ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РУССКИЕ САМОВАРЫ» по формированию и развитию духовно-нравственных качеств у дошкольников старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях
проект по логопедии (старшая группа)
Одной из задач духовно – нравственного воспитания дошкольников является развитие интереса к народным традициям. Так в общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Посиделки у самовара – неотъемлемая часть русских традиций, а самовар является не только основным предметом русского быта, но и символом дружной семьи и крепости семейных традиций. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russkie_samovary.docx | 37.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Самарской области средней общеобразовательной школы №8
имени С.П.Алексеева г.о.Отрадный
детский сад №7
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«РУССКИЕ САМОВАРЫ»
по формированию и развитию духовно-нравственных качеств у дошкольников старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях
Автор: Казаку Н.Л.
Введение
Актуальность проекта.
Одной из задач духовно – нравственного воспитания дошкольников является развитие интереса к народным традициям. Так в общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Посиделки у самовара – неотъемлемая часть русских традиций, а самовар является не только основным предметом русского быта, но и символом дружной семьи и крепости семейных традиций. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Тип проекта:
∙ по ведущему методу – информационно – творческий;
∙ по содержанию – ребёнок, общество и его культурные ценности;
∙ по характеру участия ребёнка в проекте – участник проекта от зарождения идеи до получения результата;
∙ по характеру контактов – открытый, в контакте с семьёй, учреждениями культуры, общественными организациями;
∙ по количеству участников – фронтальный;
∙ по длительности – краткосрочный.
Проблемная ситуация:
Во время изучения лексической темы «Посуда», один ребёнок сказал:
- А у нас дома тоже есть самовар.
- А зачем он нужен? – спросил другой ребёнок.
Этот вопрос заинтересовал и других детей.
Проблема: зачем нужен самовар?
Участники проекта:
Руководители – учителя – логопеды: Синицына М.А., Казаку Н.Л.;
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет);
Родители воспитанников.
Цель проекта: приобщение детей к традициям русского народа, к истокам русской культуры и быта у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель ориентирована на решение следующих задач:
Коррекционно – образовательные:
- формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственных выбор;
- приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;
- формирование грамматического строя речи;
- совершенствование связной речи через составление и пересказ рассказов;
- обогащение словарного запаса детей,
Коррекционно – развивающие:
- духовно – нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России;
- способствовать расширению представлений детей о самоваре как о предмете народного быта, семьи, общества;
- создание условий творческого развития;
- развитие высших психических функций; развитие эмоционально-волевой сферы (культура, духовный отклик);
- формирование навыков исследовательской деятельности у детей.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей стремление познавать историю культуры русского народа, желание быть гостеприимным;
- воспитать любовь к Родине, семье;
- побуждать участников проекта к сохранению традиций семейного чаепития;
- побуждать родителей к совместной деятельности с детьми в рамках темы проекта;
Новизна проекта:
Использование новых форм в логопедической работе по духовно-нравственному воспитанию.
Этапы проекта:
- Подготовительный этап;
- Основной этап;
- Итоговый этап.
Для реализации поставленных задач на занятиях использую следующие формы работы:
- чтение и проговаривание стихотворений, четверостиший, чистоговорок;
- проговаривание и заучивание песенок, скороговорок, пословиц, считалок, пестушек, потешек, небольших диалогов;
- составление описательных рассказов;
- речевые игры на расширение, активизацию словарного запаса;
- чтение произведения и пересказ;
- непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи, изобразительной деятельности;
- экскурсии, выставки, развлечения;
- игры, где формируются такие качества как коллективизм, дружба, товарищество и взаимовыручка и др.
Подготовительный этап.
Задачи для педагогов:
∙ создать условия для решения задач духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
∙ формировать у детей предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
∙ развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Задачи для детей:
∙ позитивный настрой на поисковую деятельность;
∙ найти способы решения проблемы с помощью взрослого.
План работы по реализации подготовительного этапа проекта.
Мероприятия | Участники |
Планирование работы в рамках проекта с помощью следующих приёмов: - Познавательная беседа с детьми («Модель трёх вопросов»); | Логопед, дети |
Собеседование с родителями (знакомство родителей с результатами «Модели трёх вопросов»; распределение домашних заданий; рекомендации по выполнению домашних заданий совместно с детьми). | Логопед, родители |
Анализ имеющихся в детском саду материалов по данной теме, ранее наработанных педагогическим коллективом детского сада. | Логопед |
Подбор наглядного материала (фотографии, иллюстрации), детской художественной литературы для мини – библиотеки (социальное партнёрство с детской библиотекой). | Логопед |
Оформление мини – музея «Изба» в рамках проекта | Логопед |
Основной этап.
Задачи для педагогов:
- формировать у детей умение применять подобранные методы;
- познакомить детей с разными способами получения информации, её простейшей обработки и презентации с незначительной помощью взрослого;
- развивать навык общественного поведения, социальной активности;
- содействовать приобретению значимой информации;
- воспитывать у детей умение осознанно относиться к выбору деятельности и действий, развивать произвольность поведения.
Задачи для детей:
- узнать разные способы получения информации;
- приобрести навыки работы в группе;
- научиться выражать свои эмоции и впечатления в разных видах продуктивной деятельности.
План работы по реализации основного этапа проекта
День недели | Мероприятия | Участники |
Понедельник | НОД «Знакомство с русским самоваром». Цель: познакомить детей с историей возникновения предмета самовара; сформировать у детей представление о самоваре как о предмете посуды русской старины. Рисование «Такие разные самовары» Цель: формирование знаний о разных формах самоваров русской старины, совершенствование умения рисовать самовар. | Логопед, дети Логопеды, родители, дети |
Вторник | Экскурсия в мини – музей «Изба». Цель: рассмотреть самовар, узнать, как он устроен. | Логопед, дети |
Среда | НОД по развитию связной речи «Составление рассказа - описания самовара по схеме». Цель: обучение детей составлению рассказа – описания самовара. | Логопед, дети |
Четверг | Выступления детей с сообщениями на темы «Какой формы бывают самовары», «Какого размера бывают самовары», «Как самовар грел воду без электричества». | Дети |
В течении недели | Разучивание стихов, пословиц, поговорок, чистоговорок о самоваре на логопедических занятиях, речевые игры на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях; Чтение художественной литературы Рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением самоваров. Цель: активизация словарного запаса, развитие речи детей. | Логопед, дети |
Пятница | Беседа с детьми по итогам проекта. Цель: организовать процесс рефлексии. | Логопед, дети |
Суббота, воскресенье | Домашнее чтение книг | Родители, дети |
Итоговый этап:
Задачи для педагогов:
- организовать процесс рефлексии, обсудить насколько полученный результат соответствует задуманному;
- формировать умение детей демонстрировать общие итоги работы в разных формах.
Задачи для детей:
- дать самооценку, самоанализ своей деятельности в данном проекте;
- осознать личную ответственность за результат;
- суметь продемонстрировать результаты работы.
План работы по реализации итогового этапа проекта.
День недели | Мероприятия | Участники |
Понедельник | Выставка детских рисунков «Такие разные самовары». Цель: побуждать родителей к совместной деятельности с детьми в рамках темы проекта. Чаепитие «Посиделки у самовара». Цель: побуждать участников проекта к сохранению традиций семейного чаепития. Выбор книг в мини – библиотеке для домашнего чтения. Цель: способствовать возрождению традиций семейного чтения. Рефлексивная деятельность по итогам реализации проекта «Русские самовары». | Логопед, дети, родители |
Подготовка презентации проекта «Русские самовары» Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач. Определение перспективы развития проекта. | Логопеды |
Практическая значимость результатов проекта заключается в том, что в нем основные тенденции развития духовно-нравственного воспитания на занятиях логопеда могут стать важным ориентиром для создания проектов другими коррекционными образовательными учреждениями в данной сфере.
Сформулированные в проекте основные задачи, формы и методы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, могут выполнять функцию необходимого теоретического основания для методической разработки.
Вывод:
Рефлексивная деятельность по итогам реализации проекта «Русские самовары» позволила выявить спектр условий, обеспечивающих развитие у дошкольников с нарушением речи интереса к народным традициям. Целостное формирование представлений о самоваре как предмете русского быта возможно при комплексном взаимодействии специалистов и родителей, при актуализации разных видов деятельности. Эффективность реализации проекта обеспечивает параллельное развитие речи и мелкой моторики в изобразительной деятельности. Проект позволил наладить внутрисемейные отношения, через освоение символики единения семьи.
Используемая литература
- Князева О.Л., Маханёва М.Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Метод пособие. СПб, 2004
- Короткова М.В. «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003
- Логопед в детском саду. Научно – методический журнал №3, 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мотивации к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях средствами активных методов обучения
Описание опыта работы...
Инновационный проект «Дорогой добра» по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта духовно-нравственного и патриотического воспитания.Данная тема является актуальной для всего нашего общества , так как нравственная сторона человека - основа стабильно...
Инновационный проект «Дорогой добра» по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Проект « Дорогой добра» построен на задачах программы «Познай свой край» с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле, малой родине; приобщение ребёнка к нацио...
Доклад «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»
Опыт работы по развитию духовно-нравстенному воспитанию дошкольников...
Статья «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»
laquo;Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»Проблема патриотического и духовно-нравств...
презентация «Формирование духовно-нравственной культуры речи у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с образом Александра Невского».
В данной презентации предоставлена система работы по развитию духовно – нравственной культуры речи через ознакомление с образом А. Невского у детей старшего дошкольного возраста....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РУССКИЕ САМОВАРЫ» по формированию и развитию духовно-нравственных качеств у дошкольников старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях
Цель проекта: приобщение детей к традициям русского народа, к истокам русской культуры и быта у дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....