Проект Формирование природоведческого словаря у детей подготовительной к школе группы через изучение художественной литературы
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Проект коммуникативный, среднесрочный, групповой. Он реализуется в течении 4 тематических недель: "Осенние изменения в природе", "Птицы", "Животные", "Труд людей в природе". В соответствии с тематикой подобрана литература, используются разнообразные формы работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект
Формирование природоведческого словаря у детей подготовительной к школе группы через изучение художественной литературы
Вид проекта коммуникативный, среднесрочный, групповой
Актуальность проекта
Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру. Такое воспитание базируется на сформированных у детей природоведческих понятиях. Задача воспитателя способствовать правильному и своевременному формированию таких понятий. Природоведческие понятия можно формировать у детей во разных видах деятельности.
Литература представляет богатый материал, на основе которого можно формировать природоведческие понятия.
При этом важно не только сообщать детям конкретные знания, но и вызывать в душе каждого ребёнка эмоциональный отклик, пробуждать эстетические чувства.
Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учиться определять своё отношение к природе, передавать его в рассказах, в рисунках и т.д. Встречи с природой возбуждают фантазию ребёнка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.
Таким образом, знакомя детей с природой, формируя у них природоведческие понятия, мы способствуем становлению у них нравственного и эстетического отношения к действительности.
Задача воспитания эмоционально-положительного отношения к природе тесно связана с задачей развития и поддержания устойчивого и глубокого интереса к ней. Это имеет большое значение для подготовки детей к будущей трудовой деятельности на благо Родины. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее.
Таим образом, формирование природоведческих понятий у детей является неотъемлемой частью экологического воспитания будущего поколения
Цель проекта: расширить природоведческий словарь детей
Задачи:
- Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях;
- Расширять и систематизировать знания о зимующих и перелетных птицах, диких животных, особенностях приспособления животных к окружающей среде;
- Воспитывать уважение к труду сельских жителей;
- Закреплять умения обобщать представления о временах года;
- Формировать представления о том, что в природе все взаимосвязано;
- Закреплять умения правильно вести себя в природе;
- Формировать умения замечать приметы осени;
- Формировать у детей понятия листопад, ясно, пасмурно, линька, спячка;
- Закреплять название месяцев, времен года;
- Способствовать пробуждению эстетических чувств при наблюдении за природой родного края.
Срок реализации: 1 месяц
Участники:
- дети подготовительной группы;
- воспитатели;
- родители.
Условия реализации:
- взаимодействие с узкими специалистами (педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель, логопед);
- взаимодействие с социальными партнерами (родителями);
- подбор литературы, иллюстраций;
- изготовление наглядно-дидактических пособий.
Ожидаемые результаты
В результате проведенной работы у детей расширятся представления об окружающем мире, уточнятся и конкретизируются природоведческие понятия, пробудятся эстетические чувства при наблюдении за природой, будет формироваться внимательное и бережное отношение к окружающему миру.
План реализации проекта
1 этап – подготовительный
Задачи:
- Составление списка необходимой детской литературы по теме.
- Подбор физкультминуток, скороговорок, подвижных игр, упражнений пальчиковой гимнастики.
- Информирование родителей о реализации проекта.
- Организация помощи родителей в приобретении литературы по списку (с красочными иллюстрациями).
- Проведение предварительной беседы с детьми с целью выявления у них уровня сформированности природоведческих понятий.
2 этап – основной
Задачи:
- вовлечь в проект детей, родителей, узких специалистов;
- организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) творческую, и практическую деятельность;
- работать над частями проекта, корректировать их.
Мероприятия:
1 неделя «Осенние изменения в природе»
- Осенние изменения в живой и неживой природе (на прогулке).
Задачи: закрепить с детьми понятия «живая и неживая природа», их взаимосвязь; дать знания, для чего человек изучает природу; развивать правильное поведение в природе, навыки обследовательских действий; воспитывать интерес к окружающему миру, желание узнать что-то новое, учить детей замечать осенние приметы, помочь детям увидеть красоту осенней природы.
- Заучивание наизусть стихотворения «Осень» Н. Берендгофа .
Задачи: Вызвать эмоциональный отклик на картины осенней природы, желание выразить свои впечатления в образном слове, закрепить знания детей о признаках осени при рассматривании иллюстраций, учить выразительно читать стихотворение наизусть.
- Чтение рассказов М.М.Пришвина «Осенние листики», «Листопад», «Туман», «Осинкам холодно», «Начало осени», «Поздняя осень», «Первый мороз».
Задачи: Воспитывать любовь к родной природе, учить понимать образные выражения.
- Сравнительное рассматривание картин «Золотая осень» (И. Левитан, В. Поленов, И. Остроухов).
Задачи: вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению яркой осенней природы; развивать способность чувствовать и откликаться на переданное художниками настроение, желание общаться по поводу увиденного; воспитывать чувство прекрасного в процессе восприятия картин.
- Изучение малых фольклорных форм (приметы, пословицы, поговорки об осени).
