Современные информационные технологии – как эффективная форма включения родителей в коррекции проблем речевого развития ребенка.
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Ефремова Юлия Геннадиевна

Современные информационные технологии – как эффективная форма включения родителей  в  коррекции проблем речевого развития ребенка.

Учитель-логопед: Ефремова Ю.Г.

      

    Уважаемые коллеги, мы хорошо знаем, что для достижения положительной динамики развития ребенка с ОВЗ необходимы не только занятия со специалистами, но и активное участие родителей  в процессе коррекции.

     Причём это не просто требование и «прихоть» педагогов, это прямая обязанность родителей, закрепленная законодательством Российской Федерации.

     Согласно статье 44 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ (фед закона)

 Вместе с тем,   практика показывает, что:

- родители не всегда понимают трудности детей в обучении

- неадекватно оценивают возможности детей

-не осознают своей роли в воспитании и развитии  детей с особенностями развития..

  И зачастую ведут себя достаточно пассивно: не всегда уделяют время   занятиям с ребенком, не обращаются за консультацией к педагогам и т. д.

Причины такой пассивности могут быть разные: нехватка времени, недооценивание проблемы ограниченных возможностей здоровья ребенка, не осознают своей роли в воспитании и развитии детей с особенностями развития, многие родители просто боятся показаться неопытными и необразованными перед педагогом и другие причины. Но в итоге то самое необходимое взаимодействие специалиста с родителями минимизируется, либо вообще отсутствует, что, в свою очередь, негативно сказывается на результативности коррекционной работы с ребенком с ОВЗ.

     Таким образом, даже если родители детей с ОВЗ не желают идти на контакт со специалистами, не проявляют активности во взаимодействии, мы, как педагоги, обязаны поддерживать с ними связь, организовывать совместную работу. Для этого разработано множество методов, приемов, форм работы. Условно их можно разделить на традиционные (индивидуальные консультации, тетради взаимодействия, тренинги и т. д.) и нестандартные формы взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ.

     Хотелось бы чуть подробнее рассказать о нестандартных формах, к которым я отнесла «Видеокоррекцию» и «Почту доверия».

Видеокоррекция - форма работы с семьей с использованием видеозаписи занятия с целью обучения  родителей правильному выполнению рекомендованных домашних заданий  

Почта доверия – форма работы с родителями, посредством электронной почты в сети интернет.

     Конечно , прежде чем использовать данную форму работы, необходимо наладить   контакт с родителями.   

Последовательность работы:

1 этап - предварительная работа с родителями для установления доверительных отношений;

2 этап - демонстрация образца  правильного  выполнения рекомендованных заданий;

3 этап – выполнение родителями домашнего задания

4 этап - совместное просматривание видеозаписи домашнего занятия родителей со своим ребенком и выработка рекомендаций

 

     Первый этап - предварительная работа с родителями для установления доверительных отношений (данный этап реализуется при помощи традиционных форм работы с семьей. В первую очередь, это индивидуальные консультации, тетради взаимодействия, «открытые» и совместные занятия).

     Данные формы предварительной работы с родителями наглядно демонстрируют уровень компетентности  специалиста, что позволяет сформировать доверительные отношения между учителем-логопедом и  семьей ребенка.

     Второй этап- демонстрация образца  правильного  выполнения рекомендованных заданий , посредством просмотра видео занятия учителя-логопеда с ребенком  (В процессе просмотра видеозаписи занятия наглядно демонстрируются оптимальные приемы работы с ребенком, способы доступного объяснения заданий, эффективные методы стимулирования и мотивирования ребенка, корректные способы исправления ошибок, допущенных ребенком, адекватные виды помощи ребенку в процессе домашнего обучения. Кроме того, в процессе данной работы родители могут уточнить интересующие их вопросы, путем обратной связи)

     Третий этап – выполнение домашнего задания родителями. Родители снимают на видео выполнение домашнего задания с ребенком.

 Четвертый этап- совместное просматривание видеозаписи домашнего занятия родителей со своим ребенком (в процессе просмотра видеозаписи домашнего занятия специалист объясняет, в чём заключаются проблемы в организации процесса обучения, выявляет неэффективные методы , способы мотивации и стимулирования ребенка

     Возможности современной техники позволяют легко реализовать данную форму работы, и в результате позволяет эффективно выявлять все допускаемые ошибки в процессе обучения, дает возможность пошагового обсуждения и корректировки  правильного выполнения  рекомендованных специалистом  упражнений

      По итогам просмотренного занятия я составляю рекомендации для родителей по оптимизации проблем речевого развития.

       Следующая нестандартная форма работы с родителями детей с ОВЗ – «почта доверия» (один из видов «Родительской почты»).

     «Почта доверия» - данная форма взаимодействия с родителями реализуется с помощью электронной почты в сети Internet. Преимущество «Почты доверия» заключается в возможности задать свои вопросы специалисту  в любое свободное время, а советы и рекомендации можно всегда держать перед глазами.

     Одним из вариантов «Почты доверия» является консультирование родителей в социальных сетях,  получить ответы можно в режиме онлайн или не посещая детский сад (одноклассники, вконтакте, ватцап, вайбер и тд.), на специально созданной странице учителя-логопеда.

     Рассмотрим одну из них - социальную сеть Вконтакте (далее Вк), которая для многих родителей и педагогических работников стала популярной формой взаимодействия и общения, так как предоставляет ряд возможностей обеим сторонам: экономия времени, общение в режиме онлайн, обмен документами, создание группы/сообщества для систематизации новостей и информации о жизнедеятельности детей и другое.

     Я создала группу в социальной сети Вк, название которой «Задай вопрос логопеду»  в целях  организации сотрудничества с родителями, повышения их образовательного потенциала

       Группа в Вк является одним из основных инструментов, позволяющих установить горизонтальные межпользовательские связи, где родители  выступают  не просто в роли пассивных слушателей, а в роли активных субъектов,  делятся  опытом воспитания,  участвуют  в групповых обсуждениях, выстраивают  общение не только с педагогом, но и между собой. В то же время, можно отметить и стойкое желание большинства родителей оперативно получать информацию о ребенке, его успехах, проблемах. 

     Данные нестандартные формы работы с родителями я использую уже на протяжении полугода. Что хочу сказать, дети, с родителями которых я применяла в своей работе современные информационные технологии, показали лучший результат в коррекции проблем речевого развития по сравнению с теми детьми, с которыми эти технологии не использовались. Поэтому, я могу сделать вывод, что данные формы взаимодействия родителей и педагога помогают быстрее и эффективнее справиться с проблемами речевого развития ребенка.

     Современные технологии прочно входят в нашу жизнь, позволяя находить новые наиболее доступные и эффективные способы работы с семьей. Взаимодействие с родителями, строящееся с использованием информационных технологий, стимулирует интерес, инициативность, позволяет более подробно разобраться во всех тонкостях общения с ребенком, чтобы в итоге это общение стало продуктивным и повело за собой развитие.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл efremova_yug.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Современные информационные технологии – как эффективная форма включения родителей  в  коррекции проблем речевого развития ребенка.

Учитель-логопед: Ефремова Ю.Г.

     

    Уважаемые коллеги, мы хорошо знаем, что для достижения положительной динамики развития ребенка с ОВЗ необходимы не только занятия со специалистами, но и активное участие родителей  в процессе коррекции.

     Причём это не просто требование и «прихоть» педагогов, это прямая обязанность родителей, закрепленная законодательством Российской Федерации.

     Согласно статье 44 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ (фед закона)

 Вместе с тем,   практика показывает, что:

- родители не всегда понимают трудности детей в обучении

- неадекватно оценивают возможности детей

-не осознают своей роли в воспитании и развитии  детей с особенностями развития..

  И зачастую ведут себя достаточно пассивно: не всегда уделяют время   занятиям с ребенком, не обращаются за консультацией к педагогам и т. д.

Причины такой пассивности могут быть разные: нехватка времени, недооценивание проблемы ограниченных возможностей здоровья ребенка, не осознают своей роли в воспитании и развитии детей с особенностями развития, многие родители просто боятся показаться неопытными и необразованными перед педагогом и другие причины. Но в итоге то самое необходимое взаимодействие специалиста с родителями минимизируется, либо вообще отсутствует, что, в свою очередь, негативно сказывается на результативности коррекционной работы с ребенком с ОВЗ.

     Таким образом, даже если родители детей с ОВЗ не желают идти на контакт со специалистами, не проявляют активности во взаимодействии, мы, как педагоги, обязаны поддерживать с ними связь, организовывать совместную работу. Для этого разработано множество методов, приемов, форм работы. Условно их можно разделить на традиционные (индивидуальные консультации, тетради взаимодействия, тренинги и т. д.) и нестандартные формы взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ. 

     Хотелось бы чуть подробнее рассказать о нестандартных формах, к которым я отнесла «Видеокоррекцию» и «Почту доверия».

Видеокоррекция - форма работы с семьей с использованием видеозаписи занятия с целью обучения  родителей правильному выполнению рекомендованных домашних заданий  

Почта доверия – форма работы с родителями, посредством электронной почты в сети интернет.

     Конечно , прежде чем использовать данную форму работы, необходимо наладить   контакт с родителями.  

Последовательность работы:

1 этап - предварительная работа с родителями для установления доверительных отношений;

2 этап - демонстрация образца  правильного  выполнения рекомендованных заданий;

3 этап – выполнение родителями домашнего задания

4 этап - совместное просматривание видеозаписи домашнего занятия родителей со своим ребенком и выработка рекомендаций

     Первый этап - предварительная работа с родителями для установления доверительных отношений (данный этап реализуется при помощи традиционных форм работы с семьей. В первую очередь, это индивидуальные консультации, тетради взаимодействия, «открытые» и совместные занятия).

     Данные формы предварительной работы с родителями наглядно демонстрируют уровень компетентности  специалиста, что позволяет сформировать доверительные отношения между учителем-логопедом и  семьей ребенка.

     Второй этап- демонстрация образца  правильного  выполнения рекомендованных заданий , посредством просмотра видео занятия учителя-логопеда с ребенком  (В процессе просмотра видеозаписи занятия наглядно демонстрируются оптимальные приемы работы с ребенком, способы доступного объяснения заданий, эффективные методы стимулирования и мотивирования ребенка, корректные способы исправления ошибок, допущенных ребенком, адекватные виды помощи ребенку в процессе домашнего обучения. Кроме того, в процессе данной работы родители могут уточнить интересующие их вопросы, путем обратной связи)

     Третий этап – выполнение домашнего задания родителями. Родители снимают на видео выполнение домашнего задания с ребенком.

 Четвертый этап- совместное просматривание видеозаписи домашнего занятия родителей со своим ребенком (в процессе просмотра видеозаписи домашнего занятия специалист объясняет, в чём заключаются проблемы в организации процесса обучения, выявляет неэффективные методы , способы мотивации и стимулирования ребенка

     Возможности современной техники позволяют легко реализовать данную форму работы, и в результате позволяет эффективно выявлять все допускаемые ошибки в процессе обучения, дает возможность пошагового обсуждения и корректировки  правильного выполнения  рекомендованных специалистом  упражнений

      По итогам просмотренного занятия я составляю рекомендации для родителей по оптимизации проблем речевого развития.

       Следующая нестандартная форма работы с родителями детей с ОВЗ – «почта доверия» (один из видов «Родительской почты»).

     «Почта доверия» - данная форма взаимодействия с родителями реализуется с помощью электронной почты в сети Internet. Преимущество «Почты доверия» заключается в возможности задать свои вопросы специалисту  в любое свободное время, а советы и рекомендации можно всегда держать перед глазами.

     Одним из вариантов «Почты доверия» является консультирование родителей в социальных сетях,  получить ответы можно в режиме онлайн или не посещая детский сад (одноклассники, вконтакте, ватцап, вайбер и тд.), на специально созданной странице учителя-логопеда.

     Рассмотрим одну из них - социальную сеть Вконтакте (далее Вк), которая для многих родителей и педагогических работников стала популярной формой взаимодействия и общения, так как предоставляет ряд возможностей обеим сторонам: экономия времени, общение в режиме онлайн, обмен документами, создание группы/сообщества для систематизации новостей и информации о жизнедеятельности детей и другое.

     Я создала группу в социальной сети Вк, название которой «Задай вопрос логопеду»  в целях  организации сотрудничества с родителями, повышения их образовательного потенциала

       Группа в Вк является одним из основных инструментов, позволяющих установить горизонтальные межпользовательские связи, где родители  выступают  не просто в роли пассивных слушателей, а в роли активных субъектов,  делятся  опытом воспитания,  участвуют  в групповых обсуждениях, выстраивают  общение не только с педагогом, но и между собой. В то же время, можно отметить и стойкое желание большинства родителей оперативно получать информацию о ребенке, его успехах, проблемах. 

     Данные нестандартные формы работы с родителями я использую уже на протяжении полугода. Что хочу сказать, дети, с родителями которых я применяла в своей работе современные информационные технологии, показали лучший результат в коррекции проблем речевого развития по сравнению с теми детьми, с которыми эти технологии не использовались. Поэтому, я могу сделать вывод, что данные формы взаимодействия родителей и педагога помогают быстрее и эффективнее справиться с проблемами речевого развития ребенка.

     Современные технологии прочно входят в нашу жизнь, позволяя находить новые наиболее доступные и эффективные способы работы с семьей. Взаимодействие с родителями, строящееся с использованием информационных технологий, стимулирует интерес, инициативность, позволяет более подробно разобраться во всех тонкостях общения с ребенком, чтобы в итоге это общение стало продуктивным и повело за собой развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как эффективная форма работы для познавательно-речевого развития дошкольников

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СПОСОБ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ И ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к саморазвитию, которая проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения...

Влияние современных информационных технологий на личность дошкольника и разработка комплекса мероприятий по профилактике зависимости детей дошкольного возраста от информационных технологий.

Бурное развитие информационных (в том числе компьютерных) технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, приме...

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей 3-4 лет с использованием современных информационных технологий. Тема: «Заюшкин огород».

Цель: закрепить знания детей об осенних явлениях,  о том, как  дикие животные, живущие в лесу, готовятся к зиме  через  знакомство детей с новой сказкой собственного сочи...

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей 3-4 лет с использованием современных информационных технологий. Тема: « Семья Колобков в гостях у фермера»

Цели: создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса....

Мастер-класс "Современные технологии речевого развития ребенка-дошкольника"

Мастер-класс "Современные технологии речевого развития ребенка-дошкольника"...