План по самообразованию "Воспитание экологической культуры у детей старшего возраста через ознакомление с природой родного края"
материал (старшая группа)
Ознакомление детей старшей группы с растениями : лиственные деревья , хвойные деревья , травы ; с дикими животными средней полосы , их особенности в свяи с сезонными изменениями , среда обитания ; птицы : перелетные и зимующие . Как сезонные изменения влияют на жизнь живого организма , на его цикл развития . Какую роль играют растения в жизни животных и птиц . как растения ,животные и птицы влияют на жизнь человека и чем человек может помочь природе .Закрепление правил поведения детей в природе .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_po_ekologii.docx | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД БОР НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 «Полянка»
Перспективный план на 2022-2023 учебный год в старшей группе
Тема «Воспитание экологической культуры у детей через ознакомление с природой родного края»
Воспитатель
Еромасова С.А.
Г.о.г.Бор
месяц | ООД | Другие виды совместной деятельности | Чтение детям | Дидактические игры | Наблюдения в природе |
Сент ябрь | 1.«Во саду ли, в огороде» Расширять представления детей о многообразии мира растений; об овощах, фруктах и ягодах; учить узнавать их и правильно называть овощи, фрукты и ягоды. Формировать общие представления о пользе овощей и фруктов, о разнообразии блюд из них. Расширять представления детей о способах ухода за садово-огородными растениями. Формировать желание делиться впечатлениями. 2. «Экологическая тропа осенью (на улице)» Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания о пользе растений для человека и животных. | 1 .Рассматривание альбомов :«Садовые цветы», «Полевые цветы». 2.Беседа «Мир растений» Цель: учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, сравнивать их по внешнему виду, условиям произрастания. Воспитывать эстетические чувства. 3. Эвристическая беседа: «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?» Цель: показать детям приспособленность дикорастущих растений к распространению семян – как они сами заселяют землю. Побуждать детей не губить растения, если они не мешают человеку. | М. Пришвин «Золотой луг» . В. Берестов «Веселое лето». А. Плешакова «Зеленые страницы». Загадывание загадок о дикорастущих растениях | «Магазин «Семена» , «Что помогает растениям расти» , «Вершки и корешки» , «Чудесный мешочек» , «Угадай на вкус» | Труд в природе: «Соберем семена цветущих садовых растений». Цель: учить детей различать семена растений цветника, правильно собирать и хранить семена садовых растений. Формировать умение работать в коллективе и получать удовольствие от коллективного труда. Серия наблюдений за цветами на клумбе . Цель.Расширять кругозор детей. Расширять представления детей об осенних изменениях в природе; о разнообразии садовых растений. Формировать желание отражать красоту природы в художественно-творческой деятельности. Обогащать словарный запас. |
Октябрь | 1. «Берегите животных! (4 октября — Всемирный день животных)». Расширять представления детей о многообразии животного мира. Закреплять знания о животных родного края. Расширять представления о взаимосвязях животных со средой обитания. Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы. Дать элементарные представления о способах охраны животных. Формировать представления о том, что человек это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее. Развивать творчество, инициативу и умение работать в коллективе 2. «Прогулка по лесу» Расширять представления детей о разнообразии растительного мира. Дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья. Учить детей называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу. | 1. Беседа «Лес – многоэтажный дом» . Цель . Познакомить с понятием «этажи леса» и какие растения его заполняют .На каком этаже располагаются дикие животные –это связано с питанием . 2. Беседа «Человек –часть живой природы». Цель . Развивать представление о том , что человек часть природы . 3. Фото коллаж «Берегите животных» . Цель .Воспитание желание охранять животных. | Г. Скребицкого «Четыре художника» («Осень»); И. Соколова-Микитова «Осень в лесу», «Белки», «Улетают журавли»; Разгадывание загадок о животных. | «Чьи детки на ветке» , «Четвертый лишний» , «Парные знаки – правила поведения в природе» , «Что полезно , что вредно для планеты». «Кто где живет?» (птицы) | Серия наблюдений за деревьями , растущими на участке детского сада .Цель.Расширять представления детей об осенних изменениях в природе; о разнообразии растительного мира. Учить отличать деревья и кустарники по внешнему виду. Формировать желание отражать красоту природы в художественно-творческой деятельности. Труд .Подготовка огорода к зиме . |
