Здоровьесберегающие технологии посредством театрализованной деятельности
статья (средняя группа)
В процессе работы с дошкольниками мы используем следующие здоровьесберегающие технологии, связанные с театрализованной деятельностью, как: • дыхательная гимнастика; • пальчиковые гимнастика; • релаксационные упражнения; • игры с пиктограммами чувств и эмоций; • сказкотерапия (сказки с использованием кинезиологических упражнений.); • театрализованная ритмопластика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_posredstvom_teatralizovannoy_deyatelnosti.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Подготовила: Меренкова А.Б., воспитатель
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие «здоровьесберегающие технологии» прочно вошло в образовательную систему. Сформировать необходимые знания, умения и навыки, воспитать привычку к здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни – цель здоровьесберегающих технологий.
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания. Благодаря театру ребенок познает окружающий его мир умом, сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность привлекательна для дошкольников, охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития психических процессов, обладает широким развивающим потенциалом, который позволяет использовать формы, методы и приемы театрализации в формировании здоровьесберегающего поведения ребенка в образовательном и воспитательном процессе дошкольной образовательной организации.
В процессе работы с дошкольниками мы используем следующие здоровьесберегающие технологии, связанные с театрализованной деятельностью, как:
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковые гимнастика;
- релаксационные упражнения;
- игры с пиктограммами чувств и эмоций;
- сказкотерапия (сказки с использованием кинезиологических упражнений.);
- театрализованная ритмопластика.
Дыхательная гимнастика. Дыхание следует формировать постепенно. Начинать с простых упражнений, которые знакомят воспитанников с самим принципом правильного дыхания. Для этого следует использовать три комплекса дыхательных упражнений, которые связаны между собой степенью увеличения физической нагрузки на определенные мышцы дыхательной системы и техникой выполнения. В первом комплексе больше внимания уделяется типам дыхания – успокаивающе-восстановливающему и очистительному (упражнения выполняются без особого напряжения мышц). Второй комплекс направлен на укрепление носоглотки, верхних дыхательных путей и легких с напряжением тонуса определенных групп мышц. Третий комплекс в основном направлен на укрепление мышечного тонуса всей дыхательной системы. Кроме того, возможно использование упражнения «Озвучка», когда немой видеоролик нужно озвучить с помощью дыхания. Например, приближающаяся гроза в природе (шелест листьев, пение птиц, жужжание насекомых)
Пальчиковая гимнастика. В процессе театрализованной игры следует задействовать широкий спектр пальчиковых и ручных игр (например, фетровый и вязанный пальчиковый и теневой театр). Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. Так, например, в процессе кукловождения развивается координация, согласованность движений пальцев рук, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, улучшается внимание, память; вырабатывается терпение, усидчивость, проявляется заинтересованность.
Релаксационные упражнения. Использование их в работе с дошкольниками
помогает решить следующие задачи:
- укрепление физического здоровья и формирование красивой осанки;
- учить снимать напряжение мышц после физических упражнений;
- тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции;
- развитие воображения, образного мышления;
- формирование положительных эмоций и чувств.
Релаксационные упражнения могут быть использованы в комплексе утренней гимнастики, как физкультминутка на занятии, перед сном, индивидуально с гиперактивными воспитанниками и в любом режимном моменте в течение дня.
Все релаксации проводятся под спокойную расслабляющую музыку. Текст читается спокойно, достаточно громким голосом, в размеренном темпе, с соблюдением пауз. Некоторые смысловые фразы проговариваются два раза. Творческий подход и артистичность педагога во время проведения релаксационных упражнений создадут атмосферу доброжелательных отношений, позволят детям научиться владеть мышцами своего тела, а в дальнейшем – самостоятельно контролировать своё состояние, применять в жизни полученные навыки релаксации.
Игры с пиктограммами чувств и эмоций. С помощью дидактической игры «Определи эмоцию по пиктограмме», дошкольники знакомятся с разным спектром эмоций от базовых (радость, грусть, страх, злость) до более сложных (удивление, печаль, восторг, ярость). После знакомства с эмоциями через игру учатся управлять своими эмоциями и проявлять соответствующие чувства в окружающей действительности. Данная игра способствует развитию эмоционального интеллекта: проявляя эмоции удивления, любопытства, уверенности или сомнения в своих суждениях и проявление радости от найденного решения, познавая новое и получая ответы на свои вопросы вызывает у ребенка положительные эмоции и подталкивает его к более глубокому изучению мира, таким образом способствуя интеллектуальному развитию.
