Диагностический инструментарий
материал (подготовительная группа)

Соколова Наталия Викторовна

Диагностика индивидуального развития детей подготовительной группы с ТНР (с 6 до 7 лет) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskiy_instrumentariy.docx65.85 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностический инструментарий. 

Диагностика индивидуального развития детей подготовительной группы с ТНР (с 6 до 7 лет) разработана кандидатом психологических наук, практикующим педагогом-психологом и учителем-дефектологом детей дошкольного возраста Верещагиной Натальей Валентиновной. Данное пособие помогает оценить не только индивидуальные достижения ребенка 6 – 7 лет с ТНР, но и общегрупповые тенденции педагогического процесса в конкретной группе, т. е. позволяет определить, какая образовательная область или их сочетание нуждается в пристальном внимании педагогов для получения наилучших результатов воспитанниками. 

Стандартизация данных педагогической диагностики обеспечивается уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл/уровень, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе. Система педагогической диагностики (мониторинга) содержит пять образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки №1155 от 17 октября 2013 г. с изменениями на 21 января 2019 г.): «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе компенсирующей/комбинированной направленности и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы  учреждения. Обратите внимания, что последовательность образовательных областей в предлагаемом пособии соответствует Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н. В. Нищевой.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

Низкий уровень (1 балл)  – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

Средний уровень (3 балла)  – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

Высокий уровень (5 баллов)  – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, – в начале и в конце учебного года. Для проведения сравнительного анализа используется подсчет средних значений по достижениям конкретного ребенка и по отдельному параметру оценивания каждой образовательной области.

Технология работы с таблицами включает 3 этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются цифры (баллы, уровни) в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения адаптированной программы, так как отражает, насколько качественно ребенок усвоил данную образовательную область.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей и комбинированной направленности — для подготовки к медико-психолого-педагогическому совещанию/консилиуму), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения адаптированной программы, так как отражает качество образования в группе по данной образовательной области (правый нижний угол).

Двухступенчатая система педагогической диагностики (мониторинга) позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и своевременно определять детей 6 – 7 лет с ТНР с проблемами в усвоении материала при групповой форме работы.

Этап 3. Получив среднее значение по параметрам развития ребенка (по строке), по параметрам оценки образовательной области (по столбцу), по общему результату по образовательной области (правый нижний угол), следует соотнести их с нормативными значениями.

Средние значения больше 3,8 указывают на нормативные варианты развития ребенка – достаточный уровень реализации содержания программы.

Средние значения в интервале от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе.

 Средние значения менее 2,2, будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/ данной образовательной области.

Диагностика позволяет сформулировать выводы и перспективные задачи. Выводы формулируются на основании анализа всех параметров оценки по образовательной области, а также общего уровня усвоения образовательной области и ее отдельных направлений.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

НАПРАВЛЕНИЕ 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРИНЯТЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ И ОБЩЕГРАЖДАНСКИХ ЧУВСТВ. РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ п/п

ФИО ребенка

Понимает эмоциональное состояние детей и взрослых, умеет выражать сочувствие и оказывать помощь в социально приемлемом виде

Правильно определяет мужские и женские профессии и атрибуты к ним

Может назвать три (и более) достопримечательности родного поселения

Может организовать настольно-печатные, подвижные и сюжетные игры и умеет соблюдать правила

Соблюдает последовательность трудовых операций: при подготовке к занятиям, поливе растений, уборке снега/песка и т.д.

