Формирование эмоционального словаря у детей средней группы
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Методика формирования эмоционального словаря ребенка, его расширение, и обучение умению выражать его в конкретной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование эмоционального словаря у детей | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
г. Комсомольск-на-Амуре
Формирование
эмоционального словаря
у детей средней группы
МДОУ № 136
Педагог Дзюба О.Б.
2019 год
Формировать и расширять эмоциональный словарь ребенка следует в два этапа: с детьми 3-5 и 5-7 лет.
На первом этапе необходимо научить детей понимать значение слов, которые обозначают оттенки базовых эмоций, и выражать их в конкретной ситуации. У детей 3-5 лет следует формировать эмоции (радость, грусть, злость). В следующий возрастной группе детей знакомят с более сложными эмоциями. (интерес, удивление, страх).
Методика с детьми 3-5 лет: педагог «помещает» детей в историю и анализирует эмоции героев, герои испытывают три базовых эмоции: радость, грусть, злость. Можно задать вопрос: «Какое настроение стало у героя, когда….?». Это вопрос активизирует слова, которые обозначают оттенки эмоций.
Для детей младшей группы можно задать вопрос так: «Какое настроение было у куклы, когда её нашли друзья?». Для средней группы: «Когда лиса прогнала зайчика, какое у него стало настроение?», «Как можно сказать, каким стал зайка?».
Необходимо показывать иллюстрации, где хорошо видна экспрессия, или проводить с детьми этюды, в которых одни дети показывают изучаемые эмоции, а другие наблюдают их. Наблюдение экспрессии – необходимый компонент на занятиях по развитию умения понимать эмоции.
Вопросы детям: «Что мы видим, что делает человек, когда ему грустно?» Ответы: плачет, грустит, горюет, печалится…). «Что делали ребята, чтобы показать, как сердиться Мишка?» (Ответы: хмурились, сжимали кулаки, делали сердитое лицо).
Детям задают вопрос: «Какими словами называют человека, который часто….?» это вопрос активирует слова, которые обозначают качества персонажа, испытывающего определенную эмоцию часто. Дети должны назвать постоянную черту человека, связанную с конкретной эмоцией (плакса, шутник, хохотушка).
Детям дается задание вспомнить стихотворение, в котором герой испытывает эмоции. «Кто знает стихотворение, где зайка грустит?». Спросить, какие они испытывает эмоции и рассказать о них. Первым на этот вопрос отвечает воспитатель, предлагая детям пример ответа. Но этот элемент можно использовать, только если на занятии изучается базовая эмоция «радость». Задавать подобный вопрос для базовых эмоций «грусть» и «злость» не рекомендуется, возникает риск погрузить детей в негативный эмоциональный фон. Воспоминания радостных событий укрепляет позитивную атмосферу в группе.
Конспект ООД по русской народной сказке «Заюшкина избушка»
для детей средней группы
Задачи:
- речевое развитие:
- продолжать формировать эмоциональный словарь (эмотивную лексику) для базовых эмоций «радость» и «грусть», расширить эмоциональный словарь за счет базовой эмоции «злость» («сердитость»): слова, обозначающие оттенки эмоций (грустное, плохое, печальное, веселое, радостное, праздничное, сердитое настроение, веселье, печаль), действия, экспрессию человека, испытывающего эмоцию (плачет, горюет, грустит, опустил голову, печалится; ревет, смеется, улыбается, хлопает в ладоши, й танцует, веселится, радуется, празднует, шутит, хохочет, прыгает, сердится, злится, топает ногами, V сжимает кулаки, делает злое лицо), качества человека, испытывающего эмоцию грусти, радости, злости (грустный, печальный, невеселый, плакса, рева, рёвушка-коровушка, нытик; хохотушка, веселый, весельчак, радостный; злюка, злой, сердитый, недобрый);
- учить использовать в речи прилагательные, наречия, предлоги;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- развивать диалогическую речь: побуждать участвовать в беседе;
- упражнять в умении пересказывать выразительные и динамичные отрывки из сказок;
- познавательное развитие:
- закрепить представления о сезонных изменениях в природе (весной начинает пригревать солнышко, снег и лед тают);
- закреплять умение узнавать диких животных по внешнему виду и называть их;
- социально-коммуникативное развитие:
- формировать адекватное отношение ребенка к соблюдению или нарушению моральных норм, умение сочувствовать обиженному и критиковать действия обидчика;
- художественно-эстетическое развитие:
- поощрять желание выражать свои эстетические чувства, проявлять эмоции, выразительно пересказывать отрывок из сказки, опираясь на иллюстрации;
- учить чувствовать характер музыки, проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкального произведения;
- развивать умение эмоционально исполнять музыкально-игровые произведения и инсценировки;
- физическое развитие:
- развивать умение творчески использовать двигательные навыки;
- продолжать развивать активность в подвижных играх, умение сочетать движения со словами.
