Современные информационные технологии – как эффективная форма включения родителей в коррекции проблем речевого развития ребенка.
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)
Современные информационные технологии – как эффективная форма включения родителей в коррекции проблем речевого развития ребенка.
Учитель-логопед: Ефремова Ю.Г.
Уважаемые коллеги, мы хорошо знаем, что для достижения положительной динамики развития ребенка с ОВЗ необходимы не только занятия со специалистами, но и активное участие родителей в процессе коррекции.
Причём это не просто требование и «прихоть» педагогов, это прямая обязанность родителей, закрепленная законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 44 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ (фед закона)
Вместе с тем, практика показывает, что:
- родители не всегда понимают трудности детей в обучении
- неадекватно оценивают возможности детей
-не осознают своей роли в воспитании и развитии детей с особенностями развития..
И зачастую ведут себя достаточно пассивно: не всегда уделяют время занятиям с ребенком, не обращаются за консультацией к педагогам и т. д.
Причины такой пассивности могут быть разные: нехватка времени, недооценивание проблемы ограниченных возможностей здоровья ребенка, не осознают своей роли в воспитании и развитии детей с особенностями развития, многие родители просто боятся показаться неопытными и необразованными перед педагогом и другие причины. Но в итоге то самое необходимое взаимодействие специалиста с родителями минимизируется, либо вообще отсутствует, что, в свою очередь, негативно сказывается на результативности коррекционной работы с ребенком с ОВЗ.
Таким образом, даже если родители детей с ОВЗ не желают идти на контакт со специалистами, не проявляют активности во взаимодействии, мы, как педагоги, обязаны поддерживать с ними связь, организовывать совместную работу. Для этого разработано множество методов, приемов, форм работы. Условно их можно разделить на традиционные (индивидуальные консультации, тетради взаимодействия, тренинги и т. д.) и нестандартные формы взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ.
Хотелось бы чуть подробнее рассказать о нестандартных формах, к которым я отнесла «Видеокоррекцию» и «Почту доверия».
Видеокоррекция - форма работы с семьей с использованием видеозаписи занятия с целью обучения родителей правильному выполнению рекомендованных домашних заданий
Почта доверия – форма работы с родителями, посредством электронной почты в сети интернет.
Конечно , прежде чем использовать данную форму работы, необходимо наладить контакт с родителями.
Последовательность работы:
1 этап - предварительная работа с родителями для установления доверительных отношений;
2 этап - демонстрация образца правильного выполнения рекомендованных заданий;
3 этап – выполнение родителями домашнего задания
4 этап - совместное просматривание видеозаписи домашнего занятия родителей со своим ребенком и выработка рекомендаций
Первый этап - предварительная работа с родителями для установления доверительных отношений (данный этап реализуется при помощи традиционных форм работы с семьей. В первую очередь, это индивидуальные консультации, тетради взаимодействия, «открытые» и совместные занятия).
Данные формы предварительной работы с родителями наглядно демонстрируют уровень компетентности специалиста, что позволяет сформировать доверительные отношения между учителем-логопедом и семьей ребенка.
Второй этап- демонстрация образца правильного выполнения рекомендованных заданий , посредством просмотра видео занятия учителя-логопеда с ребенком (В процессе просмотра видеозаписи занятия наглядно демонстрируются оптимальные приемы работы с ребенком, способы доступного объяснения заданий, эффективные методы стимулирования и мотивирования ребенка, корректные способы исправления ошибок, допущенных ребенком, адекватные виды помощи ребенку в процессе домашнего обучения. Кроме того, в процессе данной работы родители могут уточнить интересующие их вопросы, путем обратной связи)
Третий этап – выполнение домашнего задания родителями. Родители снимают на видео выполнение домашнего задания с ребенком.
Четвертый этап- совместное просматривание видеозаписи домашнего занятия родителей со своим ребенком (в процессе просмотра видеозаписи домашнего занятия специалист объясняет, в чём заключаются проблемы в организации процесса обучения, выявляет неэффективные методы , способы мотивации и стимулирования ребенка
Возможности современной техники позволяют легко реализовать данную форму работы, и в результате позволяет эффективно выявлять все допускаемые ошибки в процессе обучения, дает возможность пошагового обсуждения и корректировки правильного выполнения рекомендованных специалистом упражнений
По итогам просмотренного занятия я составляю рекомендации для родителей по оптимизации проблем речевого развития.
Следующая нестандартная форма работы с родителями детей с ОВЗ – «почта доверия» (один из видов «Родительской почты»).
«Почта доверия» - данная форма взаимодействия с родителями реализуется с помощью электронной почты в сети Internet. Преимущество «Почты доверия» заключается в возможности задать свои вопросы специалисту в любое свободное время, а советы и рекомендации можно всегда держать перед глазами.
