Проектная деятельность "Истоки" (формирование духовно - нравственной основы личности, а также присоединение ребёнка и его родителей к базовым духовным, нравственными социокультурным ценностям России).
проект (младшая группа)
В данном материале рассматривается одна из основных задач в работе с дошкольниками - воспитание доброты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-duhovno-nravst.vospit.-pechat.docx | 40.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Пукане» комбинированного вида г. Ядрина
Ядринского муниципального округа Чувашской Республики
Проектная деятельность
«Истоки»
(формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединение ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России)
Разработал:
Воспитатель: Гусарова Н. Е.
Ядрин, 2024
Актуальность
«... В наше время приоритетным становится воспитание такой личности, для которой духовно – нравственные ценности становятся бесспорными…»
В.Е. Позгалев.
«Сегодня всего больше и больше людей понимает, что для духовного возрождения личности недостаточно только знаний, получаемых в результате традиционного образования. Нравственность нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования. Никакая сумма знаний не в состоянии заменить Веру, Надежду. Любовь, Мудрость, Доброту, Сострадание. Для духовно – нравственного восхождения личности постижение знаний не является главным и единственным условием. Развитие духовности – это проблема обретения смысла. «Духовность есть показатель существования иерархии ценностей, целей и смыслов». Такое понимание духовности предполагает необходимость концептуальных изменений процесса образования, в котором наряду с передачей готовых знаний существенное внимание будет уделяться исследовательской модели обучения, позволяющей развивать самостоятельное мышление, направленное на создание, структурирование своего внутреннего мира, развитие своего культурного внутреннего поля.
Одна из основных задач в работе с дошкольниками - воспитание доброты в детях. Доброта – великая сила. Сила, способная исцелить, вернуть веру в жизнь, сформировать желание быть полезным своей стране, установить эмоциональный климат в семье и детском саду.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из актуальнейших задач отечественного образования. Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением
традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур, и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.
Одной из задач Стандарта дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Духовно-нравственное развитие личности осуществляется под влиянием многих факторов. Немаловажную роль среди них играют окружающая среда и, прежде всего, семья, где воспитывается ребёнок, а также образовательное учреждение, которое он посещает. Важным
фактором, влияющим на духовно-нравственное развитие ребёнка, выступают учебные программы, реализующиеся в образовательных учреждениях. Одной из таких программ являются «Социокультурные истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте».
Основанием для включения «Социокультурных истоков» в образовательную деятельность дошкольных учреждений также явилась и Концепция модернизации развития российского образования. Среди важнейших задач воспитания, выдвинутых концепцией – формирование у детей и молодёжи гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Концепция модернизации определяет задачу развития образования как «открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – образовательного учреждения, ребенка, педагога, родителя.
Новизна:
- соединение дошкольного образования, начальной, основной и профессиональной школы в единый образовательный процесс с приоритетом духовно-нравственных ценностей;
- создание системы категорий – ценностей, обеспечивающих социокультурное и духовно-нравственное развитие всех участников образовательного процесса;
- использование принципиально новых технологий эффективного обучения, способствующих приобретению всеми участниками образовательного процесса коммуникативных и управленческих навыков;
- создание условий для целостного развития личности, обладающей национальным самосознанием, способной к созидательному труду на благо семьи, общества и государства;
- формирование у детей и молодежи позитивного личного социокультурного опыта как базовой категории;
- обеспечение педагога необходимым социокультурным инструментарием (книги для развития детей 3-7 лет и методические рекомендации к ним, методические пособия для работы с родителями, система активных форм воспитания и другое), эффективно развивающим внутренние ресурсы ребенка и родителя;
- создание единого социокультурного контекста воспитания и обучения в дошкольном образовательном учреждении и семье.
Общая характеристика проекта
Данный проект рассчитан на детей младшего дошкольного возраста.
Объем проекта: работа основывается на годовом планировании детского сада, что отражается в комплексно-тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей.
Срок реализации проекта с 1 сентября 2024 г. по 31 мая 2025 г.
Цели:
1. Создание условий для первичной социализации ребёнка в окружающем мире.
2. Развитие социального партнёрства всех участников образовательных отношений.
3.Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Задачи:
1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
2. Формирование социальной активности детей дошкольного возраста, способности получать значимые социокультурные результаты.
3. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
4. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
5. Привлечение родителей к совместной деятельности.
Условия реализации: группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные, игровые.
Участники: дети, родители, воспитатели.
