Проектная деятельность "Истоки" (формирование духовно - нравственной основы личности, а также присоединение ребёнка и его родителей к базовым духовным, нравственными социокультурным ценностям России).
проект (младшая группа)

В данном материале рассматривается одна из основных задач в работе с дошкольниками - воспитание доброты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-duhovno-nravst.vospit.-pechat.docx40.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Пукане» комбинированного вида г. Ядрина

Ядринского муниципального округа Чувашской Республики

Проектная деятельность

«Истоки»

 (формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединение ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России)

                                                Разработал:

                                                                           Воспитатель: Гусарова Н. Е.

Ядрин, 2024

Актуальность

«... В наше время приоритетным становится воспитание такой личности, для которой духовно – нравственные ценности становятся бесспорными…»

 

В.Е. Позгалев.

«Сегодня всего больше и больше людей понимает, что для духовного возрождения  личности недостаточно только знаний, получаемых в результате традиционного образования. Нравственность нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования. Никакая сумма знаний не в состоянии заменить Веру, Надежду. Любовь, Мудрость, Доброту, Сострадание. Для духовно – нравственного восхождения личности постижение знаний не является главным и единственным условием. Развитие духовности – это проблема обретения смысла. «Духовность есть показатель существования иерархии ценностей, целей и смыслов». Такое понимание духовности предполагает необходимость концептуальных изменений процесса образования, в котором наряду с передачей готовых знаний существенное внимание будет уделяться исследовательской модели обучения, позволяющей развивать самостоятельное мышление, направленное на создание, структурирование своего внутреннего мира, развитие своего культурного внутреннего поля.

Одна из основных задач   в работе с дошкольниками - воспитание доброты в детях.  Доброта – великая сила.  Сила, способная исцелить, вернуть веру в жизнь, сформировать желание быть полезным своей стране, установить эмоциональный климат в семье и детском саду.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из актуальнейших задач отечественного образования. Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением

традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур, и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.

Одной из задач Стандарта дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Духовно-нравственное развитие личности осуществляется под влиянием многих факторов. Немаловажную роль среди них играют окружающая среда и, прежде всего, семья, где воспитывается ребёнок, а также образовательное учреждение, которое он посещает. Важным

фактором, влияющим на духовно-нравственное развитие ребёнка, выступают учебные программы, реализующиеся в образовательных учреждениях. Одной из таких программ являются «Социокультурные истоки» и  «Воспитание на социокультурном опыте».

Основанием для включения «Социокультурных истоков» в образовательную деятельность дошкольных учреждений также явилась и  Концепция модернизации развития российского образования.  Среди важнейших задач воспитания, выдвинутых концепцией – формирование у детей и молодёжи гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Концепция модернизации определяет задачу развития образования как «открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса –  образовательного учреждения, ребенка, педагога, родителя.

Новизна:

- соединение дошкольного образования, начальной, основной и профессиональной школы в единый образовательный процесс с приоритетом духовно-нравственных ценностей;

- создание системы категорий – ценностей, обеспечивающих социокультурное и духовно-нравственное развитие всех участников образовательного процесса;

- использование принципиально новых технологий эффективного обучения, способствующих приобретению всеми участниками образовательного процесса коммуникативных и управленческих навыков;

- создание условий для целостного развития личности, обладающей национальным самосознанием, способной к созидательному труду на благо семьи, общества и государства;

- формирование у детей и молодежи позитивного личного социокультурного опыта как базовой категории;

- обеспечение педагога необходимым социокультурным инструментарием (книги для развития детей 3-7 лет и методические рекомендации к ним, методические пособия для работы с родителями, система активных форм воспитания и другое), эффективно развивающим внутренние ресурсы ребенка и родителя;

- создание единого социокультурного контекста воспитания и обучения в дошкольном образовательном учреждении и семье.

        Общая характеристика проекта

        Данный проект рассчитан на детей младшего дошкольного возраста.

        Объем проекта: работа основывается на годовом планировании детского сада, что отражается в комплексно-тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей.

        Срок реализации проекта с 1 сентября 2024 г. по 31 мая 2025 г.

        Цели:

1. Создание условий для первичной социализации ребёнка в окружающем мире.

2. Развитие социального партнёрства всех участников образовательных отношений.

3.Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

        Задачи:

1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

2. Формирование социальной активности детей дошкольного возраста, способности получать значимые социокультурные результаты.

3. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

4. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

5. Привлечение родителей к совместной деятельности. 

        Условия реализации: группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы.

        Методы обучения: словесные, практические, наглядные, игровые.

        Участники: дети, родители, воспитатели.

        Формы взаимодействия:

1. Формы образовательной работы с детьми:

- Непосредственно образовательная деятельность;

- Продуктивная деятельность;

- Игровая деятельность.

2. Формы работы с родителями:

- Консультации;

- Буклеты.

        Связь духовно – нравственного воспитания с другими видами деятельности.

        Духовно – нравственное воспитание - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми образовательными областями:

Образовательная область «Физическая культура»

Народные игры стимулируют физическую активность, помогают воспитать цельного, духовно – богатого человека, приобщив его к сокровищнице народной культуры, а самое главное - способствуют  гармоничному развитию ребенка. Во время игр возникают положительные эмоции детей.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

- Осваиваются  первоначальные представления социального характера и включение детей в систему социальных отношений. Осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных  категорий Слово, Образ, Книга. Происходит знакомство детей с миром семейного окружения. У них развивается способность видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему своё доброе отношение.

- У дошкольников формируется положительное отношения к труду и уважительное отношение к людям труда, а также для детей раскрывается  значение труда в жизни человека.

- Формируются основы безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания. У ребёнка появляется доверия к миру, учится соблюдать правила безопасности при контакте с другими людьми (особенно незнакомыми).

Образовательная область «Познавательное развитие»

- У детей появляется интерес познавать, происходит общее интеллектуальное развитие.

Образовательная область «Речевое развитие»

- Дети овладевают конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

- У ребёнка происходит  интереса и потребность в чтении книг.

Образовательная область  «Художественно-эстетическое развитие»

- У детей появляется  интерес к эстетической стороне окружающей действительности, происходит удовлетворение потребности в самовыражении.

- Ребёнок  развивается  музыкально, учится эмоционально воспринимать музыку.

Таким образом, интеграция программы «Социокультурные истоки» в различные образовательные области позволяет:

• познавать окружающий мир в многообразии и единстве, содействует становлению духовно – нравственной культуры в процессе формирования целостного миропонимания;

• формировать нравственные понятия добра, справедливости, сострадания, любви, совести не только на уровне теоретических знаний, но и на уровне собственного чувственно – духовного опыта;

• активно познавать окружающую действительность, находить причинно-следственные связи, развивает мышление, речь и творческие способности ребёнка, побуждает его мыслить самостоятельно, рефлексивно в межкультурном пространстве (поле знаний);

• побуждать и мотивировать стремление к самопознанию, самосовершенствованию (духовно – нравственному, физическому, интеллектуальному, художественно – эстетическому) и саморазвитию (развитию своего творческого потенциала), самоуправлению с целью гармонизации отношений с людьми и  природой;

• воспитывать потребность к свободному самоопределению и ответственность за свой выбор;

• способствовать познанию истоков своей культурной традиции, нравственных и духовных основ общечеловеческих ценностей;

• воспитывать бережное отношение к природе, памятникам культуры, любовь к родному краю;

• формировать социальную толерантность.

Таким образом, интегративный подход в образовании позволяет за период дошкольного детства заложить основы личности, стремящейся к целостному восприятию мира, способной самостоятельно принимать решение, понимающей, в чём заключается служение Отечеству, способной сохранить и передать следующему поколению отечественные  традиции.

        Этапы реализации проекта:

1. Ознакомительный: чтение литературы.

2. Практический: народные игры, проведение народных праздников, изучение потешек и народных песен.

3. Итоговый: подведение итогов работы над проектом, народные игры, изготовление открытки, стенгазеты.

        Предполагаемый результат:

ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; самостоятельно выбирает себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• научится положительно относиться  к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, овладеет чувством собственного достоинства; научится активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх. Научится договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя и стараться разрешать конфликты;

• овладеет развитым воображением (прежде всего в игре),  разными формами и видами игры, научится различать условную и реальную ситуации,  подчиняться разным правилам и социальным нормам;

• овладеет устной речью, научится выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности  ;

• развивается крупная и мелкая моторика; подвижность, выносливость, научится контролировать свои движения и управлять ими;

• научится следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;;

проявится любознательность (в том числе к темам нравственного содержания), научится задавать вопросы взрослым и сверстникам, начнёт интересоваться причинно-следственными связями, самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Овладеет начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; с произведениями детской литературы, элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; научится принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

        Основные принципы организации духовно – нравственного воспитания:

- Связь теории с практикой;

- Развивающий характер воспитания и обучения;

- Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства;

- Целостность и системность обучающего процесса;

        Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.

        Трудности в работе:

- Планирование работы;

- Планирование непосредственно образовательной деятельности.

        Обобщая материал по духовно – нравственному воспитанию с дошкольниками, можно сделать вывод, что духовно – нравственное воспитание создаёт благоприятную нравственную и  эмоциональную атмосферу, экологически чистое образовательное пространство дошкольного учреждения, развивает духовный мир ребёнка, родителя и педагога, снижает общую тревожность, способствует формированию полноценного здоровья воспитанников.

        

Перспективное планирование в младшей группе на 2024-2025 учебный год

Программное содержание:

- Вызвать у детей интерес к духовно – нравственным ценностям;

- Учить видеть  и выделять проблему духовно – нравственного воспитания;

- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

- Расширять представление детей о духовно – нравственных ценностях;

- Формировать  социальную активность детей;

- Развивать эмоционально – ценностное отношение детей к окружающему миру.

Месяц

Тема

Содержание

Форма обучения

Название тренинга

Вид тренинга

Методы работы

Литература

сентябрь

«Любимое имя»

Первое слово. Ласковая улыбка. Родительская любовь. Именины. Ангелхранитель

Ресурсный круг

«Ласковое имя»

Развивающий

Игровое упр. «Назови своё имя»; чтение потешек с именами детей; хороводная игра «Ходит Ваня» или «Именины»; беседа «Каким ласковым именем называет тебя мама»; оформление страниц альбома «Любимое имя».

Кузьмина И.А. стр.17,18,19

октябрь

«Доброе слово»

Выражение любви к близким людям. Радость встречи

Ресурсный круг

«Доброе слово»

Развивающий

Беседа о «Добром слове» (по сказке «Теремок»); чтение сказки «Жила – была Маша»; изучение и чтение стиха наизусть «Я люблю, когда при встрече…»

Кузьмина И.А.

стр.15,21

ноябрь

«Ласковая песня»

Ласковое слово. Красивая мелодия. Колыбельная песня. Нежность. Надежда. Праздничная песня

Ресурсный круг

«Колыбель ная песня»

Развивающий

Разговор о колыбельных песнях; дид. игра «Уложи куклу спать»; пение воспитателем «Кукольной колыбельной» песни; оформление страницы альбома «Ласковая песня».

Кузьмина И.А.

стр.24,25,27

декабрь

«Праздничная песня»

Рождество. Новый год, нарядная елка. Общая радость, забота о родных и близких

Ресурсный круг

«Рождестве нская елочка»

Развивающий

Беседа о празднике «Рождество»; чтение рассказа Л.Лукшевич «Рождество»; новогодний хоровод «Ёлочка»; оформление страницы альбома «Праздничная песня».

Кузьмина И.А.

стр.28,29,30,31

январь

«Любимый образ»

Мама. Любовь. Доброта. Забота

Ресурсный круг

«Мамочка моя»

Развивающий

Беседа «Моя мама»; чтение стихот.и пословиц о маме; игра «Помощники»; оформление страницы альбома «Солнышко для мамы».

Кузьмина И.А.

стр.12,13,14,15

февраль

«Образ света Солнышко»

Солнышко. Свет. Тепло. Радость

Ресурсный круг

«Позови солнышко»

Развивающий

Беседа о солнышке на основе потешек, русской народной песни «Солнышко»; игры «Солнышко и дождик», «Есть у солнышка дружок»; оформление страницы альбома «Образ света».

Кузьмина И.А.

стр.16,17,18,19

март

«Добрый мир»

Нежные руки мамы. Добрые и ласковые слова. Свет и тепло. Покров и защита. Доверие

Ресурсный круг

«Добрый мир»

Развивающий

Разговор с детьми о добром мире на основе задания к сказке К.Д.Ушинского «Золотое яичко», стих. Е.Королевой «Наш дом», рассказа Э.Михайленко «Самый лучший в мире дом»; игра «Вышла курочка гулять»; оформление страницы альбома «Добрый мир».

Кузьмина И.А.

стр.10,11,20,22,23

апрель

«Добрая книга»

Книга – связь слов и образа. Первая книга. Живое слово

Ресурсный круг

«Добрая книга»

Развивающий

Беседа «Чему учит добрая книга» на основе рус.нар.сказки «Репка»,  потешек,

рассказа Л. Нечаева «Самый вкусный

пирожок», стих. А. Плещеева и Я.Егорова и личного опыта детей; хоровод.игра «Репка»; оформление страницы альбома «Добрая книга».

Кузьмина И.А.

стр.5-15

май

«Любимая книга»

Яркие образы. Волшебная сила слова. Добрые чувства. Радость от встречи с книгой

Ресурсный круг

«Моя любимая книга»

Развивающий

Отгадывание загадок по сказкам; беседа «Любимые книги»; хоровод.игра «На лугу» или игры – драмат. По сказкам «репка», «Теремок», «Маша и медведь», «Золотое яичко»; оформление страницы альбома «Любимая книга».

Кузьмина И.А.

стр.4,22,23

        

Перспективный план работы с педагогами и родителями

Месяц

Работа с педагогами

Работа с родителями

Сентябрь

Консультация «Духовно – нравственное воспитание дошкольников»

Буклеты «Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Имя»

Октябрь

Наглядная информация « Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Имя»

Родительское собрание

 «Первоначальное знакомство о духовно – нравственном воспитании дошкольников»

Ноябрь

Круглый стол « Дружба и согласие помогают справиться с любыми жизненными ситуациями (по рус.нар.сказкам)»

Размышление вместе с детьми: дружба и согласие помогают справиться с любыми жизненными ситуациями (по сказке «Репка»), раскраска иллюстраций к сказке.

Декабрь

Буклет «Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Слово», «Образ»

Наглядная информация «Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Слово»

Январь

Консультация « Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Песня»

Консультация

« Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Песня»

Февраль

Семинар-практикум

«Почему русские народные сказки добрые»

Размышление вместе с детьми: почему сказка «Маша и медведь» добрая? Раскраска иллюстраций к сказке.

Март

Наглядная информация «Чему учит добрая книга»

Консультация «Чему учит добрая книга»

Апрель

Буклет «Познание добра через доброе слово и доброе дело»

Наглядная информация «Познание добра через доброе слово и доброе дело»

Май

Круглый стол «Добрый мир: при солнышке – тепло, при матушке - добро»

Круглый стол «Добрый мир: при солнышке – тепло, при матушке - добро» 


Используемая литература:

1. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. – М:. Издательский дом «Истоки», 2015. – 216с.

2. Доброе слово. Альбом для развития детей дошкольного возраста (3 - 4 года). – М:. Издательский дом «Истоки», 2017. – 16с.

3. Дневник формирования основ социокультурного развития ребёнка – дошкольника. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М:. Издательский дом «Истоки», 2017. – 36с.

4. Доброе слово. Книга 1 для развития речи детей дошкольного возраста (3 - 4 года). Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М:. Издательский дом «Истоки», 2019. – 32с.

5. Доброе слово. Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (3 - 4 года). Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М:. Издательский дом «Истоки», 2017. – 32с.

6. Добрый мир. Книга 2 для развития речи детей дошкольного возраста (3 - 4 года). Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М:. Издательский дом «Истоки», 2017. – 24с.

7. Добрый мир. Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (3 - 4 года). Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М:. Издательский дом «Истоки», 2017. – 24с.

8. Добрая книга. Книга 3 для развития речи детей дошкольного возраста (3 - 4 года). Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М:. Издательский дом «Истоки», 2016. – 24с.

9. Добрая книга. Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (3 - 4 года). Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М:. Издательский дом «Истоки», 2017. – 24с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как в условиях дошкольного образовательного учреждения можно формировать патриотические и нравственные основы личности. Проект: «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»

В данной статье имеются материалы по риобщению дошкольников к русской народной  культуре. Участники данного проекта -дети 5-7лет, воспитатели, родители....

Консультация для родителей "Семейное воспитание как основной фактор формирования нравственной основы личности".

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно – практ...

Консультация для родителей "Роль взаимоотношений в нравственном формировании личности ребёнка

Привитие эффективного воздействия старшего поколения на нравственное формирование личности ребенка, наличие положительных взаимоотношений между старшим и средним поколениями, активное включение ребенк...

Памятка для родителей «Семейное воспитание – как основной фактор становления нравственной основы личности»

«Семейное воспитание –как основной фактор становления нравственной основы личности»...

"Формирование духовно-нравственной основы личности в дошкольном возрасте"

Конспектродительского собранияв группе общеразвивающей направленностивоспитанников седьмого года жизни № 11Тема: «Формирование духовно-нравственнойосновы личности в дошкольном возрасте&raq...

Инновационный проект «Социально-коммуникативное развитие дошкольников, приобщение их к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России через проектную деятельность»

Инновационный проект «Социально-коммуникативное развитие дошкольников, приобщение их к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России через проектную деятельность» (Опыт...