Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема «Белый медведь»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Программное содержание:
- На основе базовой модели описания объекта (метод ТРИЗ-РТВ) формировать системность мышления; умение выдерживать структуру рассказа.
- Развивать стремление грамматически правильно строить высказывания.
- Добиваться умения самостоятельно передавать содержание монолога.
- Развивать творческое воображение при составлении рассказа.
Дифференцированный подход в соответствии с гендерной технологией:
- Упражнять «условно-одаренных» детей в различении слов-предметов (что?), слов-признаков (какой?), слов-действий (что делает?)
- «Типичным девочкам» давать возможность высказываться первыми, поощрять за точные, лексически выстроенные ответы. - Уделять внимание «типичным мальчикам» подбору описательных прилагательных на занятии и в предварительной работе; поощрять нестандартные высказывания.
Обогащение словаря: Арктика, зачин, кульминация, развязка.
Активизация словаря: Хищное, крупный, полярный, океан.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций,
- чтение художественной и научно-популярной литературы,
- рисование и лепка белого медведя,
- системный оператор (белый медведь),
- морфтаблица,
- Д/И «Да-Нет».
Содержание НОД:
Воспитатель: - Ребята, отгадайте слово, которое здесь спрятано. ( По первым звукам в названии картинок – «Белый медведь»).
Воспитатель: – Кто такой белый медведь?
Дети: – Самое крупное, сильное животное севера.
Воспитатель: – Где живет белый медведь?
Дети:– Северный полюс, Арктика.
Воспитатель: – Как еще можно назвать медведя?
Дети: - Полярный, хищный, хозяин севера.
Воспитатель: – Давайте опишем, какой он?
Дети: – медведь очень большой, крупный. У него белая, густая и теплая шерсть. Она сохраняет тепло и бережет от холода. Искрится на солнце. У медведя небольшая, вытянутая голова. Уши маленькие. Нос черный, хорошо заметен на белом снегу, отличный нюх. У белого медведя мощные лапы, сильные, с огромными когтями. Есть небольшой хвостик.
Воспитатель: – Чем питается полярный медведь?
Дети: - Рыба, тюлени…
Воспитатель: – Поэтому, это животное…?
Дети: – Хищное.
Воспитатель: – А каковы повадки медведя? Какой он по характеру?
Дети: - Наводит страх на всех обитателей северного полюса.
Воспитатель: – А всегда медведь такой?
Дети: – Нет. Медведь незлой, когда сыт. Медведица с любовью относится к своим детенышам: ухаживает за ними, кормит, учит всему.
Воспитатель: – Какое значение имеют белые медведи в природе?
Дети: – Выращивать детенышей. Ведь белых медведей очень мало осталось в природе.
Воспитатель: - Люди используют медведей в своих целях: в зоопарке, в цирке, съемке в кино…
Задание для «Условно-одаренных» детей – прочитать слова и приклеить их к нужным серединкам снежинок.
Серединки снежинок: "Что?"(Кто), "Какой?", "Что делает?"
Лучики со словами: лапы, нос, океан, рыба, льдина, охота; суровый, белый, сильный, хищный, полярный, крупный, суровый; ловит, догоняет, плывет, рычит, переваливается, лакомится
С остальными детьми продолжается беседа.
Воспитатель:– Как вы думаете, ребята, друг медведя – это кто?
Дети: – Хорошая погода, кит, снег, человек…
Воспитатель:– Враг у полярного медведя есть? Кто?
Дети: – Холод, ночь, браконьеры…
Воспитатель: – Давайте проверим задание у ребят (у условно-одаренных). Может кто еще добавит слова?
Физминутка: (дети произносят слова и движениями изображают животных и их действия)
Вот огромный вырос кит
Выпрыгнул плавник акулы
Бурый мишка сладко спит,
Дремлет бегемот сутулый.
Вон в прыжке дельфин застыл
Морж подставил солнцу спину,
Длиннохвостый крокодил
Что-то говорит пингвину …
Здесь на берегу морском
Я смотрю на глыбы – камни.
Раскидало на просторе
Всех зверей чудное море.
Воспитатель: – Вы много интересного узнали о полярном медведе. Давайте сочиним рассказ о нем. Вспомните структуру рассказа.
(Воспитатель вывешивает схему для составления рассказа)
РАССКАЗ:
Начало (зачин) - Когда? Где? Кто? Какой?
Середина (завязка, кульминация) - развитие событий
Конец (развязка) - завершение истории
Воспитатель: – А что могло произойти с нашим героем, поможет вот эта таблица
(морфтаблица – см. приложение).
Мы ее с вами недавно ее составили.
Воспитатель: – Очень интересный получился рассказ. Молодцы, ребята. Работали вы замечательно. А, чтобы не забыть этот рассказ, всем домашнее задание – составить схему рассказа при помощи символов.
Приложение.
Морфологическая таблица (метод ТРИЗ и РТВ)
| Полярный кит | Тюлень | Морж | Полярники | Белый медведь |
Какая-то проблема | Затянуло от сильного мороза океан коркой толстого льда. Киту нечем дышать… | Сильный мороз. Океан вдруг замерз, тюленю нечего есть. | Браконьеры отпилили клыки. Что делать? | Очень холодно; Нет света не станции… | Берлогу занесло снегом; Потеря героя… |
Приключения | Путешествия на спине кита |
|
|
|
|
Ловля рыбы |
| Тюлень отличный рыболов. Он ловко и проворно ловит рыбу. |
|
| Медведи то же любят полакомить-ся рыбой. |
Встреча солнца | Весело плавает по океану, выпускает фонтанчики. | Любят погреться на солнце, лежа на льдине. Наслаждаются его ярким светом и небольшим теплом | Люди устали от вечной темноты. Радуются появлению солнца. Ведь его так долго ждали… | Медведи выходят из берлоги в поисках добычи. | |
Катание на льдинах | Своим огромным весом и размером кит прокладывает путь в океан, раздвигая льдины. | Любят отлеживаться на льдинах, греть спину… | Льдина вдруг откололась, люди оказались в океане… | Отправляются в длительное плавание на льдине. | |
праздник |
| Тюлени и моржи устроили соревно-вания… | Люди любуются северным сиянием, небо разноцветное, красивое… |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: «Лексические игры и упражнения»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе.Тема: «Лексические игры и упражнения» Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое воспр...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема:Лексико – грамматические упражнения.
Программное содержание:Познакомить детей с понятием СИНОНИМЫ.Закреплять умение детей строить предложения из двух, трёх, пяти слов, уметь называть второе, третье слово в предложении.Продолжать учить де...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: «Лексические игры и упражнения
Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речиЗадача:- закрепить в речи детей обобщающие понятия по теме, умение образовывать относител...
План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)
Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «В гостях у сказки»
Программное содержание. Задачи:Образовательные: Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д. Продолжать работу над предложением и его словес...
Конспект занятия по развитию речи детей подготовительной к школе группы Тема: «Все мы знаем и умеем»
Цель: Создавать у детей положительный эмоциональный настрой. Задачи: Образовательные: учить подбирать антонимы к словам, закреплять навыки звуко-слогового анализа, совершенствовать грамматические...