Презентация "Роль двигательной активности в формировании активного словаря у детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи"
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа) по теме

Анёва Наталья Борисовна

презентация "Роль двигательной активности в формировании активного словаря у детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 123.ppt1.2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анева Наталья Борисовна учитель-логопед Образование: Высшее профессиональное Общий педагогический стаж: 35 года В МБДОУ: 19 лет

Слайд 2

МБДОУ «Детский сад № 125» «Роль двигательной активности в формировании активного словаря у детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи» Учитель-логопед Н.Б. Анева

Слайд 3

Актуальность и значение двигательной активности в формировании активного словаря у детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи Кризисные явления в нашем обществе, загрязнение воздуха и воды, радиация в биосфере, неблагоприятная наследственность обуславливают повышение заболеваемости дошкольников способствуют понижению их творческой активности, замедляют физическое и психическое развитие, вызывают отклонения в социальном поведении. Низкий уровень двигательной активности – гипокинезия – один из серьезнейших факторов риска, тормозящий всестороннее развитие ребенка. В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Наибольший процент составляют дети с тяжелыми нарушениями речи. В настоящее время, традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали приносить желаемые результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. Логопедическая ритмика является доступной и универсальной формой направленной коррекции речевой и психомоторной функции детей. В этой связи Разработка рациональных двигательных режимов для направленной коррекции моторной и речевой функции дошкольников с В настоящее время, традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали приносить желаемые результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. Попытки внедрять различные модели оздоровительных, коррекционно-развивающих программ, новые формы занятий, предлагаемых различными авторами без учета возможностей дошкольного образовательного учреждения и знания контингента занимающихся, не приводят к желаемым результатам. Разработка рациональных двигательных режимов для направленной коррекции моторной и речевой функции у дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной задачей , требующей своего решения.

Слайд 4

Анализ психолого – педагогических исследований и программно- методического обеспечения по проблеме Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев и А.Р. Лурия. Формирование движений происходит при участии речи. Точное выполнение общих движений человека подготавливает совершенствование артикуляционных движений органов артикуляции: движений губ, языка, нижней челюсти. Зависимость между развитием движений человека и речи была замечена в позапрошлом веке М. Монтессори, а до нее Сегеном. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что влияние «импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области» головного мозга. Развитие речи и психомоторных функций занимает особое место в развитии личности ребенка. Опираясь на данные исследований Т.Н. Волковской, Ю.Ш. Фаусек, Н.С. Жуковой, Л.С. Выготского, Д.Б.Эльконина, П.Я. Гальперина, Л.А.Венгера, Е.М. Мастюковой и других авторов, мы пришли к выводу, что общее недоразвитие речи важно выявить в дошкольном возрасте, чтобы вовремя начать коррекционную работу по устранению недостатков речи.

Слайд 5

Специфика развития детей с тяжелыми нарушениями речи Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи. По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Р.Е.Левиной , четвертый уровень представлен в работах Т. Б. Филичевой Первый уровень – лепетная речь: по чти полностью отсутствует: звукоподражания, аморфные слова-корни. Сопровождение речи жестами и мимикой. Второй уровень – зачатки общеупотребительной речи, недостаточность морфологической системы языка, звуковая сторона речи носит искаженный характер. Третий уровень - развернутая, фразовая речь с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики, звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции и нечеткостью дифференциации их на слух. Четвертый уровень - остаточные явления недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы

Слайд 6

Этапы работы 1.Анализ психолого – педагогических исследований и программно- методического обеспечения по проблеме 2. Проведение первичной диагностики детей 3. Постановка цели и задач 4. Определение содержания, форм, методов и приемов 5. Создание условий 6. Организация взаимодействия с семьей 7. Проведение итоговой диагностики 8. Постановка перспективных задач

Слайд 7

Диагностика (сентябрь) Первичная диагностика показала: Понимание детьми обращенной речи в соответствии возрастной норме. Нарушение сочетаемости слов, согласования, недостаточная связность и логичность высказываний. Нарушение слоговой структуры слов сложного слогового состава. Незавершенность процесса фонемообразования. Проявления ограниченности словарного запаса различных лексико-грамматических категорий (существительные, глаголы, прилагательные и т.д.), вербальные парафазии. Допуск специфических ошибок при словообразовании. Трудности, ошибки в словоизменении. Невыразительная мимика детей. Несколько вялая подвижность артикуляционного аппарата, нечеткая дикция. Недостаточность мелкой моторики. Некоординированность, скованность движений.

Слайд 8

Сентябрь.Речевая диагногстика.

Слайд 9

Сентябрь. Диагностика моторной сферы

Слайд 10

Постановка целей и задач ЦЕЛЬ: повышение уровня сформированности активного словаря старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи путем стимулирования двигательной и речевой активности. Развитие общей коммуникативно-речевой культуры. Задачи: - способствовать переносу словарного запаса детей из пассивного в активный - Активизировать отработанную лексику - совершенствовать двигательные навыки и умения - совершенствовать артикуляционную, мимическую, тонкую и общую моторики - развивать координацию речи с движением Развивать двигательную память, произвольное внимание во всех видах моторной сферы - ? интонационную выразительность речи - воспитывать желание качественно выполнять движения, самостоятельность. дружелюбие, чувство коллективизма.

Слайд 11

Содержание, методы и приемы Формы работы: -логоритмические движения - артикуляционная гимнастика - развитие мелкой моторики - физкультурные минутки Методы - Словесные: объяснение, инструкция, уточнение - Наглядные: демонстрация схем, пиктограмм - Практические: показ движений, помощь воспитателя, самостоятельная индивидуальная и коллективная работа. Приемы - Пальчиковая гимнастика - Кинезотерапия - Самомассаж - Упражнения с мелкими предметами - Прием рисования пальцем - Игровые приемы

Слайд 12

Значение логоритмики - развитие темпа и ритма речевого дыхания - укрепление мимической мускулатуры - формирование фонематической системы - развитие темпо-ритмических и интонационных характеристик речи

Слайд 13

Артикуляционная гимнастика способствует: Точности движений - четкости движений -плавности движений - устойчивости артикуляционных движений

Слайд 14

Развитие мелкой моторики Способствует: - развитию различной координации - развитию двигательной памяти -повышению работоспособности головного мозга - подготовка руки к письму

Слайд 15

Значение физминуток -улучшение мозгового кровообращения - снятие утомления с речевого пояса и рук - снятие напряжения с мышц туловища, нормализация осанки -укрепление мышц глаз

Слайд 16

Создание условий В содержимое логосреды еженедельно подбираем материал по изучаемым темам: - дидактические игры - предметные, сюжетные картинки по лексической теме - альбомы с демонстрационным материалом - планы-схемы для описательных рассказов - пиктограммы для проведения психогимнастики. Набор фруктов, листочков, посуды, машин и т.д., пиктограммы эмоций - дидактические игры на развитие тактильных ощущений, а так же на познание свойств окружающих предметов, зрительного, слухового восприятии - пальчиковый бассейн - шнуровки с изображением животных - различные виды мозаики -пазлы - лото, домино - аудиокассеты с записями музыки на расслабление, координацию речи с движениями - подборка речевого стихотворного материала для физминуток и пальчиковой гимнастики и координации движений Также есть материал, которым дети пользуются в самостоятельной деятельности. Детей привлекают эстетически оформленные игры для развития мелкой моторики рук: - перебери фасоль - игры с мячом, «Колобок, «Снежинки», «Спираль», «Разноцветные шары» - игры с пальчиками «собери по образцу» - природный материал: семена каштаны, орех- для выполнения самомассажа: массажные щетки, массажные мячи, шестигранные мячи или ручки - утилизованный материал: медная проволока («Выгни зайчика», « Выгни букву»… - бросовый материал (катушки, толстые нитки, бумага, пуговицы) - счетные палочки, мозаики - панно с сюжетным содержанием для прокатывания мяча по дорожкам («Разноцветные шары», «Спираль», «Снежинки», «Путешествие колобка») - карандаши для выполнения самомассажа, выполнения обводки, штриховки - карточки-схемы, изображающие статические положения пальцев, губ, языка - пиктограммы эмоциональных состояний.

