«Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа)
Планирование работы по экологии младший возраст- подготовительная к школе группа
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период позитивное отношение к природе, к «Рукотворному миру», к себе и к окружающим людям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_ekologiya.doc | 302 КБ |
Предварительный просмотр:
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В.А. Сухомлинский.
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ:
«Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Подготовила воспитатель: Косых Г.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Существующие программы для детского сада содержат раздел «Формирование целостной картины мира», в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирования навыков ухода за обитателями уголка природы. В целом положительные тенденции программ в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период позитивное отношение к природе, к «Рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Базой данного курса, адресованного дошкольникам 3 – 7 лет, является программа экологического воспитания в детском саду С.Н.Николаевой «Юный эколог».
Данная программа имеет цель: формирование у дошкольников осознанно – правильного отношения к окружающим природным явлениям и объектам.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
- Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.
- Уточнять, систематизировать и углублять знания детей о живой и неживой природе.
- Формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность – обязанность человека;
- Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
- С.Н.Николаева. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 2 – 4 лет. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
- С.Н.Николаева. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для работы с детьми 4 - 5 лет. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
- С.Н.Николаева. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5 - 6 лет. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
- С.Н.Николаева. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6 – 7 лет. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
В структуре программы выделяются следующие основные разделы:
- «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»
- «Многообразие растений и их связь со средой обитания».
- «Многообразие животных и их связь со средой обитания».
- «Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания».
- «Жизнь растений и животных в сообществе».
- «Взаимодействие человека с природой».
Реализация программы осуществляется по следующим принципам:
- Постепенное в течение учебного года и от возраста к возрасту наращивание объема материала.
- Первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей.
- Постепенное познавательное продвижение детей.
- Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности.
- Подача познавательного материала и организация деятельности с помощью приемов, вызывающих у детей положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства, с использованием сказок, сказочных персонажей, различных кукол и игрушек, всех видов игр.
Программа предусматривает проведение циклов наблюдений за растениями и животными в экологической комнате и на участке, ведение различных календарей, непосредственно образовательную деятельность, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей, чтение экологических книг, участие в природоохранных акциях, экологических проектах.
Непосредственно образовательная деятельность организуется фронтально в форме факультатива. Количество занятий составляет 1 занятие в неделю продолжительностью от 15 минут (младшая группа) до 30 минут (подготовительная к школе группа) в соответствии с нормами СанПин.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Младшая группа
№ | Тема ООД | Программное содержание |
Сентябрь | ||
1. | Знакомство с корнеплодами репы и моркови | Учить различать морковь и репу; знать названия корнеплодов, их сенсорные характеристики: морковь длинная, красная, твердая, сладкая, сладкая и вкусная. Развивать различные ощущения детей, их речь: умение слышать воспитателя. Повторять за ним определение предметов. |
Октябрь | ||
1. | Знакомство со свеклой и картофелем | Учить различать овощи – свеклу и картофель, знать их названия. Особенности формы, цвета, вкуса. Развивать сенсорные ощущения детей. Умение слышать воспитателя, отвечать на вопросы. |
2. | Наблюдение за погодными явлениями | Обратить внимание детей на небо, облака, солнце, тучи; с помощью ветряка продемонстрировать действие ветра, обращая внимание на деревья. Продолжить наблюдение за дождем, образовавшимися лужами. Учить вести календарь природы, используя условные обозначения. Продолжать концентрировать внимание детей на цветы, траву, деревья, находящихся на участке. |
3. | Знакомство с помидором, огурцом капустой | Учить различать овощи по форме, цвету, вкусу, твердости (огурец продолговатый, зеленый, твердый; помидор круглый, красный, мягкий; оба овоща гладкие, прохладные на ощупь; капуста большая, круглая с листьями, негладкая; капуста и огурец хрустят на зубах). Знать их название, знать, что их можно есть. Развивать сенсорные ощущения детей, умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы. |
Ноябрь | ||
1. | «Что есть у рыбки?» | Дать первоначальные представления о строении рыбы – вытянутое тело, спереди голова, сзади хвост, сверху спинка, снизу брюшко; на голове есть рот и глаза. Продолжать формировать представление об отличии живой рыбки от рыбки – игрушки: живая плавает в аквариуме, игрушечную можно брать в руки, рассматривать, играть с ней. |
2. | Знакомство с куриным семейством | Дать первоначальные представления о составе куриной семьи (петух и курица с цыплятами), из внешних отличиях: петух большой у него на голове гребешок, бородка, пышный круглый хвост яркое оперение; курица большая, но хвост и гребешок у нее меньше, чем у петуха; петух – это папа, курица – мама; у них есть дети – цыплята, они маленькие, круглые, пушистые, бегают за курицей, прячутся под ее крыло. Учить детей узнавать их на карте и в игрушечном изображении, узнавать звуки, которые издает петух, курица, цыплята, подражать словам, звукосочетаниям, движениям. |
