разработка родительского собрания в старшей группе
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с 11 «Берёзка».
Конспект родительского собрания.
На тему: Развитие речи детей в старшей группе.
Работу выполнила воспитатель: Логунова Н.В.
Г. о. г. Кулебаки.
2022
Цель: Выбрать совместно с родителями конструктивные способы и средства взаимодействия дошкольников с окружающими людьми в соответствии с их потребностями.
Задачи:
- Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;
- Формировать знание родителей о значении развития правильной речи детей;
- Побуждать родителей, помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками и младшими детьми.
- Ориентировать родителей на ценность домашнего чтения.
Предварительная работа:
Оформить группу пословицам о языке, памятку на каждого родителя «Как читать детям». Оформить выставку литературы по развитию речи детей.
План:
- Организационный момент.
- Сообщения воспитателя:» Развитие речи шестилетнего ребенка. Художественное слово в воспитании дошкольника»
- Практикум.
- Памятка:» Как читать детям»
- Итог. Обмен мнениями.
Актуальность:
В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же свое речевое творчество-нет. Дети практически не посещают библиотек, очень мало читают, не могут описать свои впечатления хотя бы в двух-трех фразах. Живое общение переходит в краткий сленг или общение в чате, смс оп телефону. Поэтому, считаю, что живое общение со взрослыми и сверстниками, а также развитие речи в дошкольном возрасте является фундаментом для развития ребенка.
Ход собрания:
На мольберте обозначена тема собрания. Родителей приглашают в группу. Группа оформлена пословицами и поговорками о речи и языке:
Язык до Киева доведёт.
В добрый час молвить, а в худой промолчать.
Мал язык, да всем телом владеет.
Выстрелив, пулю не поймаешь, а, слово сказав, не схватишь.
Кто говорит, тот сеет.
С тобою разговориться, что мёду напиться.
Без языка и колокол нем.
Не пройми копьём, а пройми языком.
Язык без костей работает на хозяина и на гостей.
Язык впереди ног бежит.
Организационный момент:
Воспитатель предлагает родителям стать в два круга друг против друга парами. Один круг двигается вправо, а другой влево. Двигаясь в противоположные направления, родители здороваются рукопожатиями с напротив стоящими, говоря: «Здравствуйте, я рад (а) вас видеть», называя своё имя. Поприветствовав друг друга, предлагается речевая игра «Комплементы», которая поможет снять напряжение и создать обстановку раскованности среди присутствующих.
Игротренинг с родителями.
Воспитатель: почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и взрослым помогают игры. Предлагаю для этого вам поиграть в игру «Комплимент». Сейчас мы будем передавать по кругу мяч. Когда вы возьмете его в руки, нужно будет представиться: назвать свое имя и отчество и, передавая соседу, сказать ему комплимент.
Воспитатель проводит игру «Комплимент».
Цель игры: установить контакт между родителями, сформировать у них положительный настрой.
Уважаемые родители!
Мы рады вам. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека-речи.
Значение речи в жизни людей огромно. Речь-это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь- это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова.
Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе развития ребёнка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.
Развитие речи в дошкольном возрасте-основа, фундамент для ребёнка. Уже не вызывает сомнений, что в период от рождения до 7 лет в малыше закладываются основы для дальнейшей жизни, которые он будет использовать постоянно. И если запас опыта мал, то у ребёнка накапливается дефицит, который будет мешать ему развиваться в современном мире. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. У ребёнка с не развитой речью падает любознательность, чем особенно характерен дошкольный возраст!
В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же своё речевое творчество-нет. Легче скачать в Интернете, чем показать свой словесный потенциал. Мало дети посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают об этом. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать хотя бы в 2-3 фразах. Встречные вопросы, они же наводящие ставят в тупик даже родителей. Элементарное описание увиденного вызывает недоумение: зачем? Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.
В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. Словарь ребёнка увеличивается от двух сотен до нескольких тысяч слов. Совершенствуется в том числе, звуковая сторона речи. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Однако без вашего активного участия, уважаемые родители, этот и так, в общем-то непростой процесс рискует затянуться. Все вы знаете, что дошкольник-это « человек играющий», и сейчас я раскрою глубокий педагогический смысл некоторых на первый взгляд, несложных игр, которые не потребуют от вас значительных финансовых вложений и временных трат.
Тем не менее, именно эти игры помогут вашим детям с вашей же помощью закрепить полученные в садике знания, «просто беседуя» по дороге домой.
Вашему вниманию будут предложены дидактические игры, направленные на формирование фонематического восприятия, языковой догадки, навыков звукового анализа и синтеза. Вы также можете принять участие в играх.
Игра 1.»Подбери словечко».
Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.
Ход игры: взрослый просит подобрать слово с заданным звуком, ребёнок называет одно или несколько слов. Например: «Назови мне слово со звуком Ш-школа, карандаш, мишура и т.д. В качестве усложнения можно попросить назвать слова с заданным звуком в определённой позиции ( вначале, середине и конце слова). Например: «Назови мне слово со звуком С в начале сова»-самолёт, сом, след и т.д.
Игра 2.»Поймай звук».
Цель: выработка навыка выделения заданного звука в звуковом ряду.
Ход игры: взрослый предлагает выполнить определенное действие, когда ребенок услышит заданный звук среди других произносимых взрослым звуков. Например: « Хлопни в ладоши, когда услышишь звук А, далее взрослый медленно и четко произносит: А, О, У, Б, А, И, и т.д.»
