ФОРМИРОВАНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ИГР И ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ» В.В. ВОСКОБОВИЧА)
методическая разработка (старшая группа)
Введение
Актуальность внедрения алгоритмики значима в ДОУ, так как:
- является эффективным средством для интеллектуального развития дошкольников,
- позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры: учиться и обучаться в игре;
- позволяет воспитаннику проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
- объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Цель методической разработки: описание технологии работы с алгоритмами.
Цель работы с детьми: обучение дошкольников умению «видеть» алгоритмы и осознавать алгоритмическую сущность действий.
Задачи.
Обучающие:
- формирование навыков пространственной ориентировки у дошкольников:
схемы тела, схемы пространства, уход от эгоцентрической позиции,
- умение видеть, анализировать и создавать порядок действий,
Развивающие:
- развитие логики, мышления, речи, сенсорных возможностей и эмоционально-волевой сферы,
Воспитательные:
- воспитание умения взаимодействовать друг с другом в решении практических задач,
- воспитание творческих способностей ребенка,
- воспитание в детях уверенности в себе, своих силах,
У детей формируются следующие алгоритмические умения:
- Ставлю цель и формирую образ результата.
- Планирую действия.
- Умею исполнить и составить алгоритм.
- Умею работать по образцу и правилу.
- Могу рассказать о своем способе решения.
- Решаю задачу творчески.
- Владею логическими операциями.
- Вижу ошибки и могу их исправить.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №10 с.Таврово»
Методическая разработка
«ФОРМИРОВАНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ИГР И ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ» В.В. ВОСКОБОВИЧА)»
Автор: воспитатель МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №10
с.Таврово: Ткаченко Мария Александровна
Таврово, 2024
Введение
Актуальность внедрения алгоритмики значима в ДОУ, так как:
- является эффективным средством для интеллектуального развития дошкольников,
- позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры: учиться и обучаться в игре;
- позволяет воспитаннику проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
- объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Цель методической разработки: описание технологии работы с алгоритмами.
Цель работы с детьми: обучение дошкольников умению «видеть» алгоритмы и осознавать алгоритмическую сущность действий.
Задачи.
Обучающие:
- формирование навыков пространственной ориентировки у дошкольников:
схемы тела, схемы пространства, уход от эгоцентрической позиции,
- умение видеть, анализировать и создавать порядок действий,
Развивающие:
- развитие логики, мышления, речи, сенсорных возможностей и эмоционально-волевой сферы,
Воспитательные:
- воспитание умения взаимодействовать друг с другом в решении практических задач,
- воспитание творческих способностей ребенка,
- воспитание в детях уверенности в себе, своих силах,
У детей формируются следующие алгоритмические умения:
- Ставлю цель и формирую образ результата.
- Планирую действия.
- Умею исполнить и составить алгоритм.
- Умею работать по образцу и правилу.
- Могу рассказать о своем способе решения.
- Решаю задачу творчески.
- Владею логическими операциями.
- Вижу ошибки и могу их исправить.
Интеллектуальное развитие ребенка является основополагающим для его успешного обучения и гармоничного развития в современном мире. Дошкольный возраст играет ключевую роль в закладывании фундамента для дальнейшего образования. В этот период дети начинают приобретать знания, которые послужат основой для школьного обучения. В современном мире компьютер выступает не только как игровое устройство, но и как мощный инструмент для обучения и развития. Технологии прочно вошли в нашу повседневную жизнь, в том числе и в сферу образования. В 21 веке ребенку сложно полноценно развиваться без овладения навыками работы с электронными устройствами. Программирование является одним из наиболее эффективных способов развивать интеллектуальные способности детей. Чтобы написать код, даже самый простой, необходимо:
* Понимание: что означают команды в используемом языке программирования.
* Умение планировать: необходимо продумать план решения задачи.
* Креативность: способность придумывать новые идеи и реализовывать их.
* Аналитическое мышление: способность логически рассуждать, отслеживать ход выполнения плана, находить и исправлять ошибки. Эти навыки носят универсальный характер и пригодятся в любой сфере деятельности.
Умение программировать открывает перед ребенком широкий спектр возможностей:
* Развитие логического и абстрактного мышления.
* Формирование навыков решения проблем.
* Стимулирование творчества и воображения.
* Улучшение концентрации внимания.
* Повышение самооценки и уверенности в себе. Когда ребенок успешно решает задачу с помощью компьютера, его энтузиазм может стать искрой, которая зажжет в нем страсть к познанию. Желание программировать мотивирует его узнавать новое, разбираться в том, что раньше казалось сложным и скучным. Помимо интеллектуального развития, программирование также способствует развитию мелкой моторики, зрительно-двигательной координации и пространственного мышления. Оно позволяет детям развивать междисциплинарные связи и применять знания из разных областей. Сегодня существует множество интерактивных образовательных программ и платформ, которые адаптированы для детей дошкольного возраста. Они позволяют в игровой форме знакомить детей с основами программирования и развивать их интеллектуальные способности. В дошкольных учреждениях и кружках проводятся занятия по программированию, где дети под руководством опытных педагогов осваивают азы создания простых программ, используют различные логические блоки и конструкции. Внедрение программирования в дошкольное образование является важным шагом для подготовки детей к будущему, которое будет характеризоваться стремительным развитием технологий. Обучение основам программирования в раннем возрасте поможет детям уверенно чувствовать себя в постоянно меняющемся мире и добиться успеха в различных сферах деятельности.
Первые шаги в программировании сложны для ребенка, так как алгоритмический стиль мышления не развит с рождения. Однако его можно сформировать. Это вполне реальная задача, даже в дошкольном возрасте.
Овладение на первых ступенях развития простейшими алгоритмами, как обобщенными способами действий является необходимым условием успешного освоения любой деятельности. Педагоги и психологи указывают на необходимость освоения детьми определенного алгоритма действий, так как всякая деятельность требует сначала определенных технических умений и навыков, и только после их освоения можно достичь результата.
В методической работе рассматриваются условия, для формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста. Раскрывается такое понятие, как «алгоритмические умения» и обозначается взаимосвязь с понятием «алгоритмическое мышление». Условия формирования алгоритмических умений у дошкольников это: игры с правилами и организация игровой деятельности по заданным педагогом алгоритмам, создание развивающей предметно пространственной среды, учет возрастных и индивидуальных особенностей, обучение детей действиям контроля и оценки своей деятельности, интеграция в процессе формирования алгоритмических умений различных видов детской деятельности.
Новизна работы: изучение программирования и алгоритмики в детском саду является относительно новым направлением для дошкольного образования.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами детских дошкольных образовательных учреждений.
Новое видение образовательного результата: компетентный выпускник, готовый к реальной жизни Современная система образования ставит во главу угла необходимость воспитания нового типа выпускника, ориентированного на решение практических задач реальной жизни. Такой выпускник обладает набором ключевых компетенций и общеучебных умений, в том числе развитым интеллектуальным аппаратом, включающим логическое и алгоритмическое мышление.
Значение алгоритмического мышления для детей. Необходимость алгоритмической грамотности осознается уже в дошкольном возрасте. Для успешного решения практических задач и получения результата ребенок должен выполнить ряд определенных действий в последовательном порядке. Осваивая этот навык в дошкольном учреждении, дети значительно облегчают себе обучение в школе.
По словам ученых В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина, сформированность учебной деятельности предполагает умение принимать и удерживать цель предстоящей деятельности, планировать последовательность действий, выбирать необходимые средства, контролировать и самоконтролировать свою деятельность. Наличие такого типа мышления способствует освоению широкого спектра знаний и навыков, включая школьные предметы. Алгоритмическое мышление как признак общей культуры.
В современном мире умение мыслить точно, формально и структурировано стало одним из важных критериев общей культуры человека.
Ниже приведены ключевые умения, необходимые во многих сферах деятельности:
* Разделение общей задачи на подзадачи
* Планирование этапов деятельности с учетом времени
* Оценка эффективности деятельности
* Поиск необходимой информации
* Переработка и усвоение информации
* Понимание последовательных и параллельных действий
Именно алгоритмы помогают детям разъяснять сложные явления в доступной форме, воспроизводить необходимую информацию и развивать такие психические процессы, как память, внимание и образное мышление.
