Формирование эмоционального словаря у детей средней группы
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Дзюба Ольга Борисовна

Методика формирования эмоционального словаря ребенка, его расширение, и обучение умению выражать его в конкретной ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

г. Комсомольск-на-Амуре

Формирование

эмоционального словаря

у детей средней группы

МДОУ № 136

Педагог Дзюба О.Б.

2019 год

Формировать и расширять эмоциональный словарь ребенка следует в два этапа: с детьми 3-5 и 5-7 лет.

На первом этапе необходимо научить детей понимать значение слов, которые обозначают оттенки базовых эмоций, и выражать их в конкретной ситуации. У детей 3-5 лет следует формировать эмоции (радость, грусть, злость). В следующий возрастной группе детей знакомят с более сложными эмоциями. (интерес, удивление, страх).

Методика с детьми 3-5 лет: педагог «помещает» детей в историю и анализирует эмоции героев, герои испытывают три базовых эмоции: радость, грусть, злость. Можно задать вопрос: «Какое настроение стало у героя, когда….?». Это вопрос активизирует слова, которые обозначают оттенки эмоций.

Для детей младшей группы можно задать вопрос так: «Какое настроение было у куклы, когда её нашли друзья?». Для средней группы: «Когда лиса прогнала зайчика, какое у него стало настроение?», «Как можно сказать, каким стал зайка?».

Необходимо показывать иллюстрации, где хорошо видна экспрессия, или проводить с детьми этюды, в которых одни дети показывают изучаемые эмоции, а другие наблюдают их. Наблюдение экспрессии – необходимый компонент на занятиях по развитию умения понимать эмоции.

Вопросы детям: «Что мы видим, что делает человек, когда ему грустно?» Ответы: плачет, грустит, горюет, печалится…). «Что делали ребята, чтобы показать, как сердиться Мишка?» (Ответы: хмурились, сжимали кулаки, делали сердитое лицо).

Детям задают вопрос: «Какими словами называют человека, который часто….?» это вопрос активирует слова, которые обозначают качества персонажа, испытывающего определенную эмоцию часто. Дети должны назвать постоянную черту человека, связанную с конкретной эмоцией (плакса, шутник, хохотушка).

Детям дается задание вспомнить стихотворение, в котором герой испытывает эмоции. «Кто знает стихотворение, где зайка грустит?». Спросить, какие они испытывает эмоции и рассказать о них. Первым на этот вопрос отвечает воспитатель, предлагая детям пример ответа. Но этот элемент можно использовать, только если на занятии изучается базовая эмоция «радость». Задавать подобный вопрос для базовых эмоций «грусть» и «злость» не рекомендуется, возникает риск погрузить детей в негативный эмоциональный фон. Воспоминания радостных событий укрепляет позитивную атмосферу в группе.

Конспект ООД по русской народной сказке «Заюшкина избушка»

для детей средней группы

Задачи:

  •  речевое развитие:

- продолжать формировать эмоциональный словарь (эмотивную лексику) для базовых эмоций «радость» и «грусть», расширить эмоциональный словарь за счет базовой эмоции «злость» («сердитость»): слова, обозначающие оттенки эмоций (грустное, плохое, печальное, веселое, радостное, праздничное, сердитое настроение, веселье, печаль), действия, экспрессию человека, испытывающего эмоцию (плачет, горюет, грустит, опустил голову, печалится; ревет, смеется, улыбается, хлопает в ладоши, й танцует, веселится, радуется, празднует, шутит, хохочет, прыгает, сердится, злится, топает ногами, V сжимает кулаки, делает злое лицо), качества человека, испытывающего эмоцию грусти, радости, злости (грустный, печальный, невеселый, плакса, рева, рёвушка-коровушка, нытик; хохотушка, веселый, весельчак, радостный; злюка, злой, сердитый, недобрый);

- учить использовать в речи прилагательные, наречия, предлоги;

- совершенствовать интонационную выразительность речи;

- развивать диалогическую речь: побуждать участвовать в беседе;

- упражнять в умении пересказывать выразительные и динамичные отрывки из сказок;

  •  познавательное развитие:

- закрепить представления о сезонных изменениях в природе (весной начинает пригревать солнышко, снег и лед тают);

- закреплять умение узнавать диких животных по внешнему виду и называть их;

  •  социально-коммуникативное развитие:

- формировать адекватное отношение ребенка к соблюдению или нарушению моральных норм, умение сочувствовать обиженному и критиковать действия обидчика;

  •  художественно-эстетическое развитие:

- поощрять желание выражать свои эстетические чувства, проявлять эмоции, выразительно пересказывать отрывок из сказки, опираясь на иллюстрации;

- учить чувствовать характер музыки, проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкального произведения;

- развивать умение эмоционально исполнять музыкально-игровые произведения и инсценировки;

  •  физическое развитие:

- развивать умение творчески использовать двигательные навыки;

- продолжать развивать активность в подвижных играх, умение сочетать движения со словами.

Оборудование: 

медальоны разных цветов (красные, зеленые, синие, желтые) на веревочках с изображениями веселых смайликов; магнитная доска; разрезные картинки с изображениями персонажей сказки «Заячья избушка»; аудиозаписи и аудиоаппаратура.

Ход ООД:

Воспитатель включает аудиозапись веселой плясовой музыки. Дети слушают ее.

Воспитатель: Ребята, вы прослушали музыкальный отрывок. Как вы думаете, какая это музыка: веселая или грустная? (Дети отвечают.) А что можно делать под такую музыку?

Дети: Веселиться, танцевать, радоваться.

Воспитатель: Давайте потанцуем, повеселимся и порадуемся. (Дети танцуют.) Какое настроение стало у вас, когда зазвучала веселая музыка?