Игра 3. «Большой или маленький»
Цель: измерение протяженности слова; деление слова на слоги.
Ход игры: взрослый предлагает сравнить каких-либо животных или предметы, значительно отличающихся размерами, названия этих животных или предметов также должны отличаться по протяженности, но наоборот. Например: «Кто больше слон или цыпленок? (ответ ребенка) А теперь давай узнаем, какое слово больше «слон» или «цыпленок». Ребенок прохлопывает слова. Один хлопок на один слог слова.
Игра 4. «Доскажи словечко».
Цель игры: выработать языковую догадку, назвать как можно больше вариантов слов. Взрослый называет первый слог слова, а ребенок (родитель) называет продолжение слова. Например:
СА - НКИ РА - КЕТА
- ПОГИ - БОТА
- ХАР - ДУГА
- МОЛЕТ - НА
- ЛО - НЕЦ
- Д - К
Дорогие родители, я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру: »МЫ С ТОБОЙ ОДНА СЕМЬЯ».
Участники встают, выполняют действия на слова ведущего:
Вместе мы одна семья: я, ты, он, она.
Вместе нам грустить нельзя.
(на эти слова участники идут по кругу)
Обними соседа справа, обними соседа слева.
Вместе мы одна семья,
Вместе нам скучать нельзя.
Ущипни соседа справа, ущипни соседа слева.
Вместе мы одна семья,
Вместе нам скучать нельзя.
Поцелуй соседа справа, поцелуй соседа слева…
Постепенно ускоряется темп и придумываются новые действия.
Ну что, вы немного отдохнули? А сейчас предлагаю вам поиграть в такие игры, в которые играют ваши дети. Игра «Назвать предметы одним обобщающим словом».
Корова, коза, лошадь, свинья (домашние животные).
Понедельник, среда, пятница (дни недели).
Лиса, медведь, волк, лось (дикие животные).
Свекла, морковь, лук, помидор (овощи).
Ромашка, мак, васильки, колокольчик (цветы).
Бабочка, жук, комар, муравей (насекомые).
День, ночь, вечер, полдень (части суток).
Ботинки, валенки, тапки, сапоги (обувь).
Игра: «Подбери прилагательные к существительным»
Я буду бросать вам мяч, называя существительные, а вы подбираете к существительному прилагательные.
Яблоко-какое оно-вкусное, румяное, сладкое, кислое и т.д.
Снег-какой он-пушистый, белый, холодный и т. д.
Вода-какая она-прозрачная, чистая, холодная, голубая, мутная и т. д.
Солнце-какое оно-яркое, желтое, теплое, круглое и т. д.
- Сложно было, правда? И это несмотря на то, что мы с вами – взрослые люди с огромным словарным запасом и творческим потенциалом. А нашим малочитающим и многосидящим перед телевизионным и компьютерным экраном детям эта задача зачастую становится непосильной.
Проанализировав все, что я сказала, вы подумаете «обучение дошкольника грамоте – это так сложно…» Что ж, вы правы. Однако наша с Вами совместная работа значительно облегчит этот процесс для наших детей.
И помните главное:
— разговаривая с ребенком, обращайте внимание на свою речь, говорите спокойным тоном;
— чаще общайтесь с ребенком;
— чаще читайте и обсуждайте прочитанные книги, задавайте ребенку подробные вопросы по тексту и просите отвечать полным ответом.
Все это играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. Ведь именно у вас, в первую очередь, ребенок учится говорить, именно вам он подражает в своем общении.
Речевое развитие не является обособленным процессом напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту-всё это способствует формированию и развитию речи. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям, педагогам в развитии речи ребёнка.
Я предлагаю вам, уважаемые родители, познакомиться с памяткой:
«Как читать детям»
- Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-все то, что может помешать ребёнку слушать, рассказ или сказку.
- Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.
- Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать, делать логические ударения в нужных местах соблюдать паузы.
- Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.
- Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка.
- Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному.
- Прививайте ребёнка с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.
Подведение итогов собрания, обмен мнениями.
Искренне желаем вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье. Пусть дети радуют вас! Успехом вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка родительского собрания в старшей группе Сказка как средство воспитания нравственных качеств"
Методическая разработка родительского собрания...
методическая разработка родительского собрания в старшей группе "Сказка как средство воспитания нравственных качеств"
Методическая разработка родительского собрания...
Разработка плана-конспекта родительского собрания в старшей группе «Экологический КВН «Друзья природы»
Актуальные проблемы ДО в условиях введения ФГОС...
"Мы за здоровый образ жизни" Методическая разработка родительского собрания в старшей группе
Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни; продолжить знакомить родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья детей....
Методическая разработка родительского собрания в старшей группе на тему: "Быть здоровым - стильно, модно!"
Расширить знания родителей о ценности ЗОЖ; воспитывать эмоционально - положительное отношение к данной проблеме. Продолжать работать над более доверительными, партнёрскими отношениями с родителями....
разработка родительского собрания в старшей группе тема"Время читать книги"
Познакомить родителей с опытом организации семейного чтения Поощрять их стремление развивать у детейинтерес к чтению познакомитьс литературными играми как средством вовлечения детей в чтение художеств...
Методическая разработка родительского собрания в старшей группе на тему: "Все профессии важны!"
Развивать интерес родителей к проблемам профессионального определения детей....