Оборудование:
медальоны разных цветов (красные, зеленые, синие, желтые) на веревочках с изображениями веселых смайликов; магнитная доска; разрезные картинки с изображениями персонажей сказки «Заячья избушка»; аудиозаписи и аудиоаппаратура.
Ход ООД:
Воспитатель включает аудиозапись веселой плясовой музыки. Дети слушают ее.
Воспитатель: Ребята, вы прослушали музыкальный отрывок. Как вы думаете, какая это музыка: веселая или грустная? (Дети отвечают.) А что можно делать под такую музыку?
Дети: Веселиться, танцевать, радоваться.
Воспитатель: Давайте потанцуем, повеселимся и порадуемся. (Дети танцуют.) Какое настроение стало у вас, когда зазвучала веселая музыка?
Дети: Хорошее, веселое, радостное.
Воспитатель: А у меня для вас сюрприз, чтобы вас еще больше порадовать.
Воспитатель раздает детям разноцветные медальоны (красные, зеленые; синие, желтые) на веревочках с веселыми смайликами и приглашает их подойти к магнитной доске с картинкой. На картинке изображены уши зайца, хвост лисы и гребешок петуха.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на картинку. Как вы думаете, чьи это ушки?
Дети: Заячьи.
Воспитатель: Чей это хвостик?
Дети: Лисий.
Воспитатель: Чей это гребешок?
Дети: Петушиный.
Воспитатель: А как называется сказка, в которой встречаются все эти герои вместе?
Дети: Избушка.
Воспитатель: Правильно. Я предлагаю вам вспомнить содержание сказки по разрезным картинкам, но сначала их необходимо собрать.
Воспитатель предлагает детям объединиться в команды согласно цвету медальона; подойти к столам и собрать свою картинку,, которая разрезана на б частей.
Воспитатель: Посмотрите на картинки и вспомните, кого встречал зайка и о чем они говорили.
Дети рассказывают отрывок из сказки по картинкам.
Воспитатель: А теперь предлагаю немного отдохнуть и поиграть в музыкальную игру.
Двигательная игра «Зайчик и ветерок».
Дети выполняют движения под музыку:
- «зайчики» сидят на корточках, показывая заячьи уши;
- прыгают по полянке, держа «лапки» у груди, радуются;
- когда «дует сильный ветер» (музыка меняет характер, из радостной превращается в сердитую) - «зайчики» закрываю глазки «лапками», прячутся в кусты, изображают грусть и страх;
- когда «ветер стихает» - «зайчики» снова прыгают по полянке, радуются.
Воспитатель: Скажите, а когда лиса прогнала зайчика, какое у него стало настроение?
Дети: Плохое, грустное, печальное.
Воспитатель: Как можно сказать, какой стал зайчик?
Дети: Грустный, печальный.
Воспитатель: Правильно. Давайте все вместе покажем грустного, печального зайчика.
Проводится экспрессивный этюд: дети показывают грустного, печального зайчика.
Воспитатель: Ребята, а кто знает стихотворение про грустного зайчика?
Один ребенок читает наизусть заранее выученное стихотворение Г. Новицкой «Грустный зайчик» и показывает эмоцию «грусть».
Воспитатель: А что делает человек, когда ему грустно?
Дети: Плачет, грустит, горюет, печалится, расстраивается.
Воспитатель: Как можно назвать человека, который часто плачет?
Плакса, рева.
Воспитатель: Мы с вами помним, что, когда зайчик встречал разных зверей и рассказывал им о своей беде, звери начинали выгонять лису из избы. Как вы думаете, звери рассердились на лису?
Дети: Да.
Воспитатель: Значит, как мы можем сказать, какими стали звери?
Дети: Сердитыми.
Воспитатель: А кто хочет рассказать стихотворение про сердитого мишку?
Один ребенок читает стихотворение В. Праздничновой «Мишка злится» и показывает эмоцию «сердитость».
Воспитатель: Ребята, что делал мишка, когда сердился?
Дети: Топал и ревел.
Воспитатель: А кто может показать сердитого мишку?
Несколько детей показывают, остальные смотрят экспрессивный этюд.
Воспитатель: Что делали ребята, чтобы показать сердитость мишки?
Дети: Хмурились, сжимали кулаки, делали злое лицо.
Воспитатель: А кто из героев оказался самым смелым и прогнал лису?
Дети: Петушок.
Воспитатель: После того как петушок прогнал лису, кто стал жить в избушке?
Дети: Зайчик и петушок.
Воспитатель: Как вы думаете, какое у них стало настроение?
Дети: Веселое, радостное.
Воспитатель: Как можно сказать, какими стали петушок и зайчик?
Дети: Веселыми, радостными.
Воспитатель: А кто знает стихотворение про веселого петушка?
Один ребенок читает наизусть заранее выученное стихотворение С. Михайлова «Петушок» и показывает эмоцию «радость».
Воспитатель: Что делал веселый петушок?
Дети: Распевал песни.
Воспитатель: А что делают веселые люди?
Дети: Танцуют, смеются, улыбаются, веселятся, празднуют.
Воспитатель: А кто знает стихотворение про веселого зайчика?
Один ребенок читает наизусть заранее выученное стихотворение Т. Крюковой «Заяц» и показывает эмоцию «радость».
Воспитатель: В сказке, которую мы сейчас вспоминали, все закончилось хорошо. Давайте мы с вами порадуемся за ее героев. Я снова включу вам веселую музыку, а вы покажите, как весело и радостно умеете танцевать.
Дети под веселую музыку радостно прыгают, резвятся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка (средняя группа) на тему: Развлечение для детей средней группы: "В гостях у Осени".
Вызвать интерес к природе, чувство эстетическоговкуса, бережного отношения к природе....
Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача» Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача»
Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача» ...
Театрализованное представление для детей средней группы № 1 и родителей средней группы № 2 Сказка «Колобок» (на новый лад)
Театрализованное представление для детей средней группы № 1 и родителей средней группы № 2 Сказка «Колобок» (на новый лад)...
Конспект открытого занятия в средней группе. Интегрированная НОД для детей средней группы с учетом ФГОС «Веселое путешествие»
Развивать активность и любознательность детей среднего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности....
Конспект НОД Конспект НОД по ФЭМП детей средней группы на тему: «Наши друзья – домашние питомцы».о ФЭМП детей средней группы на тему: «Наши друзья – домашние питомцы».
Формировать элементарные представления о размерах предмета, научить сравнивать предметы по количеству....
Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...
Конспект ООД для детей средней группы для детей средней группы Тема: «Зайчик беленький» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Конспект ООД для детей средней группыТема: «Зайчик беленький» Цель: закрепление навыков рисования гуашью мазками широкой кистью.Задачи: Учить детей рисовать зайчика, перед...