Формы взаимодействия:
1. Формы образовательной работы с детьми:
- Непосредственно образовательная деятельность;
- Продуктивная деятельность;
- Игровая деятельность.
2. Формы работы с родителями:
- Консультации;
- Буклеты.
Связь духовно – нравственного воспитания с другими видами деятельности.
Духовно – нравственное воспитание - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми образовательными областями:
Образовательная область «Физическая культура»
Народные игры стимулируют физическую активность, помогают воспитать цельного, духовно – богатого человека, приобщив его к сокровищнице народной культуры, а самое главное - способствуют гармоничному развитию ребенка. Во время игр возникают положительные эмоции детей.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Осваиваются первоначальные представления социального характера и включение детей в систему социальных отношений. Осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга. Происходит знакомство детей с миром семейного окружения. У них развивается способность видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему своё доброе отношение.
- У дошкольников формируется положительное отношения к труду и уважительное отношение к людям труда, а также для детей раскрывается значение труда в жизни человека.
- Формируются основы безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания. У ребёнка появляется доверия к миру, учится соблюдать правила безопасности при контакте с другими людьми (особенно незнакомыми).
Образовательная область «Познавательное развитие»
- У детей появляется интерес познавать, происходит общее интеллектуальное развитие.
Образовательная область «Речевое развитие»
- Дети овладевают конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
- У ребёнка происходит интереса и потребность в чтении книг.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- У детей появляется интерес к эстетической стороне окружающей действительности, происходит удовлетворение потребности в самовыражении.
- Ребёнок развивается музыкально, учится эмоционально воспринимать музыку.
Таким образом, интеграция программы «Социокультурные истоки» в различные образовательные области позволяет:
• познавать окружающий мир в многообразии и единстве, содействует становлению духовно – нравственной культуры в процессе формирования целостного миропонимания;
• формировать нравственные понятия добра, справедливости, сострадания, любви, совести не только на уровне теоретических знаний, но и на уровне собственного чувственно – духовного опыта;
• активно познавать окружающую действительность, находить причинно-следственные связи, развивает мышление, речь и творческие способности ребёнка, побуждает его мыслить самостоятельно, рефлексивно в межкультурном пространстве (поле знаний);
• побуждать и мотивировать стремление к самопознанию, самосовершенствованию (духовно – нравственному, физическому, интеллектуальному, художественно – эстетическому) и саморазвитию (развитию своего творческого потенциала), самоуправлению с целью гармонизации отношений с людьми и природой;
• воспитывать потребность к свободному самоопределению и ответственность за свой выбор;
• способствовать познанию истоков своей культурной традиции, нравственных и духовных основ общечеловеческих ценностей;
• воспитывать бережное отношение к природе, памятникам культуры, любовь к родному краю;
• формировать социальную толерантность.
Таким образом, интегративный подход в образовании позволяет за период дошкольного детства заложить основы личности, стремящейся к целостному восприятию мира, способной самостоятельно принимать решение, понимающей, в чём заключается служение Отечеству, способной сохранить и передать следующему поколению отечественные традиции.
Этапы реализации проекта:
1. Ознакомительный: чтение литературы.
2. Практический: народные игры, проведение народных праздников, изучение потешек и народных песен.
3. Итоговый: подведение итогов работы над проектом, народные игры, изготовление открытки, стенгазеты.
Предполагаемый результат:
• ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; самостоятельно выбирает себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• научится положительно относиться к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, овладеет чувством собственного достоинства; научится активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх. Научится договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя и стараться разрешать конфликты;
• овладеет развитым воображением (прежде всего в игре), разными формами и видами игры, научится различать условную и реальную ситуации, подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• овладеет устной речью, научится выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности ;
• развивается крупная и мелкая моторика; подвижность, выносливость, научится контролировать свои движения и управлять ими;
• научится следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;;
• проявится любознательность (в том числе к темам нравственного содержания), научится задавать вопросы взрослым и сверстникам, начнёт интересоваться причинно-следственными связями, самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Овладеет начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; с произведениями детской литературы, элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; научится принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Основные принципы организации духовно – нравственного воспитания:
- Связь теории с практикой;
- Развивающий характер воспитания и обучения;
- Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства;
- Целостность и системность обучающего процесса;
Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.
Трудности в работе:
- Планирование работы;
- Планирование непосредственно образовательной деятельности.
Обобщая материал по духовно – нравственному воспитанию с дошкольниками, можно сделать вывод, что духовно – нравственное воспитание создаёт благоприятную нравственную и эмоциональную атмосферу, экологически чистое образовательное пространство дошкольного учреждения, развивает духовный мир ребёнка, родителя и педагога, снижает общую тревожность, способствует формированию полноценного здоровья воспитанников.
Перспективное планирование в младшей группе на 2024-2025 учебный год
Программное содержание:
- Вызвать у детей интерес к духовно – нравственным ценностям;
- Учить видеть и выделять проблему духовно – нравственного воспитания;
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- Расширять представление детей о духовно – нравственных ценностях;
- Формировать социальную активность детей;
- Развивать эмоционально – ценностное отношение детей к окружающему миру.
Месяц | Тема | Содержание | Форма обучения | Название тренинга | Вид тренинга | Методы работы | Литература |
сентябрь | «Любимое имя» | Первое слово. Ласковая улыбка. Родительская любовь. Именины. Ангелхранитель | Ресурсный круг | «Ласковое имя» | Развивающий | Игровое упр. «Назови своё имя»; чтение потешек с именами детей; хороводная игра «Ходит Ваня» или «Именины»; беседа «Каким ласковым именем называет тебя мама»; оформление страниц альбома «Любимое имя». | Кузьмина И.А. стр.17,18,19 |
октябрь | «Доброе слово» | Выражение любви к близким людям. Радость встречи | Ресурсный круг | «Доброе слово» | Развивающий | Беседа о «Добром слове» (по сказке «Теремок»); чтение сказки «Жила – была Маша»; изучение и чтение стиха наизусть «Я люблю, когда при встрече…» | Кузьмина И.А. стр.15,21 |
ноябрь | «Ласковая песня» | Ласковое слово. Красивая мелодия. Колыбельная песня. Нежность. Надежда. Праздничная песня | Ресурсный круг | «Колыбель ная песня» | Развивающий | Разговор о колыбельных песнях; дид. игра «Уложи куклу спать»; пение воспитателем «Кукольной колыбельной» песни; оформление страницы альбома «Ласковая песня». | Кузьмина И.А. стр.24,25,27 |
декабрь | «Праздничная песня» | Рождество. Новый год, нарядная елка. Общая радость, забота о родных и близких | Ресурсный круг | «Рождестве нская елочка» | Развивающий | Беседа о празднике «Рождество»; чтение рассказа Л.Лукшевич «Рождество»; новогодний хоровод «Ёлочка»; оформление страницы альбома «Праздничная песня». | Кузьмина И.А. стр.28,29,30,31 |
январь | «Любимый образ» | Мама. Любовь. Доброта. Забота | Ресурсный круг | «Мамочка моя» | Развивающий | Беседа «Моя мама»; чтение стихот.и пословиц о маме; игра «Помощники»; оформление страницы альбома «Солнышко для мамы». | Кузьмина И.А. стр.12,13,14,15 |
февраль | «Образ света Солнышко» | Солнышко. Свет. Тепло. Радость | Ресурсный круг | «Позови солнышко» | Развивающий | Беседа о солнышке на основе потешек, русской народной песни «Солнышко»; игры «Солнышко и дождик», «Есть у солнышка дружок»; оформление страницы альбома «Образ света». | Кузьмина И.А. стр.16,17,18,19 |
март | «Добрый мир» | Нежные руки мамы. Добрые и ласковые слова. Свет и тепло. Покров и защита. Доверие | Ресурсный круг | «Добрый мир» | Развивающий | Разговор с детьми о добром мире на основе задания к сказке К.Д.Ушинского «Золотое яичко», стих. Е.Королевой «Наш дом», рассказа Э.Михайленко «Самый лучший в мире дом»; игра «Вышла курочка гулять»; оформление страницы альбома «Добрый мир». | Кузьмина И.А. стр.10,11,20,22,23 |
апрель | «Добрая книга» | Книга – связь слов и образа. Первая книга. Живое слово | Ресурсный круг | «Добрая книга» | Развивающий | Беседа «Чему учит добрая книга» на основе рус.нар.сказки «Репка», потешек, рассказа Л. Нечаева «Самый вкусный пирожок», стих. А. Плещеева и Я.Егорова и личного опыта детей; хоровод.игра «Репка»; оформление страницы альбома «Добрая книга». | Кузьмина И.А. стр.5-15 |
май | «Любимая книга» | Яркие образы. Волшебная сила слова. Добрые чувства. Радость от встречи с книгой | Ресурсный круг | «Моя любимая книга» | Развивающий | Отгадывание загадок по сказкам; беседа «Любимые книги»; хоровод.игра «На лугу» или игры – драмат. По сказкам «репка», «Теремок», «Маша и медведь», «Золотое яичко»; оформление страницы альбома «Любимая книга». | Кузьмина И.А. стр.4,22,23 |
Перспективный план работы с педагогами и родителями
Месяц | Работа с педагогами | Работа с родителями |
Сентябрь | Консультация «Духовно – нравственное воспитание дошкольников» | Буклеты «Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Имя» |
Октябрь | Наглядная информация « Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Имя» | Родительское собрание «Первоначальное знакомство о духовно – нравственном воспитании дошкольников» |
