ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАКЕТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ИХ РАЗВИТИЕ
статья
Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:
знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.);
закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме;
решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации);
развитие монологической и связной речи;
развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии;
развитие общей и мелкой моторики рук;
развитие коммуникативных навыков;
активизация лексического словаря;
формирование навыков сочинительства;
формирование творческих способностей;
воспитание доброжелательности;
умения работать в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Значение макетов для обучения в детском саду | 508.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАКЕТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ИХ РАЗВИТИЕ
Чиж А.В.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №36, г. Санкт-Петербург
В настоящее время реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с учётом примерной общеобразовательной Программы дошкольного образования должна быть направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности [1]. При решении одной из задач обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ в дошкольных образовательных учреждениях для интеллектуального развития детей параллельно с традиционными способами используются и внедряются новые педагогические технологии. Одним из перспективных способов интеллектуального развития детям дошкольного возраста является использование макетов. В систему методов обучения В.А.Сухомлинского входит “метод первичного восприятия знаний”, в котором используется макет. Макет это модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишённая, как правило, функциональности представляемого объекта [2]. Использование макетов входит в систему обучения В.А.Сухомлинского и относится к методам первичного восприятия знаний (рисунок 1) [4].
Рисунок 1. Система методов обучения В.А.Сухомлинского
Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач [3]:
знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.);
закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме;
решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации);
развитие монологической и связной речи;
развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии;
развитие общей и мелкой моторики рук;
развитие коммуникативных навыков;
активизация лексического словаря;
формирование навыков сочинительства;
формирование творческих способностей;
воспитание доброжелательности;
умения работать в коллективе.
При оценке влияния макетной деятельности в группе с детьми с ЗПР на их интеллектуальное развитие использовались следующие макеты (рисунок 2):
Правила дорожного движения | Автотрасса |
Лес | Водоём |
Рисунок 2. Макеты
Используя данные макеты в игровой форме, дети, знакомились с основами правил дорожного движения и окружающей нас природе.
Для объективного анализа влияния использования макетов при обучении детей на их развитие, в течение учебного года проводилось наблюдение и диагностика педагогического процесса, которая включала в себя оценку познавательного, речевого и художественно-эстетического развития. После проведения анализа полученных данных можно сделать выводы о том, что итоговые показатели мониторинга по группе повысились в среднем на 35%. Данное среднее значение свидетельствует о нормативном варианте развития детей из общей развивающей группы. К концу учебного года уровень развития в целом по группе достиг нормативного значения. Учитывая очень низкие показатели на начало учебного года, можно считать проделанную работу удовлетворительной, а также позволяет расставить приоритеты на следующий учебный год, оптимизировать педагогический процесс, и повысить знания и социализацию детей на следующий учебный год.
В заключении хочется напомнить всем китайскую пословицу: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму».
Подводя итоги, следует отметить, что макет является одним из центральных элементов, способствующий развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речетворчества как для самых маленьких, начиная с 2-3лет, так и для детей старшего возраста.
- Интернет-ресурс сайта: Православное образование. https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/.
- Интернет-ресурс сайта: Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Макет.
- Клевцова М. Н., Ходеева С. Ф. Макетирование в детском саду // Молодой ученый. — 2017. — №36. — С. 86-89. — URL https://moluch.ru/archive/170/45559.
- Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М.:Просвещение, 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование моделирования в обучении детей дошкольного возраста пересказу сказок, рассказов»
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дети с общими нарушениями и задержкой психического развития испытыв...
Использование моделирования при обучении детей дошкольного возраста математике
В математическом образовании дошкольников можно эффективно использовать такую форму работы, как уроки моделирования, в основу которой положен метод моделирования. Уроки моделирования — это изготовлени...
Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста
В статье описывается опыт применения логопедических игр непосредственно на занятиях и в самостоятельной деятельности детей-дошкольников....
ЦОР "Использование ИКТ при обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения"
Цифровой образовательный ресурс для проведения консультации с воспитателями дошкольной образовательной организации...
Консультация для воспитателей «Использование современных технологий обучения детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей«Использование современных технологий обучения детей дошкольного возраста»...
фото-отчет по смотру-конкурсу макетов «Лучший макет по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности» (пожарная безопасность, ПДД).
Целью данного конкурса являлось:Создание учебно-методических условий образовательной деятельности для совершенствования работы по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма, пожарной бе...
Использование нетрадиционных техник рисования в обучении детей дошкольного возраста, как средство развития творческих способностей
Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому...