Проектная деятельность в ДОУ как эффективный инструмент формирования экологического мышления современного дошкольника – на примере долгосрочного проекта «Превращение Ненужного в Необходимое».
проект (старшая группа)
Напряженная экологическая ситуация, сложившаяся в России и в мире в целом, определила острую необходимость в воспитании экологической культуры личности. Закономерным следствием этой необходимости явилось то, каким образом данную задачу будет решать современная педагогика, ведь именно эта дисциплина идентифицирует себя как науку о воспитании и обучении человека, прежде всего в детско-юношеском возрасте. Так, например, известный академик, профессор педагогики Борис Тимофеевич Лихачев определяет экологическую культуру как производную от экологического сознания в целом. По словам исследователя дошкольной педагогики Ирины Комаровой, экологическая культура личности развивается на протяжении всей жизни человека, однако берёт своё начало в дошкольном возрасте приоритетно. Именно в этот период у ребенка начинают закладываться первоначальные основы осознанного отношения к окружающей действительности, в том числе и к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pd_v_dou.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в ДОУ как эффективный инструмент формирования экологического мышления современного дошкольника – на примере долгосрочного проекта «Превращение Ненужного в Необходимое».
Напряженная экологическая ситуация, сложившаяся в России и в мире в целом, определила острую необходимость в воспитании экологической культуры личности. Закономерным следствием этой необходимости явилось то, каким образом данную задачу будет решать современная педагогика, ведь именно эта дисциплина идентифицирует себя как науку о воспитании и обучении человека, прежде всего в детско-юношеском возрасте. Так, например, известный академик, профессор педагогики Борис Тимофеевич Лихачев определяет экологическую культуру как производную от экологического сознания в целом. По словам исследователя дошкольной педагогики Ирины Комаровой, экологическая культура личности развивается на протяжении всей жизни человека, однако берёт своё начало в дошкольном возрасте приоритетно. Именно в этот период у ребенка начинают закладываться первоначальные основы осознанного отношения к окружающей действительности, в том числе и к природе.
Такое положение вещей обязывает именно детский сад стать стартовой площадкой для формирования экологического мышления дошкольников с ранних лет, а также побуждает нас, дошкольных педагогов, к разработке педагогических методик в этой области.
Как известно, любое научное изыскание начинается с элементарного наблюдения. Педагогическое наблюдение, которым занимаются воспитатели и школьные учителя в буквальном смысле каждодневно, зачастую наталкивает на определенные размышления относительно того, на каких общественно значимых сферах развития современного ребенка стоит фокусироваться в своей педагогической деятельности.
В ходе такого рода наблюдений педагоги нашего детского сада №53 коллективно пришли к умозаключению, что важным пробелом в сфере экологического воспитания современного дошкольника является проблема отсутствия культуры потребления и переработки бытовых отходов в семьях воспитанников. Результаты элементарного анкетирования среди родителей показали, что лишь 1 % из них сортирует мусор на регулярной основе, а всего лишь 4 % от общего числа имеют базовые представления о культуре переработки вторичного сырья. Поэтому в этом учебном году в рамках дисциплины экологического воспитания наши педагоги решили сфокусироваться на теме осознанного потребления, обращения с бытовыми отходами и переработки мусора в частности.
Начиная со второй младшей группы воспитанники нашего детского сада стали активными участниками экологических конкурсов таких как: «эколята», «картина из мусорной корзины», «сохрани Лес в чистоте», «сдай батарейку – спаси ёжика» и «крышечки доброты». У нас накопилось немало познаний в сфере эко-направленности, поэтому логичным образом появилась идея проекта, который называется «Превращение Ненужного в Необходимое». Наша коллега, идеолог данного проекта, в минувшем году прошла с ним в финал районного конкурса педагогических достижений – что, безусловно, доказывает его чрезвычайную актуальность и эффективность в рамках педагогического процесса.
Этот проект разрабатывался как результат совместной продуктивной деятельности взрослого и ребенка, а для детей он ещё и оказался настоящим увлекательным эко-развлечением, в рамках которого наши педагоги:
1) Создали специализированную эколого-развивающую среду, представляющую собой мини-станцию по сбору вторичного сырья, сконструировали из втор.сырья помощника-талисмана по имени Сортировкин, разработали познавательный уголок «лаборатория Сортировкина», провели тематический экологический досуг «Сохрани планету». Все это помогло сформировать базовые представления детей о разновидности, маркировке, назначении бытовых отходов.