3. | Наблюдение за погодными явлениями | Продолжать знакомить с сезонными явлениями природы: наблюдать на небом, солнцем, облаками; обратить внимание на деревья – дует ли ветер? Формировать желание вести календарь природы, используя определенные картинки. |
4. | Знакомство с фруктами | Учить различать яблоко, грушу, сливу; знать названия плодов, их сенсорные характеристики (яблоко круглое, красное, желтое или зеленое, твердое, имеет приятный запах, кисло – сладкий вкус; груша круглая и чуть вытянутая кверху, желтая, мягкая, сочная, сладкая; слива круглая или овальная, темно – синяя или темно – красная, мягкая, сочная, внутри у нее косточка). Развивать различные ощущения детей – зрительные, тактильные, вкусовые и обонятельные; развивать речь: умение слышать воспитателя, повторять за ним определения предметов. Закреплять знания об овощах, предлагая детям вспоминать и называть знакомые плоды. |
Декабрь | ||
1. | Знакомство с коровой и теленком | Знакомить с коровой и теленком, их отличительными особенностями (корова большая, у нее туловище, крупная голова, длинный хвост, четыре ноги с копытами, вымя, на голове глаза, рот и рога; теленок меньше коровы, у него нет ни рогов, ни вымени; корову кормят сеном, поят водой, она дает молоко, его пьют дети; теленок сосет корову – тоже пьет молоко). Развивать речь детей: умение слушать воспитателя, отвечать на ее вопросы, повторять за ним определения. Учить детей исполнять игровые действия. |
2. | Знакомство с козой и козленком | Учить узнавать козу на картине. Находить и показывать видимые части ее тела (голову, хвост, ноги, рога), видеть, чем козленок отличается от нее. Актуализировать знания о корове, провести элементарное сравнение животных (корова большая, коза меньше; у коровы хвост длинный, у козы короткий; у коровы теленок, у козы козленок; у козы как и у коровы, есть рога; коза тоже есть сено, дает молоко). Развивать речь детей: умение слушать воспитателя. Отвечать на вопросы. Повторять за ним. Развивать игровые умения детей: подражать крику козы, изображать козлят. |
3. | Наблюдение «Наша елка» | Показать детям новое дерево, назвать его, объяснить, чем оно отличается от березы; дать почувствовать, что оно красивое, вызывает радостное чувство. Показать, что у ели есть ствол, ветки с иголками. Воспитывать бережное отношение к деревьям на примере ели. Показать отличие живой ели от искусственной елки. |
4. | Досуг «Праздник новогодней елки для кукол» | Создать у детей радостное настроение, ощущение праздника. Продолжать воспитывать бережное отношение к деревьям на примере ели, доброжелательное отношение к сверстникам. |
Январь | ||
1. | «Птицы нашего участка» | Учить замечать птиц в ближайшем окружении, которые садятся на кормушку в ожидании корма вблизи кормушки. Вызвать интерес к их поведению, учить выделять отдельные действия. Учить различать воробья и ворону по размеру и окраске. Познакомить с голубями. |
2. | Заяц и волк – лесные жители | Дать первоначальные представления о лесе и его обитателях: зайце и волке (лес – место, где растет много деревьев; заяц живет в лесу, зимой ест ветки и грызет кору деревьев, он белого цвета, норы не имеет, прячется и спит в снегу, под елками: белого зайца в белом снегу совсем не видно; волк тоже живет в лесу, норы не имеет, охотится за зайцами и другими животными; заяц боится волка, убегает от него). |
3. | Наблюдение за погодными явлениями | Продолжать ежедневные наблюдения за погодой: обратить внимание на небо (чистое и голубое или облачное, пасмурное), на солнце, снегопад, а также ветер или его отсутствие. Формировать желание вести календарь природы, используя определенные картинки. |
4. | Заяц, волк, медведь и лиса – обитатели леса | Расширить первоначальные представления детей о лесе и его обитателях (в лесу кроме зайца и волка обитают лиса и медведь; медведь зимой спит под снегом в берлоге, лиса бегает по лесу, охотится за зайцем). |
Февраль | ||
1. | «Наша птица» | Познакомить с еще одним обитателем экологической комнаты: это птица, она называется…, похожа на птиц, которые живут на улице: у нее есть туловище, голова, хвост, лапки, на голове глаза и клюв; тельце покрыто перьями, она очень красивая. Показать зерносмесь, продемонстрировать, как ее насыпают в кормушку, как птица клюет ее, чем можно еще кормить птицу. Учить замечать действия птицы – скачет по жердочке, слетела на дно клетки, клюет, смотрит, прыгает и т.д. |
2. | Посадка репчатого лука | Уточнить представление о репчатом луке как овоще, из которого можно вырастить зеленый лук, полезный для здоровья. Учить детей сажать луковицы в землю и в воду, зарисовывать лук в банке. Сообщить, что для роста зелени нужна вода. |
3. | Наблюдение «Что такое вода?» | Показать, как снег становится водой, в талой воде есть мусор, она грязная. Уточнить представление о том, что в помещении вода появляется, когда открывается кран – она льется из него, течет струей вниз. Вода прозрачная, сквозь нее видны руки, мыло. Развивать тактильные ощущения детей – учить различать холодную и горячую воду, правильно обозначать ее словами. |
4. | Знакомство с фруктами | Дать представление о 3 – 4 фруктах (яблоко, лимон, апельсин и мандарин). Учить различать плоды по названию, особенностям формы, цвета, поверхности, вкуса и запаха. Развивать сенсорные ощущения, ощущать радость от восприятия красивых плодов, их запах. Сообщить, что фрукты, как и зеленый лук, очень полезны для здоровья, особенно зимой. |
Март | ||
1. | «Отличие живой птицы от игрушечной» | Показать, что живая птица сама двигается, сама клюет зерно, сама пьет воду, о ней надо заботиться (кормить, чистить клетку, менять воду), на нее интересно смотреть. Игрушечная птичка – неживая, она не двигается, не клюет, не пьет. Ее можно брать в руки и играть с ней – кормить понарошку, летать и скакать с ней, укладывать спать и т.д. |
2. | Айболит проверяет здоровье детей | Начать воспитывать понимание ценности здоровья, формировать желание не болеть, укреплять здоровье, особенно весной с помощью пищи, богатой витаминами. Упражнять в различии плодов моркови, свеклы, лука – репки, лимона по названиям и характерным особенностям. Развивать речь детей. |
