«Критерии и карты оценки информационной безопасности аудиовизуальной продукции для детей дошкольного возраста».
статья (старшая группа)
«Критерии и карты оценки информационной безопасности аудиовизуальной продукции для детей дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchayushchiy_seminar_.docx | 28.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН – СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГО СЕМЕНАРА ДЛЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ТЕМА: «Критерии и карты оценки информационной безопасности аудиовизуальной продукции для детей дошкольного возраста».
Автор: Шенкао Асят Арабиевна
воспитатель МБДОУд/с №2г. Ставрополь
Форма проведения: обучающий семинар
Цель – научить педагогов оценивать аудиовизуальную продукцию , которую они используют при подготовке и проведении мероприятий для воспитанников.
Задачи:
• актуализировать и дополнить знания педагогов о видах информационной продукции;
• проинформировать об ответственности за нарушения требований информационной безопасности;
• сформировать представления об оценке компонентов аудиовизуальных мероприятий с точки зрения информационной безопасности;
• сформировать элементарные практические умения оценивать соответствие компонентов аудиовизуальной продукции, требования информационной безопасности детей.
Материалы для проведения: интерактивная доска, карта оценки, фрагменты сценария.
Алгоритм проведения мероприятия:
Введение в проблему
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! В учебном году мы традиционно проводим с вами проводить для детей различные праздники и развлечения, знакомим с аудио сказками, показывая различные видеоролики, мультфильмы.
Аудиовизуальные средства обучения (АВСО) - особая группа технических средств обучения, получивших наиболее широкое распространение в учебном процессе, включающая экранные и звуковые пособия. предназначенные для предъявления зрительной и слуховой информации.
Аудиовизуальные средства образования на современном этапе включают в себя:
- фонограммы: все виды фоноупражнений, фонотесты, фонозаписи текстов, рассказов, аудиоуроки;
- видеопродукция: видеофрагменты, видеоуроки. видеофильмы, тематические слайды и транспаранты:
- компьютерные учебные пособия: контролирующие программы, тесты и учебные игры.
Следует отметить, что применение аудиовизуальных средств обучения положительно сказывается на организации всего процесса обучения, придаёт ему большую чёткость и целенаправленность.
Ведущий: Как вы думаете, могут ли организованные нами мероприятия или отдельные их компоненты представлять опасность для детей?
Педагоги отвечают.
Если говорят, что не могут, ведущий задаёт наводящие вопросы, например: «А если главный герой будет плохо себя вести и никто его за это не осудит? Если музыка будет очень тревожной? Если декорации будут мрачными?». Ведущий подводит участников к выводу, что некоторые компоненты могут оказаться небезопасными для детей.
Ведущий: Вы совершенно правы, любое мероприятие может содержать в себе компоненты, которые не отвечают требованиям информационной безопасности, а значит, могут причинить вред здоровью и развитию детей. Как мы можем обезопасить наших воспитанников? Что мы с вами уже знаем и умеем для этого?
Педагоги отвечают.
Ведущий: Предлагаю сегодня выступить в роли экспертов и оценить информационную продукцию, которую использовали наши коллеги в других детских садах во время разнообразных мероприятий.
Беседа «Аудиовизуальная продукции в детском саду».
Ведущий проводит беседу, актуализирует и дополняет знания участников по теме семинара, предлагает аргументировать ответы.
Вопросы для участников семинара:
- Что такое аудиовизуальная продукция? Аудиовизуальные средства обучения (АВСО) (иначе говоря - «слухозрительные» от лат. audire слышать и visualis зрительный) - особая группа технических средств обучения, получивших наиболее широкое распространение в учебном процессе, включающая экранные и звуковые пособия, предназначенные для предъявления зрительной и слуховой информации.
По классификации Ляховицкого аудиовизуальная продукция подразделяется на:
- визуальные (зрительные) средства (видеограммы) - рисунки, таблицы, схемы, репродукции с произведений живописи, транспаранты, диафильмы, диапозитивы;
- аудитивные (слуховые) средства (фонограммы) - грамзапись, магнитозапись, радиопередачи;
- собственно аудиовизуальные (зрительно-слуховые) средства (видеофонограммы) - кино-, теле- и диафильмы со звуковым сопровождением, программы для ЭВМ.
- Зачем нужна аудиовизуальная продукция в детском саду?
(Ответ-подсказка для ведущего: дошкольники расширяют свой кругозор, знакомятся с разными видами искусства и с традициями народов России, учатся воспринимать музыку, художественную литературу и фольклор. Также аудиовизуальная продукция помогает развивать у них коммуникативные навыки, формировать досуговую культуру и стимулирует желание заниматься творчеством).
- Какие виды информационной продукции используются при подготовке и проведении мероприятий?
(Ответ-подсказка для ведущего: сценарии, фотографии и другие иллюстрации, музыка, видео, декорации, фонограммы, слайды, учебные игры).
- Какая аудиовизуальная продукция может представлять угрозу для здоровья и развития детей?
(Ответ-подсказка для ведущего: без возрастной маркировки или с маркировкой 6+ и выше; с длительными сценами жестокости, насилия, агрессии, опасного для персонажей и природы поведения, которое не осуждается, оправдывается; с пугающими детей персонажами, музыкой, оформлением).