Задачи: познакомить детей с пословицами, поговорками об осени, учить детей прогнозировать погоду, основываясь на осенние приметы.
- Заучивание стихотворения Н. Минского «Листопад».
Задачи; уточнять понятие листопада (словообразовательная работа), учить понимать образные выражения, формировать умение выразительного чтения стихотворения.
- Рассматривание и сбор осенних листьев, плодов.
Задачи: раскрыть значение листопада для деревьев, закреплять знания и представления детей о листьях плодах разных деревьев, названиях деревьев.
- Заучивание отрывка стихотворения А. К. Толстого «Осень».
Задачи: вызвать эмоциональное отношение к осенним изменениям в природе.
- Аппликация из осенних листьев.
Задачи: учить составлять композицию из осенних листьев.
- Рассказывание на заданную тему «Осень».
Задачи: учить детей составлять рассказ на осеннюю тематику, описывать окружающую природу, осенние признаки, используя образные прилагательные, синонимы; развивать связную речь; воспитывать наблюдательность.
2 неделя «Птицы».
- Наблюдение за птицами на прогулке.
Задачи: учить различать и называть птиц, рассмотреть особенности строения, отличия от других животных, понаблюдать, чем питаются, формировать представления о зимующих и перелетных птицах.
- Чтение рассказов М.Пришвина «Осеннее утро», «Птичий сон», «Гуси лебеди», «Власть красоты», «Птицы и листья».
Задачи: закреплять знания детей об изменениях в жизни птиц осенью, учить чувствовать печаль осенней природы; развивать у детей чувство восторга, любования окружающей природой; воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.
- Чтение и пересказ сказки Н.Сладкова «Осень на пороге».
Задачи: закреплять знания детей о подготовке животных к зиме, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между осенними явлениями.
- Рисование птиц.
Задачи: уточнить особенности строения птиц, воспитывать интерес к жизни птиц.
- Чтение и беседа по произведениям В Бианки «Лесные домишки», «Мастера без топора», «Чей нос лучше».
Задачи: расширять представления детей о птицах, их многообразии, особенностях жизни, приспособлению к окружающему миру.
- Лепка «Птица в гнезде».
Задачи: воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.
- Разучивание дидактической игры «Летает - не летает».
Задачи: закреплять знания и представления детей о летающих и нелетающих птицах.
- Подвижные игры: «Воробьи, вороны», «Совушка», «Перелет птиц».
Задачи: уточнить знания детей об особенностях жизни разных птиц.
- Чтение рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».
Задачи: расширять представления детей о жизни водоплавающих птиц, воспитывать бережное отношение к птицам.
- Пальчиковая гимнастика на тему «Птицы» («Птенчики в гнезде», «Курочка», «Петушок», «Филин», «Птички», «Гусь», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Домашние птицы», «Кормушка»).
Задачи: расширять представления детей о птицах, уточнять понятия перелетные, зимующие, домашние птицы.
3 неделя «Животные»
- Чтение произведений Е.И.Чарушина: «Что за зверь?», «Страшный рассказ».
Задачи: побуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе о животных. Дать детям научно – достоверные знания о жизни животных в природе.
- Чтение и беседа по рассказам М.Пришвина «Белка», «Барсук», «Беляк».
Задачи: расширять представления детей о жизни белок, барсуков, зайцев, особенностях их поведения в природе, воспитывать интерес к этим животным.
- Рассматривание картин «Лиса с лисятами», «Волчица с волчатами».
Задачи: расширять представления детей о жизни лисы и волка, особенностях их строения, формировать понятие хищники, закреплять знания названий детенышей животных.
- .Рассказывание и пересказ якутской сказки «Как белка и заяц друг друга не узнали».
Задачи: закреплять знания о том, как белка и заяц готовятся к зиме.
- Разгадывание загадок и составление описательных загадок о животных.
Задачи: закреплять знания особенностей строения, повадок животных, развивать внимательное отношение к животным.
- Чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Листопадничек».
Задачи: провести словообразовательную работу, объяснить образование слова листопадничек, расширять представления о диких животных, вызвать эмоциональное отношение к возникающим в их жизни трудностям и умениям их преодолевать.
- Подвижные игры «Волк во рву», «Бездомный заяц», «У медведя во бору», «Хитрая лиса»
Задачи: закреплять знания детей об особенностях жизни диких животных.
- Н. Сладков «Белкин мухомор».
Задачи: расширять знания детей о съедобных и ядовитых грибах; учить отличать съедобные грибы от ядовитых; развивать осторожное отношение к грибам; закреплять знания о том, как животные готовятся к зиме, развивать мышление.
- Просмотр мультфильма «Как ежик шубку менял» (автор сценария А.Суконцев)
Задачи: расширять и систематизировать знания детей о диких животных осенью; учить устанавливать связи между приспособлением животных, особенностями среды и места обитания.
- Конструирование из природного материала «Дикие животные.
Задачи: учить применять полученные знания при отборе материала и в процессе создании образа животного из природного материала.
4 неделя «Труд людей осенью»
- Беседа «Труд людей осенью».
Задачи: расширять и систематизировать знания детей о труде людей; вспомнить, какие виды труда связаны с содержанием домашних животных, работой на полях, лугах, в садах; развивать интерес к окружающей жизни, умение устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать трудолюбие, уважение к людям разных профессий, желание помогать им.
- Чтение и беседа произведений о хлебе (В. Степанов «Дорога на мельницу», В. Крупин «Отцовское поле», «Нынешний хлеб», Я. Тайц «Все здесь», «Легкий хлеб» - белорусская сказка, «Хлебороб» - украинская сказка, рассказ И. Токмаковой «Кем быть?»).
Задачи: формировать представления о том, как выращивают хлеб, как он появляется на прилавках магазинов, расширять представления детей о профессиях людей, уважение к людям разных профессий.
- Дидактическая игра «Какие машины помогают выращивать хлеб».
Задача: помочь детям запомнить названия и назначение сельхозмашин.
- Заучивание наизусть стихотворения С. Погореловского «Слава хлебу на столе».
Задачи: формировать представление о хлебе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
- Рисование «Урожай».
Задачи: формировать понятия урожай, рассмотреть с детьми репродукции картин, обратить внимание на то, как художники изображают поле: одним цветовым пятном, видны только некоторые колосья. Обсудить, с помощью каких геометрических фигур можно изобразить машины.
- Заучивание наизусть стихотворения Я. Дягутите «Каравай».
Задачи: расширять представления детей о многообразии хлебо-булочных изделий, воспитывать трудолюбие.
- «Каравай» (песочное творчество).
Задачи: развивать творческое воображение, бережное отношение к хлебу, уважение к людям разных профессий.
- Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».
Задачи: познакомить детей с басней, ее жанровыми особенностями, подвести к пониманию идеи, смысла пословиц о труде; развивать умение детей осмысливать аллегорию басни, оценивать характер персонажей; воспитывать чуткость к образному строю языка
- Инсценировка сказки «Репка»
Задачи: развивать умение импровизировать; воспитывать трудолюбие
3 этап - заключительный
Задачи:
- выявить уровень сформированности природоведческих понятий посредством групповой и индивидуальных бесед;
- понаблюдать, как дети относятся к окружающей их природе, находят ли отражение в самостоятельной деятельности детей полученные ими знания и разученные игры;
- провести музыкальное развлечение «Осенний бал»;
- провести итоговую экскурсию в парк (поздняя осень)
ЦЕЛЬ: обобщить и систематизировать знания детей об осени, углубить и конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных осенью;
развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между наблюдениями и явлениями; воспитывать экологическое мировоззрение , подвести итоги
Используемая литература
- Громова О.Е «Стихи и рассказы о животном мире для детей дошкольного возраста». Изд. "Творческий Центр СФЕРА", 2005 год.
- Вересов Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание – 1993. – № 7. – С. 39- 43.
- Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на- Дону: Изд-во «Феникс», 1996. – 480 с.
- Зацепина В. Планета Земля – наш общий Дом (из опыта работы) // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 7. – С. 29-36.
- Пришвин М.М. Календарь природы./ М.М. Пришвин. – Минск: Ураджай, 1977. – 240с.
- Пришвин М.М. Лесная капель./ М.М. Пришвин; сост. Л.А. Рязанова, Я.З. Гришина. – М.: Эксмо, 2008. – 576 с.
- Полная хрестоматия для дошкольников. Автор- составитель С.Д.Томилова. Екатеринбург, У-Фактория. 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательно-речевых умений у детей подготовительной к школе группы через сказку
Рабочая программа...
Психолого - педагогический проект "Формирование школьной мотивации у детей подготовительной к школе группы посредством сказкотерапии"
Психолого - педагогический проект будет интересен педагогам - психологам ДОУ, а также воспитателям подготовительных к школе групп....
«Экологическое воспитание средствами художественно-эстетического направления развития детей подготовительной к школе группе через проектную деятельность».
laquo;Экологическое воспитание средствами художественно-эстетического направления...
Проект по формированию познавательного интереса у детей подготовительной к школе группы № 2 «Совята» на тему: «КОСМОС»
Тип проекта: обучающий, исследовательский, игровой.Продолжительность: долгосрочный (9 месяцев), групповой.Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.Цель: формирование у ст...
Отчет по самообразованию "«Формирование духовно – нравственных качеств у детей подготовительной к школе группы, через работу Семейного клуба!» «Бухта гнёздышко
Отчет по самообразованию "«Формирование духовно – нравственных качеств у детей подготовительной к школе группы, через работу Семейного клуба!» «Бухта гнёздышко...
Отчёт по программе саморазвития педагога подготовительной к школе группы /2023 - 2024 уч.год/ по теме: «Формирование коммуникативных навыков у детей Подготовительной к школе группы через изобразительную деятельность»
В данном отчёте описана вся проведённая работа по данной теме включая диагностику воспитанников с НОДА и плана работы с детьми и родителями...
Родительское собрание во второй мл. группе: «Развитие речи детей во второй младшей группе через восприятие художественной литературы. »
Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; способствовать развитию ком...