Формирование алгоритмического мышления у детей начинается в дошкольном возрасте с помощью специально разработанных дидактических игр и заданий. Например, игры на классификацию объектов, составление паттернов, решение лабиринтов и головоломок. В начальной школе алгоритмическое мышление развивается на уроках математики и информатики. Дети учатся решать задачи с помощью алгоритмов, работать с логическими схемами и создавать собственные алгоритмы для решения различных проблем. Особое внимание алгоритмическому мышлению уделяется на уроках робототехники, где дети программируют роботов для выполнения определенных действий. Эта практика не только способствует развитию алгоритмического мышления, но и помогает детям приобрести востребованные в современном мире навыки программирования.
Влияние алгоритмического мышления на образовательные результаты Дети с развитым алгоритмическим мышлением демонстрируют более высокие результаты в учебе, как в школе, так и за ее пределами. Они лучше понимают сложные концепции, эффективно решают задачи и обладают критическим мышлением. Исследования показывают, что алгоритмическое мышление связано с успешностью в таких областях, как математика, естественные науки, а также с более высоким уровнем дохода в дальнейшей карьере.
В современном мире, где технологии и данные играют все более важную роль, алгоритмическое мышление становится незаменимым навыком для успешной жизни и работы. Воспитывая детей с развитым алгоритмическим мышлением, мы готовим их к будущему, полному вызовов и возможностей.
Навыки алгоритмического мышления способствуют формированию особого стиля культуры человека, составляющими которого являются:
- Целеустремлённость и сосредоточенность;
- Объективность и точность;
- Логичность и последовательность в планировании и выполнении своих действий;
- Умение чётко и лаконично выражать свои мысли;
- Правильно ставить задачу и находить окончательные пути её решения;
- Быстро ориентироваться в стремительном потоке информации.
Занятия, в которых могут быть использованы алгоритмы:
- Математика
- Развитие речи
- Ознакомление с окружающим миром
- Конструирование
- Рисование
- Аппликация
- Лепка
Алгоритмы и формирование алгоритмической компетентности детей являются эффективным средством развития предпосылок учебной деятельности в процессе обучения детей дошкольного возраста.Овладение алгоритмами создает возможность переноса решения поставленной задачи на аналогичные задачи. Такие виды поведения, как контроль, самоконтроль и коррекция, также являются специфическими для алгоритмической деятельности человека.
На занятиях по алгоритмике дети развивают умение планировать этапы и время выполнения действий, разбивать одну большую задачу на подзадачи. Они могут оценить эффективность своей деятельности. Кроме того, практическое знакомство с понятием "функция" дает им возможность понять,что такое непрерывное действие. Мотивируют детей к познанию окружающего мира. В сочетании с физической активностью это помогает уменьшить недостаток физической активности среди современных детей. Работа в команде развивает коммуникативные навыки.
Этапы формирования алгоритмических умений
Возрастная категория | Виды алгоритмов |
1 этап Дети дошкольного возраста 4-5 лет | Формирование умений выполнять линейные алгоритмы, понимание значимости выполнения строгой последовательности операций по предложенному образцу в образовательной и в повседневной деятельности (сравнение по величине, полив растений, кормление животных и т.д.) |
2 этап Дети дошкольного возраста 5-6 лет | Формирование умений исполнять алгоритмы с разветвлением и содержащие цикл, составлять алгоритмы самостоятельно в процессе решения образовательных и практических задач |
3 этап Дети дошкольного возраста 6-7 лет | Закрепление алгоритмических умений, которые приобрели дошкольники в процессе различных видов деятельности, обеспечение осознанного выполнения ими любого алгоритма, постепенное увеличение доли самостоятельности в его выполнении и составлении, развитие у детей алгоритмических умений, применение алгоритмической деятельности в различных образовательных областях, формирование умения осуществлять целеполагание, контроль, коррекцию и рефлексию. |
Целенаправленную работу по формированию алгоритмических умений можно начинать с детьми 5-го года.
На начальном этапе термины "алгоритм","правило" и "план" не вводятся. Педагоги объясняют детям некоторые алгоритмы (только линейные),показывая им названные действия. Например, порядок приготовления бутербродов. Детям дается указание запомнить последовательность действий. Педагог просит детей показать,чему они научились и как правильно сделать бутерброд. Детей следует попросить сопровождать свои действия словами,а учителя должны помочь в этом, сопровождая действия детей комментариями. Существуют разные способы проверки запоминания алгоритмов. Детям можно показать ряд действий,названных педагогом(одевание, стирка одежды,полив цветов, кормление рыбок ит. д.), либо педагог может подготовить карточки с нарисованными на них действиями, разложить их в произвольном порядке, а дети могут восстановить порядок действий. Воспитатель оценивает каждый алгоритм и следитзатем, достигнута ли цель.
Мы используем игры для закрепления умения строить линейные алгоритмы,в которых некоторые действия отсутствуют или выбиваются из последовательности. Примером игры с неполным составом действий может служить игра "Научи робота есть". Для того чтобы робот выполнял приказы, они должны быть четкими.
Должна быть правильная последовательность действий. Робот-это машина, которая следует за человеком и выполняет все его команды. Учителя организуют различные игры с этим персонажем.
Робот нужен, чтобы показать детям, что команды должны быть четкими и в правильном порядке.
В старшем дошкольном возрасте, основная работа проводится с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги в клетку.
Знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь (лист состоит из двух
страниц, тетрадь состоит из листов).
Повторение названий сторон и углов листа и страницы.
Воспитатель рассматривает с детьми лист с размеченными клеточками. Работа на листе бумаги сопровождается показом образца действий на листе. Сначала дети работают по подражанию, затем по устной инструкции.
Проводим с детьми графические диктанты. (Приложение 6)
Для закрепления работы с разветвляющимся алгоритмом сделала для детей настольную игру – бродилку «Съедобное – несъедобное», в которой в зависимости от попадания на цветное поле выполняется определенное действие: пропуск хода, дополнительный ход, получение задания.
На занятиях по ФЭМП давала детям задания: расположи предметы в последовательности по величине. Потом можно вводить игры, в которых имеется игровое поле, разбитое на квадраты и набор карточек с изображением картинок, которые используются на игровом поле.
В начале обучения игре, ребенку можно предложить пройти по полю от клетки-старта к определенному предмету (например: кукла), передвигаясь по квадратам, в заданном направлении (говоря: шаг вперед). Затем пройти по клеткам к заданному предмету, проговаривая при этом названия предметов изображенных в клетках.
Постепенно игра усложняется, помимо прохождения пути, ребенку предлагается откладывать по порядку карточки с изображением тех предметов, по которым он передвигается. Затем, совместно с ребенком, просматриваем пройденный путь. Потом ребенку предлагается пройти по пути, который выстроен воспитателем или другими детьми.
На этом этапе идет знакомство и изучение построения первых алгоритмов движения. Ребенок принимает на себя роль «робота», выполняет последовательность своих действий или действий, предложенных другими.
В дальнейшем осваиваются игры с составлением алгоритма маршрута движения исполнителя. Ребенку необходимо в таблице выложить из пиктограмм программу маршрута движения исполнителя.
Далее он размещает исполнителя (например: мышку) на клетку старта в исходное положение – лицом вперед по направлению стрелки. Потом в игру добавляется еще один игрок и появляется соревновательный момент.
Для этого, мы должны познакомить детей с роботом, который ходит вверх, вниз, вправо, влево. Чтобы робот заработал, ему необходима программа. Она пишется с помощью стрелок. Таким образом, мы подводим ребенка к моделированию пространства с помощью графического знака, т. все движения, которые будет выполнять робот, ребенок кодирует с помощью стрелок. Начинать нужно буквально с двух ходов. Усложнение игровых задач идет за счет постепенного увеличения количества ходов робота.
Все эти задачи ребенок решает с помощью практических действий, которые он может выполнять как на магнитной доске, так и у себя на столе, на уменьшенной карте, используя вместо робота обыкновенную шашку, фишку и т. Все свои действия ребенок должен проговаривать. Так же он должен уметь «читать» программы.
Педагог организует действие: один ребенок читает программу, а остальные передвигают исполнителя по карте, повторяя команды вслух. Можно организовать работу в парах. Когда ребенок проговаривает свои действия, выполняя движения, а другой ребенок фиксирует движения.
Следующий этап предполагает переход речи во внутреннюю и без практических действий. Педагог берет на себя роль читающего программу, а дети «передвигаются» по карте без исполнителя, только взглядом. Количество ходов увеличивается постепенно. Усложняется программа с появлением поворотов. Ребенок учится записывать программу на листе бумаги с помощью стрелок, затем по своей программе запрограммировать мини – робота.