3. | Наблюдение «Вода – друг человека» | Показать, что в теплой воде можно мыть посуду, игрушки – они станут чистыми. Вода нужна всем для того, чтобы мыть разные предметы. Напомнить, что вода прозрачная, но ее можно сделать цветной, тогда она становится непрозрачной, сквозь нее ничего не видно. Из такой воды можно сделать льдинки, разлив ее по формочкам, показать, что цветная вода на морозе превращается в цветной лед. Цветные льдинки красивые, блестящие, в них можно играть. |
4. | Знакомство с комнатными растениями | Уточнить представления детей о двух уже знакомых комнатных растениях (бальзамин, фикус, колеус, аспедистра), дать другие их названия (огонек, крапивка, дружная семейка). Учить различать листья, стебли, цветы, знать, что корни в земле. Расширять представление о растениях: они живые, им нужны хорошие условия – вода, питательные вещества, тепло, много света. В таких условиях они хорошо себя чувствуют, не болеют. Весной их надо подкармливать удобрениями, они корнями всасывают влагу и питательные вещества, потом цветут, становятся еще красивее. |
Апрель | ||
1. | Наблюдение «Снег на участке» | Продолжать наблюдение за таянием снега на участке. Обратить внимание на то, что снег чернеет, появляются проталины, ручьи, что недавно воды не было, а теперь ее много, она течет, сверкает на солнце, журчит. Показать детям, что снег чернеет от грязи, вода в ручьях тоже грязная, ее могут пить деревья и другие растения, но не люди. |
2. | Знакомство с лошадью и жеребенком | Учить узнавать на картине лошадь, жеребенка, отличать их от коза с козленком, знать как «говорит» лошадь. Учить находить, показывать и называть части тела животных, сравнивать их. Сообщить: лошадь большая, сильная (помогает хозяину), он ее кормит овсом, сеном, поит водой. Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на его вопросы, рассказывать знакомую сказку в диалоге со взрослыми, развивать игровые умения. |
3. | Наблюдение за погодными явлениями | Продолжать ежедневные наблюдения за погодой. Совместно находить и выставлять нужные картинки календаря. Ежедневно одевать куклу Машу, обращая внимание на ее одежду (стала легче: на улице теплее, наступила весна). |
4. | Корова, коза, лошадь – домашние животные | Закрепить представление о знакомых домашних животных: их облике, отличительных особенностях, «речи», о том, что они живут в деревне в сарае, хозяин их любит: кормит сеном, козу – ветками, лошадь – овсом, поит водой, летом пасет на лугу – там они едят зеленую травку. Развивать речь детей, активизировать словарь. Упражнять в строительстве дома из кубиков. |
Май | ||
1. | Знакомство с кошкой и собакой | Познакомить с собакой, кошкой, их детенышами, учить узнавать их на картине, правильно называть, подражать их «речи». Сообщить: собака и кошка живут с хозяином, он их любит, кормит, собака живет в будке, сторожит дом, а кошка ловит мышей. Развивать речь детей: пополнить словарь новыми словами, учить слушать вопрос воспитателя, отвечать на него, строить фразы. |
2. | Собаки, кошки, мышки. Сравнение и игра | Уточнить и закрепить представление детей о собаках и кошках (кошки небольшие, пушистые, у них четыре лапы, хвост, уши стоячие, глаза, нос, рот, усы, на лапках подушечки и острые ногти, которыми они ловят мышей, а могут и больно оцарапать; у собаки тоже есть четыре лапы, хвост, уши, глаза, нос и рот (пасть); зубы крепкие, острые, ими она грызет кости, жует мясо; собака сторожит дом, кошка ловит мышей. К чужим, незнакомым животным подходить нельзя – собака может укусить, а кошка оцарапать. С игрушечными кошками и собаками можно по-разному играть). |
3. | Наблюдение «Знакомство с одуванчиком и мать-и-мачехой» | Показать новое растение, сообщить его название, выделить характерные особенности. Показать различие и сходство растений, листья первоцветов, их отличительные особенности, превращение одуванчиков – желтых цветов в пушистые шарики, красоту поляны, на которой много зеленой травы и желтых одуванчиков. |
Средняя группа
№ | Тема ООД | Программное содержание |
Сентябрь | ||
1. | ||
2. | Наблюдение «Цветы на нашем участке» | Уточнить представление детей о том, что, кроме деревьев и кустарников, на территории детского сада растут цветы, разные по окраске, названиям, но все красивые. Уточнить названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля. Побуждать к сравнительным высказываниям, употреблению эпитетов, оценок. Обратить внимание на то, что некоторые цветы приятно пахнут. Воспитывать умение радоваться, воспринимая красоту цветущих растений, желание сохранить ее. Уточнить представление о том, что растения живые – они растут и изменяются. |
3. | Ознакомление с сезонными явлениями природы | Обратить внимание детей на небо: что на нем видите? (солнце, облака или тучи). Определить ветер – посмотреть на деревья: качаются ли ветки, в какую сторону наклоняются. Развивать речь, провоцировать детей употреблять прилагательные, делать выводы. Продолжать учить отбирать нужные картинки в календаре природы, одевать по погоде куклу. |
4. | К ребятам приходит Айболит | Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание его поддерживать полезной, содержащей витамины пищей – овощами и фруктами. Уточнять и расширять представления об отличительных особенностях овощей, о том, что их можно есть в сыром и вареном виде, из них можно готовить суп, салат; в сыром виде они полезнее – в них много витаминов, которые нужны для здоровья. |
Октябрь | ||
1. | Фрукты и овощи | Уточнить представления детей о фруктах и овощах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости); рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу; развивать речь, сенсорные способности, формировать умение объединять плода по сходному признаку. |
2. | Изготовление пособия для игры «Вершки и корешки» | Расширять представление детей об овощах и фруктах: местах их произрастания (огород, сад), что овощи растут на грядке в земле, а фрукты созревают на деревьях и кустах, у всех овощных и плодовых растений есть в земле корни; упражнять в наклеивании готовых форм; развивать умении ориентироваться на листе бумаги, составляя целое из частей. |
3. | «Кто живет в аквариуме?» | Уточнить представление о том, что в аквариуме живут рыбки, улитки, растения. Формировать представление о том, что рыбки живут в хороших условиях: в аквариуме много воды, света, на дне лежат песок, камни, рыбки не голодают, потому, что их каждый день кормят. В этих условиях они хорошо себя чувствуют, не болеют. Уточнить представления об особенностях внешнего облика рыб, строении их тела, о функции глаз – они нужны, чтобы видеть окружающие предметы. |
4. | Что растет в лесу | Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами. Познакомить с произведениями искусства – картинами и репродукциями на тему осеннего леса. |
Ноябрь | ||
1. | Кто живет в лесу | Расширять представления детей о лесе – в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому, что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида. |
2. | В гостях у курочки Рябы - (знакомство с коровой, козой, свиньей) | Познакомить детей с коровой, свиньей и козой как домашними животными, формировать представление о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают; уточнять представления о взрослых животных и их детенышах; развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать. |
3. | Домашние животные | Закрепить знания дошкольников о домашних животных, познакомить со стихотворениями о них, стимулировать детей на творческую театрализацию данных произведений, вызвать положительный эмоциональный отклик, интерес и сочувствие к животным. |
4. | В гостях у курочки Рябы- (знакомство с лошадью и овцой) | Закрепить у детей представления об известных им домашних животных – корове, козе, свинье, познакомить с новыми – овцой, лошадью; развивать воображение, умение сравнивать, входить в игровую ситуацию. |
Декабрь | ||
1. | В гостях у курочки Рябы- (знакомство с кошкой и собакой) | Уточнять и расширять представления о кошке и собаке как о домашних животных (живут вместе с человеком, собака охраняет дом и хозяина, кошка ловит мышей, человек любит своих помощников, заботится о них – кормит, ухаживает, ласкает). |
2. | Коллективное изготовление альбома «Елочка» | Уточнять представление детей о бумаге и изделиях из нее (бумагу делают из дерева. Бумага очень нужна людям, из нее изготавливают разные предметы, она бывает разного цвета, тонкая и толстая, мягкая и жесткая, на ней можно рисовать, из нее можно делать игрушки, бумагу надо беречь); упражнять детей в аппликации – умение составлять и склеивать предмет из частей. |
3. | Наблюдение «Сравним живую и игрушечную ели» | Показать детям главные особенности живого дерева, игрушечная ель искусственная, ее сделали на заводе из пластмассы, у нее есть ствол, ветки, но нет корней – она не живая, не пахнет, ее можно поставить в любое место, с ней можно играть. |
4. | Наблюдение «Поможем нашей елочке» | Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение, сочувствие к живой ели, желание облегчить ее зимнее существование, дать представление о том, что в сильные морозы деревья могут замерзнуть, поэтому их следует прикапывать снегом, который согревает корни и ствол, что большое количество снега на лапах ели вредно для нее, так как оттягивает их вниз и может сломать, ели можно помогать, легонько отряхивая снег с веток. |
Январь | ||
1. | Наблюдение «Цветные льдинки» | Показать детям. Что вода прозрачная, бесцветная, сквозь нее видны предметы, что вода может быть разноцветной, красивой, если в нее добавить краску, что из воды можно делать украшения на елку, что вода легко проливается, но и легко впитывается. Продолжать знакомить детей со свойствами воды (на морозе замерзает и превращается в лед; лед твердый, не льется, принимает форму сосуда, в котором застывает, лед холодный, скользкий, хрупкий – его можно разбить, если ударить чем – то твердым). Показать детям, что в тепле лед тает и превращается в воду, цветной лед становится цветной водой |
В гостях у курочки Рябы (знакомство с птичьим двором) | Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях (как выглядят, какие звуки издают. Как передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи от детенышей). | |
3. | Наблюдение «Птицы нашего участка» | Уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка, учить замечать характерные особенности строения птиц, размер, окраску, разный цвет оперения, замечать особенности поведения птиц на кормушке; учить различать голоса разных птиц; развивать умение определять птиц по их следам. |
4. | Кому нужна вода? | Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек. |
Февраль | ||
1. | Путешествие по зимнему лесу | Продолжать знакомить детей с лесом. Формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание. Что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся. |
2. | Айболит в гостях у детей | Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим детям; объяснить, что зимой организму требуется пища с витаминами, которых много во фруктах, шиповнике, зеленом луке; уточнить представление об известным им фруктам; дать новые знания о том, как писать письмо, как оформлять конверт; учить сажать лук. |
3. | Наблюдение «Наш попугай» | Уточнить представление о характерных особенностях внешнего строения попугая, с любовью относится к крылатому обитателю уголка природы, помочь выяснить, какой корм он любит больше всего; дать представление о том, что в зимнее время животным, как и людям не хватает витаминов |
Март | ||
1. | Рисуем подарок к 8 Марта | Воспитывать у детей желание готовить подарок любимому человеку, с радостью дарить его; расширять представление о Е.И.Чарушине; учить обводить контур трафарета, закрашивать красками методом тычка. |
2. | Где обедал воробей? | Познакомить детей с произведением С.Маршака; уточнить и расширить представления животных зоопарка; развивать игровые умения. |
3. | Наблюдение за сезонными явлениями | Обратить внимание детей на состояние погоды, солнца, неба, снега; провоцировать к самостоятельному наблюдению за погодой, измерением снега. |
4. | Советы Айболита | Продолжать воспитывать у детей потребность бережно относится к своему здоровью. Формировать представление о том, что в весеннее время особенно полезны богатая витаминами пища и солнце, что растения живые и могут расти, если для них созданы необходимые условия4 во время роста растения меняются, комнатные растения тоже живые, весной они начинают расти. Поэтому их надо больше поливать. Подкармливать удобрениями или пересаживать в новую землю; учить моделировать неделю. |
Апрель | ||
