"Формирование первоначальных основ духовно-нравственных ценностей дошкольников"
материал

 "Формирование первоночальных основ духовно-нравственных ценностей дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rozhd_chteniya_pechatat.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ОСНОВ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Клопова И.М.

инструктор по физической культуре

МБДОУ №34 «Морячок» г.Поронайска

 (Слайд 2)       Актуальность.  Дошкольный период   - важнейший этап в процессе духовно-нравственного становления личности, так как именно в этом возрасте происходит знакомство ребенка с нормами поведения.

Духовно-нравственная культура многогранна по содержанию - это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. В последние годы в обществе много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм.

(Слайд 3) Начало формированию духовно-нравственных основ личности должно быть положено как можно раньше, в дошкольном периоде, с учётом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания.  В нашем детском саду проводится целенаправленная работа с дошкольниками по духовно-нравственному развитию и воспитанию в рамках реализации Программы воспитания.

Цель работы: объединение усилий детского сада,  семьи и социума в приобщении детей дошкольного возраста к духовно- нравственным ценностям,  воспитание готовности следовать им.

Задачи: 

1. Приобщить участников образовательных отношений к непреходящим духовным ценностям через  образовательную деятельность.

2. Расширить сферу взаимодействия ДОУ с социальными институтами города.

3. Сформировать основы целостного духовно - нравственного и социального развития личности ребенка – дошкольника, приобщить его к базовым ценностям   на основе духовно - нравственных традиций народа.

4. Развить коммуникативные умения и  речевое взаимодействие  детей дошкольного возраста

 Предполагаемые результаты: 

1. Участники образовательных отношений приобщились к непреходящим духовным ценностям.

2. В ДОУ расширилась сфера взаимодействия с социальными институтами города.

3. У детей дошкольного возраста сформировались основы целостного духовно-нравственного и социального развития личности.

4. У детей более ярко выражены коммуникативные умения и речевое взаимодействие со сверстниками.

(Слайд 4) В августе 2021 года в нашем детском саду была принята «Рабочая программа воспитания» на 5 лет. Работа по духовно-нравственному воспитанию проходила по блокам.

(Слайд 5) Была проведена первичная диагностика уровня сформированности духовно-нравственных качеств дошкольников (М.Ю Новицкая, С.Ю Афанасьева, Н.А Виноградова, Н.В Микляева, Гладких Н.П.).

(СЛАЙД 6) На этапе подготовки программы к реализации пополнилась и разнообразилась развивающая предметно-пространственная среда:

  • Обеспечили педагогов программно-методическими пособиями с электронными приложениями, учебно-методической литературой и другими дидактическими материалами по образовательной деятельности.
  • (Слайд 7) Расширили центры по патриотическому воспитанию.
  • Наладили контакт с социумом. Ребята посещают городскую библиотеку, городской музей, спортивные комплексы «Авангард», «Арена», «Лыжная база», стадионы.

(СЛАЙД 8) В рамках работы с педагогами были организованны: 

  • Педагогический совет
  •  Реализация и презентация кратковременных проектов «Мое имя», «Россия – наша Родина», «Традиции, игры и спорт коренных народностей Сахалина», «Русские народные подвижные игры».
  •  Круглый стол
  •  Консультации, мастер классы
  • Повышение квалификации по формированию духовно-нравственных качеств.

(СЛАЙД 9) 

1.В  Блоке «Воспитание воли»

 Педагоги строят образовательный процесс с учетом уровня нравственного, духовного и социального развития детей.

  • Сетевое взаимодействие с учреждениями образования, спорта и культуры города
  •  Тематические занятия
  • Проектная деятельность
  • Исследовательская работа, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей.
  •  Участие в совместных праздниках: «День матери», «День отца», «День семьи»,  «День защитника Отечества», «День Победы», «Мама, папа, я – спортивная семья», «А ну-ка, папы».