Для работы с мини – роботом можно организовывать самые разнообразные игры на логическое мышление, математические действия, обучение чтению, основы безопасности и многое другое. «Собери слово», «Собери все овощи» и т.
Ниже приведем несколько игр, которые можно предложить дошкольникам для формирования у них алгоритмического мышления.
Игра «Найди закономерность и продолжи ряд» предполагает нахождение закономерности в составе вложенных фигур и продолжение ряда из кирпичиков на пластине.
Игра «Считалочка» подразумевает, что каждая команда составляет башенки из кирпичиков на основании полученного результата и цветовой гаммы примера на плоскости и в объемном исполнении. После этого команды продолжают ряд, сохраняя при этом последовательность и алгоритмику.
Игра «Иду в гости» связана с тем, что по индивидуальной схеме участники каждой команды продолжают маршрут исполнителя – Лего-человечка от старта на противоположную сторону, т. разгадывают загадку – к какому герою шагает человечек?
Для формирования алгоритмического мышления мы используем игры и пособия из технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Например, для того чтобы научить детей строить линейные алгоритмы можно предложить игр «Шнур-Малыш» и «Шнур-Затейник» с пространственными, знаковыми, словесными инструкциями.
Для выполнения алгоритмов всех видов и формирования у детей первоначальных умений по составлению алгоритмов рекомендуем применять парные и групповые игры с пособиями «Волшебная восьмерка», «Кораблик Буль-Буль», «Черепашки Пирамидка», «Геоконт Малыш», «Фонарики».
Для того закрепить алгоритмические умения можно использовать «МиниЛарчик» и пособие «Умные стрелочки Ларчик».
Таким образом, алгоритмическое мышление лежит в основе многих процессов реальности. Оно не присуще человеку, когда он рождается, его можно развивать на протяжение всей жизни, а начинать можно уже с дошкольного периода. Для формирования алгоритмического мышления педагоги могут использовать специальные игры, а также прибегать к различным уже имеющимся технологиям или пособиям, например, к технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Литература:
- https://cyberleninka.ru/article/v/usloviya-formirovaniya-algoritmicheskih-umeniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
- http://docplayer.ru/34693236-Razvitie-logicheskogo-i-algoritmicheskogo-myshleniya-u-doshkolnikov-i-mladshih-shkolnikov.html
- https://piktomir.ru/
- Парунина Л.В., Бабикова А.В. Игры В.В. Воскобовича как средство развития алгоритмического мышления дошкольников// Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2020. С. 371-372.
- Собянина Н.В. Значение алгоритмического мышления в дошкольном возрасте// Воспитатель детского сада. 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая технология "Сказочные лабиринты игры" В.В.Воскобовича и интеллект
В данной статье педагог предлагает свой взгляд на содержание игр технологии, опыт работы детского сада и свой лично. Отражает виды деятельности, в которых возможно использовать игры, героев технологии...
"Эффективное развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами игровой технологии «Сказочные лабиринты игры В.В. Воскобовича»"
В.В. Воскобович - автор технологии интеллектуально-творческого развития детей "Сказочные лабиринты игры". Преимущество данной технологии в том, что она всегда требует активных действий каждо...
Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича для всестороннего развития дошкольников.
В статье рассскрываются особенности развивающих игр В.В.Воскобовича, способы реализации данной технологии в условиях реализации ФГОС ДО....
ФОРМИРОВАНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ИГР И ТЕХНОЛОГИИ «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ» В.В. ВОСКОБОВИЧА)
В статье раскрывается актуальность проблемы формирования алгоритмического мышления у дошкольников. Авторы приводят примеры игр для формирования алгоритмического мышления у дошкольников, а ...
Рабочая программа кружка "В гостях у природы" по экологическому воспитанию дошкольников средствами игровой технологии "Сказочные лабиринты игры" В.В. Воскобовича
Старшая группа (ЗПР)...
«Развитие интеллектуальных способностей дошкольника С помощью развивающих игр В.В.Воскобовича» На тему: «Знакомство с технологией «Сказочные лабиринты игры В.В.Воскобовича»
Знакомство с развивающими играми В.В. Воскобовича....