Методическая разработка на тему "Формирование глагольного словаря у детей 4-5 лет с ОНР через проектную деятельность"
методическая разработка по логопедии по теме
В данной разработке представлен проект по формированию глагольной лексики у детей 4-5 лет с ОНР "Глаголы любить - красиво говорить". Предлагается алгоритм и описание работы с дошкольниками по формированию глагольного словаря на примере лексической темы "Игрушки".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Сопровождение к презентации на тему «Формирование глагольного словаря у детей 4-5 лет с ОНР через проектную деятельность»
2 слайд.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ С ОНР
Для детей с ОНР характерны:
- Бедность глагольного словаря.
- Если глаголы и существуют, то преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает.
- У детей отмечаются: замены глаголов словами, близкими по ситуации и внешним признакам.
- Незнание лексических значений многих слов и трудности поиска известного слова.
- Трудности в усвоении слов обобщенного значения.
- Нарушение актуализации пассивного словаря.
3 слайд. ПРЕДПОСЫЛКИ РАБОТЫ
Каковы же предпосылки нашей работы?
Нам необходимо сформировать у детей глагольный словарь.
Имеющиеся в практике коррекционные методики и технологии предлагают интересные подходы к работе по формированию глагольного словаря, но не обещают гарантированного результата и не всегда предполагают активную деятельность самих детей.
Существующая в современной практике технология проектов предлагает не только подходы, но и даёт гарантированный положительный результат, а также создаёт условия для вовлечения ребёнка в активную деятельность и развития личностных качеств ребёнка (инициативности, активности, самостоятельности).
У нас возникла ИДЕЯ: организовать работу по формированию глагольного словаря у детей 4-5 лет с ОНР через проектную деятельность.
4 слайд.
Тема проекта «ГЛАГОЛЫ ЛЮБИТЬ - КРАСИВО ГОВОРИТЬ»
Вид - познавательно-речевой. Тип – долгосрочный
Участники – логопед, дети, воспитатели, родители воспитанников
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Прежде всего, необходимо поставить проблему.
Что мы имеем?
Маленький объём и низкое качество глагольного словаря у детей 4-5 лет с ОНР.
Какова проблема педагога?
Как увеличить объем и качество глагольного словаря у детей на фоне речевого недоразвития.
Мотив педагога -
Удовлетворить социальный заказ родителей на качество речи детей и собственные
профессиональные амбиции.
5 слайд. РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Проблема определена, переходим к её разрешению. При разрешении проблемы в ходе проекта выделяем 4 этапа.
I этап - ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Цель: повысить эффективность работы над формированием глагольного словаря у детей с ОНР.
Задачи:
1. Изучить задачи программу по формированию глагольного словаря у детей 4-5 лет с ОНР.
2. Отобрать из педагогической практики методы и приёмы работы над обогащением глагольного словаря.
3. Апробировать в работе с детьми данные методы работы.
4. Создать условия для активного привлечения и участия детей к деятельности по накоплению словаря.
5. Вовлечь родителей воспитанников в проектную деятельность.
Определили сроки проведения проекта – с октября по май.
Предположили, что к концу учебного года у детей 4-5 лет с ОНР увеличится объём глагольного словаря и улучшится его качество, и что данная лексика найдёт применение в собственной речи детей.
6 слайд. II этап разрешения проблемы – РАЗРАБОТКА ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ
Состоит из 3 направлений:
1) направление - Сбор информации:
Мы изучали методическую литературу, посещали курсы повышения квалификации, искали в интернет сообществе интересующую нас информацию, посещали открытые занятия, семинары.
Вывод: существует много разных пособий, игр, упражнений, тренингов по формированию глагольного словаря у детей с ОНР (Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Ткаченко Т.А., Ефименкова Л.Н.).
2) направление - Анализ полученной информации
Мы провели отбор методов и приёмов, и сгруппировали их в соответствии с задачами работы, направленными на:
- Умение выделять и называть действия объектов.
- Формирование понимания обобщенного значения глаголов.
- Умение понимать и употреблять число глаголов.
- Умение преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения.
- Формирование навыка согласования личных местоимений с глаголами.
- Введение глаголов во фразу.
Вывод: использовать в работе наиболее эффективные методы и приёмы формирования глагольного словаря у детей с ОНР.
7 слайд.
3) направление – создание плана осуществления действий мы разделили на 2 составляющие: работа с детьми, с родителями и воспитателями.
С детьми мы запланировали:
1. Продумывание игровой ситуации и мотивации детей к деятельности.
2. Разработку алгоритма деятельности с детьми на неделю по лексической теме.
3. Проведение работы с детьми, согласно разработанному алгоритму деятельности.
4. Изготовление новых игр, пособий, альбомов по лексическим темам.
5. Проведение презентации игр, альбомов, пособий, изготовленных совместно с детьми.
Родителей и воспитателей необходимо:
1. Познакомить с глагольным словарём и речевыми играми по лексическим темам.
2. Провести консультацию на тему «Как расширить словарь ребёнка».