1. | Починка деревянных предметов | Уточнить представления детей о деревьях, растущих на участке; дать представление о том, что деревья служат материалом для появления различных деревянных предметов, о необработанной древесине; из древесины делают мебель, оконные рамы, двери, пол; все предметы из дерева надо беречь, вовремя их чинить. |
2. | Знакомство с деревянными игрушками | Продолжать знакомить детей с предметами, изготовленными из дерева, разнообразными деревянными игрушками. Дать представление о том. Что мягкие породы дерева легко резать острым ножом. Воспитывать бережное отношение к игрушке. Интерес к ее изготовлению, к мастерам – резчикам по дереву. |
3. | Досуг, посвященный Дню Земли | Формировать бережное отношение ко всему живому на земле, закрепить полученные знания о животных и растениях; формировать эмоциональный отклик на природу, желание ее охранять. |
4. | Весна в лесу | Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период; формировать реалистичное представление о жизни лесных животных: все звери выводят потомство, птицы поют. Строят гнезда; в весеннем лесу светло, красиво, пахнет молодой зеленью, учить поддерживать воображаемую ситуацию. |
Май | ||
1. | Рисуем животных | Воспитывать у детей понимание того, что о ярких впечатлениях от природы можно интересно рассказать, их можно красиво отображать в рисунках; уточнить представление о Е.И.Чарушине как писателе и художнике; воспитывать желание участвовать в общем деле – создании интересной книги о животных. |
2. | Наблюдение «Собираем листья мать-и-мачехи» | Познакомить детей с тем, что листья этого растения являются лекарственным сырьем, их можно собирать, высушивать и хранить в пакетах. Сухие листья заваривают, как чай и пьют. Настой мать-и-мачехи помогает лечить кашель, его можно пить взрослым и детям. |
3. | Водоем | Познакомить детей с водоемом и его обитателями; показать, что в воде и на берегу живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды; воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы; формировать навыки поведения возле водоема. |
Старшая группа
№ | Тема ООД | Программное содержание |
Сентябрь | ||
1. | Наблюдение «Цветущие растения нашего участка» | Определить названия цветущих растений, закрепить части растения, учить сравнивать по высоте, форме, окраски листьев, цветов, стеблей, по запаху, определить их назначение (корень впитывает влагу, питательные вещества, стебель приносит их к листьям, цветкам, листья поглощают свет, из цветов потом будут семена. |
2. | Наблюдение «Что было сначала, что будет потом?» | Развивать логическое мышление (какое было растение до того, как на нем появились цветы? С чего начиналось растение? Что будет после цветов?), организовать деятельность по сбору семян. |
3. | Как заполнять календарь природы? | Познакомить детей со страницей календаря на сентябрь, условными обозначениями; учить рисовать значки, пользоваться трафаретами, аккуратно раскрашивать квадратики, обозначающие дни недели; развивать интерес к наблюдениям за природой. |
4. | Овощи и фрукты на нашем столе | Уточнять представление детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее распространенных в местности, где находится детский сад, о способах употребления их в пищу; закреплять представление о значении свежих плодов для здоровья людей; учить готовить салат. |
Октябрь | ||
1. | Экскурсия в библиотеку | Познакомить детей с библиотекой – учреждением, в котором имеется собрание книг для всех желающих; книги выдают на дом, после прочтения их возвращают; за книгами следить и выдает их библиотекарь; он может посоветовать, какую выбрать книгу, рассказать о писателе. Познакомить детей с творчеством В.Бианки. |
2. | Растения в нашем уголке природы | Уточнить представление детей о 4-5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни; познакомить с новыми растениями; сформировать представления о влаголюбивых и засушливых; учить распознавать влаголюбивые и засухоустойчивые экземпляры. |
3. | Корова и коза – домашние животные | Формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза – домашние животные, не боятся человека и позволяют ухаживать за собой; приносят пользу; человек заботится о них, создает все условия для жизни. |
Ноябрь | ||
1. | Жизнь хомяка в природе | Познакомить детей со степью – местом обитания хомяка, с образом жизни, который он ведет в естественных природных условиях, дать представления о приспособленности строения тела и поведения хомяка к самостоятельной жизни в природе, уточнить представление о том, что хомяк в природе – это дикое животное. А хомяк в доме – это прирученный зверек, условия для жизни которого создает человек. |
2. | Как лесные звери – готовятся к зиме | Дать детям представление о том, что лес – это среда обитания диких животных, белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год; развивать у детей представление о последовательности событий в жизни лесных зверей – от лета к зиме. |
3. | Лошадь и овца – домашние животные | Формировать у детей обобщенное представление о том, что лошадь и овца – домашние животные; закреплять представление о том. Что корова и коза – домашние животные. |
4. | Уходит золотая осень | Уточнять представление детей об осени, когда все в природе меняется; развивать художественное восприятие – умение слушать литературные произведения. Смотреть картины художников на темы осени; пробуждать стремление выразить себя в изобразительном творчестве. |
Декабрь | ||
1. | Письма заболевшим детям | Воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью, понимание, что здоровый ребенок красиво выглядит, всему радуется, приветлив со всеми, имеет хороший аппетит, с удовольствием играет и занимается любимыми делами; больной ребенок должен лечиться, принимать лекарства. Воспитывать внимательное и заботливое отношение к близким людям. |
2. | Станем юными защитниками природы | Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных; воспитывать желание по-доброму относится к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать; познакомить с жанром плаката, учить создавать плакаты на тему бережного отношения к ели. |
3. | Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу | Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные; зима для них трудное время года; звери по-разному приспособлены к жизни в это время. |