Ноябрь | Круглый стол « Дружба и согласие помогают справиться с любыми жизненными ситуациями (по рус.нар.сказкам)» | Размышление вместе с детьми: дружба и согласие помогают справиться с любыми жизненными ситуациями (по сказке «Репка»), раскраска иллюстраций к сказке. |
Декабрь | Буклет «Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Слово», «Образ» | Наглядная информация «Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Слово» |
Январь | Консультация « Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Песня» | Консультация « Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Песня» |
Февраль | Семинар-практикум «Почему русские народные сказки добрые» | Размышление вместе с детьми: почему сказка «Маша и медведь» добрая? Раскраска иллюстраций к сказке. |
Март | Наглядная информация «Чему учит добрая книга» | Консультация «Чему учит добрая книга» |
Апрель | Буклет «Познание добра через доброе слово и доброе дело» | Наглядная информация «Познание добра через доброе слово и доброе дело» |
Май | Круглый стол «Добрый мир: при солнышке – тепло, при матушке - добро» | Круглый стол «Добрый мир: при солнышке – тепло, при матушке - добро» |
Используемая литература:
1. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. – М:. Издательский дом «Истоки», 2015. – 216с.
2. Доброе слово. Альбом для развития детей дошкольного возраста (3 - 4 года). – М:. Издательский дом «Истоки», 2017. – 16с.
3. Дневник формирования основ социокультурного развития ребёнка – дошкольника. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М:. Издательский дом «Истоки», 2017. – 36с.
4. Доброе слово. Книга 1 для развития речи детей дошкольного возраста (3 - 4 года). Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М:. Издательский дом «Истоки», 2019. – 32с.
5. Доброе слово. Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (3 - 4 года). Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М:. Издательский дом «Истоки», 2017. – 32с.
6. Добрый мир. Книга 2 для развития речи детей дошкольного возраста (3 - 4 года). Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М:. Издательский дом «Истоки», 2017. – 24с.
7. Добрый мир. Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (3 - 4 года). Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М:. Издательский дом «Истоки», 2017. – 24с.
8. Добрая книга. Книга 3 для развития речи детей дошкольного возраста (3 - 4 года). Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М:. Издательский дом «Истоки», 2016. – 24с.
9. Добрая книга. Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (3 - 4 года). Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М:. Издательский дом «Истоки», 2017. – 24с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как в условиях дошкольного образовательного учреждения можно формировать патриотические и нравственные основы личности. Проект: «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»
В данной статье имеются материалы по риобщению дошкольников к русской народной культуре. Участники данного проекта -дети 5-7лет, воспитатели, родители....
Консультация для родителей "Семейное воспитание как основной фактор формирования нравственной основы личности".
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно – практ...
Консультация для родителей "Роль взаимоотношений в нравственном формировании личности ребёнка
Привитие эффективного воздействия старшего поколения на нравственное формирование личности ребенка, наличие положительных взаимоотношений между старшим и средним поколениями, активное включение ребенк...
Памятка для родителей «Семейное воспитание – как основной фактор становления нравственной основы личности»
«Семейное воспитание –как основной фактор становления нравственной основы личности»...
"Формирование духовно-нравственной основы личности в дошкольном возрасте"
Конспектродительского собранияв группе общеразвивающей направленностивоспитанников седьмого года жизни № 11Тема: «Формирование духовно-нравственнойосновы личности в дошкольном возрасте&raq...
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДУХОВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ
Статья по воспитанию патриотизма в ДОУ...
Инновационный проект «Социально-коммуникативное развитие дошкольников, приобщение их к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России через проектную деятельность»
Инновационный проект «Социально-коммуникативное развитие дошкольников, приобщение их к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России через проектную деятельность» (Опыт...