Соблюдает правила безопасного поведения (и может рассказать о них)

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

В группе

На прогулке

С незнакомыми людьми

С бродячими животными

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

НАПРАВЛЕНИЕ 2. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, ПРИРОДЕ

№ п/п

ФИО ребенка

Знает правила безопасного обращения с некоторыми электроприборами

Знает некоторые правила безопасного поведения с огнем

Имеет элементарные представления о безопасности дорожного движения

Правильно называет свой домашний адрес, телефон родителя, Ф.И.О. родителя (родителей, законных представителей)

Соблюдает правила этикета за столом, при встрече и прощании, при просьбе

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

Определяет назначение некоторых дорожных знаков

Называет правила перехода через дорогу по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу

Называет правила пользования общественным транспортом

Называет правила безопасной поездки в личном автомобиле

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО

«Социально-коммуникативное развитие»

Учебный год

Формирование общепринятых норм поведения. Формирование гендерных и общегражданских чувств. Развитие игровой деятельности

Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе

Средний балл/уровень

(итоговый)

Начало

Конец

Выводы (сентябрь) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы (май) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образовательная область «Познавательное развитие» (мир природы и мир человека)

НАПРАВЛЕНИЕ 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА

п/п

ФИО ребенка

Называют основные цвета

Называют оттенки цветов

Называют мужские и женские профессии (по четыре)

Называют свой адрес, имена родителей

Умеют ориентироваться на плане-схеме группы, участка

Называет и опознает некоторые достопримечательности родного поселения

Называет и опознает государственные символы (герб, флаг, гимн) и столицу РФ по фото (Кремль, Красная площадь)

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

п/п

ФИО ребенка

Называют времена года в правильной последовательности (вперед и назад)

Правильно определяет принадлежность признаков времен года по сезонам

Знает некоторые сезонные в жизнедеятельности диких животных

Знает некоторые сезонные изменения в росте и развитии растений

Знает и соблюдает некоторые правила поведения в природе

Имеет элементарное представление о космосе, планете, первом космонавте

Имеет элементарное представление об армии, солдатах, вооружении

Среднее значение

(по направлению)

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Образовательная область «Познавательное развитие»

НАПРАВЛЕНИЕ 2. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

п/п

ФИО ребенка

Владеет навыком количественного счета до 10

Владеет навыком порядкового счета до 10

Знает и называет цифры от 0 до 9

Называет предыдущее и последующее число в заданном ряду

Может увеличивать и уменьшать заданные числа на 1

Умеет раскладывать заданное число на два меньших

Умеет придумывать и решать задачи на сложение и вычитание до 10

Умеет пользоваться математическими знаками +, -, =

В прямом порядке

В обратном порядке

В прямом порядке

В обратном порядке

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

п/п

ФИО ребенка

Называет геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал; объемные геометрические формы: куб, шар, цилиндр

Ориентируется на плоскости и в пространстве (вверху, внизу, слева, справа, выше, ниже, левее, правее)

Ориентируется на плане, схеме группы/участка

Называет дни недели и месяцы года

Умеет определять время по часам

Сравнивает предметы с помощью условной меры по длине, ширине высоте, толщине

Умеет группировать предметы по трем-четырем признакам

Умеет делить целое на две, четыре, восемь равных частей, правильно называет части

Среднее значение (по направлению)

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО

«Познавательное развитие»

Учебный год

Формирование целостной картины мира

Развитие математических представлений

Средний балл/уровень

(итоговый)

Начало

Конец

Выводы (сентябрь) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы (май) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

НАПРАВЛЕНИЕ 1. ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

п/п

ФИО ребенка

Аккуратно обращается с книгой, рассматривает иллюстрации, умеет подбирать их к содержанию текста

Правильно отвечает на вопросы по прочитанному/прослушанному тексту, дает характеристики героев

Умеет пересказывать знакомые тексты по плану и от лица героев

Выразительно рассказывает стихи

Умеет определить жанр литературного произведения (сказка, рассказ, стихотворение)

Среднее значение (по направлению)

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Итоговый показатель по группе

(среднее значение)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

НАПРАВЛЕНИЕ 2. КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

п/п

ФИО ребенка

Умеет создавать поделки из природного материала по представлению

Собирает разрезные картинки из пяти и более частей с разных видами разрезов

Умеет создавать узор из палочек, мозаики по схеме и по инструкции

Строит из разных конструкторов по схеме в горизонтальной и вертикальной плоскостях постройки, объединенные общей темой

Умеет сгибать лист бумаги по линиям и создавать поделки из бумаги

Среднее значение (по направлению)

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Итоговый показатель по группе

(среднее значение)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

п/п

ФИО ребенка

Рисование

Аппликация

Лепка

Среднее значение (по направлению)

Правильно держит карандаш, кисть, соблюдает алгоритм рисования красками

В рисунках есть изображения предметов и явлений (опознаются, в пояснениях не нуждаются), сюжетные композиции

Фигура человека и лицо имеют все прорисованные части, на руках – правильное количество пальцев

Может назвать несколько известных картин и художников

Правильно называет пять и более росписей с опорой на предмет или его изображение или элемент росписи

Правильно держит кисть для клея, соблюдает алгоритм аппликации

Создает из готовых геометрических форм орнаменты (по образцу и по представлению), образы предметов окружающего мира

Пользуется ножницами, правильно их держит, режет по прямой и изогнутой линиям

Использует разные приемы работы с пластилином в соответствии с их назначением (пять и более)

Создает из пластилина объемные одиночные предметы и сюжетные композиции по образцу, инструкции и по представлению

Может самостоятельно создать картину из пластилина (с учетом сочетания цветов) и с использованием стеки

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО

«Художественно-эстетическое развитие»

Учебный год

Восприятие художественной литературы

Конструктивно-модельная деятельность

Изобразительная деятельность

Средний балл/уровень

(итоговый)

Начало

Конец

Выводы (сентябрь) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы (май) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обобщение результатов педагогической диагностики

по всем образовательным областям на 2022 -2023 учебный год

Учебный год

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Средний уровень (итоговый)

Начало

Конец

Основные выводы по результатам педагогической диагностики

Педагогический процесс организован на ____________________ уровне.

Следует обратить внимание на трудности реализации образовательной (-ых) области (-ей) «_____________________ развитие» в следующих аспектах:

  1. _______________________________________________________________________________________________________________________
  2. _______________________________________________________________________________________________________________________
  3. _______________________________________________________________________________________________________________________

В индивидуальной помощи нуждаются следующие дети:

  1.  «Познавательное развитие»: ______________________________________________________________________________________________
  2. «Социально-коммуникативное развитие»: __________________________________________________________________________________
  3. «Художественно-эстетическое развитие»: __________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий по средней группе. Программа "От рождения до школы"

В  материале  представленны  заданния  по  критериям  программы "От  рождения  до  школы", а  также  указаны  уровни  развития. Материа...

Диагностический инструментарий

Целью тестов - учебно - диагностических заданий в начале года является: определение у детей стихийно сформированных знаний о животных родного края. В конце года: определение уровняя сформировавшихся з...

Диагностический инструментарий педагога-психолога ДОУ

Представлено описание диагностического инструментария для мониторинга  развития личности старших дошкольников...

Диагностический инструментарий к программе "Использование песка в формировании образа буквы и развития произвольной саморегуляции при подготовке детей к школе"

Диагностичекий  материал,  который  автор  использует  в  работе   при  подготовке  детей  к  обучению  в  школе....

Диагностический инструментарий (приложение к программе по кубановедению)

Разработан на все возрастные группы детского сада. Определены критерии усвоения программы: высокий, средний, низкий уровне, а также методики проведения педагогического обследования дошкольников....

Диагностический инструментарий по образовательным областям программы "Детство" "Социализация", "Труд".

В нашем городе проходил городской конкурс контрольно-измерительных материалов. Я решила поучаствовать в этом конкурсе и к своему великому изумлению заняла 1 место среди участников из детских садов. Се...

Диагностический инструментарий по образовательной области "Коммуникация"

Хочу представить вниманию педагогов детских садов диагностический инструментарий по образовательной области "Коммуникация". Мы все испытываем нехватку материала тогда, когда начинаем диагностировань р...