Конспект познавательного занятия «Воздух вокруг нас» Опытно-экспериментальная деятельность.
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя, старшая группа)
Занятие построено на основе опытно-экспериментальной деятельности, в ходе которой дети знакомятся со свойствами воздуха и его значкнием для всего живого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_opyty.docx | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад № 29 Красносельского района Санкт-Петербурга
Конспект познавательного занятия
«Воздух вокруг нас»
Опытно-экспериментальная деятельность.
Составила и провела:
Воспитатель Коршунова О.А.
Санкт-Петербург 2018 год
Цель: Познакомить со свойствами воздуха (невидимый, бесцветный, лёгкий) и с его значением для всего живого.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать интерес к исследовательской деятельности, умение пользоваться различными материалами.
- Расширять и уточнять у детей представление об окружающем мире: воздух.
- Продолжать учить отвечать развернутыми предложениями.
- Активизировать речь и обогащать словарь детей за счёт описательных прилагательных, глаголов действия.
Развивающие задачи:
- Развивать умение сосредоточенно и целенаправленно заниматься.
- Развивать мотивацию на достижение результата, активность и самостоятельность, уверенность в своих силах.
- Развивать у детей познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Развивать слуховое восприятие, дыхательные мышцы.
Воспитательные
- Воспитывать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
- Воспитывать умение работать сообща, уступать друг другу.
Материалы: воздушные шары, сюрпризная коробочка, рисунки-подсказки, емкости с водой, стаканы, трубочки, карточки с заданиями по уровню развития, полотенце, кораблики, лодочки, клеенка большая и маленькая, веер, 2 надутых шарика, магнитофон, насос.
Ход занятия
В: Сегодня к нам прилетели два воздушных шарика. А зовут их Ах и Ох. Один веселый, упругий, большой, а другой маленький, худой и грустный. Ребята, как вы думаете, почему второй шарик маленький?
Д: В нем нет воздуха, он сдулся.
В: А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Д: Посильнее надуть.
В: Как вы думаете, что будет внутри шарика после того как мы его надуем?
Д: Воздух.
В: Откуда же берется воздух?
Д: Мы его выдыхаем.
В. Давайте, вместе с вами попробуем вдохнуть и выдохнуть воздух. Теперь подставьте ладонь ко рту– наберите воздух в рот и выдохните (Дети выполняют) Аналогичное задание выполняют с бумажной салфеткой.
В: Что вы почувствовали? Что случилось с салфеткой?
Д: Движение воздуха. Салфетка улетает.
В: Ребята, шары воздушные не просто прилетели к нам в гости, они приглашают нас в путешествие. Вы хотите путешествовать?
Д: Да, хотим.
В: Ну что готовы? Приготовились, покружились и мы оказались в начале пути.
В: А теперь посмотрите, ребята, у меня для вас есть сюрприз. ( Открываю коробку с шариками)
– Здесь ребята, лежат шарики. Что же с ними делать?
Д: отвечают.
Опыт №1.
В: Можно надуть шарики, чтобы они стали круглыми и упругими. А чтобы воздух сохранился, шарик зажмите пальцами. Чтобы быстро надуть шарики нам может помочь один предмет (показываю детям насос). Это насос, он поможет нам накачать воздух в шарики. Давайте попробуем?
(Дети выполняют).
В: Давайте посмотрим, как воздух помогает шарикам двигаться. (Дети подбрасывают шарики и ловят) Как же им помогает воздух?
Д: Шарики лёгкие и могут летать в воздухе. (Другие ответы детей).
– Это задание, мы с вами выполнили. Следуем дальше. Шарики держите крепко, чтобы они не улетели.
Опыт №2.
В: Перед вами тазики с водой, опустим один не завязанный ниткой шарик отверстием вниз, медленно разжимая пальцы. Что появилось в воде?
Д: Пузырьки.
В: Откуда же они берутся?
Д: Из шарика выходит воздух и в воде появляются пузырьки.
В: Молоды, вы справились с заданием.
Опыт №3.
В: Возьмите трубочку, подуйте в нее, подставьте ладонь. (Показ) Что вы почувствовали?
Д: Струю воздуха.
В: А теперь вдохните струю воздуха в трубочку, опущенную в воду. Что происходит?
Д: Выходят пузырьки – это воздух.
В: Значит, и из трубочки, и из шарика выходит воздух, который мы сначала вдыхаем, а потом выдыхаем.
– Что выходит из трубочки, и из шарика? (Повторение)
В: А сейчас мы с вами отдохнем и поиграем в игру «Дрёма».
(Координация речи с движением.)
Ходит Дрёма по домам. Ходят по кругу, взявшись за руки, на полной стопе.
Тихо ходит тут и там. Ходят по кругу, взявшись за руки, на носках.
Все ребята без опаски Останавливаются, разводят руки в стороны.
Закрывают сразу глазки. Садятся лицом в круг и закрывают руками глаза.
Сон какой она подарит Вариант1: Дрёма кладёт в центр круга игрушку.