- Для закрепления полученных знаний и формирования устойчивого интереса к теме мы провели локальную эко-акцию «Принеси из дома всё ненужное» - После чего осуществили грамотную сортировку принесенного материала, тем самым передали детям практический навык сортировки втор.сырья. Также была проведена интерактивная викторина «узнавай и сортируй».
В очередной раз наши воспитанники посетили станцию сортировки Втор.Сырья «Переработкинская». Наши друзья, эко-активисты, провели нам увлекательную экскурсию по станции, презентовали нам новые фракции сортировки втор.сырья и отметили юных «экологов».
В процессе нашей совместной деятельности с воспитанниками мы осознали, что используя втор.сырьё мы можем не только спасать планету, но и оптимизировать развивающую предметно-пространственную среду в детском саду. Не просто облагораживать её, а делать по-настоящему функциональной и максимально экологичной.
Например, вместе с детьми мы спроектировали и изготовили органайзер для хранения рисунков, из наскучивших детям скрепышей задекорировали зеркало в группе, а из металлических банок создали полюбившийся детям «индикатор настроения».
И впереди еще немало проектов, которые находятся на стадии разработки, ведь нашим педагогам стало совершенно очевидно, что проектная деятельность в детских садах является крайне эффективным педагогическим инструментом для реализации системы экологического воспитания подрастающего поколения. Крупицы природосберегающих знаний, полученных в ходе подобных эко-проектов, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, но главное – положат начало осознанному отношению к природе, формированию эко-субъекности, то есть определения себя как единицы, способной влиять на экологическую ситуацию в мире.
Очень Важно:
1) Развивать интерес у детей к осознанному потреблению в их повседневной жизни
2) Формировать эко-субъектность у воспитанников ДОУ в глобальном мире, воспитывать чувство ответственности за состояние природы.
3) Познакомить дошкольников с конкретными способами персонального экологического вклада в спасение планеты Земля.
4) Развивать экологическое мышление в процессе проведения опытов, наблюдений, экспериментов, а также навыки сортировки вторичного сырья.
Мы все уважаемые педагоги отчасти – те еще экологи, потому как ни один педагог не выбросит втулку, обязательно придумает куда пристроить коробку от туфель, приспособить упаковку от подарка. Кому как не нам знать, что коктейльная трубочка – имеет множество вариантов применения в образовательной деятельности. В этом и заключается принцип экологического круговорота – из ненужного сделать что-то нужное. Именно это мы держим в своём профессиональном фокусе - втор.сырье – это не МУСОР, а потенциальный материал для работы воспитателя во всех образовательных областях педагогической деятельности детского сада. Мы с детьми уверены - Если каждый человек осознает, что даже маленькая ненужная крышечка, которая лежит у него дома, способна превратиться в необходимое, у нас появится шанс спасти нашу планету, так как другой у нас просто нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете. Тема: Формирование экологического мышления младших дошкольников.
АЛЬНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ....
Доклад «Метод проектной деятельности как одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в современной ДОО в условиях реализации ФГОС»
Одним из важных направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является « создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастн...
ФОРМИРОВАНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ИГР И ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ» В.В. ВОСКОБОВИЧА)
В статье раскрывается актуальность проблемы формирования алгоритмического мышления у дошкольников. Авторы приводят примеры игр для формирования алгоритмического мышления у дошкольников, а ...
Экологический проект « превращение ненужного в необходимое»
Экологический проект по переработке вторсырья...
ФОРМИРОВАНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ИГР И ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ» В.В. ВОСКОБОВИЧА)
ВведениеАктуальность внедрения алгоритмики значима в ДОУ, так как:является эффективным средством для интеллектуального развития дошкольников,позволяет педагогу сочетать образование, воспит...
"Метеоплощадка-как эффективное средство формирования экологических представлений у дошкольников"
Метеоплощадка-как средство формирования экологических представлений у дошкольников....
Проектная деятельность, как одна из эффективных технологий по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
В настоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяется все больше и больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в...