4. | Наблюдение «Красивый снег» | Наблюдать с детьми свойства снега; показать детям, что падающие снежинки можно рассмотреть на темном фоне. |
Январь | ||
1. | Наблюдение «Чудо вода» | Показать и рассказать детям, что снег, принесенный в теплое помещение, постепенно тает, из него образуется теплая вода, она содержит мусор, грязь, поэтому брать снег в рот не следует; показать, что жидкая вода на морозе меняет свое состояние. |
2. | Что за зверь? | Учить детей слушать чтение познавательного рассказа, вникать в содержание, представлять его в образах, которые можно изобразить в рисунках; воспитывать интерес к наблюдениям в природе, желание совершать простейшие опыты. |
3. | Наблюдение «Как птицы летают?» | Обратить внимание детей на то, что птицы в полете выглядят иначе, чем на земле; садятся на землю, деревья, крышу дома, птица складывают крылья и хвост, чтобы они не мешали. Познакомить с явлением затаивания птиц, с их маскировочной окраской. |
4. | Лес – это дом для многих жильцов | Дать детям первоначальное представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга; главные в лесу – деревья, они создают тень, под ними растут теневыносливые кустарники, травы, ягоды и грибы, в лесу на земле и на деревьях, кустах живет множество животных – там они находят пищу, могут прятаться, строить гнезда и убежища. |
Февраль | ||
1. | Как люди помогают лесным обитателям | Формировать у детей представление о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности – зимней подкормке животных; воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки. |
2. | «Сколько и чего у попугаев?» | Уточнить с детьми, что у каждого попугая один клюв и один хвост, два глаза, два уха. Два крыла. Две ноги. По два пальца впереди и сзади, много перьев. Развивать наблюдательность – умение замечать, что каждая часть тела нужна птицам для разных действий. |
3. | Наблюдение «Выращиваем лук» | Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры, желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий, учить создавать ситуацию опыта. Делать зарисовки. Учить замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц. |
4. | Пришла зима холодная | Уточнить представление детей о зиме как сезоне, наиболее благоприятном для жизни растений и животных в природе; развивать способность воспринимать красоту зимних явлений природы; побуждать к отражению их собственных впечатлений от зимней природы в изобразительной деятельности. |
Март | ||
1. | Наши четвероногие друзья | Формировать у детей представления о том, что собака – умное домашнее животное, предана хозяину. Ее можно дрессировать, многому научить, поэтому собак можно использовать на разных службах. Воспитывать интерес к этим животным, бережное отношение к ним, умение правильно общаться с ними. |
2. | Как люди заботятся о своем здоровье весной. | Уточнить представление детей о человеческом теле, о назначении отдельных его частей и органов; объяснить, что внутри тема есть скелет, сердце, легкие, что все органы нужны для человека; что организм надо развивать и укреплять; что весной организм ослаблен, поэтому надо больше бывать на воздухе, употреблять продукты, богатые витаминами. |
3. | «Кто живет в нашем аквариуме» | Уточнить, что аквариум – это маленький водоем, в котором живут рыбы разных видов, растения, улитки. Уточнить названия рыб, особенности внешнего строения, характерные различия, отметить красоту водных обитателях, о различных кормах для рыб |
4. | Сравним кошку с собакой | Уточнить представление детей о кошке как домашнем животном. |
Апрель | ||
1. | Весна в жизни лесных зверей | Уточнять и расширять представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время: трогаются в рост деревья, просыпаются животные. |
2. | Береги деревянные предметы | Дать детям представление о том, что дерево является важным строительным материалом; познакомить с богородской резной игрушкой. |
3. | Наблюдение «Мать и мачеха – первые цветы на нашем участке» | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, познакомить с их названием, с особенностями строения; учить устанавливать причинно – следственные связи. |
4. | Бережно относимся к бумаге | Познакомить детей с разными видами бумаги и ее назначением; объяснить, что бумагу делают из древесины, бумага очень важна. |
Май | ||
1. | Экскурсия к деревьям | Познакомить детей с весенними явлениями природы; показать, что лес – «многоэтажный дом», в котором на разных «этажах» живет много растений и животных, которые нужны друг другу; учить правильно вести себя в лесу, не нарушать его жизнь. Воспитывать интерес к природе, умение видеть ее красоту, желание сохранять все живое. |
2. | Золотые рыбки – декоративные домашние рыбки | Уточнить представление детей об отличии живых рыб от игрушечных, об особенностях строения и поведения золотых рыбок, их отличие от карасей, рассказать, что золотые рыбки выведены человеком с декоративной целью. |
3. | Как человек охраняет природу | Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, поэтому создают заповедники. Рассказать, что есть охраняемые растения и животные, познакомить с красной книгой. |
Подготовительная к школе группа
№ | Тема ООД | Программное содержание |
Сентябрь | ||
1. | Планета Земля в опасности! | Дать детям представление о том, что планета Земля – это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди. Таких материков шесть. На земном шаре два полюса. На планете много живых существ. Всем нужна чистая земля, вода, чистый воздух. Планета Земля сейчас в опасности. Чтобы спасти нашу планету, надо любить ее с детства, изучать ее, правильно с ней обращаться. |
2. | Начинаем читать книгу «Экология в картинках» | Дать детям представление о том, что в книге рассказывается о доме для разных живых существ: растений, животных, людей. Сберегая их дом – условия, в которых они живут, мы сбережем живые существа. Учить слушать чтение познавательной книги, рассуждать, делать предположения. |
3. | Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях | Дать детям представление о том, что лягушки – это обитатели сырых мест. Они часто встречаются вблизи пруда, озера, болота. Рассказать о строении тела, о способах питания, корме. Их можно встретить в теплое время года. Зимой они зарываются в ил, весной просыпаются, откладывают икру в воду. Из каждой икринки развивается головастик. |
