Статья "Особенности формирования глагольного словаря у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
статья по логопедии (старшая группа) по теме
Накопление и активизация предикативного словаря являтся основой развития фразовой речи. В статье кратко обозначены периоды формирования глагольного словаря у ребенка-дошкольника, определены трудности в усвоении глаголов детьми-логопатами, обзначены направления в работе по устронению проблем. Статья адресованна логопедам и воспитателям, работающим с детьми, имеющими тяжелую речевую патологию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_osobennosti_formir.glag_.slov_u_doshk.docx | 39.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Автор Чистякова И.А.
Особенности формирования глагольного словаря
у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Успешное обучение ребенка в школе зависит от качества сформированных у него коммуникативных функций. Дети, свободно владеющие связной речью, не испытывают трудностей в изложении материала.
Основой связной речи является грамотно выстроенное предложение. Овладение разными типами предложения начинается с усвоения простой фразы по модели: «предмет» – «действие». Рассмотрим упрощенную схему формирования такой фразы.
Достигнув определенного возраста, малыш наблюдает за окружающими его предметами, запоминая их названия. Происходит накопление пассивного словаря, который постепенно, с созреванием и подготовкой речевого аппарата, трансформируется в активный. Изучая предметы, манипулируя ими, ребенок получает представление о действии. В годовалом возрасте малыш может пользоваться фразой, состоящей из аморфных слов-корней: «Ав ням-ням.»* Такими словами ребенок обозначает действия. Глагол спать заменяется «Бай – бай», есть – « ням- ням», падать - «бам» и т.д.
Очень рано в словаре малыша появляются глаголы повелительного наклонения (дай, на).
Немного позднее формируется инфинитив (глагол неопределенной формы)
Действие обозначается конкретным словом с неизменной формой: дать, спать, взять… Накопление в словаре глаголов является важнейшей основой для начала формирования фразы.
С наступлением второго периода* формирования грамматического строя у детей с нормальным речевым развитием, речь малыша претерпевает значительные изменения. Фраза увеличивается до трех-четырех слов. Для того чтобы связывать слова в предложение, ребенок должен уметь изменять форму слова, устанавливать грамматические связи между словами. Так в речи появляется согласование существительного с глаголом, формируется приглагольное подчинение. Качественно меняется и сам глагол. Именно в этот период происходит переход от инфинитива к употреблению разных форм глагола (спать – спи, спит). Количество глаголов в речи возрастает с 18 до 50. Ребенок начинает согласовывать глагол с существительным в числе, позже – в лице, и только после трех лет – в роде. Интенсивно усваиваются грамматические категории существительного и глагола. К концу второго периода у ребенка накапливается солидный объем языкового материала, он готов к усвоению морфологической системы языка.
Обследование речи детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи показывает, что отклонение от норм формирования грамматически правильной речи начинается именно во втором периоде.
* * Три периода формирования грамматического строя речи у ребенка от года, 6 месяцев до 7 лет по А. Н. Гвоздеву.
Любое, даже незначительное отклонение от нормы в психомоторном развитии нарушает качество и последовательность усвоения материала, меняет временные границы периода и приводит к сбою своевременного формирования морфологической системы языка.
Дети с нарушениями речевого развития испытывают трудности в подборе нужного глагола. Их предикативный словарь беден. Его составляют глаголы, обозначающие самые распространенные действия:
Спит, ест, сидит, ходит, бегает, гуляет, играет, стоит (обиходные).
Ребенок – логопат не владеет близкими по смыслу глаголами:
(спит - дремлет; торопиться - спешит).
Он не знает названий различных действий, свойственных одному объекту. Например:
Кошка - крадется, охотится, нападает, ласкается;
Человек - грустит, расстраивается, радуется.
Значительные трудности возникают у детей с ТНР при употреблении глаголов в переносном значении: Человек идет. Дождь идет. Часы идут;
Человек спешит. Часы спешат;
Самолет летит. Время летит.
Показательно простое тестирование детей старшего дошкольного возраста, проводимого мной с целью выяснения зависимости объема глагольного словаря от тяжести речевой патологии. Детям 6 лет с нормальным речевым развитием, ФФНР и ТНР предлагалось, назвать возможные действия, совершаемые живым и неживым предметом. Результаты обследования приводятся в таблице.
Состояние речи. | Неживой предмет (сущ. неодушевленное) | Живой предмет (сущ. одушевленное) |
Отсутствие патологии | 5 из 8 возможных | 8 из 12 возможных |
ФФНР | 4 из 8 возможных | 6 из 12 возможных |
ТНР (ОНР 3 уровень) | 2 из 8 возможных | 4 из 12 возможных |
Между тем, глаголы играют важную роль при формировании фразовой речи.
Л.Н. Ефименкова, известный логопед - практик, подчеркивает: «Глагол – основа предложения». Г.А. Волкова указывала, что при формировании лексического строя речи у детей с тяжелой речевой патологией должное внимание следует уделять развитию предикативного словаря, так как предикат отражает отношение объекта к действительности: «Предикат - это основа фразы и основа внутренней речи».
Система работы по формированию предикативного словаря должна учитывать:
1. Развитие речи ребенка в онтогенезе.
2. Формирование и закрепление тех или иных грамматических категорий глагола легче и
естественней осуществляется во фразе.
3. Необходимо использовать вариативность упражнений и игр, максимально разнообразить формы работы, что позволит ребенку прочно закрепить сложный речевой материал.