Сказкотерапия. В ходе работы педагогу следует подбирать сказку или театральные этюды для постановки в зависимости от текущих проблем в группе. Если наблюдаются конфликтные ситуации между воспитанниками, то можно разыграть этюды по сказкам: «Вместе тесно, а врозь скучно» (К. Ушинский); «Мальчик с больным сердцем» (В. Сухомлинский); «Синие листья» (В. Осеева) и др., а если наблюдаются проблемные ситуации при формировании культурно-гигиенических навыков, то инсценировать сказки: «Мойдодыр» (К.Чуковский); «Маша-растеряша» (Л.Воронкова) и др., если наблюдаются проблемы с аппетитом или поведением за столом, то - «Сказка для детей, которые плохо кушают» (М. Митлина), «Почему нужно кушать» (И. Гурина), «Как Вера свой аппетит искала» (И.Брилько).
Сказкотерапия в составе театральной деятельности совершенствует дикцию, движение и пластику; развивает умение вести диалог, внимательно следить за ходом действий; способствует раскрытию творческого потенциала детей, учит навыками перевоплощения и игры на сцене, работе в коллективе, а также способствует психологическому здоровью дошкольника.
Проигрывание кинезиологических сказок проводится в доброжелательной обстановке. Одна сказка сочетает в себе несколько видов кинезиологических упражнений. Упражнения интересные, эмоционально-значимые для ребенка проводятся в игровой форме, педагог предварительно показывает и выполняет их с воспитанниками.
Театрализованная ритмопластика. Театрализованная ритмопластика содержит два понятия: театрализация и пластика. Театрализация подразумевает зависимость от выполняемых гимнастических упражнений от конкретного содержания литературного материала. В основу занятий с воспитанниками следует включать известные и любимые русские народные сказки, а также сказки известных писателей, таких как Б. Заходер, С. Маршак, В. Сутеев, Н. Носов, Г. Андерсен, Ш. Перро, К. Чуковский. Например, после прочтения народной песенки в переводе С. Маршака «Котята» ребенок под музыку Г.Свиридова «Зима» по очереди показывает движения хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят. Театрализованная ритмопластика совершенствует двигательные навыки, умение владеть своим телом, укрепляет и развивает мышцы, убирает угловатость и скованность.
Таким образом, мы пришли к выводу, что театрализация – уникальный вид сотрудничества. Занимаясь вместе со взрослыми, дошкольники овладевают ценными навыками, разными видами упражнений, играя, готовятся к выступлениям на утренниках, к участию в досугах, развлечениях, «днях здоровья», викторинах, спектаклях, участвуют в организации театрально-игровой деятельности. С помощью театрализации проще достигнуть поставленной цели – сохранении психического, соматического и социального благополучия, развития индивидуальных способностей воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие физических качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий»
Одной из форм развития двигательных умений и навыков у детей являются сюжетно-игровые занятия т.е театрализованная деятельность, которые с...
«Здоровьесберегающие технологии посредством театрализованной деятельности»
«Здоровьесберегающие технологии посредством театрализованной деятельности»...
Здоровьесберегающие технологии в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.
laquo;Здоровьесберегающие технологии». 2 слайдВ последнее время вопрос о состоянии здоровья наших детей, к сожалению, встаёт особенно остро, как перед родителями, ...
«Использование здоровьесберегающих технологий в театрализованной деятельности»
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему. Одним из средств р...
Наше Подмосковье. Проект «Здоровьесберегающие технологии в театрализованной деятельности»
Номинация: «Творчество и духовное наследие»Тематика: «Творческое самовыражение»...
«Развитие физических качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий»
Естественным спутником жизни детей является игра, которая обладает великой воспитательной силой и способствует формированию у дошкольников двигательных умений и навыков. Одной из форм развития двигате...
Совместная деятельность педагогов с детьми по образовательной области «Речевое развитие» с элементами «Здоровьесберегающей технологии». Тема: театрализованная деятельность по русской народной сказке «Заюшкина избушка».
Цель: вызвать интерес у детей к театрализованной деятельности по сказке " Заюшкина избушка ";создать эмоционально-положительный климат в группе;порадовать детей;развивать умение следить за д...