Семинар для педагогов «Современный ребенок в мире информационных технологий».
материал

Чернышова Юлия Владимировна

Семинар  для педагогов

«Современный ребенок в  мире информационных технологий».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_v_mire_informatsionnyh_tehnologiy.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Березовский детский сад

Семинар  для педагогов

«Современный ребенок в  мире информационных технологий».

Подготовила: воспитатель

 Чернышова Ю.В.

 

Цель: формирование понимания необходимости и возможности применения современных методов, приемов и технологий  для эффективного взаимодействия с воспитанниками.

Задачи:

  1. выделить основные условия информационной среды, влияющие на развитие детей;
  2. рассмотреть психологические особенности современного ребенка с позиции педагога, родителя, сверстника;
  3. мотивировать педагогов на использование информационно – коммуникативных технологий в воспитательном процессе;
  4. предложить рекомендации для эффективного взаимодействия с воспитанниками.

Оборудование:

– компьютер, медиа-проектор, медиа-экран; 

– презентация «Современный ребенок в мире информационных технологий»;

— силуэт человека на формате А2 (3 шт.);

— школьная доска, мел;

— карточки для распределения педагогов на группы, указатели «Родители», «Педагоги», «Дети» трех цветов (зеленый, желтый, красный);

– памятки «Современный ребенок в информационной среде: шаги к пониманию»;

— фломастеры, маркеры (зеленые, красные, синие, черные для каждой группы).

План проведения семинара.

  1. Приветствие участников. 
  2. Просмотр видеоролика об отличительных особенностях разных поколений детей.
  3. Обсуждение основных условий современного мира, влияющих на развитие ребенка.
  4. Работа в группах: создание «портрета» современного ребенка с позиции педагога, родителя, сверстника. Обсуждение.
  5. Итоги семинара.

Ход проведения.

  • Организационный момент: 

Педагоги при входе получают карточку одного из цветов (красный, желтый, зеленый). В соответствии  с выбранным цветом определяют место за столом.

  • Вступительное слово:

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть на нашем семинаре. Надеюсь, что сегодняшняя встреча будет полезной и интересной.

Перед тем, как мы начнем, я хочу предложить вам посмотреть видеоролик (просмотр видеоролика – сравнение прошлого и настоящего поколений).

О чем вы подумали, посмотрев этот ролик?  (после обсуждения на экран выводится тема)

Разные поколения отличаются друг от друга. Что же изменилось? Современный мир непрерывно меняется. Скорость этих изменений постоянно возрастает. Сегодня современный ребенок сталкивается с высокотехнологичными достижениями фактически с самого рождения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки, интернет-ресурсы.  

  • Давайте выделим основные изменения условий, влияющих на развитие ребенка.

Работа фронтальная. На доске фиксировать высказывания педагогов.

Опишите условия, в которых родился и развивается современный ребенок?

— век цифровых технологий;

— век интернета – доступность информации, доступность виртуальных коммуникаций, неограниченный поток информации;

— товаронасыщение (можно купить все);

— разнообразие социальных групп, иногда с асоциальной направленностью;

— высокая скорость и большой объем информации, которые вдут к ускорению восприятия, снижению памяти, внимания;

— сокращение временного ресурса;

— идеализация и трансформация личности в интернете; 

— духовно – нравственные ценности общества, в котором развивается ребенок;

— непосредственно духовно – нравственные ценности родителей (поколение постсоветского периода – 90-х гг.).

Также нельзя исключать и постоянные условия, в которых родился ребенок: семья, общество, знаковые исторические события в государстве и мире.

Вывод: 

Таким образом, наши дети родились в той среде, которую сформировали мы, взрослые. Фактически современный ребенок – это «продукт» нашего общества.

Кроме того, информационная среда – это объективная реальность, которая влияет на современного человека, меняет мир, продолжает развиваться, и мы никак не сможем повлиять на нее, изменить ее.

Для того чтобы эффективно взаимодействовать, необходимо, прежде всего, понять, чем современный ребенок отличается от нас? Разобраться: какой он?

  1. 4. Работа в группах: создание «портрета» современного ребенка с позиции педагога, родителя, сверстника. Обсуждение.(20 мин)

Сейчас каждая группа попытается создать индивидуальный портрет современного ребенка, перечислив его особенности: 

1 группа (красный цвет) – с позиции педагога: «Вы педагоги, опишите современного ребенка, вашего воспитанника, перечислив его качества».

2 группа (желтый цвет) – с позиции родителя: «Вы родители, опишите какие они современные дети, что вас радует в них, что огорчает».

3 группа (зеленый цвет) – с позиции самого ребенка («Представьте себе, что вы – современные дети, опишите своего сверстника»).

На работу в группах у вас 7 минут. 

Часть 2. Оцените и отметьте зеленым цветом позитивные на ваш взгляд качества; красным цветом —  «проблемные» качества (создающие трудности при взаимодействии). Время работы – 3 мин.

Прошу каждую группу представить нам свой портрет современного ребенка (каждой группе на выступление отводится 2 минуты).

Вывод: Давайте сравним эти портреты. Мы видим, что они кардинально отличаются друг от друга. А ведь мы говорим об одном ребенке со своими позитивными и проблемными для нас (взрослых) качествами. А почему он такой? Потому что вырос в тех условиях, о которых мы говорили в начале семинара. Это объективная реальность. Мы ее изменить не можем, так как цифровые технологии есть и всегда будут.

Наша задача: знать об особенностях современных детей, принять их и учитывать в своей работе для эффективного взаимодействия.

Ведь есть и субъективные факторы, с которыми может и должен работать педагог, используя информационно – коммуникативные технологии, современные методы и приемы обучения.

  1. Какие формы взаимодействия с воспитанниками, на Ваш взгляд, необходимо использовать современному педагогу? Поделитесь опытом, какие методы Вы используете в работе уже сегодня? (Обсуждение)

  В заключение нашей встречи предлагаю посмотреть еще один видеоролик (позитивный видеосюжет о современных детях).

Для Вас подготовлены буклеты с рекомендациями эффективного взаимодействия с обучающимися в информационном пространстве. (Раздать буклеты) 

Большое спасибо за работу! 

Рекомендации эффективного взаимодействия с обучающимися в информационном образовательном пространстве

 

 

Психологические особенности современного ребенка:

  • работа с любой информацией;
  • быстрое развитие, быстрое включение в интересующую информацию, быстрое обучение;
  • многозадачность (могут одновременно писать сообщение, слушать музыку);
  • «клиповое» мышление;
  • инфантилизм;
  • плохое запоминание (всю информацию при случае можно посмотреть в сети);
  • недостаточная развитость навыков критического мышления.
  • нацеленность на быстрый результат;
  • трудности при планировании действий и принятии решений;
  • высокий уровень СДВГ и дефицита внимания – неусидчивость и нетерпеливость;
  • повышенная возбудимость.
  • интровертированность, склонность к аутизации;
  • предпочтение онлайн-общению;
  • потеря грани между реальностью и виртуальной жизнью;
  • зацикленность на самовыражении и самореализации (поколение «селфи»);
  • публичность личности.

«Подсказки» при обучении детей:

  • ставить четкие цели и задачи, которые дают быстрый видимый результат, расписывая все нюансы;
  • создание интереса через привлечение к участию в больших проектах, пусть это будет небольшой этап одной из задач, но ощущение причастности к чему-то большему очень хорошо мотивирует;
  • общение на равных в форме диалога, беседы – современные дети авторитетов не признают;
  • сроки работы должны строго регламентироваться – это единственное ограничение, которое приемлемо для этого поколения;
  • поощрения и небольшие вознаграждения в конце каждого успешного завершения работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние современных информационных технологий на личность дошкольника и разработка комплекса мероприятий по профилактике зависимости детей дошкольного возраста от информационных технологий.

Бурное развитие информационных (в том числе компьютерных) технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, приме...

Современные образовательные и информационные технологии в обеспечении качества организации обучения татароязычных детей русскому языку

Владение двумя языками для татароязычного народа в РТ всегда являлось нормой жизни. Изучение русского языка проходило в естественной среде и использовалось в том виде и объёме, на сколько человек счит...

ИКТ-компетентность педагога – важнейшее условие внедрения информационных технологий в практику ДОУ

Актуальность внедрения информационных технологий связана с потребностью общества в качественном образовании и воспитании детей, а также с высокими темпами развития ИТ-сообщества. Базовая компьютерная ...

Современные информационные технологии – как эффективная форма включения родителей в коррекции проблем речевого развития ребенка.

Современные информационные технологии – как эффективная форма включения родителей  в  коррекции проблем речевого развития ребенка.Учитель-логопед: Ефремова Ю.Г.    ...

Мультипликация как средство приобщения ребенка к информационным технологиям.

Статья на тему:Мультипликация как средство приобщения  ребенка к информационным технологиям....

Педсовет."Повышение компетентности педагогов по вопросу использования современных информационных технологий в образовательном процессе.»

В педсовете раскрывается проблема ИКТ, как метод повышения профессиональной компетентности педагогов в ДОУ, раскрываются формы методической работы по повышению информационной компетентности педагогов...