2.Блок «Воспитание сердца» включает в себя такие мероприятия

  • (Слайд) Посещения   храма святителя Тихона Московского, библиотеки, краеведческого музея и сквера первооткрывателей помогают усвоению       детьми правил культуры поведения, вызывают эмоциональные и эстетические переживания.
  • Организация встречи с ансамблем «Надежда», участие в патриотических и православных акциях «Читаем детям», «Сотвори свое чудо», «Звезда памяти», выпуск рукописных изданий (стенгазет, книги памяти), постановка сценки «Рождественская история».
  •  Посещение площади, возложение цветов к памятнику героя ВОВ Пермякова В.В.
  • Проведение флэшмобов ко Дню России, ко Дню государственного флага.
  • Участие в конкурсах «Марши и фанфары», «Слово о войне», «Гори моя звезда».
  • Информационные стенды,  папки-передвижки, буклеты,  где родители получают информацию о духовно-нравственном воспитании в семье.
  • Проведение  праздников. К празднику дети мастерят подарки, украшения, учат стихи, песни, танцы. В совместной деятельности дети легче осознают правила доброй и благочестивой жизни.

3.  Блок «Воспитание ума»

  •   Родительский клуб «Мы вместе», на котором дети и родители участвуют в мастер-классах, круглых столах на духовно-нравственные темы, творческих мастерских, организация семейной библиотеки.
  •  Ребята старшего дошкольного возраста проявляют заботу о малышах, готовят и показывают спектакли, дарят поделки, книжки – малышки, помогают одеваться на прогулку, играют в подвижные игры.
  • Труд в природе, общественно полезный труд
  • Участие в конкурсах «Кормушка для птички», «Покорми птиц зимой».
  • Выставки рисунков, фольклорных работ, поделок из природного материала.
  • Совместная образовательная деятельность с родителями. Родители принимают участие в занятиях, в досугах и праздниках.  
  • Совместная с родителями проектная деятельность. Родители с детьми изготавливают альбомы по теме, рисунки для выставок и конкурсов, семейные газеты и плакаты, нестандартное оборудование, принимают участие в создании мини-музея Спорта.
  • Создание  с родителями выставок,  мини-музеев, совместные экскурсии и целевые прогулки, мастер-классы, спортивные мероприятия.

 (СЛАЙД) 

Результаты диагностики за 2021-2022 учебный год показали, что у воспитанников повысился уровень сформированности духовно-нравственных качеств, что позволяет говорить о правильности выбранных методов работы.

(СЛАЙД) Вывод. Подводя итог выступлению, хотелось бы отметить, что для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный подход, который и осуществляется в нашем ДОУ в рамках реализации программы воспитания.

Работа по данному направлению не проходит даром и дает свои «плоды».  Дети применяют свои знания о нравственных нормах в жизни: стараются быть отзывчивыми, доброжелательными, помогать и понимать друг друга, сопереживать. Родители также проявляют интерес и принимают участие в духовно-нравственном становлении личности ребёнка.

Эти ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем. Необходимо помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артёмова Е.И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2020. - №7.
  2. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – Мозаика-синтез, М., 2019.
  3. Гарбуза Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой // Дошкольная педагогика. – 2018. - №5.
  4. Грибок.В.В., Рыбакова И.А.Художественн литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2021. - №1.
  5. Примерный план образовательной работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения. / Челябинск, 2011.
  6. Соловьёва Е., Царенко Л. Наследие. И быль, и сказка. Пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М: Обруч, 2018.
  7. Шевченко Л.Л. Программа «Добрый мир» Православная культура для малышей. Методическое пособие / М.: 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ

Работа имеет практическое значение, так как предложенные в ней методические рекомендации по проведению мероприятий, направлены на формирования духовно-нравственных семейных ценностей у дошкольников в ...

Организация работы по формированию первоначальных основ духовно-нравственных ценностей дошкольников

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в разновозрастной группе детского сада....

«ШАГАЕМ ПО ДОРОГЕ МУДРОСТИ» ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ

Реализации задач по духовно – нравственному развитию личности ребенка способствует  интеграция методологических основ социокультурного системного подхода к истокам в образовании профессора ...

«Формирование основ духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста». Дидактические игры по теме.

Первая мл группаИгра "Предметы народного быта" (лото) представляет собой карточку и фишки, содержащих рисунок- предмет народного быта. Цель игры : формирование умения детей находить пар...

Формирование основ духовно - нравственных ценностей средствами музыка

Формирование основ духовно - нравственных ценностей средствами музыки...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РУССКИЕ САМОВАРЫ» по формированию и развитию духовно-нравственных качеств у дошкольников старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях

Цель проекта: приобщение детей к традициям русского народа, к истокам русской культуры и быта у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РУССКИЕ САМОВАРЫ» по формированию и развитию духовно-нравственных качеств у дошкольников старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях

Одной из задач духовно – нравственного воспитания дошкольников является развитие интереса к народным традициям.  Так в общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является...