Конспект открытого занятия «Удивительная соль» по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Гедз Анастасия Вячеславовна

 

Конспект  занятия «Удивительная соль» по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе

Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий.

Задачи: Изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Основная общеобразовательная школа с. Безымянное»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект  открытого занятия

«Удивительная соль»

 по опытно-экспериментальной деятельности

в подготовительной группе

                                                                     Выполнила:  Гедз А.В.

                                                         

2021 год

Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий.

Задачи: Изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Материал и оборудование: шкатулка с мешочком  соли, подносы с солью для рисования, тарелка, ложка, два стакана с водой, два яйца. Мультимедийная презентация «Добыча соли, её применение»

Ход занятия:

  1. Организационный   момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Как вы думаете, что в ней? (дети предлагают открыть шкатулку и находят  мешочек с сыпучим веществом)

-  Интересно, что же в этом мешочке?

-  Потрогайте, какой на ощупь мешочек.

    -  А теперь понюхайте, пахнет?

Значит, там находится вещество без запаха.

    -  Какое на ощупь?

    -  Что же это может быть?  

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос:

  1. Актуализация знаний.

«Для чего нужна соль?

«Где люди используют соль

«Откуда она попадает в магазины?»

Молодцы, как вы много знаете о соли!

  1. Получение новых знаний.

Соль - полезное ископаемое, природный элементСоль бывает каменная, морская и поваренная.

Люди научились добывать соль различными способами.

- А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?

Педагог демонстрирует презентацию «Добыча соли, ее применение».

Слайд 1

 «Добыча соли, ее применение». Подготовила: воспитатель Гедз А.В.

Слайд 2

Соль –это полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная. Каменная соль. Ее месторождение находиться высоко в горах. Очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.

Слайд 3

В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче Как раньше добывали соль Соль была дорогим товаром

Слайд 4

Добыча соли всегда считалась нелегким трудом. Еще в начале прошлого века- это делалось вручную.

Слайд 5

Со временим на смену ручному труду по добыче соли, пришли современные врубовые машины, соляные комбайны и экскаваторы

Слайд 6

На сегодняшний день существует несколько способов добычи соли: * шахтным методом; * вакуумный; * озерный; * путем вымораживания; * карьерный.

Слайд 7

Применение соли: 1. В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов

Слайд 8

Соль используют в народной медицине (ингаляции, промывании носа, из нее делают солевые компрессы при ушибах, полоскание горла.)

Слайд 9

Соль полезна не только людям, но и животным.

Слайд 10

Каждый день соль нам нужна для приготовления пищи. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

Слайд 11

Консервировании овощей

Слайд 12

На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке не поскользнулся, не упал

Слайд 13

Спасибо за внимание!

- Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Поэтому люди придумали пословицы о соли:

 Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

         Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.

 Без соли, без хлеба – половина обеда.

    Без соли, без хлеба за стол не садятся.

  1. Практическая работа.

 «Сегодня всем нам предстоит

Немножко стать учеными.

Я предлагаю вам провести опыт с этим сыпучим веществом.

҉   Физкультминутка:

Раз – подняться, подтянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладони 3 хлопка, головою 3 кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть. 

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину.

3. Не толкать соседа во время работы.

4. Сначала посмотри, а потом повтори.

5. Выполнил и положи на место.

 И так внимание.

Опыт № 1:  «Соль хрустит»

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод:

Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Опыт № 2: «Соль поглощает воду»

Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: значит соль поглощает воду.

Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась в воде)

Опыт № 3: «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет).

А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет.Значит, в солёной воде легче плавать).

Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)

Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли.

-Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:

«Появился во дворе он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)

(дети пальчиками рисуют снеговика на соли) .

«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, и на новый год важна (елка) (дети рисуют елку)

«С неба падают зимою и кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки, белые (снежинки)

(дети рисуют снежинки)

Как красиво у вас получается! Какие вы все молодцы!

  1.  Рефлексия:

-  Ребята, что нового вы сегодня узнали?

- Что вам больше всего понравилось, а что не понравилось на нашем занятии?

- Что было самым интересным?

- Где эти знания пригодятся в жизни?

- О чем бы вы рассказали своим родителям или друзьям?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Добыча соли, ее применение». Подготовила: воспитатель Гедз А.В.

Слайд 2

Соль –это полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная. Каменная соль. Ее месторождение находиться высоко в горах. Очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.

Слайд 3

В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче Как раньше добывали соль Соль была дорогим товаром

Слайд 4

Добыча соли всегда считалась нелегким трудом. Еще в начале прошлого века- это делалось вручную.

Слайд 5

Со временим на смену ручному труду по добыче соли, пришли современные врубовые машины, соляные комбайны и экскаваторы

Слайд 6

На сегодняшний день существует несколько способов добычи соли: * шахтным методом; * вакуумный; * озерный; * путем вымораживания; * карьерный.

Слайд 7

Применение соли: 1. В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов

Слайд 8

Соль используют в народной медицине (ингаляции, промывании носа, из нее делают солевые компрессы при ушибах, полоскание горла.)

Слайд 9

Соль полезна не только людям но и животным.

Слайд 10

Каждый день соль нам нужна для приготовления пищи. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

Слайд 11

Консервировании овощей

Слайд 12

На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке не поскользнулся, не упал

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как органы человека помогают друг другу".Опытно-экспериментальная работа в подготовительной группе ДОУ.

Валеологическое образование и развитие детей включает в себя такой большой раздел, как познание самого себя и своих возможностей.Исходя из этих знаний, дети учаться беречь свое здоровье, здоровье и на...

Картотека «Опытно-экспериментальные исследования» в подготовительной группе

Детское экспериментирование является одним из актуальных методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, р...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ КО ДНЮ НАУКИ (опытно-экспериментальная деятельность с солью)

 8 февраля — День Российской науки, и в нашем детском саду, в группе «Капелька» было организовано мероприятие, где каждый из дошкольников мог почувствовать себя настоящим...

Конспект занятия по нравственному воспитанию по театрализованной деятельности (подготовительная группа)

Цель:        Способствовать формированию духовно-нравственных                    качеств  через театрализацию....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по опытно-экспериментальной работе в старшей группе Тема: «Соль и его свойства. Рисуем солью»

Тема: «Соль и его свойства. Рисуем солью»Цель: способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать...

Мастер-класс опытно-экспериментальной деятельности Тема занятия: « Удивительная соль»

Назначение мастер-класса - изготовление декоративных бутылок , фужеров с применением цветной соли для украшения интерьера, использования в качестве подарков.Цель: формировать  представл...

Конспект открытого занятия «Удивительная соль» по опытно-экспериментальной деятельности в комбинированной группе

Тема: «Удивительная соль» образовательная область: познавательное развитие.Цель: Формирование представлений детей о соли и её свойствах, качества и применение, через исследовательскую...