Мастер-класс для педагогов "Развитие познавательных компетенций у детей старшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность"
материал (старшая группа)
Поделиться с педагогами опытом по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность. Представить одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста; Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в воспитательно–образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников; Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass_dlya_pedagogov.docx | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс для педагогов «Развитие познавательных компетенций у детей дошкольного возраста через познавательно- исследовательскую деятельность"
Цель мастер – класса: Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через экспериментально-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Поделиться с педагогами опытом по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность;
Представить одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста;
Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в воспитательно–образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников;
Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Практическая значимость:
Данный мастер-класс может быть интересен и педагогам, использующим экспериментирование в своей работе, возможно, они найдут для себя что-то новое, и не использующим в своей работе экспериментальную деятельность, так как поймут насколько это интересно и увлекательно.
Оборудование:
Мультимедийная презентация, емкость с водой, емкость с песком, бумага, ножницы, карандаш, банка с горячей водой, крышка с дырочками, лед, газированная вода, ягоды винограда, слепки следов, железный цветок, бабочки с магнитом, железная пластина, деревянная пластина.
Ход мастер-класса:
-Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности, а для того чтоб немножко настроиться на совместную работу и сплотиться, начнем со словесной игры «Да-нет»
Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да? (Да)
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
-Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка — дошкольника?
Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности и творческих способностей. Ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Расширяется кругозор детей. Поддерживается у детей инициатива, сообразительность, пытливость, самостоятельность. Обогащается словарный запас. Происходит воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.
- Высказывание Конфуция гласит: "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать, и я пойму».
Сегодня, я хочу показать вам в форме сказки, некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Сказка называется: «Волшебный мир»
-На одном птичьем дворе у мамы-курицы вылупились цыплята. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-курицей, только один был уж очень любопытный. Устав отвечать на постоянные вопросы цыпленка: когда? зачем? где? почему? - мама-курица просто перестала обращать на него внимание. Обидевшись, цыпленок решил узнать, что же там за забором птичьего двора и пошел открывать мир.
Выйдя за забор, он увидел большой водоём круглой формы, он подошел к берегу. Припекало солнце, цыпленку захотелось пить. Он попробовал воду- без вкуса, понюхал ее-без запаха, посмотрел, а вода прозрачная.
Вывод: закрепляем знания о свойствах воды: не имеет вкуса, запаха, прозрачная.
-Он увидел, что вокруг плавает много загадочных цветов, которых он раньше не никогда не видел. Это были кувшинки. А так как было утро и солнышко начало восходить, то цыпленок смог увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт 1:
Вырезаем из белой бумаги цветы с длинными лепестками, закручиваем лепестки при помощи карандаша. Опустите кувшинки на воду. Что происходит? (Лепестки цветов «распускаются»). Почему?
Вывод: Бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки «распускаются».
-Цыпленок захотел по ближе рассмотреть эти прекрасные цветы, но он не умел плавать. Поэтому ему нужно было на чем-то подплыть к цветам. Посмотрев по сторонам, он увидел кусок коры дерева, металлическую пластинку .С трудом опустив металлическую пластинку в воду ,он с ужасом заметил ,что она утонула. Следующую попытку он проделал с корой дерева и увидел, что она плавает.
Опыт 2:
Опускаем в емкость с водой металлическую пластинку и кору дерева.
Вывод: Металл тяжелый, тонет в воде, кора дерева легче и поэтому не тонет.
-Проплывая по водоёму, цыпленок увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке. Цыпленку не давал покоя вопрос: «Почему же плавают эти загадочные существа?»
Опыт 3:
Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько ягод винограда. Они падают на дно стакана, т.к. они тяжелее воды и поэтому тонут. А потом виноградины всплывают и снова падают.
Вывод: В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают виноградины; потом пузырьки воздуха лопаются, а тяжелый виноград снова опускается на дно.
- Но тут вдруг подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.
Опыт 4:
Наливаем в банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Получаются капельки дождя.
Вывод: Лед тает от теплого воздуха и превращается в капельки воды.
- Прошло немного времени, дождь закончился, снова появилось солнце. Цыпленок решил идти дальше. Тут он увидел, что, идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?
Опыт 5:
Песок смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, затем делаем отпечатки на песке заранее изготовленными слепками следов (следы можно изготовить из пластилина, дерева и т.п.).
Вывод: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
-Шел, шел цыпленок и увидел перед собой огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами. К ним подлетали красивые бабочки и садились на цветы.
Опыт 6:
На железный цветок примагничивается бабочка на нитке (бабочка с магнитом).
Вывод: Бабочка быстро примагничевается к цветку, потому что магнит притягивает к себе железо.
-Цыпленку очень понравилось познавать этот огромный, удивительный и волшебный окружающий мир. Ему захотел поскорее вернуться на птичий двор и рассказать обо всем своей маме.
Итог: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность с объектами неживой природы
Актуальность темы: "Формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую де...
Развитие учебно-познавательной компетенции у детей младшего дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность
Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность...
Презентация Развитие учебно-познавательной компетенции у детей младшего дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность
Представить участникам мастер-класса экспериментирование, как одну из форм проведения поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста...
Развитие познавательно-исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста через реализацию дополнительной общеобразовательной программы естественнонаучной направленности "Радужная Академия увлекательных наук"
доклат для регионального семинара по работе кружка естественнонаучной направленности...
Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста через познавательно- исследовательскую деятельность
Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста через познавательно- исследовательскую деятельность...