И ребятам что оставит? Вариант2: Игрушка кладётся возле каждого реб.
Ты скорей глаза открой, Дети открывают глаза и рассматривают
Что скажи перед тобой? Подарки Дрёмы.
Дети называют игрушки.
Опыт №4.
В: Возьмите веер и помашите перед собой. Что вы почувствовали?
Д: Ветерок. (Повторение)
В: Как он возникает?
Д: Это движется воздух.
В: Значит, что находится вокруг нас?
Д: Воздух. В. Для чего он нужен человеку?
Д: Чтобы дышать.
В: А для кого он еще нужен?
Д: Животным, растениям.
В: Скажите, вы видите воздух вокруг нас?
Д: Нет, не видим.
В: Как вы думаете – воздух какой?
Д: Невидимый, бесцветный. (Повторение индивидуальное, хоровое)
В: И с этим заданием справились. Посмотрите уменя в коробочке какие то картинки. Сейчас узнаем, какое же задание нас ждет. (Показываю детям карточки с картинками).
– Посмотрите, внимательно на карточку, зачеркните тот лишний рисунок, которому не нужен воздух. (Дети выполняют, проверяем индивидуально, дети объясняют свой выбор).
(Дети садятся за столы. Включаю музыку)
В: Ребята что вы слышите?
Д: Шум моря.
В: Ветер по морю гуляет, волны поднимает. А теперь сядьте красиво, спинки выпрямили. Представьте, что вы настоящие капитаны и перед вами ваши корабли.– Какое же задание нас ждет? (Раздаю детям бумажные самодельные лодочки и кораблики) Подготавливаю таз с водой.
(Можно проводить опыт в ванной комнате).
Опыт №5.
В: Опустите кораблики на воду. Смотрите, они плывут или стоят на месте?
Д: Стоят на месте.
В: Что мы можем сделать, чтобы кораблики поплыли?
Д: Подуть на них.
В: Давайте, подуем. – Что же двигает наши кораблики?
Д: Воздух. (Повторение)
В: А откуда берется воздух?
Д: Мы его выдыхаем.
В: Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли быстрее?
Д: Посильнее подуть.
В: А теперь глубоко вдохните, наберите воздух и быстро выдохните.
– Поплыли кораблики быстрее? Получилось?! А когда корабли плывут по морю им помогает ветер. У меня тоже есть предмет, который может делать ветер.(Показываю насос. Дети запускают кораблики с помощью насоса)
– Наше путешествие заканчивается. Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Раздувайся пузырь».
Почувствуем, как мы раздуваемся, когда вдыхаем воздух, и как сужаемся, когда выдыхаем воздух.
Хороводная игра «Раздувайся пузырь».
Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Вместе произносят: Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой, Оставайся такой Да не лопайся. Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!». Тогда они отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!». Можно также предложить детям после слов «лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» – воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь – отходят назад, образуя большой круг.
В: Вот и закончилось наше путешествие. Скажем спасибо воздушным шарикам?
Д: Да.
В: Скажите пожалуйста, что нас окружает кроме мебели, игрушек, книжек?
(Ответы детей)
– А кто не может жить без воздуха?
(Ответы детей)
– А воздух имеет цвет?
Д: Нет не имеет. Он бесцветный. (Повторение)
В: Мы его видим?
Д: Нет, не видим.
В: Какой он?
Д: Невидимый, прозрачный.
– Молодцы! Вы всё верно поняли. Вы сегодня были настоящими учёными, узнали много интересного, научились проводить опыты, правильно отвечали на сложные вопросы (В конце занятия детям раздаю мыльные пузыри, и дети играют)
Памятка: Занятие можно проводить в несколько этапов, в зависимости от настроения и степени усталости детей. При желании дети в последствие сами могут проводить опыты с воздухом в свободное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия "Воздух вокруг нас"- компенсирующая группа
Организация непрерывной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи.Тема: «Воздух вокруг нас»Автор конспекта НОД Рязанова В.В. воспитатель выс...
Конспект познавательного занятия "Воздух вокруг нас"
Формирование у детей представлений о свойствах воздуха экспериментальным методом....
Конспект открытого занятия «Удивительная соль» по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе
Конспект занятия «Удивительная соль» по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группеЦель: развитие любознательности и познавательной мотивации...
Конспект итогового занятия к проекту по опытно- экспериментальной деятельности на тему: "Свойства льда".
Конспект итогового занятия...
Конспект открытого занятия Развлечение с элементами опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Волшебная мастерская Олофа"
Развлечение с элементами опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Волшебная мастерская Олофа"...
Конспект открытого занятия «Удивительная соль» по опытно-экспериментальной деятельности в комбинированной группе
Тема: «Удивительная соль» образовательная область: познавательное развитие.Цель: Формирование представлений детей о соли и её свойствах, качества и применение, через исследовательскую...
Конспект открытого занятия "Воздух вокруг нас"
Цель: Развивать познавательный интерес детей к окружающему миру в процессе экспериментированияЗадачи:1. Обобщить представления детей о воздухе и его свойствах, способствуя формированию познавател...