Работу целесообразно начинать с ознакомления с многообразием действий, совершаемых предметами (объектами).
Дети рассматривают игровое поле, а логопед предлагает им определить, откуда доносится звук тук-тук?
Угадавший ребенок снимает с игрового поля подходящую картинку, поясняя: «Девочка
стучит в дверь: тук-тук».
Важно, чтобы ребенок понял, что все предметы, окружающие его, в данный момент совершают какое-то действие. Что делает книга? Книга лежит. Что делает шкаф? Шкаф стоит.
Очень удобно использовать символы действий, на которые ребенок, сможет опереться, подбирая возможные действия к предмету.
Такие символы значительно облегчают работу по накоплению и активизации глагольного словаря. Опираясь на символическое обозначение, ребенок быстро вспоминает глагол. Символ помогает закрепить структуру простого двусоставного предложения, которым пользуется ребенок на первом этапе работы.
В процессе работы ребенок подводится к пониманию, что «живой» предмет совершает больше действий, чем «неживой». Этот важный вывод практически закрепляется в разнообразных играх и упражнениях.
Подбирая возможные действия к предметам (и наоборот), ребенок упражняется в согласовании существительного с глаголом.
На первом этапе закрепляется согласование в числе единственном и множественном. ( Мяч лежит. – Мячи лежат. Мишка спит. – Мишки спят.
Гораздо сложнее формируется навык изменения личных окончаний глагола.
Эту сложную для ребенка – логопата задачу помогает решить следующий текст:
Прошуршал цветок цветочкам:
- я цвету, и вы …. (цветете). Ну, а мы добавим тут:
Прошептала рыбка рыбкам: ОН…. ОНИ….
- я плыву, и вы …(плывете). ОНА… ОНИ…
Прокричала птица птицам: ТЫ… ОНИ…
- я пою, и вы …(поете),
Малышам малыш напомнил:
- я расту, и вы …(растете).
-3-
Эта игра позволяет ребенку проявить творческую самостоятельность в подборе глагола и поупражняться в правильном употреблении их окончаний.
На этом этапе работа усложнятся. Многие игры и упражнения подводят ребенка к необходимости самостоятельно образовывать глаголы, узнавать новые и включать их в активную речь. Игра « В зоопарке» знакомит детей с новыми глаголами:
Зебра брыкается. Обезьяна кривляется. Тигр отдыхает.
Игры «Кто как голос подает?», «Кто, как передвигается?», «Сочиним стихотворение» также предназначены для расширения предикативного словаря и закрепления навыка самостоятельного образования глагола.
Игры «Собери друзей», «Едем, плаваем, летаем» подводят ребенка к пониманию, что непохожие предметы (живые и неживые) могут быть объединены в группы по способу передвижения или иному действию.
Накопленный в процессе упражнений опыт позволяет ребенку по набору действий угадать предмет, совершающий данные действия, а затем, и самостоятельно составить похожие загадки. («Кто в домике живет?», «Угадай, задуманное слово»)
Постепенное накопление предикативного словаря позволяет ребенку познакомиться с категорией времени, научиться пользоваться видом (совершенный, несовершенный) глагола. Игра «Хитрый Буратино» наглядно демонстрирует ребенку, что действие может совершаться объектом в данную минуту, а может быть уже совершено ранее.
Игры «Необычные цветы», «Кто больше?», «Найди ошибки», «Угадай задуманное слово», «Назови правильно» закрепляют навык использования в речи названий действий, тренируют память, зрительное и слуховое внимание, развивают мышление.
Более сложной формой работы является упражнение в подборе глаголов близких по значению (Игра «Скажи иначе»).
Кошка смотрит – глядит; Заяц ест – лакомится;
лежит – отдыхает; прыгает – скачет;
бежит – несется – мчится; смотрит – любуется;
пьет – лакает; спит – дремлет;
А так же работа с приставочными глаголами: считает – пересчитывает; бьет – отбивает; кидает – подкидывает; прыгает – подпрыгивает и т.д.
Накопление и уточнение глагольного словаря является основой для формирования грамотной фразы и позволяет ребенку овладеть связной речью.
Литература
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Просвещение, 1961
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Прсвещение,1990
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1991.
- Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2004.
- Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1987.
- Чистякова И.А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников. СПб.: КАРО, 2005.
- Чистякова И.А. Формирование грамотной фразы у дошкольников. СПб.: КАРО, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование творческих способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе продуктивной деятельности(лепка, конструирование)
"Формирование творческих способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе продуктивной деятельности (лепка, конструирование)"...
Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Цель нашей работы состояла в исследовании особенностей формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Работа была организована на базе МБДОУ Детский сад №2...
Формирование познавательного интереса у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
В статье раскарываются вопросы формирования познавательного интерса у докшольников с ТНР посредством использования творческого потенциала педагогов, создания актуальной предметно-пространственно...
Консультация для педагогов «Приемы формирования предметного словаря у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Ни для кого не секрет, что последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями ...
Влияние родителей на формирование положительной самооценки у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Влияние родителей на формирование положительной самооценки у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи...
Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
В сообщении раскрыты особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....
Формирование компетенций безопасного поведения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Выступление на РМО воспитателей групп комбинированной и компенсирующей направленности "Интеграция образовательных областей по формированиюфункциональной грамотности у детейс особыми образовательн...