Одним из вариантов «Почты доверия» является консультирование родителей в социальных сетях, получить ответы можно в режиме онлайн или не посещая детский сад (одноклассники, вконтакте, ватцап, вайбер и тд.), на специально созданной странице учителя-логопеда.
Рассмотрим одну из них - социальную сеть Вконтакте (далее Вк), которая для многих родителей и педагогических работников стала популярной формой взаимодействия и общения, так как предоставляет ряд возможностей обеим сторонам: экономия времени, общение в режиме онлайн, обмен документами, создание группы/сообщества для систематизации новостей и информации о жизнедеятельности детей и другое.
Я создала группу в социальной сети Вк, название которой «Задай вопрос логопеду» в целях организации сотрудничества с родителями, повышения их образовательного потенциала
Группа в Вк является одним из основных инструментов, позволяющих установить горизонтальные межпользовательские связи, где родители выступают не просто в роли пассивных слушателей, а в роли активных субъектов, делятся опытом воспитания, участвуют в групповых обсуждениях, выстраивают общение не только с педагогом, но и между собой. В то же время, можно отметить и стойкое желание большинства родителей оперативно получать информацию о ребенке, его успехах, проблемах.
Данные нестандартные формы работы с родителями я использую уже на протяжении полугода. Что хочу сказать, дети, с родителями которых я применяла в своей работе современные информационные технологии, показали лучший результат в коррекции проблем речевого развития по сравнению с теми детьми, с которыми эти технологии не использовались. Поэтому, я могу сделать вывод, что данные формы взаимодействия родителей и педагога помогают быстрее и эффективнее справиться с проблемами речевого развития ребенка.
Современные технологии прочно входят в нашу жизнь, позволяя находить новые наиболее доступные и эффективные способы работы с семьей. Взаимодействие с родителями, строящееся с использованием информационных технологий, стимулирует интерес, инициативность, позволяет более подробно разобраться во всех тонкостях общения с ребенком, чтобы в итоге это общение стало продуктивным и повело за собой развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
efremova_yug.docx | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные информационные технологии – как эффективная форма включения родителей в коррекции проблем речевого развития ребенка.
Учитель-логопед: Ефремова Ю.Г.
Уважаемые коллеги, мы хорошо знаем, что для достижения положительной динамики развития ребенка с ОВЗ необходимы не только занятия со специалистами, но и активное участие родителей в процессе коррекции.
Причём это не просто требование и «прихоть» педагогов, это прямая обязанность родителей, закрепленная законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 44 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ (фед закона)
Вместе с тем, практика показывает, что:
- родители не всегда понимают трудности детей в обучении
- неадекватно оценивают возможности детей
-не осознают своей роли в воспитании и развитии детей с особенностями развития..
И зачастую ведут себя достаточно пассивно: не всегда уделяют время занятиям с ребенком, не обращаются за консультацией к педагогам и т. д.
Причины такой пассивности могут быть разные: нехватка времени, недооценивание проблемы ограниченных возможностей здоровья ребенка, не осознают своей роли в воспитании и развитии детей с особенностями развития, многие родители просто боятся показаться неопытными и необразованными перед педагогом и другие причины. Но в итоге то самое необходимое взаимодействие специалиста с родителями минимизируется, либо вообще отсутствует, что, в свою очередь, негативно сказывается на результативности коррекционной работы с ребенком с ОВЗ.
Таким образом, даже если родители детей с ОВЗ не желают идти на контакт со специалистами, не проявляют активности во взаимодействии, мы, как педагоги, обязаны поддерживать с ними связь, организовывать совместную работу. Для этого разработано множество методов, приемов, форм работы. Условно их можно разделить на традиционные (индивидуальные консультации, тетради взаимодействия, тренинги и т. д.) и нестандартные формы взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ.
Хотелось бы чуть подробнее рассказать о нестандартных формах, к которым я отнесла «Видеокоррекцию» и «Почту доверия».
Видеокоррекция - форма работы с семьей с использованием видеозаписи занятия с целью обучения родителей правильному выполнению рекомендованных домашних заданий
Почта доверия – форма работы с родителями, посредством электронной почты в сети интернет.
Конечно , прежде чем использовать данную форму работы, необходимо наладить контакт с родителями.
Последовательность работы:
1 этап - предварительная работа с родителями для установления доверительных отношений;
2 этап - демонстрация образца правильного выполнения рекомендованных заданий;
3 этап – выполнение родителями домашнего задания
4 этап - совместное просматривание видеозаписи домашнего занятия родителей со своим ребенком и выработка рекомендаций
Первый этап - предварительная работа с родителями для установления доверительных отношений (данный этап реализуется при помощи традиционных форм работы с семьей. В первую очередь, это индивидуальные консультации, тетради взаимодействия, «открытые» и совместные занятия).
Данные формы предварительной работы с родителями наглядно демонстрируют уровень компетентности специалиста, что позволяет сформировать доверительные отношения между учителем-логопедом и семьей ребенка.
Второй этап- демонстрация образца правильного выполнения рекомендованных заданий , посредством просмотра видео занятия учителя-логопеда с ребенком (В процессе просмотра видеозаписи занятия наглядно демонстрируются оптимальные приемы работы с ребенком, способы доступного объяснения заданий, эффективные методы стимулирования и мотивирования ребенка, корректные способы исправления ошибок, допущенных ребенком, адекватные виды помощи ребенку в процессе домашнего обучения. Кроме того, в процессе данной работы родители могут уточнить интересующие их вопросы, путем обратной связи)
Третий этап – выполнение домашнего задания родителями. Родители снимают на видео выполнение домашнего задания с ребенком.
Четвертый этап- совместное просматривание видеозаписи домашнего занятия родителей со своим ребенком (в процессе просмотра видеозаписи домашнего занятия специалист объясняет, в чём заключаются проблемы в организации процесса обучения, выявляет неэффективные методы , способы мотивации и стимулирования ребенка
Возможности современной техники позволяют легко реализовать данную форму работы, и в результате позволяет эффективно выявлять все допускаемые ошибки в процессе обучения, дает возможность пошагового обсуждения и корректировки правильного выполнения рекомендованных специалистом упражнений
По итогам просмотренного занятия я составляю рекомендации для родителей по оптимизации проблем речевого развития.
Следующая нестандартная форма работы с родителями детей с ОВЗ – «почта доверия» (один из видов «Родительской почты»).
«Почта доверия» - данная форма взаимодействия с родителями реализуется с помощью электронной почты в сети Internet. Преимущество «Почты доверия» заключается в возможности задать свои вопросы специалисту в любое свободное время, а советы и рекомендации можно всегда держать перед глазами.
Одним из вариантов «Почты доверия» является консультирование родителей в социальных сетях, получить ответы можно в режиме онлайн или не посещая детский сад (одноклассники, вконтакте, ватцап, вайбер и тд.), на специально созданной странице учителя-логопеда.
Рассмотрим одну из них - социальную сеть Вконтакте (далее Вк), которая для многих родителей и педагогических работников стала популярной формой взаимодействия и общения, так как предоставляет ряд возможностей обеим сторонам: экономия времени, общение в режиме онлайн, обмен документами, создание группы/сообщества для систематизации новостей и информации о жизнедеятельности детей и другое.
Я создала группу в социальной сети Вк, название которой «Задай вопрос логопеду» в целях организации сотрудничества с родителями, повышения их образовательного потенциала
Группа в Вк является одним из основных инструментов, позволяющих установить горизонтальные межпользовательские связи, где родители выступают не просто в роли пассивных слушателей, а в роли активных субъектов, делятся опытом воспитания, участвуют в групповых обсуждениях, выстраивают общение не только с педагогом, но и между собой. В то же время, можно отметить и стойкое желание большинства родителей оперативно получать информацию о ребенке, его успехах, проблемах.
Данные нестандартные формы работы с родителями я использую уже на протяжении полугода. Что хочу сказать, дети, с родителями которых я применяла в своей работе современные информационные технологии, показали лучший результат в коррекции проблем речевого развития по сравнению с теми детьми, с которыми эти технологии не использовались. Поэтому, я могу сделать вывод, что данные формы взаимодействия родителей и педагога помогают быстрее и эффективнее справиться с проблемами речевого развития ребенка.
Современные технологии прочно входят в нашу жизнь, позволяя находить новые наиболее доступные и эффективные способы работы с семьей. Взаимодействие с родителями, строящееся с использованием информационных технологий, стимулирует интерес, инициативность, позволяет более подробно разобраться во всех тонкостях общения с ребенком, чтобы в итоге это общение стало продуктивным и повело за собой развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов как эффективная форма работы для познавательно-речевого развития дошкольников
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СПОСОБ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ И ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к саморазвитию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения...
Влияние современных информационных технологий на личность дошкольника и разработка комплекса мероприятий по профилактике зависимости детей дошкольного возраста от информационных технологий.
Бурное развитие информационных (в том числе компьютерных) технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, приме...
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей 3-4 лет с использованием современных информационных технологий. Тема: «Заюшкин огород».
Цель: закрепить знания детей об осенних явлениях, о том, как дикие животные, живущие в лесу, готовятся к зиме через знакомство детей с новой сказкой собственного сочи...
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей 3-4 лет с использованием современных информационных технологий. Тема: « Семья Колобков в гостях у фермера»
Цели: создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса....
Сообщение из опыта работы «Речевое развитие ребенка в 1 разновозрастной группе» к педсовету № 2 "Взаимодействие семьи и ДОУ в решении проблем речевого развития дошкольников"
Опыт работы по развитию речи с детьми...
Мастер-класс "Современные технологии речевого развития ребенка-дошкольника"
Мастер-класс "Современные технологии речевого развития ребенка-дошкольника"...