Ноябрь | 1 . « Осенины» Формировать представления о чередовании времен года. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Расширять представления об овощах и фруктах. Знакомить с традиционным народным календарем. Приобщать к русскому народному творчеству. Формировать эстетическое отношение к природе. Развивать познавательную активность. 2. «Пернатые друзья» . Формировать представления о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность, желание заботиться о птицах. | 1.Беседа «Через добрые дела можно стать юным экологом». Цель . Раскрыть понятие «эколог» , что он делает для природы . 2. Участие в акции «Съедобная кормушка» . Цель . Проявлять желание заботиться о птицах. 3. Беседа «Кто главный в лесу?» Цель . Формировать представление детей о взаимосвязи обитателей лесного сообщества . Разъяснить , что главное звено – растения ; человек – заботится о лесе . | М. Пришвина «Этажи леса» К. Ушинского «Спор деревьев» Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» В. Бианки «Как звери готовятся к зиме». | «Собери птицу» , «Графические модели» «Природа и человек» «Сравни зверей» | Серия наблюдений за зимующими птицами . Цель . Формировать представление о птицах , особенностях поведения . |
Декабрь | 1. «Покормим птиц» . Расширять представления о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им. Развивать познавательный интерес к миру природы. Закреплять знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц), развивать эмоциональную отзывчивость . 2. «Как животные помогают человеку». Расширять представления детей о животных разных стран и континентов. Способствовать формированию представлений о том, как животные могут помогать человеку. Развивать любознательность, познавательную активность. Развивать творческие способности. Расширять словарный запас. | 1. Беседа «Волк и лиса - лесные хищники»Цель: уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время: живут в лесу, питаются мясом других животных, которое добывают самостоятельно. Формировать у детей представление о приспособленности хищников к добыванию пищи. Упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных. 2. Беседа «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу?» Цель: расширять представления детей о жизни животных леса зимой. 3. Участие в акции «Сохраним ёлку – лесную красавицу». Цель . Воспитывать желание беречь деревья от вырубки . | А. Плешакова «Зеленые страницы» о жизни диких животных зимой. Е. Чарушин. «Рассказы о животных» Г. Скребицкий «Кто как зимует». И . Соколов-Микитов «Год в лесу (гл. «Белка». «Медвежья семья») | Игра - экспериментирование «Найди меня!» Цель: продолжать знакомить детей с таким явлением, как маскировка. Развивать познавательный интерес, память, внимание, речь. Воспитывать любовь к природе и животным. «Ласковые лапки», «Чей хвостик?», «Кто, что ест?». Демонстрационный материал «Деревья наших лесов» «Птицы, обитающие на территории нашей страны» | Серия наблюдений за елью : «Чем ель не похожа на другие деревья ?» , «Как различить ель , сосну и лиственницу?», «Чем ель на участке отличается от игрушечной ели?». Цель . Учить выделять хвойные деревья и называть их особенности . Труд . Укрывание стволов деревьев снегом . Цель . Воспитывать желание помогать растениям в морозы . |
Январь | 1. «Зимние явления в природе» . Расширять представления о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, изморозь). Учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности. Развивать познавательную активность, творчество . 2. «Экологическая тропа в здании детского сада». Расширять представления детей об объектах экологической тропы в здании детского сада. Учить узнавать и называть знакомые растения и животных. Расширять представления о способах ухода за растениями и животными. Развивать интерес к миру природы, эстетическое отношение к окружающей действительности. Формировать желание выступать в роли экскурсовода на пунктах маршрута экологической тропы | 1.