чтобы вызвать извержение, засыплем в нее 2ст/ложки соды, ¼ стакана теплой воды, немного красного пищевого красителя и ¼ стакана уксуса. Зрелищный опыт удался на славу!

Опыт №3 «Поиск клада»

Цель: ознакомление со свойствами магнита.

Каждый ребенок обожает играть с песком. А если предложить ему поискать клад – отказаться он не сможет. Итак, изучая с детьми свойства магнита, можно предложить им найти клад, не дотрагиваясь до песка. Давайте попробуем!

(педагоги встают вокруг большой емкости с песком, при помощи магнитом ищут мелкие металлические предметы)

Какие выводы можно сделать с детьми? (ответ коллег: магнит притягивает к себе металлические предметы, преодолевая препятствия).

Слайд 9

Конечно, это лишь небольшая часть из проводимой нами работы с детьми. За период работы над темой мы добились хороших результатов:

  • дети научились самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
  • дети научились выдвигать гипотезы;
  • дети стали активнее проявлять интерес к поисковой деятельности;
  • повысился общий уровень знаний детей.

Слайд 10

На этом наша встреча подходит к концу. Мы наглядно убедились в том, что эксперименты лежат в основе получения всякого знания, без них любые понятия становятся лишь сухие абстракции.

Слайд 11

А какие интересные опыты есть в вашем арсенале, коллеги? Поделитесь своими идеями! (обмен опытом)

Уважаемые коллеги, был ли сегодняшний мастер – класс полезен для вас я узнаю, если вы покажете на веере цифру от 1 до 5.

Спасибо за обратную связь, коллеги!

Подводя итоги, хочется отметить, что в дошкольном воспитании познавательно – исследовательская деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Давайте же сделаем жизнь детей в детском саду еще интереснее и краше, будем стараться, чтобы у детей создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.

На этом наша встреча подошла к концу. Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ «Сфера», 2019.
  2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004.
  3. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации. – М.: Арки, 2005.
  4. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
  5. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. - СПб.: Сова, 1998.

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_prezentatsiya.pptx1.34 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ППП Мастер – класс для педагогов «Формирование основ естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста через познавательно -исследовательскую деятельность » Подготовила: воспитатель МКДОУ Новобирюсинского детского сада «Солнышко» Плешкова елена викторовна

Слайд 2

Период дошкольного детства — это уникальное время, когда происходит активное развитие способностей ребенка. Одна из наиболее важных из них — способность к познанию. Успех становления экологически грамотной и познавательно активной личности в большинстве случаев зависит от окружающих ребенка взрослых, педагогов и родителей.

Слайд 3

Одним из эффективных способов формирования у детей основ естественнонаучных представлений и экологической грамотности является познавательно - исследовательская деятельность.

Слайд 4

Постановка проблемы. Поиск путей решения проблемы. Проверка гипотез, предположений. Обсуждение увиденных полученных результатов. Формулировка выводов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям. Структура проведения опытов

Слайд 5

Поэкспериментируем?! Главное – безопасность!!

Слайд 6

Опыт №1 Тема: «Воздух – невидимка». Цель: ознакомление детей со свойствами воздуха.

Слайд 7

Опыт №2 Тема: «Огнедышащий вулкан» Цель: формирование представлений об извержении вулкана.

Слайд 8

Опыт №3 Тема: «Поиск клада» Цель: ознакомление со свойствами магнита.

Слайд 9

Чего мы добились? дети научились самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить; дети научились выдвигать гипотезы; дети стали активнее проявлять интерес к поисковой деятельности; повысился общий уровень знаний детей.

Слайд 10

Эксперименты лежат в основе получения всякого знания, без них любые понятия становятся лишь сухие абстракции.

Слайд 11

Обратная связь

Слайд 12

В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Давайте же сделаем жизнь детей в детском саду еще интереснее и краше! В заключение

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Развитие познавательных компетенций у детей старшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность"

Поделиться с педагогами опытом по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность. Представить одну из форм проведения опытно-экспериментальн...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"Автор: воспитатель МБДОУ д/с №261 г.о. Сам...

Опыт работы. Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности.

Опыт работыФормирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности....

Мастер-класс "Формирование основ естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности детей среднего дошкольного возраста через кейс-технологии"

Цель: Создание условий для распространения педагогического опыта по использованию кейс-технологии для развития экологической грамотности детей дошкольного возраста.Задачи:    ...

Самообразование Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, через различные виды деятельности»

Цель: повысить свой профессиональный уровень; систематизировать теоретические основы формирования финансовой грамотности у детей...