Слайд 20

Взаимодействие с семьей Участие родителей в образовательном процессе с целью комплексного воздействия на ребенка, создания благоприятной возможности развития речи, повышение эффективности воспитательного процесса. Формы работы с родителям - систематическая работа по закреплению полученных знаний, умений по лексическим темам в организованной деятельности, при выполнении домашних заданий - индивидуальные беседы о результатах обследования общей моторной сферы ребенка и развитие лексических средств языка, необходимости систематического развития мелкой, общей моторики, артикуляционной моторики - консультации: «Развиваем руки ребенка», «Развиваем движения», «Особенности моторики детей со стертой формой дизартрии», «Связь движений пальцев руки с развитием речи ребенка» - освещение актуальности проблемы на родительском собрании - семинар-практикум «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения. Выполнение артикуляционных упражнений дома» - приемы обучения ребенка самомассажу ладоней, пальцев.Использование предметов - совместное изготовление пособий для развития мелкой моторики рук, приобретение материала - игры, рекомендуемые проводить дама с детьми.

Слайд 21

Итоговая диагностика Итоговая диагностика показала положительные результаты проведенной работы: - дети понимают речь на уровне диалога, активны в общении, распространенно отвечают на вопросы; - самостоятельно составляют связный рассказ, последовательно описывают предметы, достаточно полно передают содержание текста; - воспроизводят слоговую структуру слова; - объем запаса слов вырос; - значительно скорректирован грамматический строй речи; - объем движений стал более полным, движения стали точными, ритмичными, скоординированными; - движения артикуляционного аппарата сформированы, мимика стала более выразительной.

Слайд 22

Май

Слайд 23

Май

Слайд 24

Выводы Поставленная нами цель работы: повысить уровень сформированности активного словаря детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи путем стимулирования двигательной и речевой активности дала положительные результаты. Нами были решены поставленные задачи. Активный словарь вырос, сформированы двигательные навыки, умения, стала совершенней общая, мелкая, артикуляционная моторика детей с ТНР. Развитие дви­гательной и речевой активности детей с нарушением устной речи влечёт за собой развитие всей ре­чевой системы, активизацию мыс­лительной деятельности, лучшее усвоение коррекционной програм­мы. Дети в процессе работы стали более самостоятельными, дружелюбными, сплоченными, заинтересованными в качественном выполнении движений. В ходе работы пополнили предметно-развивающую среду дидактическими, лицензированными играми, наглядным, природным материалом. Наблюдается активность и заинтересованность родителей в развитии речи через активизацию и совершенствование двигательных навыков детей. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими активным словарем. Адекватное восприятие и воспро­изведение текстовых учебных мате­риалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требу­ют достаточного уровня развития монологической речи, а это до­стижимо, тогда когда ребенок владеет активным словарём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетного физкультурного занятия -"Морское царство" ( для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи)

Задачи:-Совершенствовать навыки основных движений: ползание, лазание, равновесие.-Развивать навыки совместных взаимодействий. Способствовать развитию равновесия, формированию правильной осанки.-...

Конспект открытого группового логопедического занятия по развитию связной речи для детей комбинированной подготовительной группы с тяжелым нарушением речи (ОНР – III уровня) с использованием современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС (

Тема: «День защитника Отечества».Цель: Актуализация лексической темы: «День Защитника Отечества».Коррекционно-образовательные цели: закреплять представления о российской армии и профессиях в...

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Царица Вода в гостях у ребят»

Cоздать у детей радостное  настроение, показать огромное значение воды для всех живых существ, уточнить представления детей о разных состояниях воды, развивать умение отгадывать загадки....

Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 2019-2020 уч.г.

Рабочая программагруппы компенсирующей направленностидля детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)2019-2020 уч.г....

Конспект занятия по формированию экспрессивной речи в познавательной деятельности «Поможем Волчонку» для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи

Конспект занятия по формированию экспрессивной речи в познавательной деятельности «Поможем Волчонку» для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи...