Конспект итогового занятия к проекту по опытно- экспериментальной деятельности на тему: "Свойства льда".
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 «Ягодка» Катав-Ивановск
Челябинской области
Цементников улица, №11 дом, Катав-Ивановск город, Челябинская область, Россия,456110
тел:8(351-47)2-90-54, Е-mail: yagodka.mdou@mail.ru
ОКПО 4912511; ОГРН 1027400758219; ИНН/КПП 7410005069/745701001
Конспект итогового занятия
к проекту по опытно-экспериментальной деятельности
Тема: «Свойства льда»
для детей 4- 5 лет
Голубева Алена Минулловна
воспитатель средней группы
МДОУ №8 «Ягодка»
Катав-Ивановского муниципального района
Катав- Ивановск
2023г.
Цель: побудить у детей интерес к опытно экспериментальной деятельности
Задачи:
- Продолжить знакомить детей со свойствами льда (холодный, гладкий, скользкий, прозрачный, хрупкий).
-Активизировать и обогатить словарный запас детей.
-Развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения заданий.
-Воспитывать культуру общения.
Методы и приемы:
-Игровой (встреча со Снежной Королевой))
-Практический (эксперимент со льдом)
-Словесный (вопросы поискового характера)
Предварительная работа:
-Чтение сказок, стихотворений, разгадывание загадок.
-Беседа на тему «Как появляется лед».
-Игры и наблюдения на прогулке за льдом.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудование: ноутбук, фартуки, емкости для льда, соль, варежки, молоточек, цветные картинки, разносы, тарелка, белая бумага, пластмассовые яйца, фигурки динозавров, ложки, салфетки, распылитель для воды, интерактивная доска.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лабораторию и будем исследовать лед, узнаем много нового и интересного. Подскажите, что мы делаем перед тем, как пойти в лабораторию?
Дети: надеваем фартуки и очки. Дети надевают на себя фартуки и очки.
Воспитатель: - Хочу вам напомнить о правилах безопасности. Давайте повторим.
Дети: не толкаться, не трогать руками незнакомые предметы, не пробовать ничего на вкус, все опыты проводить под присмотром взрослых, вести себя спокойно, не размахивать руками.
Воспитатель: - Хорошо. Все повторили и запомнили? Проходим в лабораторию. Рассаживаемся. Дети проходят в лабораторию.
Сюрпризный момент
Приходит Снежная королева
Снежная королева: - Я Снежная королева, я привыкла к снегу и холоду. Я пришла к вам в гости и принесла вам леденцы. Достаёт из ведёрка кубики льда и «угощает» детей.
Воспитатель наблюдает за реакцией детей. Потом, от имени детей вежливо отказывается, объясняя, что лёд есть нельзя.
Воспитатель: - Ребята, объясните Снежной королеве, почему нельзя есть лёд.
Дети: - Холодный, можно заболеть.
Воспитатель: - Снежная королева, не расстраивайся, нам как раз для занятия нужен лёд, оставайся с нами.
Опытно – исследовательская деятельность
Ребята встают к столам и экспериментируют со льдом.
Опыт 1. Лёд - холодный, гладкий и скользкий.
Воспитатель: - Ребята, возьмите лёд в руки, потрогайте его.
Дети берут, трогают лёд.
Воспитатель: - Ребята, какая льдинка?
Дети: холодная (2-3 ребенка)
Воспитатель: - Лёд холодный.
- А теперь попробуйте пальчиком погладить ваши льдинки. Какие они? (гладкие, скользкие).
Вывод: На ощупь - лёд холодный, гладкий и скользкий.
Опыт 2. Лёд твердый, но хрупкий.
Воспитатель: - А теперь попробуйте пальчиком надавить сверху на кусочек льда. Какой он? (твёрдый или мягкий).
Дети: твёрдый (2-3 ребенка).
Воспитатель: - Лёд твёрдый и нам не удастся поломать его руками.
Воспитатель берет молоточек и стучит им по льдине. Ударяет сильнее, льдинка лопается.
Воспитатель: - Ну, вот, лёд разбился, и так легко! Почему? Лёд хрупкий. Поэтому легко разбивается.
Вывод: Лёд хоть и твёрдый, но хрупкий.
Опыт 3. Лёд сохраняет форму.
Воспитатель берёт тарелку с льдинкой, показывает её детям и перекладывает лёд в стакан.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, льдинка изменилась или осталась прежней?
Дети: - Осталась прежней.
Воспитатель: - Форма льдинки не изменилась, потому что лёд - твердое вещество и не меняет свою форму.
Вывод: Лёд сохраняет свою форму.
Опыт 4. Лёд бесцветен и прозрачен.
Воспитатель: - А теперь, ребята, посмотрите, какого цвета лёд?
Воспитатель показывает детям лист белой бумаги и уточняет лёд такой же белый, как этот лист бумаги?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Лёд бесцветен.
Воспитатель: - Ребята, перед вами лежат полоски цветной бумаги, положите на них льдинку, что вы видите?
Дети: - Бумагу.
Воспитатель: - А почему её видно?
Дети: - Потому что лёд прозрачный (2-3 ребенка).
Вывод: Лёд прозрачный, через него мы можем видеть предметы.
Опыт 5. Лед тает.
Воспитатель: - Ребята, положите ваши льдинки на тарелочку.
- Мы с вами сейчас немного отдохнём.
Пальчиковая гимнастика
Мы с тобою лёд возьмём (сжимаем кулачки)
И ладошками потрём (трём ладошки)
С пальцев капает вода (встряхиваем)
Подевался лед куда? - (разводим руками)
Надо пальчики согреть (приставляем подушечки пальцев)
Друг о друга потереть (трём подушечки пальцев)
Если рядом друг всегда
Не страшны нам холода (ладошки скрепляем в замок)
Воспитатель: - А теперь вернёмся к тарелке со льдом.
- Посмотрите, ребята, в тарелке появилась вода. Дети смотрят.
Воспитатель: - Лёд начал таять. Почему лёд тает? (в группе тепло.)
Вывод: Лёд тает в тёплом помещении и превращается в воду.
Воспитатель: - Молодцы, а теперь посмотрите на экран и давайте вместе с вами еще раз назовем свойства льда.
Дети смотрят презентацию на интерактивной доске «Опыты со льдом» и отвечают по картинкам.
Дети: холодный, гладкий, скользкий, твердый, хрупкий, бесцветный, прозрачный.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами славно поработали, теперь можно отдохнуть.
Физкультминутка:
Я мороза не боюсь (шагаем на месте)
С ним я крепко подружусь (хлопаем в ладоши)
Подойдет ко мне мороз (подзываем ладошками к себе)
Тронет щеки, тронет нос (трогаем щеки, нос)
Значит, надо не зевать (хлопаем в ладоши)
Прыгать, бегать и скакать (прыжки на месте)
Во время физминутки Снежная Королева находит на окне письмо
Снежная королева: - Ребята, посмотрите, что я нашла…..
Воспитатель: - Ребята, нам прислали письмо, давайте его прочитаем…
От мамы динозаврихи. Читает письмо.
«Дорогие ребята, я узнала, что вы можете мне помочь!!!!Кто- то заморозил моих детенышей и они покрылись льдом!!!!Помогите мне их спасти».
Воспитатель предлагает детям помочь.
Дети из лаборатории перемещаются в царство льда и динозавров (под музыку).
Воспитатель:- Ребята, куда мы с вами попали? В царство динозавров, посмотрите какие большие гнезда, интересно, что там.
В одном гнезде большие пластмассовые яйца, а в другом замороженные динозаврики.
Воспитатель: - Ребята, давайте поможем растопить динозавриков, как мы можем это сделать?
Дети: предлагают варианты: полить теплой водой, согреть в руках, положить около батареи, посыпать солью.
Воспитатель: - Молодцы, давайте же скорее приступим. Снежная королева помогает.
Дети экспериментируют с ледяными яйцами.
Воспитатель: - Ребята, какой способ самый эффективный? У кого быстрее оттаял динозаврик?
Дети: когда полили теплой водой, посыпали песком.
Снежная королева: - Ребята, расскажите мне, пожалуйста, еще раз про то, какой бывает лед. А то я совсем запуталась, а мне так хочется все запомнить.
Воспитатель: - Снежная королева, это не беда. Сейчас всё вместе вспомним.
Дети: холодный, гладкий, скользкий, твердый, хрупкий, прозрачный, в тепле тает.
Воспитатель: - Запомнила, Снежная королева?
Снежная королева: - Да! - Ой, ребятки, вы такие молодцы! Я подарю вам льдинки, но не простые, а сладкие. Снежная королева угощает детей, прощается и уходит.
Рефлексия
Воспитатель: - Ребята, какой момент был самый интересный? Чей динозаврик оттаял быстрее всех?
- Ребята, сегодня вы показали Снежной королеве удивительные свойства льда и спасли от ледяного плена динозавриков, давайте пройдем в группу и продолжим наблюдение за ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности на тему "Свойства воздуха и воды"
Данный материал будет полезен воспитателям детского сада....
Опытно-экспериментальная деятельность на тему: "Свойства и виды ткани"
Цель: воспитывать интерес к исследовательской деятельности; познакомить детей со свойствами ткани и их видами. Закрепить знание детей об одежде.Материалы и оборудование: Различные лоскутки ткани (шелк...
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Свойство магнита»
Конспект НОДпо опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Свойство магнита»...
Конспект познавательного занятия «Воздух вокруг нас» Опытно-экспериментальная деятельность.
Занятие построено на основе опытно-экспериментальной деятельности, в ходе которой дети знакомятся со свойствами воздуха и его значкнием для всего живого....
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности на тему «Свойства воды» для детей раннего возраста
Есть чудесная водица,Без нее нам не прожить,Не умыться, не напитьсяИ здоровыми не быть.Утром только лишь проснешься -Сразу личико умой.Будешь чистым и красивым,Подружись скорей с водой.Чтобы не было б...
Конспект открытого занятия «Удивительная соль» по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе
Конспект занятия «Удивительная соль» по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группеЦель: развитие любознательности и познавательной мотивации...
Конспект открытого занятия Развлечение с элементами опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Волшебная мастерская Олофа"
Развлечение с элементами опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Волшебная мастерская Олофа"...