Выступление на методическом объединении "Особенности социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждениях".
консультация

Груцкая Ирина Петровна

Выступление на методическом объединении "Особенности социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждениях". 2023

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_metodicheskom_obedineni6.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «СКОЛКОВСКИЙ»

(ГБУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»)

Выступление на методическом объединении

«Особенности социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждениях».

Составил:

Воспитатель 4гр

Груцкая Ирина Петровна

Москва 2023

Особенности социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в интернатных учреждениях и профессиональных образовательных организациях Социальная ситуация развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется ранней депривацией, отсутствием полноценных взаимоотношений со значимыми взрослыми, воспитанием в условиях интернатных учреждений, где организация жизни далека от семейной. Все эти факторы порождают проблемы внутренней нестабильности, агрессивности, трудности в общении, формирование позиции иждивенчества, недостаточное развитие индивидуальности. Данные особенности личности и поведения затрудняют социальную адаптацию воспитанников интернатных учреждений, выступают своего рода барьерами. Преодоление таких барьеров требует значительных усилий, которые оказываются не под силу одному человеку. Именно поэтому необходима деятельность специалистов по социальной работе и других специалистов интернатных учреждений (психологов, педагогов, воспитателей) по организации и осуществлению процесса социальной адаптации воспитанников.5 Социальная адаптация детей-сирот – это сложный комплекс педагогических и воспитательных мер, предполагающий освоение собственной роли в системе общественных отношений. Это достигается путем формирования навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания и трудовых навыков.6 Выделяют следующие этапы адаптации детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: I этап - подготовительный. Начинается с момента поступления ребенка в учреждение. Для того, чтобы помочь ему адаптироваться в новых условиях, специалистам необходимы сведения о характерологических особенностях этого ребенка, его склонностях и интересах, установках и привычках. Главная задача данного этапа — проведение психологической и социальной диагностики. Для этого используются различные методы: беседа, интервью, наблюдение, метод тестирования, биографический метод и др. Социально-психологическая диагностика позволяет выявить личностные особенности воспитанников, их потребности, способности и интересы, круг общения, проблемы. Также необходима работа с 5 Гусарова А. Е. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — воспитанников интернатных учреждений // Молодой ученый. — 2018. — №22. — С. 276. 6 Адаптация детей-сирот – URL : (дата обращения: 03 февраля 2020 г.). 11 психологической травмой ребенка, заключающейся в разрыве с семьей, проработка негативного опыта. Специалисты преимущественно используют методы игровой терапии, арт-терапии (собственно арт-терапия, сказкотерапия, музыкотерапия и др.), а также различные релаксационные упражнения. Основная задача используемых методов — помочь ребенку выразить свои переживания в наиболее приемлемой для него форме (через игру, рисунок и т. д.), что позволяет ему освободиться от болезненных внутренних переживаний, связанных с негативным эмоциональным опытом. II этап - включение в социальную группу. Он предполагает помощь воспитаннику в адаптации к условиям учреждения. На данном этапе необходимо ознакомить воспитанника с учреждением, персоналом (разъяснить цели и задачи учреждения, познакомить с распорядком дня, расположением служб помощи и администрации). При этом могут использоваться разнообразные методы: беседа, консультирование, рассказ о досуге и быте учреждения (в форме стендов, альбомов, с помощью разных технических средств и т. д.) — все это должно способствовать адаптации, снизить неуверенность, тревожность воспитанника. Успех социальной адаптации на данном этапе зависит от многих факторов: подбора комнаты и соседей, психологического климата, традиций и т. д. Создание благоприятного психологического микроклимата осуществляется совместно всем коллективом учреждения (специалистами по социальной работе, педагогами, психологами, воспитателями, медицинским персоналом и т. д.). При этом специалист по социальной работе в этом процессе выполняет координирующую роль, осуществляя взаимодействие с членами коллектива, участвуя в разрешении возникающих конфликтных ситуаций, представляя интересы воспитанников. На данном этапе очень важно сочетать как индивидуальные, так и групповые формы работы (например, социальнопсихологические тренинги, направленные на сплочение воспитанников и др.). Во многих интернатных учреждениях разрабатываются программы социальной адаптации воспитанников, которые включают: трудовую деятельность, общественную занятость, досуг, общение.7 III этап - социальная адаптация к жизни в социуме. На этом этапе работа направлена на усвоение воспитанниками социально полезных ролей через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков. Этот этап очень важен, и он длится в течение всего времени пребывания ребенка в учреждении, до достижения им совершеннолетия. От того, насколько сумеет подготовить интернатное учреждение воспитанников к самостоятельной жизни, зависит успешность их адаптации в обществе. 