«Формирование основ духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста». Дидактические игры по теме.
материал (младшая группа)
Первая мл группа
Игра "Предметы народного быта" (лото) представляет собой карточку и фишки, содержащих рисунок- предмет народного быта.
Цель игры : формирование умения детей находить парную картинку.
Игра "Картинки-половинки" (матрёшки) представляет собой картинки, разрезанные на половинки.
Цель игры : формировать у детей представления о целостном образе предмета, складывать правильно картинку, разрезанную на части.
Игра "Большой-маленький" представляет собой картинки предметы старины большого и маленького размера.
Цель игры : развивать способность различать предметы по величине, делить на большие и маленькие.
Вторая мл группа
«Мой адрес»
Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу, номер дома, квартиры, телефона, этаж; закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.
Материал: мяч.
Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: «Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.
«Наш детский сад»
Цель: закрепить знаний детей о детсаде, о работниках детсада, какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д., закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве.
Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников дет. сада. Планы дет сада, 1, 2 этажа, группы.
Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет. сада. По плану дети ориентируются в пространстве.
«Поиски добрыхтслов»
Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение.
Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова.
«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений»
Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.
Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения.
Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие.
«Наша страна»
Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.
Материал: иллюстрации, фотографии.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.
«Малая Родина»
Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях.
Материал: иллюстрации, фотографии.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают.
«Флаг России»
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны, (города, области, областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?
Материал: полосы красного, синего и белого цвета.
Ход игры: Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.
«Герб России»
Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны, (города, области, областного центра) закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает.
Материал: картинка герба, разрезанная на 6-8 частей.
Ход игры: Воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб одно целое из частей картинки.
«Расскажи о своей семье»
Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи.
«Как я дома помогаю?»
Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал: Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.
Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать, кто и какие обязанности выполняет дома.
«Благородные поступки»
Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.
Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
«Вежливые слова»
Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.
Ход игры: Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.
«Назови кто»
Цель: знакомить детей с главными людьми РФ (Путин, Шойгу, Медведев).
Материал: портреты известных соотечественников.
Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.
«Наш город»
Цель: Закрепить знания детей о своем городе, о зданиях, построенных в ближайшем окружении детсада.
Материал: фотографии и иллюстрации.
Ход работы: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем поселке, об зданиях, построенных в ближайшем окружении дет. сада.
«Моих родителей зовут…»
Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек.
Материал: семейные фотоальбомы.
Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.
«Кто и в какой стране живет?»
Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.
Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народом. Развитие речи, логического мышления, формирование умения употреблять суффикс -ец
Ход: Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут
Китай-китаец,
Африка-африканец…
«У кого какой домик »
Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных.
Ход игры: Медведю – берлога
Белке – дупло
«Назови ласково»
Цель: совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские взаимоотношения. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова. Знакомить с разными именами.
Ход игры: Миша - Мишенька, Даша - Дашенька, Дашуля….
«Кому что нужно для работы?»
Цель: Формировать умение употреблять винительный и дательный падеж существительных. Развивать речь, логическое мышление память. Закреплять знания о профессиях людей.
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: Повару - поварешка.
«Отгадывание и толкование загадок об Армии, солдатах, Родине, растительном и животном мире»
Цель: знакомить с устным народным творчеством, способствовать самовыражению детей, умению загадывать и отгадывать загадки на нравственно-патриотическую тему.
Материал: загадки и картинки с отгадками.
Ход игры: воспитатель загадывает, дети отгадывают загадку.
«Отгадай профессию»
Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские.
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.
«Кто что делает?»
Цель: формировать навык на подбор глаголов к существительным, развивать речь, логическое мышление, память.
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: Повар - варит, жарит и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дошкольный возраст – период формирования жизненно важных умений и навыков, необходимых ребенку для его полноценного развития....
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей раннего возраста.
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей раннего возраста....
Доклад «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»
Опыт работы по развитию духовно-нравстенному воспитанию дошкольников...
Статья «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»
laquo;Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»Проблема патриотического и духовно-нравств...
"Работа по формированию основ духовно - нравственной культуры с детьми младшего дошкольного возраста"
Воспитание у детей чувства патриотизма - это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого маленького возраста....
План работы по самообразованию. Тема: «Формирование основ здорового образа жизни у детей раннего возраста»
Совершенствовать работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей всегда актуально....
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей раннего возраста.
методическая разработка (младшая группа) по теме: Духовно-нравственное развитие и воспитание детей раннего возраста....