3. Привлекать к сбору картинок для пополнения «Копилки действий» и изготовлению игр, альбомов, книжек.
8 слайд. Итак, мы подошли к 3 этапу разрешения проблемы.
III этап — ПРАКТИЧЕСКИЙ
Ввели игрового персонажа – Зайку, который пришел в гости к детям с картинками. Логопед попросил Зайку рассказать, кто и что делает на картинках. Зайка ничего не ответил.
Подвели детей к Мотивации деятельности -
Научить Зайку называть действия предметов и объектов, чтобы друзья-зверята понимали, о чём он рассказывает. Для этого собирать картинки с действиями предметов в «Копилку».
9 слайд. АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ НА НЕДЕЛЮ
(по изучаемой лексической теме) Состоит из 5 шагов:
1. Сбор картинок, наглядного материала и пополнение «Копилки».
2. Группировка картинного материала по различным основаниям.
3. Изготовление игр, альбомов, пособий, направленных на решение задач.
4. Обучение Зайки новым играм.
5. Вынесение игр, альбомов, пособий в самостоятельную деятельность детей.
10 слайд. Вашему вниманию мы предлагаем пример осуществления проектной деятельности в рамках лексической темы «Игрушки»
На 1 шаге - Сбор картинок и пополнение «Копилки».
Родителям и воспитателям было дано задание - подобрать и принести картинки и иллюстрации с изображением игрушек и действий людей с игрушками.
Собранные картинки дети положили в «Копилку» Зайке.
11 слайд. 2шаг алгоритма.
Группировка картинного материала по различным основаниям.
Педагог с детьми рассматривают картинки и называют действия объектов, изображенные на них. Упражнение «Что делает – что делают?».
12 слайд. Затем мы проводили игры, упражнения на разные виды группировок:
Группировка картинок по действиям с разными игрушками.
Детям предлагается выбрать те картинки, на которых изображена предложенная игрушка и назвать действия человека с ней.
13 слайд. Группировка картинок по признакам - «действие объекта» и «действие человека с объектом».
Детям предлагается разложить картинки по признакам: что делает сама игрушка, а что делает с ней человек.
14 слайд. Группировка картинок по обобщенному значению глагола.
Дети выбирают картинки, на которых дети что-то катают (мальчики катают мяч, мальчик катает машину, девочка катает коляску). Называют действия.
Группировка картинок по количеству объектов на картинках включает в себя
выбор картинок, на которых изображены один ребёнок или дети, и называют действия ребёнка и детей.
15 слайд. 3 шаг алгоритма.
Изготовление игр, альбомов, пособий, направленных на решение задач.
В ходе проекта по теме «Игрушки» с детьми были изготовлены:
а) Книжка - раскладушка «Что делает – что делают?»
(на умение употреблять глаголы в единственном и множественном числе).
б) Альбомы «Что катаем?», «Это всё мы собираем»
(на формирование понимания обобщенного значения слов).
в) Альбом с картинками «Вот так мы с куклами играем»
г) Игра «Лото игрушек» (умение выделять и называть действия объектов).
д) Компьютерная презентация «Мишка играет» (умение преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения).
16 слайд. 4 шаг - Обучение Зайки новым играм.
В процессе игр, упражнений с Зайкой у детей закрепляется и активизируется накопленный глагольный словарь.
17 слайд. 5 шаг.
Вынесение игр, альбомов, книжек, пособий в самостоятельную деятельность.
В конце изучения лексической темы логопед вместе с Зайкой и детьми выносят новые игры, альбомы, книжки-малышки в группу в уголок развития речи. Детям очень нравится рассматривать альбомы, книжки, изготовленные вместе с родителями.
18 слайд.
ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ
1. У детей обогащается предметный и глагольный словарь, увеличивается его объём и качество.
2. Знания детей формируются в процессе продуктивной деятельности.
3.У детей формируются такие личностные качества, как активность, самостоятельность, дети получают социальные навыки.
4.Повышается профессиональный уровень педагога, систематизируется материал по данной проблеме.
5. В ходе проектной деятельности развиваются детско-родительские отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СКАЗКОЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
В статье дан анализ работы по проекту "За добро добром платят", итогом которого является экологическая сказка "Об одиноком красавце дубе"....
Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром через проектную деятельность
Проектная деятельность дошкольников является уникальной современной технологией обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию: в мат...
«Развитие познавательных и речевых способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста через проектную деятельность» (из опыта работы МБДОУ "Д/с "Северяночка")
С первых дней посещения детского сада ребенок неустанно познает мир, в котором он живет. В начале пути это позволяет ему войти в мир, привыкнуть к нему; затем постепенно, но ...
«Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки через проектную деятельность»
В связи с введением ФГОС ДО проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат...
Опыт работы "Приобщение детей среднего возраста к художественной литературе через проектную деятельность"
Я уверена, что именно от правильно организованного занятия, удачно подобранных методов и приемов работы с книгой зависит успех формирования интереса к художественной литературе....
Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни через проектную деятельность
В статье представлено описание работы по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни посредством реализации проекта "Быть здоровыми хотим!"...