7 Гусарова А. Е. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — воспитанников интернатных учреждений // Молодой ученый. — 2018. — №22. — С. 277. 12 Выделяют следующие основные направления социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений: социально-трудовая; индивидуально-личностная; социально-бытовая; семейная адаптация. В содержание социально-трудовой адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, включены следующие компоненты: создание условий для профессионального самоопределения; формирование навыков к обучению; профессиональная ориентация; приобретение опыта производственных отношений. Индивидуально-личностная адаптация воспитанников интернатных учреждений включает: формирование самосознания у детей; формирование коммуникативных навыков (навыков общения, умения слушать, стратегий поведения в конфликтных ситуациях); развитие эмоциональной сферы (осознание проявления эмоций, поиск путей их выражения в социально приемлемой форме). Социально-бытовая адаптация подразумевает формирование у детейсирот конкретных знаний и навыков, необходимых в самостоятельной жизни (навыки ухода за собой, ведения домашнего хозяйства и т. д.). Семейная адаптация детей, проживающих в интернатных учреждениях, является важным направлением их социальной адаптации. Она ориентирована как на подготовку детей к самостоятельной семейной жизни, так и к жизни в замещающих семьях. Замещающая семья — семейная форма воспитания детей, в которой родители (воспитатели) не являются биологическими родителями ребенка.8 К замещающим семьям относятся семьи усыновителей, опекунов (в том числе родственная опека), приемные, патронатные семьи, семейновоспитательные группы, а также «гостевые семьи» (семьи, принимающие ребенка на временный срок — до одного месяца, в исключительных случаях — до трех месяцев). Содержание семейной адаптации воспитанников интернатных учреждений включает: осознание и принятие своего семейного опыта; формирование полоролевой идентификации, выстраивание отношений с противоположным полом; формирование представлений о взаимоотношениях в семье; 8 Гусарова А. Е. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — воспитанников интернатных учреждений // Молодой ученый. — 2018. — №22. — С. 277. 13 формирование представлений о собственной будущей семье, воспитании детей; формирование семейных установок и готовности к созданию семьи. Основными методами и формами работы по социальной адаптации детей-сирот к жизни в обществе являются: специальные занятия, лекции, тренинги, деловые игры, направленные на получение детьми разностороннего социального опыта; организация работы секций, мастерских, кружков, обеспечивающих развитие различных адаптационных компетенций; экскурсии, поездки, путешествия, способствующие расширению кругозора воспитанников и обеспечивающие знакомство с культурными нормами, традициями; организация комнат социально-бытовой адаптации; профориентационные мероприятия, способствующие профессиональному самоопределению, знакомящие воспитанников с различными профессиями, специальностями; трудотерапия; арт-терапия и другие. 9 Итак, процесс социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений состоит из нескольких этапов: подготовительного, этапа включения в социальную группу и адаптации в учреждении, этапа адаптации к жизни в социуме. Последний этап является очень важным для воспитанника в учреждении. В основном, в процессе адаптации воспитанников к условиям окружающей среды, акцент делается на социально-трудовую и социальнобытовую адаптацию. Государство предоставляет возможность детям данной категории поступать в учебные заведения на льготных основаниях, но не все могут продолжить обучение из-за низкого уровня подготовки, нежелания учиться, из-за неправильного выбора будущей профессии. По данным Министерства науки и высшего образования Российской Федерации практически 40% студентов-льготников отчисляются из университетов в первый же год. Период постинтернатной адаптации наиболее сложен для детей-сирот. Оставшись один на один с окружающим миром, выпускник попадает в ситуацию социальной и личностной неопределенности, которая требует от него новых форм поведения и презентации себя в обществе. Это зависит не только от выпускника образовательной организации для детей-сирот, но и от команды специалистов, работающих с ним. 9 Гусарова А. Е. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — воспитанников интернатных учреждений // Молодой ученый. — 2018. — №22. — С. 278. 