Употребление трудных глаголов ( особенности формирования глагольного словаря у детей подготовительной группы)
консультация (подготовительная группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается как основа воспитания и обучения детей. Дети, не получившие соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на дальнейшее общее развитие ребенка.
Общеизвестно, что глагол является основой любой фразы, любого высказывания. Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь, поскольку действие является доминирующим звеном в раскрытии последовательности любого сюжета.
Типичные ошибки в употреблении глаголов 1.Дети понимают значение очень многих глаголов, однако в их речи преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия ( спать, ходить, ехать, купить, рисовать, носить). Слова эти употребляются неточно, в более широком или более узком понимании значений.
2. Дети часто заменяют глаголы, используя похожие по значению, не понимая точного смысла, которое приобретает слово с приставкой (прийти – зайти, подойти) либо вместо глагола – антонима используют этот же глагол с приставкой «не»: брать – не брать (давать), говорить – не говорить (молчать).
3.Особенно стойкими являются замены глаголов: заменяют названия действий близкими по ситуации и внешним признакам: шьёт - (вместо) вяжет, вышивает; готовит – варит, жарит, печёт; гладит утюгом – проводит утюгом , купает – моет.
Детское слово Языковой образец вставаю ломаю лизаю засыпаю жеваю хватаю 4.Дети не владеют близкими по смыслу глаголами. Название действий заменяет словами близкими по ситуации и внешним признакам, например, (лакает, лижет, грызет, жует - все выражается словом «ест»). 5. Испытывают трудности при назывании действий животных, заменяя слова - действия на слова близкие по звучанию («пищит» - «пикает»; «чирикает» - « поѐт », «лает» - «гавкает», «кудахчет» - « кудакает », « кудкудакает », «кукарекает»
6.Дети испытывают трудности в названии различных действий, свойственных одному объекту, например: крадется, охотится, нападает, ласкается (о кошке); грустит, расстраивается, радуется (о человеке). 7. Употребление глагола в переносном значении затруднено (Человек идет. Дождь идет. Часы идут).
8.Дети частично владеют грамматическими формами словоизменения, способами словообразования, но неумение их правильно использовать в речи приводит к аграмматизмам , так: дети не всегда могут образовать множественное число глаголов от слов, данных в единственном числе, и наоборот (пишет – «пиши», «пишите» и др.); реже встречается неправильное согласование существительных и глаголов («девочка рисуют», «мальчик играли»); допускают ошибки при образовании временных форм глагола; испытывают затруднения в изменении глагола настоящего времени по лицам (я иду, ты идешь, он идет, она идет, они идут).
Применение глаголов и глагольных форм на практике. В образовательной деятельности по развитию связной речи дошкольников мы педагоги используют следующие формы, методы и приемы: 1. Рассматривание картин. В процессе рассматривания картины обращаем внимание детей на детальное, более внимательное рассматривание картины. Сначала рассматриваем главное в картине, затем детали.
2. Составление рассказа по предметной картине. Расскажи, что изображено на картинке. Кошка с котятами Обрати внимание на то, кто и что делает. 3.Составить рассказ по малоэпизодной сюжетной картине.
4. Составление описательного рассказа по образной игрушке. 5. Чтение художественной литературы, последующий пересказ произведения. ( Пример. Картинки по сказке «Курочка Ряба) Этот метод способствует развитию монологической речи. Например, русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями.
6 . Проведение дидактических игр, которые требовали от детей ответов и развивали их монологическую речь (« Добавлялки », «Придумай слово»). В подготовительной группе дидактические игры усложняются. Вот пример такой словесной дидактической игры : «Кто он такой?» Дети учатся образовывать существительное от глагола. Воспитатель проводит игру с мячом. Задает вопрос и бросает ребенку мяч: «если он за всех заступается, то он кто? он заступник. Он много работает. Он… (работник). А когда часто дерется. Он (драчун). Много-много говорит. Он… (говорун). И т.д.
7. Загадывание загадок детям с последующим их отгадыванием и рассказом ребенка об отгадке. ( Картинки – отгадки ) 8. Рассказывание стихотворений. 9. Речевые упражнения и творческие задания: - активизация глаголов («Кто что делает?»; «Кто, как передвигается?»; «Кто как голос подает?»).
10. Речевые игры: «Кто больше вспомнит» (обогащает глаголами, обозначающими действия, процессы); «Помоги выбрать слово» (дети выбирают наиболее точное слово из 2—3 синонимов); «Как сказать по-другому?» (называние одного из синонимов) и т.д. 11. Прием - поручение: показать товарищу, который был болен, книгу, прочитанную во время его отсутствия, и рассказать о ней; показать высаженные растения или поделки и рассказать по порядку, как их выполняли.
ВЫВОД : Таким образом, можно сделать вывод, что формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей с взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений. Выполнение заданий должно вызывать у детей положительные эмоции, происходить интересно и живо.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему "Формирование глагольного словаря у детей 4-5 лет с ОНР через проектную деятельность"
В данной разработке представлен проект по формированию глагольной лексики у детей 4-5 лет с ОНР "Глаголы любить - красиво говорить". Предлагается алгоритм и описание работы с дошкольниками ...
Проект Формирование природоведческого словаря у детей подготовительной к школе группы через изучение художественной литературы
Проект коммуникативный, среднесрочный, групповой. Он реализуется в течении 4 тематических недель: "Осенние изменения в природе", "Птицы", "Животные", "Труд людей в природе". В соответствии с тем...
Статья "Особенности формирования глагольного словаря у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
Накопление и активизация предикативного словаря являтся основой развития фразовой речи. В статье кратко обозначены периоды формирования глагольного словаря у ребенка-дошкольника, определены труд...
Презентация "Роль двигательной активности в формировании активного словаря у детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи"
презентация "Роль двигательной активности в формировании активного словаря у детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи"...
Формирование эмоционального словаря у детей средней группы
Методика формирования эмоционального словаря ребенка, его расширение, и обучение умению выражать его в конкретной ситуации....
Консультация для родителей "Особенности руководства сюжетно - ролевыми играми детей подготовительной группы"
Консультация для родителей. Зачастую сюжетно - ролевые игры дети придумывают сами, из наблюдений за взрослыми и окружающим их миром. В играх дети фантазируют, заменяют предметы предметами заменителями...
Консультация для воспитателей «Формирование глагольного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР»
Консультация для воспитателей «Формирование глагольного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР»...