Беседа «Растения – легкие Земли» Цель: продолжать знакомить детей с растительным миром (растения леса). Уточнить представления детей о пользе растений леса для человека, животных, птиц. Воспитывать интерес к растениям, желание наблюдать за ними, узнавать, что-то новое, бережно относиться к ним. 2 . Беседа «Зимующие птицы» Цель . Способствовать формированию обобщенных представлений о птицах .3. Беседа «Как белка , заяц и лось проводят зиму в лесу» . Цель . Формировать представление о жизни диких животных , их приспособленности к зимнему периоду. | Л. Кламбоцкая. «Зимующие птицы». В. Бианки «Сова» М. Горького «Воробьишко». | Рассматривание альбомов «Деревья», «Деревья зимой» , «Как звери зимуют» , «Чьи следы?» , «Зоологическое лото» | Серия наблюдений за зимующими птицами . Цель.Расширять знания об особенностях внешнего вида, жизни, повадках птиц, их приспособленности к и устанавливать анализировать среде обитания в зимний период. Учить сравнивать, причинно-следственные связи, делать обобщения. Формировать познавательные действия. Формировать желание подкармливать птиц. |
Февраль | 1. «Цветы для мамы» . Расширять знания о многообразии комнатных растений. Развивать познавательный интерес к природе на примере знакомства с комнатными растениями. Дать элементарные представления о размножении растений вегетативным способом. Учить высаживать рассаду комнатных растений. Формировать заботливое и внимательное отношение к близким людям, позитивное отношение к труду, желание трудиться . 2. «Экскурсия в зоопарк»(виртуальная). Расширять представления детей о разнообразии животного мира, о том, что человек — часть природы, и он должен беречь, охранять и защищать ее. Формировать представления о том, что животные делятся на классы: насекомые, птицы, рыбы, звери (млекопитающие). Развивать познавательный интерес, любознательность, эмоциональную отзывчивость. | 1. Беседа «Цепочки в лесу». Цель . Формировать представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных , их пищевой зависимости друг от друга . 2.Проект «Огород на окне» . Цель . Формировать представление о способах посадки растений , условиях для их развития и роста , этапов ухода за посадками . Учить фиксировать стадии эксперимента . 3. Изготовление книжки – самоделки «Кому в лесу нужны деревья?». | «Энциклопедия животных» «Кто живёт в России», | «Земля и её жители» «Про животных» «Логика» лото «Зоопарк» , «Узнай птицу по силуэту» | Наблюдения за птицами на кормушке . Цель . Формировать представление об особенностях поведения птиц . Проект «Посадка лука». Цель . Уточнить представление о том , что из луковицы можно вырастить зеленый лук . Учить фиксировать стадии развития растения . |
Март | 1. «Мир комнатных растений». Расширять представления о многообразии комнатных растений. Учить узнавать и правильно называть комнатные растения. Рассказать о профессиях, связанных с уходом за комнатными растениями. Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений с учетом их особенностей. Совершенствовать навыки ухода за растениями. Формировать желание помогать взрослым по уходу за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям. Формировать эстетическое отношение к природе. 2. «Водные ресурсы Земли» . Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря и т. д., о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах родного края; о пользе воды в жизни человека, животных и растений. | 1. Беседа: «Береги живое!» Цель: познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относиться к растениям, животным, как части природы – источника красоты и радости для людей. 2. Беседа «Керженский заповедник» . Цель . Познакомить с прироохранным объектом заповедник . Рассказать о его назначении и функциях. 3.Беседа с детьми «Весеннее пробуждение» Цель: уточнять и обогащать представления детей об изменениях, происходящих в лесу с наступлением весны (животные, птицы, растения). | В. Бианки Три весны». Г. Скребицкий «Март» И.Соколов-Микитов «Ранней весной». | Лото «Растения Керженского заповедника» Что было бы, если из леса исчезли…» | Серия наблюдений за елью : «Сколько лет елке?» , «Как себя чувствует сломанная ель?», «Ель – полезное и красивое дерево». Цель . Обобщение представлений о ели . |
Апрель | 1. «Леса и луга нашей родины». Закреплять знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных леса и луга. Расширять представления о взаимосвязи растительного и животного мира. Развивать познавательную активность. Воспитывать бережное отношение к природе . 2. «Весенняя страда» . Закреплять знания о весенних изменениях в природе. Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период. Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством. Активизировать словарный запас (весенняя страда, комбайн, агроном и др.). Развивать любознательность, инициативу | 1.Беседа «Когда в природе становится много или мало растений?» . Цель .Уточнить представление детей о пищевых цепочках в природе . О том как деятельность человека может влиять на состояние растений . Познакомить с профессией лесника . 2. Беседа «Птичий город на деревьях». Цель . Обобщить представление о заповедниках , как местах ,где природу специально охраняют . | М. Пришвин «Мать - и - мачеха». В. Бианки «Как звери и птицы весну встречали» Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» М. Пришвина «Золотой луг» | «Живая природа» «Кто где живёт» «Береги живое» «Лабиринт» | . Серия наблюдений за мать- и мачехой . Цель . Познакомить с лекарственным растением ; формировать представление о необходимых условиях для роста растений ( свет , тепло , влага , питание) . Труд . Подготовка огорода к посадкам . |
Май | 1. «Природный материал — песок, глина, камни» . Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня. Развивать интерес к природным материалам. Показать, как человек может использовать песок, глину и камни для своих нужд. Формировать умение исследовать свойства природных материалов. Развивать познавательный интерес . 2. Солнце, воздух и вода — наши верные друзья (Прохождение экологической тропы) . Расширять представления о сезонных изменениях в природе. Воспитывать интерес к природе. Показать влияние природных факторов на здоровье человека. Воспитывать бережное отношение к природе. Пробуждать чувство радости, умение видеть красоту, любоваться красотой окружающей природы. | Экологический КВН «Наш дом – Земля» . Ц ель . Обобщить представления о многообразии природного мира , о необходимости охраны природы , правил поведения на природе . 2 .Беседа с элементами практики «Лекари на окне». Цель: познакомить детей с разнообразием лекарственных комнатных растений, их применением в лечении различных заболеваний; закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать у детей интерес к миру комнатных растений. | В. Бианки «О травах». Н.Нищева «Мать-и-мачеха». Д. Мамина-Сибиряка «Лесная сказка». К.Ушинский. Когда наступает лето. А.Усачев. Что такое лето. С.Маршак. Июнь. Июль. Август. | Наблюдение на территории детского сада «Лекарственные растения вокруг нас». Цель: познакомить детей с лекарственными травами, растущими на территории детского сада, воспитывать бережное отношение к травам Серия наблюдений за деревьями и кустарниками .Цель .Расширять представления детей о весенних изменениях в природе, о разнообразии растительного мира. Учить различать деревья и кустарники по внешнему виду. Формировать желание отражать красоту природы в художественно-творческой деятельности. Развивать любознательность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края
В дошкольном возрасте формирование экологической культуры проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Чем больш...
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Базой данного курса, адресованного дошкольникам 3 – 7 лет, является программа экологического воспитания в детском саду С.Н.Николаевой «Юный эколог». Данная программа...
Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»...
Отчёт по самообразованию Тема: Экологическое воспитание детей среднего возраста через ознакомление с природой родного края.
Отчёт по самообразованию Тема: Экологическое воспитание детей среднего возраста через ознакомление с природой родного края....
Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края.
Экологическая культура - это качество личности, включающее в себя совокупность знаний о природе и способах ее защиты, интерес к проблемам охраны и грамотной деятельности человека в природе, окру...
«Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Планирование работы по экологии младший возраст- подготовительная к школе группаОбострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у н...
План по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края» на 2023-2024 учебный год
План по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»...