Дети: Хорошее, веселое, радостное.

Воспитатель: А у меня для вас сюрприз, чтобы вас еще больше порадовать.

Воспитатель раздает детям разноцветные медальоны (красные, зеленые; синие, желтые) на веревочках с веселыми смайликами и приглашает их подойти к магнитной доске с картинкой. На картинке изображены уши зайца, хвост лисы и гребешок петуха.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на картинку. Как вы думаете, чьи это ушки?

Дети: Заячьи.

Воспитатель: Чей это хвостик?

Дети: Лисий.

Воспитатель: Чей это гребешок?

Дети: Петушиный.

Воспитатель: А как называется сказка, в которой встречаются все эти герои вместе?

Дети: Избушка.

Воспитатель: Правильно. Я предлагаю вам вспомнить содержание сказки по разрезным картинкам, но сначала их необходимо собрать.

Воспитатель предлагает детям объединиться в команды согласно цвету медальона; подойти к столам и собрать свою картинку,, которая разрезана на б частей.

Воспитатель: Посмотрите на картинки и вспомните, кого встречал зайка и о чем они говорили.

Дети рассказывают отрывок из сказки по картинкам.

Воспитатель: А теперь предлагаю немного отдохнуть и поиграть в музыкальную игру.

Двигательная игра «Зайчик и ветерок».

Дети выполняют движения под музыку:

  • «зайчики» сидят на корточках, показывая заячьи уши;
  • прыгают по полянке, держа «лапки» у груди, радуются;
  • когда «дует сильный ветер» (музыка меняет характер, из радостной превращается в сердитую) - «зайчики» закрываю глазки «лапками», прячутся в кусты, изображают грусть и страх;
  • когда «ветер стихает» - «зайчики» снова прыгают по полянке, радуются.

Воспитатель: Скажите, а когда лиса прогнала зайчика, какое у него стало настроение?

Дети: Плохое, грустное, печальное.

Воспитатель: Как можно сказать, какой стал зайчик?

Дети: Грустный, печальный.

Воспитатель: Правильно. Давайте все вместе покажем грустного, печального зайчика.

Проводится экспрессивный этюд: дети показывают грустного, печального зайчика.

Воспитатель: Ребята, а кто знает стихотворение про грустного зайчика?

Один ребенок читает наизусть заранее выученное стихотворение Г. Новицкой «Грустный зайчик» и показывает эмоцию «грусть».

Воспитатель: А что делает человек, когда ему грустно?

Дети: Плачет, грустит, горюет, печалится, расстраивается.

Воспитатель: Как можно назвать человека, который часто плачет?

Плакса, рева.

Воспитатель: Мы с вами помним, что, когда зайчик встречал разных зверей и рассказывал им о своей беде, звери начинали выгонять лису из избы. Как вы думаете, звери рассердились на лису?

Дети: Да.

Воспитатель: Значит, как мы можем сказать, какими стали звери?

Дети: Сердитыми.

Воспитатель: А кто хочет рассказать стихотворение про сердитого мишку?

Один ребенок читает стихотворение В. Праздничновой «Мишка злится» и показывает эмоцию «сердитость».

Воспитатель: Ребята, что делал мишка, когда сердился?

Дети: Топал и ревел.

Воспитатель: А кто может показать сердитого мишку?

Несколько детей показывают, остальные смотрят экспрессивный этюд.

Воспитатель: Что делали ребята, чтобы показать сердитость мишки?

Дети: Хмурились, сжимали кулаки, делали злое лицо.

Воспитатель: А кто из героев оказался самым смелым и прогнал лису?

Дети: Петушок.

Воспитатель: После того как петушок прогнал лису, кто стал жить в избушке?

Дети: Зайчик и петушок.

Воспитатель: Как вы думаете, какое у них стало настроение?

Дети: Веселое, радостное.

Воспитатель: Как можно сказать, какими стали петушок и зайчик?

Дети: Веселыми, радостными.

Воспитатель: А кто знает стихотворение про веселого петушка?

Один ребенок читает наизусть заранее выученное стихотворение С. Михайлова «Петушок» и показывает эмоцию «радость».

Воспитатель: Что делал веселый петушок?

Дети: Распевал песни.

Воспитатель: А что делают веселые люди?

Дети: Танцуют, смеются, улыбаются, веселятся, празднуют.

Воспитатель: А кто знает стихотворение про веселого зайчика?

Один ребенок читает наизусть заранее выученное стихотворение Т. Крюковой «Заяц» и показывает эмоцию «радость».

Воспитатель: В сказке, которую мы сейчас вспоминали, все закончилось хорошо. Давайте мы с вами порадуемся за ее героев. Я снова включу вам веселую музыку, а вы покажите, как весело и радостно умеете танцевать.

Дети под веселую музыку радостно прыгают, резвятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (средняя группа) на тему: Развлечение для детей средней группы: "В гостях у Осени".

Вызвать интерес к природе, чувство эстетическоговкуса, бережного отношения к природе....

Театрализованное представление для детей средней группы № 1 и родителей средней группы № 2 Сказка «Колобок» (на новый лад)

Театрализованное представление для детей средней группы № 1 и родителей средней группы № 2 Сказка «Колобок» (на новый лад)...

Конспект открытого занятия в средней группе. Интегрированная НОД для детей средней группы с учетом ФГОС «Веселое путешествие»

Развивать активность и любознательность детей среднего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности....

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.  Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...

Конспект ООД для детей средней группы для детей средней группы Тема: «Зайчик беленький» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Конспект ООД  для детей средней группыТема:  «Зайчик беленький» Цель: закрепление навыков рисования гуашью мазками широкой кистью.Задачи: Учить детей рисовать зайчика, перед...