Доклад к методическому объединению «Особенности РППС для детей раннего возраста.»
методическая разработка

Бурдакина Елена Анатольевна

Доклад к методическому объединению на тему: "Особенности РППС для детей раннего возраста."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл создание театрального уголка25.35 КБ

Предварительный просмотр:

 «Особенности РППС для детей раннего возраста.»

  В соответствии со Стандартом в каждой группе детского сада должна быть так организована развивающая предметно-пространственная среда (РППС), среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, чтобы ребенок мог свободно выбирать и использовать тот или иной вид деятельности. Как правило РППС в группе представлена зонированием центров и уголков по видам деятельности.

  В группах раннего развития весь образовательный процесс построен на игровой деятельности и в том числе на театральной.

Когда я выбирала себе тему для самообразования, учитывая свои возможности и актуальность её внедрения в педагогический процесс, то решила, что это будет театрализованная деятельность!

Ну, во-первых, это всегда положительные эмоции, во-вторых, это широкий спектр её использования во всех образовательных областях, здесь вам и коммуникация, и развитие речи, и познавательное развитие, и физическое развитие, и эстетическое, а в-третьих, широкий подручный инструмент для её реализации.

На примере театральной деятельности я и поделюсь с вами особенностями РППС для детей раннего возраста. Театрализованный уголок - важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. Театральная деятельность, театральные игры способствуют развитию внимания, пространственного и образного мышления, вызывают яркие эмоции, незабываемые впечатления, помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формируют связную речь. В адаптационный период помогает игрушкой, персонажем, отвлечь малыша от мамочки.

Основным моментом при проектировании и использовании РППС для театральной деятельности должны быть цели, задачи и способы ее реализации.

  Определившись с целью: создать условия для того, чтобы включить ребенка в активную познавательно-творческую деятельность, и одновременно способствовать становлению и утверждению в нём чувства уверенности в себе, проявлении самостоятельности, коммуникабельности, инициативности и творчества.

   Установила задачи:

   -  оформить РППС для театральной деятельности в соответствии с возрастом детей;

   - создать условия для знакомства детей с различными жанрами театра и устройством театра (лепбук, ширмы, куклы, игрушки, атрибуты для ряжения, декорации для различных видов театра);

   - сформировать у детей представление о видах театрального искусства: драматического, кукольного, музыкального, в соответствии с возрастными особенностями воспитанников;

  - организовать уголок сказки, для моделирования условий, приближённых к сюжету спектакля-сказки;

  - создать условия для игры в театр, вводить детей через игру в мир театра и художественных образов;

  - создать условия для занятий детей над образами персонажей спектакля, посредством выразительных средств: интонации, мимики, жестов и т. д;

  - создать условия для уголка уединения;

  - подобрать игрушки, оборудование и материалы, удовлетворяющие поло-ролевые и возрастные интересы детей.

  При проектировании развивающей среды, обеспечивающей театрализованную деятельность, учитывались следующие аспекты: особенности эмоциональной личности ребенка; индивидуальные социально-психологические особенности детей; индивидуальные предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.

  При проектировании театральной зоны в группе придерживалась возрастной направленностью оборудования и материалов: так, например, в группе для детей 2-3 лет в данной зоне может быть уголок ряженья и игрушки для театрализации только знакомых сказок.

  В современных условиях Театральный уголок лучше объединить в художественно-творческий центр: театральный, изобразительной деятельности, музыкальный, уголок ряженья. Предметная среда в уголке не должна восприниматься как нечто одиночное, стационарное, она должна быть многофункциональной.

Так, например, ширма может служить уголком уединения, добавили вешалки с одеждой и атрибутами – уголок ряжения, сменили полог на ширме и у нас готов театр по теме.

 Театральный уголок должен иметь доступность для детей, в то числе детей с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Созданная эстетическая предметная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Сегодня, когда наших деток уже трудно чем-то удивить, интересная и необычная предметная среда –это наша палочка-выручалочка!

Для использования театральной РППС в нашей группе имеются следующие виды театра: куклы бибабо, пальчиковый театр, театр картинок, теневой театр настольный театр плоскостных игрушек. Театр для показа детям инсценировок по сказкам "Теремок", "Репка", "Курочка Ряба", "Колобок". Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений и приложение «Крошки в окошке».

У себя в группе мы проводим простейшие театрализованные игры: игры-импровизации и игры-драматизации, такие как: "Курочка и цыплята", "Кошка и котята"; используем народные потешки и песенки, стихотворения А. Барто, русские народные сказки "Репка", "Колобок".