4. | Где зимуют лягушки | Закреплять представления детей о жизни лягушек в природе, особенностях их питания, передвижения, появления новых лягушек, образе жизни в разные сезоны. Показать приспособленность лягушек к жизни в разных температурных условиях. |
Октябрь | ||
1. | Простые и ценные камни в природе | Развивать у детей интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств, называть их свойства и особенности. Дать представление о том, что камни в природе есть в земле, реках, морях, поэтому их называют речными и морскими, их легко узнать. Дать первое представление о ценных камнях, которые применяются для украшений построек, показать изделия из драгоценных камней. |
2. | Почему белые медведи не живут в лесу? | Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни. Белые медведи приспособлены к жизни в суровых условиях. Белый медведь занесен в Красную книгу, находится под охраной государства. |
3. | Беседа о кроте | Дать детям представление об особенностях внешнего строения и поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни. |
4. | Что делает человек из глины? | Познакомить детей с различными изделиями из глины. Дать представление об изготовлении кирпичей и их значении в строительстве. Сообщить, что глина бывает разная по цвету и качеству. Познакомить детей с народной глиняной игрушкой. |
Ноябрь | ||
1. | Сравнение песка глины и камней | Уточнить представление детей о свойствах песка, глины, камней, учить сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, в соответствии с их свойсвами использовать в поделках. Познакомить детей с песочными часами, развивать творче6ство в лепке. |
2. | Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения | Сформировать у детей представления о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге. Поливать разные растения по разному, в соответствии с их потребностями во влаге. Учить детей рассматривать особенности внешнего строения растений и на основе этого относить их к засухоустойчивым и влаголюбивым. |
3. | Где у саксаула листья? | Дать первоначальное представление о пустыне как большом пространстве земли, песчаном и каменистым, где летом жарко и сухо, так как редко льют дожди. В пустыне мало растительности. Обозначить закон природы: все растения и животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. |
4. | Беседа об осени | Сформировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года. Учить по значкам и рисункам календаря описывать события природы. |
Декабрь | ||
1. | Через добрые дела можно стать энным экологом | Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что энный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах. |
2. | Беседа о лесе | Уточнять и расширять знания детей о лесе. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа в картинах. |
3. | Экскурсия в зимний лес (онлайн) | Дать представление о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории. Показать многоярусность смешанного леса. Воспитывать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе, развивать чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа. |
4. | Солнце, Земля и другие планеты | Дать детям первоначальные элементарные представления о строении Солнечной системы. |
Январь | ||
1. | Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу | Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Учить устанавливать причинно – следственные связи между при родными явлениями, делать выводы. |
2. | Земля – живая планета | Уточнить представление детей о Солнечной системе; рассказать об уникальности Земли. |
3. | Волк и лиса – лесные хищники | Уточнить представление детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время. Упражнять в умении сравнивать и описывать животных. |
4. | Сравнение белого и бурого медведей | Уточнить и расширить представление детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях, их приспособленность к ним. Учить сравнивать животных по внешности, образу жизни, характеру питания, месту обитания; выделять наиболее характерные при знаки для сравнения – устанавливать сначала сходства, а затем различия. |
Февраль | ||
1. | Цепочки в лесу | Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; о том, что лес – это сообщество растений и животных. Которые не могут жить друг без друга. |
2. | Кто главный в лесу | Уточнить представления детей о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. Показать, что главное звено в лесу – растения, которыми питаются различные животные. Дать детям представления о леснике. |
3. | Пройдет зима холодная | Уточнить представление детей о зиме, о жизни растений и животных в это время. Показать зависимость состояния растений от внешних условий. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям. Рассказать, что зима своей красотой вдохновила художников писать картины, композиторов сочинять музыку, поэтов – стихи. |
4. | Что мы знаем о птицах | Уточнить представление детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы. Формировать обобщенное представление о птицах как наземно – воздушных животных. |
Март | ||
1. | Сравнение домашних и диких животных | Уточнить с детьми признаки домашних животных. Показать, что домашние животные отличаются от диких. |
2. | Сравнение кроликов и зайцев | Уточнить представление детей о жизни зайцев в лесу, о жизни кроликов как домашних животных. Дать представление о диких кроликах, местах их обитания, образе жизни. Показать их отличие от зайцев и домашних кроликов. |
3. | Когда животных в природе становится много или мало? | Уточнить представление о том, как создаются в природе пищевые связи растений и животных. Показать, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки. Нарушение равновесия в цепочки чаще всего происходит из за резкого изменения погоды. Иногда люди неправильно действуют и нарушают цепочки в природе. |
4. | Олени и хищники | Уточнить и расширить представления детей о взаимосвязи обитателей леса, цепочках питания. Показать положительную роль хищников в равновесии лесного сообщества. |
Апрель | ||
1. | Как черепахи живут в природе | Уточнить представление детей об особенностях жизни черепах в уголке природы. Познакомить с местом обитания и жизнью черепахи в естественных природных условиях, приспособленностью в питании, защите от врагов, перенесении жары и холода, выведении потомства. |
2. | Морские коровы и Красная книга | Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных; морские коровы – животные, которых больше никогда не будет на Земле. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями. Развивать воображение в изобразительной деятельности. |
3. | Лес в жизни человека | Уточнить представление детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. |
4. | Птичий город на деревьях | Дать представление о заповедниках, как местах, где богатую природу специально охраняют. Познакомить с Астраханским заповедником. Уточнить детей отражать впечатления о природе в рисунках. |
Май | ||
1. | Кому нужна вода? | Уточнить представление детей в том, что вода очень ценный продукт. Познакомить с круговороте воды в природе, с явлением кислого дождя, который получается от загрязнения воздуха. |
2. | Сравнение аквариума с речкой, прудом, озером | Уточнить представление детей о реке как сообществе растений и животных, проживающих в ней. Упражнять в установлении цепочки питания, сравнении естественного и искусственного водоемов. |
3. | Море бывает в беде | Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Рассказать о том, что человек своей деятельностью загрязняет море. |
4. | Праздник посвящения в юные экологи | Создать ощущение праздника. Воспитывать у дошкольников ответственность в деле сохранения природы. |
Результативность и целесообразность работы выявляется с помощью мониторинга, осуществляемого в начале и конце каждого года обучения, который направлен на выявление у детей:
- Знаний, умений и навыков детей в области экологического воспитания.
- Отношения к миру природы.
Мониторинг осуществляют воспитатели всех возрастных групп, используя определенные формы: наблюдение, тесты, беседу, дидактическую игру, естественный эксперимент.
Данные мониторинга вносятся в таблицу.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
(младший дошкольный возраст)
№ | ФИ ребенка | Отношение к природе | Знания, умения и навыки детей | Общие показатели ознакомления детей с природой | ||||||||||||
Проявление интереса к заметным явлениям природы | Проявление бережного отношения к природе | Владение некоторыми нормами поведения в природе | Умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи | Неживая природа | Живая природа | Владение простейшими навыками наблюдения за объектами природы | Владениями навыками проведения простейших опытов с объектами неживой природы: водой, почвами | |||||||||
Обобщенные представления о растениях | Обобщенные представления о животных | |||||||||||||||
Знание времен года, их последовательности, характерных признаков | Умение различать деревья, кустарники, травы | Знание названий некоторых растений | Умение ухаживать вместе со взрослыми за растениями, проявление инициативы в уходе за ними | Умение различать домашних и диких животных | Знание названий некоторых домашних животных, их детенышей и пользы, которую они приносят человеку | Знание названий некоторых диких животных и их детенышей, пользы, которую они приносят человеку | Умение ухаживать вместе со взрослыми за животными, проявление инициативы в уходе за ними |
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
(старший дошкольный возраст)
№ | ФИ ребенка | Отношение к природе | Знания, умения и навыки детей | Общие показатели ознакомления детей с миром природы | ||||||||||||||||||||||||
Проявление ярко выраженного интереса к объектам и явлениям природы | Проявление бережного отношения к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы | Владение навыками экологически безопасного поведения в природе | Стремление к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи | Неживая природа | Живая природа | Навыки экспериментирования | ||||||||||||||||||||||
Растения | Животные | |||||||||||||||||||||||||||
Знание характерных признаков разных времен года | Знание причины времен года | Вода, ее свойства, значение для живого | Воздух, его свойства, значение для живого | Земля, почвы, их свойства и значение | Деревья | Кустарники | Травы | Растения леса, сада, луга, поля | Комнатные растения | Условия, необходимые для роста растений | Уход за растениями: рыхление, полив, прополка | Домашние животные и их детеныши | Дикие животные средней полосы и их детеныши | Животные и птицы полярных районов Земли | Животные и птицы жарких стран | Декоративные животные, животные живого уголка | Зимующие и перелетн6ые птицы | Насекомые | Навыки ухода за животными: кормление, уборка клетки, чистка аквариума | Умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы | Умение проводить простейшие опыты, знание правил безопасности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
1.Вводное слово по теме педсовета «Формирование начал экологической культуры у дошкольников».2.Анализ результатов тематической проверки по экологическому воспитанию....
Обобщение опыта по теме самообразования «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Определяя тему по самообразованию, я остановилась на проблеме экологического воспитания....
Консультация для родителей «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
«Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»...
Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Место игры в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей дошкольного возраста в подготовительной к школе группе» Форма проведения: КВН «Знатоки природы»
конспект по похзнавательному развитию в форме проведения КВН...
Консультация по экологическому воспитанию «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Представленная консультация, поможет родителям показать своим детям- ничем незаменимую ценность и красоту природы. И понять, что природа есть основа жизни и существования всего живого на Земле....
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Базой данного курса, адресованного дошкольникам 3 – 7 лет, является программа экологического воспитания в детском саду С.Н.Николаевой «Юный эколог». Данная программа...
Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края.
Экологическая культура - это качество личности, включающее в себя совокупность знаний о природе и способах ее защиты, интерес к проблемам охраны и грамотной деятельности человека в природе, окру...