14 В период постинтернатной адаптации происходит формирование жизненных установок детей-сирот, жилищно-бытовое обустройство, активное освоение новой социальной среды, социальных связей, новых социальных ролей, реализация коммуникативного и интеллектуального потенциала, профессиональное становление. Правильно организованное психологическое сопровождение на данном этапе позволяет выпускнику не только найти адаптивный выход в складывающейся непростой ситуации жизнедеятельности, но и найти свой собственный путь развития, свои ориентиры, не потеряться в окружающем мире, преодолеть первичные трудности социальной адаптации и определить свой круг общения. Выпускники интернатных учреждений юношеского возраста стоят на пороге самостоятельной жизни. Однако, с одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми, а с другой – боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой. Поэтому первостепенной задачей психологического сопровождения детей-сирот юношеского возраста является решение проблемы их профессионального образования и трудоустройства. При том что выпускники интернатных учреждений пользуются льготами при поступлении в вузы, колледжи, и во время обучения государство их полностью обеспечивает. Согласно статистике РБДВ на 2019-2020 годы лишь 2 % воспитанников реализуют свое право на высшее образование, 8,3 % – на среднее, 72,7 % – на начальное профессиональное образование. Кроме того, 17 % выпускников не реализовали свое право на образование, из них 3 % трудоустроились без получения образования. Для включения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нормальную жизнь, для их приобщения к социальным ценностям и нормам необходимо изменить сам образ жизни этих детей, их отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, отношение к ближайшему окружению и обществу в целом. Большинство выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжают обучение в профессиональных образовательных организациях. Обучающиеся, которые поступают в образовательные организации высшего образования, как правило, более адаптивны и успешны в жизни. По мнению Ирины Николаевны Зайцевой,10 готовность студентов к социально-профессиональной адаптации характеризуется через успешность выполнения студентами учебных заданий, активность, инициативность, 10 Осипова Н. В. О понятии «социальная адаптация» и сопровождении социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Профессиональное образование в России и за рубежом. –2015. – № 1 (17). – С. 83. 15 самостоятельность, творческое отношение к делу, уверенность в себе, независимость и ответственность в решении поставленных задач, наличие умений саморегуляции и самоконтроля, сформированность умений организации досуговой и бытовой деятельности, а также владение умениями интерактивного взаимодействия. С.В. Лактионова выделяет следующие механизмы социальнопрофессиональной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:11 создание действенной системы диагностики и изучения выпускников-сирот, сложившихся взаимоотношений, развития (с учетом коррекции) отдельных качеств и черт личности, необходимых для будущей профессии; резонансное образование (адаптационные сборы, тренинги, ролевые игры, консультирование, система учебных стажировок и практик); развитие социальной сети, включающей оценочно-эмоциональную сторону межличностных отношений, формальные, структурные связи между людьми; развитие системы наставничества и моральной опеки; внесение корректировки в жизненные и профессиональные планы выпускников сиротских учреждений, в стиль поведения и отношений, формирование социального поведения; создание социально-позитивной ситуации успеха, защищенности, понимания, которые рождают уверенность, комфортность, уважение и доверие, веру в положительный результат и обретение соответствующего положения в жизни. Таким образом, при работе с данной категорией детей, функция специалистов заключается в целенаправленном и системном подходе по социализации и социальной адаптации, а также сопровождению, подготовке к самостоятельной жизни и постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период нахождения их в интернатном учреждении и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, и включает ряд услуг, это консультативную, психологическую, педагогическую, юридическую, социальную и иную помощь, содействие в получении образования и трудоустройстве, представительства детей в государственных органах, органах местного самоуправления, и иных организациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и де...

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Данная статья раскрывает работу социального педагога ГБОУ НПО ПЛТиД по адаптации детей и детей, оставшихся без попечения родитителей, выпускников сиротских учреждений старше 15 лет г. Санкт-Петербурга...

Презентация "Специфика адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям "Дома ребенка"

Специфика адаптации детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям "Дома ребенка"Все дети, живущие в доме ребенка, вынуждены адаптироваться к большому числу сверст...

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям Дома ребенка.

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям Дома ребенка.Детство – период, когда закладывается фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устой...

Культурно-досуговая деятельность, как фактор адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Среди категорий населения, нуждающихся в особой общественно-государственной заботе, особое место занимают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Детский дом – это государственны...

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного возраста...

Культурно-досуговая деятельность, как фактор адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Среди категорий населения, нуждающихся в особой общественно-государственной заботе, особое место занимают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Детский дом – это государственны...