Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Составление рассказа по интеллектуальной карте «Осень».
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Интеллект карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.
Целью создания карт могут быть самые разнообразные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskoe_rasskazyvanie_po_intellekt-karte_noyabr_2022g.docx | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 44 «Колокольчик»
Конспект НОД
по развитию речи
в подготовительной к школе группе
Тема: «Составление рассказа по интеллектуальной карте «Осень».
Составил и провел:
воспитатель
Зорина Л.Н.
г.о.Серпухов
ноябрь 2022г.
Задачи:
Образовательные:
- обогащать и активизировать речь детей, продолжать развивать умение рассказывать по карте, используя разнообразные виды предложений, употребляя предлоги, наречия;
-совершенствовать умение слушать и оценивать ответы своих сверстников.
Развивающие:
-систематизировать знания детей об осени,
-продолжать учить детей работать по интеллектуальной карте,
-развивать навыки общения и самоконтроля, доброжелательно относится к своим сверстникам.
Воспитательные:
-воспитывать эстетические навыки соприкосновения с природой, любовь к красоте осенних явлений.
Предварительная работа:
-чтение художественной литературы, заучивание стихотворений и примет, поговорок, пословиц об осени; беседы, рассматривание картин, альбомов и иллюстраций по теме; художественное рисование; дидактические игры: «Времена года», «С какого дерева листок?», «Чудесный мешочек» и др.; подвижная игра: «К названному дереву беги»; словесные игры: «Объясни словечко», «Составь рассказ на тему…», «Закончи предложение», слушание музыкальных произведений об осени (П.И.Чайковского «Времена года», А.Вивальди «Времена года»).
Оборудование:
-карта с силуэтом осени в центре, картинки по теме «Осень», цветные фломастеры, маркеры, клей, осенний лист, ТСО (телевизор)
Ход занятия:
Организационный момент:
Дети стоят полукругом около воспитателя.
Воспитатель: Дети, давайте возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга.
- В этот непогожий день
Нам здороваться не лень.
Шлём привет мы всем вокруг,
Я твой друг и ты мой друг!
Шлём привет мы всем гостям
Очень, очень рады вам!
Вводная часть:
Педагог предлагает детям загадку об осени:
Плащ золотистый она надевает,
Тёплое лето она провожает,
Птиц отправляет в дальние страны,
Нам оставляет дожди и туманы. (осень)
Воспитатель: Правильно, в загадке говорится об осени.
-Сегодня мы с вами будем составлять рассказ о времени года «Осень», а поможет нам интеллект-карта или умная карта.
-Мы постараемся вспомнить об осени всё самое важное, красивое и интересное.
Основная часть:
Воспитатель: У каждого времени года есть три сына. Что это за сыновья?
(ответы детей)
Воспитатель: правильно, месяцы. Назовите их. (сентябрь, октябрь, ноябрь)
-Послушайте стихи
Ребенок 1: В сентябре тепло, как летом,
И цветы кругом цветут.
Школьники идут учиться.
Их уроки в школе ждут.
Ребенок 2: В октябре желтеют листья,
И багряные леса,
Листопад украсит землю.
Ах, какая красота!
Ребенок 3: В ноябре дождливо, сыро,
Небо тучами закрыто,
Лужи, грязь, завяли травы,
И тепло уже забыто.
Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики и внимательно рассмотреть интеллект-карту. Он обращает внимание детей на силуэт осени в центре карты.
Воспитатель: Начнём наш рассказ об осени с осенних месяцев. Для этого нужно их изобразить на карте. Это может быть один знак или символ, который обозначит все три месяца (ответы детей).
Выбираем символ. Ребёнок изображает его на карте.
Воспитатель: Что мы можем ещё рассказать об осени? (о погоде, растениях, т.д.).
-Вспомним, какая погода бывает осенью. А поможет нам в этом осенний листочек.
Игра «Ты листок передавай и примету называй».
-Сейчас встанем рядом со стульями и поиграем с осенним листочком. Вы будете передать его друг другу и называть осенние приметы и пословицы. Педагог начинает с себя.
-В сентябре и лист на дереве не держится (в сентябре становится прохладно листья желтеют и опадают)
-Осень-время собирать урожай. (люди собирают богатый урожай)
-Осень-перемен восемь. (погода меняется в течении дня)
-Осень идёт-дожди за собой несёт (часто идут дожди)
-Плачет октябрь холодными слезами (в октябре часто идут дожди и они с каждым днем холоднее, так как приближается зима)
-Осень - запасиха, зима-подбериха (осенью делают заготовки – зимой кушают)
-Ноябрь-ворота зимы и сумерки года. (предзимье)
-Осенью день становятся короче, а ночь- длиннее.
Воспитатель:
-Молодцы, как вы много назвали осенних примет, пословиц (дети садятся на стулья).
-Сейчас на карте мы отметим погоду осенью. Можно использовать и фломастеры, и картинки.
Дети оформляют символ «погода».
Воспитатель: Переходим к следующей стрелке.
- О чём теперь будем говорить?
-Мы будем говорить о растениях.
-Что мы относим к растительному миру? (деревья, кустарники, цветы, травы, грибы).
-Какие изменения происходят с растениями осенью? (осенью опадают листья с деревьев, потому что от холода стволе двигается медленнее, и листочкам его недостаточно; листья меняют цвет и опадают, начинается листопад, трава пожелтела и засохла, потому что стало холодно, и не хватает солнечного света. Цветы отцвели и засохли).
Дети оформляют символ «растения».
Воспитатель: Что меняется в жизни животных? (некоторые животные впадают в спячку, а другие делают запасы и ведут уже не такой активный образ жизни, как летом, т.д).
Дети оформляют символ «животные».
Воспитатель: Пришло время отдохнуть! Выходите на ковер.
Физическая минутка «Осень»
Осень, осень, (трём ладошки друг о друга)
Приходи! (зажимаем кулаки по очереди)
Осень, осень, (трём ладошки друг о друга)
Погляди! (ладони на щёки)
Листья жёлтые кружатся (плавное движение ладонями)
Тихо на землю ложатся (ладони положить на колени)
Солнце нас уже не греет, (покачать головой)
Ветер дует всё сильнее, (синхронно наклоняем руки в разные стороны)
К югу полетели птицы, (сделать «птицу» из двух рук)
Дождик к нам в окно стучится, (барабанить пальцами то по одной, то по другой ладони)
Шапки, куртки надеваем, (имитируют)
И ботинки обуваем, (топаем ногами).
Воспитатель:
-Переходим к следующей стрелке.
-Ребята, что вы видите? (телевизор). Почему здесь нарисован телевизор как вы думаете? (ответы детей)
- Давайте включим его и посмотрим.
Сюрприз от осени (звуковое письмо) и приглашение поиграть в игру «Соберём дружно урожай».
Дидактическая игра «Соберем дружно урожай».
Ход игры: взрослый читает, а дети добавляют, подговаривают
- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).
- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).
- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).
- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).
- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!
Воспитатель: Молодцы! Дружно собрали урожай.
Воспитатель: Возвращаемся к нашей карте. Может вы уже догадались, какой будет следующий символ. Кто его сможет обозначить?
Дети оформляют символ «урожай».
Педагог обращает внимание детей на составленную карту и просит ещё раз назвать все символы.
-Наша карта поможет вам составить рассказ по теме «Осень». Кто хочет начать рассказ? (варианты рассказов могут быть различными: коллективный по цепочке, или один индивидуальный).
Анализ детских рассказов.
Итог занятия:
-Вам интересно было составлять карту? (ответы детей).
-А рассказы по этой карте? (ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема «Белый медведь»
Программное содержание: - На основе базовой модели описания объекта (метод ТРИЗ-РТВ) формировать системность мышления; умение выдерживать структуру рассказа. - Развивать стремление грамматич...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Составление описательного рассказа по пейзажной картине»
Конспект предназначен для воспитателей детского сада подготовительной группы по развитию речи....
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе, тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин»
ООД «Развитие речи»Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин» Цель: Дети самостоятельно придумывают, связно и последовательно излагают события по серии сюжетных...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема:Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы».
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группеТема:Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»....
План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)
Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...
Конспект занятия по развитию речи № 7 во второй младшей группе Тема: «Составление рассказа об игрушках – котенке, зайчонке»
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказа об игрушках – котенке, зайчонке»...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе тема: «Путешествие в страну Красивой речи»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие. Цель: Обогащать словарны...