Карта оценки информационной безопасности аудиовизуальной продукции
Параметры оценки | Отметка /Баллы |
1. Разновидность аудиовизуальной продукции | |
видео- и аудиоматериалы, слайдфильмы | |
Мультфильмы | |
художественные фильмы | |
обучающие, развивающие фильмы | |
видеоролики, видеосюжеты | |
Телепередачи | |
Диафильмы | |
аудиокниги, аудиоспектакли | |
компьютерные игры | |
мобильные планетарии | |
музыкальные мягкие игрушки | |
аудиозаписи песен | |
2. Категория аудиовизуальной продукции | |
информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет («0+») | |
информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет («6+») | |
3. Соблюдение требований к информационной продукции, установленных законодательством о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. | |
наличие возрастной маркировки («0+» или «6+») | |
соответствует заявленной возрастной категории | |
не побуждает детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, либо жизни и (или) здоровью иных лиц | |
не обосновывает и не оправдывает допустимость насилия и (или) жестокости, не побуждает осуществлять насильственные действия по отношению к детям или животным | |
не отрицает семейные ценности, не формирует неуважение к родителям и (или) другим членам семьи | |
не представлена в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия | |
не содержит ненормативную лексику, бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани | |
не вызывает у детей страх, ужас или панику | |
не содержит материалы, противоречащие требованиям российского законодательства, нарушающие нормы нравственности и морали | |
4. Образовательный потенциал информационной продукции | |
имеет познавательную, воспитательную направленность | |
соответствует потребностям и интересам детей | |
способствует развитию гармоничной личности, позитивного мышления, воображения | |
текст соответствует правилам и нормам родного языка | |
оформление соответствует требованиям к качеству и размеру элементов изображения, цветам, их сочетанию, не вызывает негативных эмоций и психологических реакций |
Оценка результатов анализа
В работе с детьми может использоваться информационная продукция, получившая отметки по всем позициям в пункте 3, набравшая не менее 10 баллов в пункте 4.
Практическая работа
Ведущий: Теперь, когда вы освоили важные умения, научились критически смотреть на содержание, оформление и способы использования аудиовизуальной продукции. Думаю, вы готовы применить свои навыки и профессиональный опыт на практике. Предлагаю каждой группе изучить и доработать сценарий мероприятия, которое мы могли бы провести в нашем детском саду, но уже с учётом ваших правок.
Ведущий раздаёт каждой подгруппе по фрагменту сценария и просит оценить их с помощью карт оценки, учитывая нормы информационной безопасности.
Ведущий: Карты оценки перед вами – воспользуйтесь ими как подсказкой, чтобы ничего не упустить. Кратко опишите суть нарушений, которые вы найдёте. Например, если музыкальное сопровождение не будет соответствовать возрастной маркировке «0+». Затем предложите, какие изменения нужно внести в сценарий, чтобы он подходил под требования информационной безопасности. Например: исключить пошаговую демонстрацию персонажем опасных для окружающих или природы действий. Далее оцените развивающий потенциал аудиовизуальной продукции. Определите, какие задачи воспитания, обучения, развития можно решить с его помощью. Примите решение, возможно ли провести это мероприятие в нашем детском саду.
Педагоги работают со сценарием – каждая группа со своим фрагментом. Затем все участники семинарапрактикума обсуждают фрагменты, чтобы оценить сценарий в целом. Педагоги оценивают, насколько сценарий подходит для дошкольников. Далее коллектив принимает решение, подходит ли сценарий под образовательные программы
детского сада, программу воспитания, можно ли его включить в календарный план тематической работы по одному из направлений воспитания.
Рефлексия
Ведущий: Сегодня мы с вами выявили, что мероприятия, которые должны доставлять детям радость, обучать и воспитывать их, приобщать к культурным ценностям, могут причинить вред их здоровью и развитию. Избежать подобных проблем вам помогут знания и навыки, которые вы отработали на сегодняшнем обучающем семинаре. Сегодня мы следовали алгоритму, по которому вы сможете разрабатывать подходящие для дошкольников мероприятия, используя аудиовизуальную продукцию с учётом всех требованиям, соответствующим безопасности.
Литература
- Пахомова Н.А. Аудиовизуальные средства обучения в дошкольном образовательном учреждении // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2015. - № 9. – С. 118-121.
- Воронин Ю.А. Технические и аудиовизуальные средства обучения: Учебное пособие. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2001
- Кисляков П. А. Технические и аудиовизуальные средства обучения. – Академкнига, 2007
- Тимофеева Л.Л. Как оценить безопасность информационной среды
детского сада. Критерии и карта экспресс-анализа // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2021. № 2. С. 4–8.
- Тимофеева Л.Л., Королева Н.И. Как научить педагогов оценивать безопасность книг и мультфильмов для детей. Семинар-практикум // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2021. № 4. С. 44–50.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Педагогическая оценка и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста"
педагогическая оценка и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста...
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАКЕТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ИХ РАЗВИТИЕ
Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач: знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (челове...
Использование информационно-коммуникативной технологии при обучении Детей дошкольного возраста
С детьми ИКТ можно использовать в процессе ООД в любой образовательной деятельности в качестве современного наглядного материала.ООД с использованием ИКТ может быть:- фронтальной;- индивидуальной;- гр...
Оценка развития сферы коммуникативной инициативности у детей дошкольного возраста
Представление инструментария для педагогической диагностики сферы коммуникативной инициативы ребенка...
Информационные компьютерные технологии в обучении детей дошкольного возраста.
ИКТ в обучении дошкольников....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ "Система оценки освоения детьми программы дополнительного образования детей дошкольного возраста «Юный краевед»
Юный краевед - это ребёнок, который обращает внимание на красоту того места, в котором он живёт — это красота природы, зданий, скульптура. Способен к проявлению соответствующей их возможно...
Занимательные задания по информационной безопасности в интернете для детей дошкольного возраста
В материале представлены ситуационные задачи по общению детей дошкольного возраста в интернете....