Оценка развития сферы коммуникативной инициативности у детей дошкольного возраста
материал
Представление инструментария для педагогической диагностики сферы коммуникативной инициативы ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnaya_initsiativa.pptx | 2.35 МБ |
kommunikativnaya_initsiativa.docx | 17.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Коммуникативные способности – это важное условие развития ребёнка-дошкольника, его социализации и индивидуализации, формирования личности. В общении реализуются межличностные и общественные отношения людей ( Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, А. Н. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев )
Диагностика коммуникативной инициативы – наблюдение за совместной продуктивной и игровой деятельностью детей (игры по правилам, сюжетные игры)
1-й уровень (низкий) (типично в 3-4 года) Показатели: привлекает внимание сверстника к своим действиям, комментирует их в речи, но не старается, чтобы сверстник понял; также выступает как активный наблюдатель: пристраивается к уже действующему сверстнику, комментирует и подправляет наблюдаемые действия; старается быть (играть, делать) рядом со сверстниками; ситуативен в выборе, довольствуется обществом и вниманием любого. Ключевые признаки: обращает внимание сверстника на интересующие самого ребенка действия («Смотри...»), комментирует их в речи, но не старается быть понятым; довольствуется обществом любого.
2-й уровень (средний) (типично в 4-5 лет) Показатели: намеренно привлекает определенного сверстника к совместной деятельности с опорой на предмет и одновременным кратким словесным пояснением замысла, цели («Давай играть, делать...»); ведет парное взаимодействие в игре, используя речевое пошаговое предложение – побуждение партнера к конкретным действиям («Ты говори...», «Ты делай...»); поддерживает диалог в конкретной деятельности; может найти аналогичный или дополняющий игровой предмет, материал, роль, не вступая в конфликт со сверстником. Ключевые признаки: инициирует парное взаимодействие со сверстником через краткое речевое предложение-побуждение («Давай играть, делать...»); поддерживает диалог в конкретной деятельности; начинает проявлять избирательность в выборе партнера.
3-й уровень (высокий) (типично в 6-7 лет) Показатели: инициирует и организует действия 2-3 сверстников, словесно развертывая исходные замыслы, цели, спланировав несколько начальных действий («Давайте так играть..., рисовать...»); использует простой договор («Я буду..., а вы будете...»), не ущемляя интересы и желания других; может встроиться в совместную деятельность других детей, подобрав подходящие по смыслу игровые роли, материалы; легко поддерживает диалог в конкретной деятельности; может инициировать и поддержать простой диалог со сверстником на отвлеченную тему; избирателен в выборе партнеров; осознанно стремится не только к реализации замысла, но и к взаимопониманию, к поддержанию слаженного взаимодействия с партнерами. Ключевые признаки: в развернутой словесной форме предлагает партнерам исходные замыслы, цели; договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе, осознанно стремится к взаимопониманию и поддержанию слаженного взаимодействия.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 22» города Аши Челябинской области ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ Ксения Васильевна Мадеева , воспитатель Аша, 2019 г.
Предварительный просмотр:
Мадеева К.В.,
Воспитатель МКДОУ № 22 г. Аши
ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СЛАЙД № 1
Добрый день, коллеги! Мною вам будет представлен инструментарий для педагогической диагностики сферы коммуникативной инициативы ребенка.
СЛАЙД № 2
Начиная с 3-4 лет, в жизни ребенка появляется новый партнер по общению, который с возрастом становится все более значимым. Это сверстник. Потребность в общении со сверстником является одной из лидирующих потребностей ребёнка в дошкольном возрасте.
Сфера коммуникативной инициативы отражает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи.
СЛАЙД № 3
При диагностике коммуникативной инициативы мы проводим наблюдение за совместной продуктивной и игровой деятельностью детей. Здесь мы должны обратить внимание на то, как дети ведут себя в коллективе: играют, рисуют, лепят, строят; возникают ли у них исходные замыслы; как они могут прокомментировать свои действия; проявляют ли избирательность в выборе партнера и не ущемляют ли интересы других участников и стремятся ли к поддержанию слаженного взаимодействия.
СЛАЙД № 4
Рассмотрим первый уровень, типичный для возраста детей 3 – 4 лет.
На данном этапе ребенок выступает активным наблюдателем и уже стремится что-то делать рядом со сверстниками. Чье внимание привлечь – для него не принципиально, главное – быть замеченным. В этом возрасте ребенок уже комментирует происходящее и может попробовать внести свои коррективы.
СЛАЙД № 5
Следующий уровень – средний, типичен для возраста 4 – 5 лет.
Здесь уже ребенок намеренно привлекает конкретных сверстников к совместной деятельности с кратким словесным пояснением замысла и цели («Давай играть в то-то..» и «Давай делать это..»). На данном этапе ребенок побуждает партнера к конкретным действиям, может дополнить игровой момент новым предметом, ролью, поддерживает диалог, не вступая в конфликт со сверстником. Ребенок становится избирательным в выборе партнера.
СЛАЙД № 6
В возрасте 6 – 7 лет дети могут уже организовать группу сверстников, словесно развертывая замысел, цели, спланировав несколько действий. На этом уровне дети начинают договариваться, не ущемляя интересы и желания других участников процесса. Ребенок может встроиться в совместную деятельность других детей, подобрав подходящие по смыслу роли, может инициировать, а может и поддержать простой диалог со сверстником на отвлеченную тему. Теперь при выборе партнеров для совместной деятельности ребенок стремится к взаимопониманию, к слаженности взаимодействия.
СЛАЙД № 7
На примере своей группы представляю вам карту развития детей средней группы, основной возраст детей 4 – 5 лет, но есть несколько детей 3 – 4 лет.
«Карта развития» заполняется на основе наблюдений за детьми в свободной самостоятельной деятельности. Это, так называемый, первоначальный «образ» ребенка.
Мы используем три маркера – «обычно», «изредка», «никогда».
Из трех описаний следует выбирать то, которое характеризует типичное для ребенка качество инициативы в данной сфере.
СЛАЙД № 8
Полученные данные в процессе педагогического наблюдения индивидуально-групповой Карты развития можно интерпретировать следующим образом: основные показатели у детей на начальном этапе диагностики «обычно-никогда-никогда» говорят о том, что у детей уже сформированы навыки, характерные для их возрастной группы, но навыки, типичные для второго уровня пока не проявляются. Это нормально, ведь это первая диагностика в учебном году. Если образовательный процесс будет организован правильно, то данный маркер ко второму этапу должен будет измениться на «изредка». Все зависит от нас.
Есть несколько детей, у которых уже отмечаются иногда типичные для второго этапа показатели. Это говорит о том, что данные дети находятся в зоне опережающего развития, для работы с ними в данном направлении можно выбирать задания повышенной сложности.
Показатели некоторых детей «никогда-никогда-никогда» тоже не должны вызывать беспокойства, стоит только посмотреть на возраст деток.
СЛАЙД № 9
И вот теперь мы можем проанализировать наши показатели. Над чем работать – определенно есть.
СЛАЙД № 10
На диаграмме более отчетливо прослеживается ситуация.
СЛАЙД № 11
В итоге заполнения «Карты развития» появляется целостная наглядная картина уровня развития каждого отдельного ребенка в данной сфере инициативы и картина всей группы по отношению к общепринятым возрастным нормативам.
Если основная часть детей по отметке «обычно» оказывается в нормативном возрастном диапазоне в данной сфере инициативы, тактику организации образовательного процесса пересматривать пока не стоит.
По результатам наблюдений за развитием детей своей группы в сфере коммуникативной инициативы я получила информацию о том, что в настоящее время у большинства детей нет проблем в организации совместной продуктивной и игровой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"
Обострение проблемы взаимодействия дошкольников со сверстниками диктует необходимость интенсивной работы по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...
План по самообразованию на тему: «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»
Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, активизирует и повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъём, способствует развитию творче...
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта посредством игровых упражнений и пальчиковых игр
В статье представлен опыт работы воспитателя на группе кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями социально-коммуникативного развития....
Лэпбук, как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста
С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и наибол...
Опыт работы дошкольной организации по созданию условий для развития самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста.
Опыт работы дошкольной организации по созданию условий для развития самостоятельности и инициативности у...
Статья "Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности".
Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности...
Опыт работы "Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста"
Представлен опыт работы по развитию самостоятельности у детей дошкольного возраста. Педагог показывает методы и приемы, которые помогают поддерживают детскую инициативу....