 В коротких этюдах малыши учатся простейшим способам владения театрализованной игрушкой, ведения её по столу меняя направление. Подобные игры способствуют развитию речи, внимания, памяти, воображения, координации и мимики.

Хранителем-талисманом в нашем уголке Кот Мурлыка, но может быть и кукла из имеющихся видов театров. Это, своего рода, кукла-зазывалка, вызывающая у детей интерес к данной деятельности. Эта кукла должна быть любимой для детей, знакомой для них.

Она зачинщица и помощница для детей в любом виде театрализованной деятельности. С ней они могут отправиться в любое путешествие. Она может помочь в обучении детей основам театра. Оживит и сделает более интересной и привлекательной игровую деятельность наличие в театральных уголках "Волшебных вещей". У меня это волшебная музыкальная шкатулка - она же сундучок с драгоценностями, коробочка, сундучок, мешочек, волшебное перышко, волшебное зеркальце, браслеты-бубенцы, ковер-самолет, волшебная скатерть, волшебные башмачки.  

  Учитывая значение театрализованной деятельности для развития и воспитания детей, ставлю следующие задачи:

- формировать интерес детей к театрализованной деятельности через чтение литературных произведений;

- развивать умения с помощью выразительных средств речи, жестов, мимики, передавать характерные особенности героев сказки и других рассказов;

- развивать фразовую и диалогическую речь;

- развивать воображение, творчество, навыки импровизации.

Важно помнить, что это игра и самое главное, чтобы ребенок вживался в роль, начинал раскрепощаться и говорить, побуждать его к этому.

 Театральная деятельность в ДОУ может быть организована в утренние и вечерние часы, в удобное время; органично включена в различные занятия, а также запланирована специально. Желательно, чтобы все организованные формы театральной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Необходимо так организовать театральную деятельность   детей, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя в какой-то роли.

Для этого необходимо использовать разнообразные приёмы:

 - выбор детьми роли по желанию;

 - назначение на главные роли наиболее робких и застенчивых детей;

 - проигрывание ролей в парах.

 Самое ценное, чтобы дети сами включались в игру, самостоятельно искали выразительные особенности своих героев, используя мимику, пластику, песенные, танцевальные, игровые импровизации, в соответствии с возрастными особенностями детей. Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразий деятельности, успешного выполнения заданий.

  Закончить хотелось бы словами выдающегося русского психолога Л. С. Выготского: "Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении".

 Ну и наконец, хотелось бы пожелать будущим организаторам РППС при оформления игрового пространства для образовательной театральной деятельности помнить о том, что нет безвыходных положений, всегда можно найти тот или иной вариант оформления. Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир.

Мир, название которому-театр!

Используемая в работе литература:

  1. Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра», изд. «Айрис - пресс», Москва 2007 г.
  2. Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», изд. «Аркти»,
  3. Н.В. Зарецкая, З.А. Роот «Праздники в детском саду», изд. «Айрис-пресс», Москва 2001 г.
  4. Е.В. Мигунова «Театральная педагогика в детском саду», изд. «Сфера», Москва 2009 год.
  5. А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду», изд. «Мозаика – Синтез», Москва 2008 г.
  6. Н.Ф. Губанова «Игровая деятельность в детском саду», изд. «Мозаика – Синтез», 2008 г.
  7. Л.В. Цукасова, Л.А. Волков «Театральная педагогика: Принципы, заповеди, советы». Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Издательство ЛКИ, 2007 г.
  8. Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко «Кукольный театр - дошкольникам». изд. «Просвещение», Москва1960 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методическом объединении: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами».

Гармоническое развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы художественно – эстетическ...

Презентация "Игровое панно в РППС групп детей раннего возраста "

В данной презентации представлены варианты игр для панно в группах....

Учебно - методическая разработка презентация для родителей "Особенности развития речи детей раннего возраста"

Учебно - методическая разработка  презентация для родителей "Особенности развития речи детей раннего возраста"...

Дидактическое пособие «Мамины помощники» в организации РППС для детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Аннотация к дидактическому пособию  «Мамины помощники»в организации РППС для детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО...

РППС для детей раннего возраста

Развивающая предметно-пространстенная среда для детей 1 младшей группы...

Доклад "Особенности режима дня детей раннего возраста"

Режим дня  - это четкий распорядок жизни в течении суток, предусматриваающий чередование смены бодровствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности....