Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментально-исследовательской деятельности
статья по окружающему миру (подготовительная группа)
Тезисы доклада на конференции и презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тезисы доклада | 18.79 КБ |
Презентация | 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментально-исследовательской деятельности
Сагитова Гульмира Махмутовна, воспитатель,
МБДОУ "Детский сад №261" г.о.Самара
В современных условиях, когда влияние человека на окружающую среду становится колоссальным, и мир находится на грани экологической катастрофы, как никогда важным становится экологическое воспитание.
Первые основы экологической культуры должны закладываться еще в дошкольном возрасте. В понятие экологического воспитания входят формирование бережного отношения к природе, необходимости ее защиты и формирование экологической культуры [1].
Становление первоначальных основ экологической культуры – это накопление конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих дошкольника, входящих в круг их жизнедеятельности. Таким образом, для экологического воспитания ребёнка необходимо в первую очередь развивать его познавательную деятельность.
В соответствии с [2]– п. 2.6. содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Как отмечал Н.Н. Поддъяков, именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как оно развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
С учетом необходимости экологического воспитания и важности экспериментально-исследовательской деятельности в развитии дошкольника была разработана рабочая программа воспитателя «Формирование познавательной активности у старших дошкольников в процессе экспериментально-исследовательской деятельности». Программа экспериментально-исследовательской деятельности сформирована для детей старшей группы, воспитывающихся в МБДОУ №261 г.о. Самара. В ней проанализированы основные проблемы, возникающие при организации экспериментально-исследовательской деятельности, и предложен план проведения занятий на два года для детей старшего дошкольного возраста [3,4].
Разработанная рабочая программа экспериментально-исследовательской деятельности направлена на решение следующих задач:
- Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т.д.)
- Развитие у детей умения пользоваться приборами- помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.)
- Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения
- Формирование способов познания путем сенсорного анализа
- Социально-личностное развитие: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции
Экспериментально-исследовательская деятельность детей строится на общедидактических принципах:
- Принцип соответствия особенностям развития и саморазвития.
- Принцип информированности, обогащенности и наукоемкости.
- Принцип активности.
- Принцип эмоциональной насыщенности.
- Принцип системности.
- Материал подобран (сконцентрирован по определенному принципу)
- Принцип статичности – подвижности.
- Принцип эмоционального благополучия и комфорта.
- Принцип обеспечения половых различий.
- Принцип универсальности.
- Многофункциональность.
- Рациональность.
- Обновляемость материала.
- Именной характер материала.
Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает нашим детям успешно развивать творческие способности и в дальнейшем – в школьные годы.
В результате внедрения описанной программы в воспитательно-образовательный процесс были сделаны выводы на основе анализа данных мониторинга, проводившегося с детьми, что организация развивающей среды и экспериментально- исследовательской деятельности дошкольников способствует:
- у детей - развитию познавательной и учебной деятельности, психических процессов, активизации мышлений, умственных умений анализа, синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, развитию речи, умению формулировать свои мысли, повышению качества экологического воспитания;
- у педагогов – изучению и внедрению новых технологий, повышению профессионального мастерства;
- повышению и качества воспитательно-образовательной работы, соответствию современным требованиям дошкольного образования.
Чтобы данная работа была эффективной, она должна проводиться регулярно и непрерывно, систематически.
Список литературы.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: «Учитель», 2002.
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Изд-е 2-е. Волгоград: «Учитель», 2013.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему: "Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на основе пособия «Народный календарь: времена года»
Цель работы - формирование у детей первых представлений о причинно-следственных связях в природе на основе эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и наблюдение за его цветово...
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности....
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности ДОО
Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научиться ли, быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимать себя как часть...
Статья "Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"
Важность данной темы состоит в том, что ознакомление дошкольников с растительным и животным миром родного края, явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой ест...
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"Автор: воспитатель МБДОУ д/с №261 г.о. Сам...
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой Алтайского края
Что может быть ближе и роднее, чем природа родного края?С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого: с места, гд...
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности ДОО
Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно, живой природой. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знак...