Технологическая карта. "Создание условий для расширения представлений о березе, через познавательно - исследовательскую деятельность в средней группе".
план-конспект занятия (средняя группа)
Цель: создать условия для расширения представлений о березе с помощью познавательно – исследовательской деятельности (по методике проведения исследований в детском саду Савенкова А.И.) .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта.
Создание условий для расширения представлений о березе,
через познавательно - исследовательскую деятельность
в средней группе.
Составила: Симонова А.Н.
воспитатель МБДОУ «ДСОВ № 111»
Цель: создать условия для расширения представлений о березе с помощью познавательно – исследовательской деятельности (по методике проведения исследований в детском саду Савенкова А.И.) .
Задачи:
- Расширять представление о русском дереве березе.
- Организовать деятельность детей для мотивации приобретения знаний; организовать содержательно-развивающую деятельность детей по знакомству с березкой русской.
- Развивать навыки самостоятельной познавательно – исследовательской деятельности (задавать вопросы, наблюдать, делать выводы и умозаключения, классифицировать полученную информацию, экспериментировать);
- Закреплять умение составлять доклад о предмете исследования (березе).
- Формировать умение самостоятельно делать зарисовки и применять полученные знания.
- Тренировать мыслительные операции – анализ, обобщение, развивать внимание, творческие способности.
Образовательная область: Познавательное развитие, речевое развитие.
Виды детской деятельности: творческо - исследовательская, игровая, коммуникативная.
Оборудование: Интерактивная доска, ноутбук с установленным программным обеспечением ActivInspire, к занятию разработано электронное пособие в программе ActivInspire, содержащие интерактивные игровые упражнения, карточки с символическими изображениями «методов исследования», цветные карандаши, материалы для опыта (таз с водой, веточки березы), энциклопедии, картинки по теме, головной убор академика, мантия.
Предварительная работа: проведение исследований по другим темам, техника безопасности и правила работы с интерактивной доской, беседы «Лес – наше богатство», игры «Дерево и плоды», «С какого дерева лист», рассматривание иллюстраций «Деверья в разное время года».
Структура | Содержание образовательной деятельности | Планируемый результат |
Вводная часть: Организация детей установка на предстоящую деятельность, создание проблемной ситуации (вход в деятельность). | (Дети заходят в группу на интерактивной доске картинка сундука) Воспитатель: Тема сегодняшнего нашего исследования находится в волшебном сундуке. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы должны догадаться, что мы будем сегодня исследовать. Воспитатель читает стихотворение: Люблю березку русскую, То светлую, то грустную. В зеленом сарафанчике С платочками в карманчиках. С красивыми застежками, С зелеными сережками. - Ребята, как вы догадались, наверное, тема сегодняшнего нашего исследования – русская березка (картинка на интерактивной доске – открывается волшебный сундучок и выскакивает картинка). | Приветствие, создание положительного настроя на работу. Возникновение интереса к предстоящей деятельности, активирующее общение. Активизация интереса детей художественным словом. Мотивация на включение в игровую исследовательскую деятельность. |
Основная часть: Создание условий для разнообразной активной деятельности детей. Актуализация имеющихся у детей знаний. Создание условий для достижения результата каждого ребенка. | - Давайте вместе разберемся, что за дерево береза? (На интерактивной доске выставлены этапы исследования – «Подумай сам», «Узнай из книг», «Эксперимент», «Спроси у человека», «Посмотри фильм»). - Обратите внимание на план исследования. С чего мы начнем собирать материал? Нужно вспомнить, что мы знаем о березе? 1. Первый этап «Подумай сам» (нажимают на символ на доске) (Дети рассказывают, что они знают о березе. Зарисовывают символы, обозначающие детские высказывания.) 2. Второй этап «Узнай из книг» (нажимают на символ на доске – появляется подсказка -энциклопедия) (Дети подходят к столу и выбирают книгу «Энциклопедия для детей», находят нужную тему, воспитатель зачитывает информацию). Придумывают символ, которым можно обозначить данную информацию. 3. Третий этап «Эксперимент» (нажимают на символ на доске – появляется подсказка повести опыт) Опыт «Тонет – не тонет» - Как вы думаете, дерево береза тонет в воде или нет? Давайте с вами проведём эксперимент и посмотрим – утонет оно или нет? Возьмите деревянный брусок и опустите его в воду. Что можно сказать о деревянном бруске? Он тонет или нет? (Проделав опыт, дети делают вывод: дерево лёгкое, плавает в воде – зарисовывают результат) Проводится интерактивная игра «С какого дерева листок?» 4. Четвертый этап «Спроси у человека» (нажимают на символ на доске) Дети подходят к взрослому, воспитателю, и просят рассказать, что то важное о березе. Воспитатель рассказывает. Придумывается и зарисовывается символ. 5. Пятый этап «Посмотри фильм» (нажимают на символ на доске – выскакивает ссылка на фильм) - Ребята мы посмотрим с вами небольшой фильм о Русской березке. Знакомятся с пользой березового сока. Дети смотрят, делают выводы.
Защита. Вывешиваем на магнитной доске заметки с символами так, чтобы их видели все. Обобщают информацию. - Сейчас наступил самый важный момент. Подошло время сделать научный доклад, как настоящие ученые. Кто хочет выступить и побыть в роли настоящего ученого? Ребенок делает доклад с опорой на зарисовки. (Выступающему ребенку можно надеть мантию, в конце выступления дополняют докладчика). Дети угощают гостей березовым соком. | Формируется навык совместной работы, участия в общем обсуждении, дети выражают различные эмоции, активно участвуют в разговоре, высказывая свои мнения, суждения, наблюдения. Развивается активность, познавательный интерес детей. Стимулирование детской интеллектуальной деятельности. Ребенок проявляет способность решать адекватные возрасту задачи. Развивается умение делиться своими впечатлениями, делать выводы. Проводят опыты. Дети повторяют правила поведения в лаборатории при проведении опытов. Дети настроены на предстоящую деятельность. Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта Развивается умение задавать вопросы Обогащение уже имеющихся представлений о березе. Осознание себя как участника познавательного процесса. Сформировано представление о березе. Развито умение делать логические умозаключения и выводы. |
Заключительная часть: подведение итогов деятельности поощрение детей (выход из деятельности, учет индивидуального темпа ребенка). | «Мое настроение» (с помощью веселых или грустных смайликов определяют настроение) – на интерактивной доске. Обсуждаем, что узнали сегодня нового и интересного и придумываем тему следующего исследования. | Осознание себя как участника познавательного творческого процесса. Создать ситуацию успеха. Формулируют возможности использования результата деятельности в дальнейшем. Формируется умение видеть результаты своей деятельности. Дети участвуют в оценке и самооценке деятельности. |
Список литературы:
- Обучающий слайд-фильм "Береза" с диска серии "Энциклопедия в загадках" "Мир растений" youtube.com.
- Савенков А.И. С12 Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. -
80с. - ISBN 5-9507-0177-1
- Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Вода Байкала».
Цель: Создать условия для формирования элементарных представлений об озере Байкал.Задачи: Организовать деятельность для расширения представлений о природе и богатстве родного края; стремится к восприя...
Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Как готовятся к зиме животные». Педагог Ивановская Светлана Степановна
Цель: Создать условия для расширения представления детей о жизни животных осенью.Задачи: - Организовать деятельность детей по расширению представлений о диких и домашних животных....
Технологическая карта ОС Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Зимующие птицы». Воспитатель Лугинина Олеся Юрьевна
Цель: Создать условия для формирования представления детей о жизни птиц в зимний период.Задачи:- Организовать игровую деятельность по закреплению характерных признаков птиц через игр...
Технологическая карта ОС. Познавательно- исследовательская деятельность в средней группе «Свойства таяния снега». Воспитатель Титова Наталья Юрьевна
Цель: создать условия для расширения представления детей о таянии снегаЗадачи:организовать деятельность детей по закреплению знаний от чего таит снегорганизовать рефлексивную деятельностьМатериалы и о...
Технологическая карта по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Зимние забавы». Воспитатель Ивановская Светлана Степановна
Цель: Создать условия для расширения кругозора детей о зимних развлечениях на улице.Задачи: - Организовать деятельность д...
Технологическая карта ОС, познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Свойства льда». Воспитатель Ивановская Светлана Степановна
Цель: Создать условия для формирования представления детей о свойствах льда, о его примененииЗадачи: - Организовать деятельность детей по развитию умения классифицировать предметы по одном...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию познавательно – исследовательской деятельности в средней группе. Тема: «Дикие животные в лесу»
Цель: Создание условий для расширения представления детей о жизни диких животных в лесу.Задачи:Обучающая: продолжать знакомить детей с обобщающим понятием "дикие животные", учить узнавать и ...