Мастер – класс «Формирование основ естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность»
методическая разработка
Мастер – класс
«Формирование основ естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность»
Подготовила: Плешкова Елена Викторовна, воспитатель МКДОУ Новобирюсинского детского сада «Солнышко»
Тайшет, 2022г.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет
в работе с дошкольниками формирование элементарных естественно - научных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления, любознательности.
Что такое естественнонаучная грамотность дошкольников?
- Это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира.
Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность.
Цель мастер-класса: трансляция личного опыта работы по вопросу организации познавательно- исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Задачи:
- обозначить актуальность работы по организации познавательно – исследовательской деятельности детей;
- расширить представления коллег о способах организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОО;
- способствовать сплочению педагогического коллектива.
Оборудование: веер с цифрами, апельсин, чеснок и парфюм, небольшой поднос, пластилин, пластиковая бутылка, пищевой краситель, сода, уксус, большой емкости с песком, при помощи магнитом ищут мелкие металлические предметы.
Участники мастер-класса: педагогический коллектив ДОО
Ход мастер-класса
«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму»
Конфуций
Теоретическая часть.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Спасибо, что нашли время и пришли на мастер-класс. Сегодня мы поговорим о формировании основ естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 2
Как известно, период дошкольного детства — это уникальное время, когда происходит активное развитие способностей ребенка. Одна из наиболее важных из них — способность к познанию. С самого рождения малыш познаёт окружающий мир с открытой душой и сердцем. Важно поддержать заложенную в нем природой любознательность и научить жить в согласии с этим миром, любить и понимать природу, идентифицировать себя как часть единой экологической системы. Успех становления экологически грамотной и познавательно активной личности в большинстве случаев зависит от окружающих ребенка взрослых, педагогов и родителей.
Слайд 3
Одним из эффективных способов формирования у детей основ естественнонаучных представлений и экологической грамотности является познавательно-исследовательская деятельность.
Занимаясь исследовательской деятельностью с детьми, я использую следующие формы работы:
1. Индивидуальную.
2. Групповую.
3. Подгрупповую.
Экспериментальная деятельность - моя тема по самообразованию. Прошла курсы повышения квалификации по теме «Организация экспериментальной деятельности на занятиях с дошкольниками в ООО «Центр развития компетенций. Аттестатика». В нашей группе организована предметно – пространственная среда по исследовательской деятельности. Имеется мини – лаборатория. Для ее пополнения мы активно привлекали и детей, и родителей. При этом мы придерживаемся принципа «Все отходы превратим в доходы!». Это означает, что для организации опытов мы используем бросовый материал (палочки для суши, палочки для мороженого, кусочки картона итд).
В мини – лаборатории хранится оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети познают тайны живой и неживой природы:
приборы – помощники для экспериментирования: весы, магниты, лупы, песочные часы;
• Природные материалы: песок, глина, земля, семена, камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, соль, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, семена фруктов и овощей;
• медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт, пробирки, шпатели, деревянные палочки, мензурки, воронки, резиновые груши разного объема.
• Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха, поролона, пробирки, проволока,
• Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объёмы:
Пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.
Дополнительное оборудование и материалы.
- детские халаты, фартуки, шапочки;
- схемы для проведения опытов.
Мини - лаборатория постоянно пополняется новыми материалами для экспериментирования, которые доступны и безопасны для детей.
В работе с детьми дошкольного возраста я стараюсь создать атмосферу доверия, дошкольники могут задавать интересующие их вопросы: почему ломается лёд на луже, и когда, как расцветает цветок; Почему тает снег? Почему идёт дождь? Откуда солнышко приходит и куда уходит? Первоначальным детским вопросом является «почему?», поэтому второе имя дошкольников «почемучки».
При организации опытно-экспериментальной деятельности наряду с традиционными методами и приёмами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.
В совместной работе с дошкольниками исследуем свойства песка, воды, льда, снега, глины, камней. Экспериментируем с водой: меняем цвет, замораживаем, нагреваем воду. Из опыта "Волшебница - вода" при взаимодействии воды и красок узнали о её свойстве изменять цвет, опыт «Волшебная рукавичка» помог выяснить способность магнита притягивать металлические предметы через рукавичку, При проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через сито мокрый песок, а затем сухой – дети пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.
Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок.
Во время проведения опыта «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.
Когда дети сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.
Если ребёнок нуждается в помощи, то я пытаюсь оказать её незаметно, шаг за шагом подталкивая его к правильному ответу, осторожно поправляя его, если он делает неправильные выводы, потому что критика или недовольство воспитателя снижает интерес детей к любой деятельности.
Для успешной реализации поставленных задач, осуществляю тесное взаимодействие с родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливается его результативность.
Оформляю для них информационные стенды, создаю буклеты, разрабатываю памятки, провожу индивидуальные беседы, консультации на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», анкетирование для родителей с целью выявления отношения их к поисково - исследовательской активности детей, родительское собрание на тему «Экспериментирование в семье».
Родители принимают активное участие в конкурсах «Эксперименты дома», в проектах «Откуда берется снег? Стараюсь привлечь родителей к активной помощи в решении проблем, связанных с развитием познавательно-исследовательской активности дошкольников. Активная совместная работа способствует усилению взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.
Сегодня я продемонстрирую вам несколько опытов, но прежде ответьте на один вопрос: Вы любите экспериментировать? Почему?
Спасибо за ваши ответы, коллеги! Как показывает практика, экспериментировать любят все: и дети, и взрослые. И в большинстве случаев, от увлеченности взрослого зависит то, каким будет результат опыта для ребенка. Разумеется, важно, чтобы эксперимент соответствовал возрасту воспитанников, а условия его проведения давали максимальную свободу для проявления самостоятельности и инициативы.
Слайд 4
При проведении опытов следует придерживаться следующей структуры:
- Определение проблемы.
- Поиск путей решения проблемы.
- Проверка гипотез, предположений.
- Обсуждение увиденных полученных результатов.
- Формулировка выводов.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Слайды5-8
Итак, приступим!
Опыт №1 «Воздух - невидимка»
Цель: ознакомление детей со свойствами воздуха.
Ход опыта: Я предлагаю вам закрыть глаза. Сейчас я возьму какой – либо ароматный предмет и расположу его у себя на столе. Попробуйте определить, что это, не открывая глаз.
(пример: апельсин, чеснок и парфюм)
Вы верно угадали! Какой вывод мы можем сформулировать? (воздух невидим, обладает свойством передачи запахов на расстоянии)
Опыт №2 «Огнедышащий вулкан»
Цель: формирование представлений об извержении вулкана.
Извержение вулкана – грандиозное зрелище, но наблюдать его вживую опасно. Поэтому можно воспроизвести его искусственно в детском саду.
Для этого нам понадобится небольшой поднос, пластилин, пластиковая бутылка, пищевой краситель, сода, уксус.
Заранее облепим пластиковую бутылку пластилином и придадим ей форму вулкана. Чтобы вызвать извержение, засыплем в нее 2ст/ложки соды, ¼ стакана теплой воды, немного красного пищевого красителя и ¼ стакана уксуса. Зрелищный опыт удался на славу!
Опыт №3 «Поиск клада»
Цель: ознакомление со свойствами магнита.
Каждый ребенок обожает играть с песком. А если предложить ему поискать клад – отказаться он не сможет. Итак, изучая с детьми свойства магнита, можно предложить им найти клад, не дотрагиваясь до песка. Давайте попробуем!
(педагоги встают вокруг большой емкости с песком, при помощи магнитом ищут мелкие металлические предметы)
Какие выводы можно сделать с детьми? (ответ коллег: магнит притягивает к себе металлические предметы, преодолевая препятствия).
Слайд 9
Конечно, это лишь небольшая часть из проводимой нами работы с детьми. За период работы над темой мы добились хороших результатов:
- дети научились самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
- дети научились выдвигать гипотезы;
- дети стали активнее проявлять интерес к поисковой деятельности;
- повысился общий уровень знаний детей.
Слайд 10
На этом наша встреча подходит к концу. Мы наглядно убедились в том, что эксперименты лежат в основе получения всякого знания, без них любые понятия становятся лишь сухие абстракции.
Слайд 11
А какие интересные опыты есть в вашем арсенале, коллеги? Поделитесь своими идеями! (обмен опытом)
Уважаемые коллеги, был ли сегодняшний мастер – класс полезен для вас я узнаю, если вы покажете на веере цифру от 1 до 5.
Спасибо за обратную связь, коллеги!
Подводя итоги, хочется отметить, что в дошкольном воспитании познавательно – исследовательская деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Давайте же сделаем жизнь детей в детском саду еще интереснее и краше, будем стараться, чтобы у детей создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.
На этом наша встреча подошла к концу. Спасибо за внимание!
Список использованной литературы
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ «Сфера», 2019.
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004.
- Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации. – М.: Арки, 2005.
- Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
- Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. - СПб.: Сова, 1998.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_prezentatsiya.pptx | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Период дошкольного детства — это уникальное время, когда происходит активное развитие способностей ребенка. Одна из наиболее важных из них — способность к познанию. Успех становления экологически грамотной и познавательно активной личности в большинстве случаев зависит от окружающих ребенка взрослых, педагогов и родителей.
Одним из эффективных способов формирования у детей основ естественнонаучных представлений и экологической грамотности является познавательно - исследовательская деятельность.
Постановка проблемы. Поиск путей решения проблемы. Проверка гипотез, предположений. Обсуждение увиденных полученных результатов. Формулировка выводов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям. Структура проведения опытов
Поэкспериментируем?! Главное – безопасность!!
Опыт №1 Тема: «Воздух – невидимка». Цель: ознакомление детей со свойствами воздуха.
Опыт №2 Тема: «Огнедышащий вулкан» Цель: формирование представлений об извержении вулкана.
Опыт №3 Тема: «Поиск клада» Цель: ознакомление со свойствами магнита.
Чего мы добились? дети научились самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить; дети научились выдвигать гипотезы; дети стали активнее проявлять интерес к поисковой деятельности; повысился общий уровень знаний детей.
Эксперименты лежат в основе получения всякого знания, без них любые понятия становятся лишь сухие абстракции.
Обратная связь
В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Давайте же сделаем жизнь детей в детском саду еще интереснее и краше! В заключение
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Развитие познавательных компетенций у детей старшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность"
Поделиться с педагогами опытом по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность. Представить одну из форм проведения опытно-экспериментальн...
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"Автор: воспитатель МБДОУ д/с №261 г.о. Сам...
Опыт работы. Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности.
Опыт работыФормирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности....
Презентация к РМО "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности"
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ...
Мастер-класс "Формирование основ естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности детей среднего дошкольного возраста через кейс-технологии"
Цель: Создание условий для распространения педагогического опыта по использованию кейс-технологии для развития экологической грамотности детей дошкольного возраста.Задачи: ...
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментально-исследовательской деятельности
Тезисы доклада на конференции и презентация...
Самообразование Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, через различные виды деятельности»
Цель: повысить свой профессиональный уровень; систематизировать теоретические основы формирования финансовой грамотности у детей...