ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Вода Байкала».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Цель: Создать условия для формирования элементарных представлений об озере Байкал.
Задачи: Организовать деятельность для расширения представлений о природе и богатстве родного края; стремится к восприятию детьми целостного представления о жемчужине родного края – озере Байкал.
Организовать познавательную деятельность детей средствами экспериментирования.
Организовать деятельность по формированию умений изобретать, размышлять.
Организовать рефлексивную деятельность
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру; желание сберечь и сохранить красоту природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_baykala_sr.gr_.docx | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
Познавательно-исследовательская деятельность в Средней группе
Тема: «Вода Байкала».
Цель: Создать условия для формирования элементарных представлений об озере Байкал.
Задачи: Организовать деятельность для расширения представлений о природе и богатстве родного края; стремится к восприятию детьми целостного представления о жемчужине родного края – озере Байкал.
Организовать познавательную деятельность детей средствами экспериментирования.
Организовать деятельность по формированию умений изобретать, размышлять.
Организовать рефлексивную деятельность
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру; желание сберечь и сохранить красоту природы.
Методы и приемы: Словесный, наглядный, продуктивный.
Материалы и оборудование: Слайд – фильм «Путешествие по Байкалу», пластмассовая ванночка, стеклянные стаканы, воронки, разные виды фильтров: сетка с большими отверстиями, сетка с мелкими отверстиями; салфетка, вата.
Предварительная работа:
Здоровьесберегающие технологии: Физминутка «Автобус ».
Форма образовательной ситуации: «Путешествие по Байкалу»
Этапы ОС | Деятельность педагога Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога. | Деятельность детей Прописывается текст (с возможной прямой речью детей) по сценарию ОС + действия детей. | Ожидаемые результаты Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные) |
1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы) | Воспитатель вносит карту. Мы сегодня с вами отправимся в путешествие. Наш маршрут на озеро Байкал. Кто хочет путешествовать? Но как же нам попасть на Байкал? Физминутка «Автобус» | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы. | Создание положительного эмоционального фона. |
2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений | Коммуникативная технология: Показ слайдов на компьютере сопровождается рассказом воспитателя: Посмотрите на эти царственные воды, на горы в сизой полумгле. Это озеро – священный дар природы… А вы знаете, как оно называется? (ответы детей). Да, это озеро Байкал. Ещё его называют «Жемчужиной сибири». “Святое море”, “Святая вода”, так называли Байкал с незапамятных времён. Славен Байкал своей чудесной животворной силой, неподвластной времени, исконного величия и заповедного могущества. Вы видите, вы слышите, как чист и прозрачен Байкал? Как спокойно плещутся его волны. Вот одна, другая... Заиграл ветерок с волной, погнал её на прибрежные камни. Бежит волна, торопиться... но вот ударилась о скалу и... рассыпалась хрустальными каплями...” ¦Рассказ воспитателя легенды о Байкале: “В Байкал впадает 336 рек, а вытекает всего одна. Как вы думаете, как она называется? (Ангара). Да, это река Ангара. Даже существует легенда о том, почему так происходит. Хотите, я вам сейчас её расскажу? В старые времена Байкал был весел и добр. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Днём светила светлее неба, ночью темна темнее тучи. Шаловлива и капризна была красавица Ангара. Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Но. Случилось так, что полюбила Ангара красавца Енисея и решила бежать она от отца своего к Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась буря. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил у неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Так и течёт ангара из Байкала к своему Енисею, а камень, брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут Шаманским камнем.” | Закрепление детьми знаний. | Актуализация имеющихся знаний и представлений у детей. Развитие артикуляционной речи. |
3. Затруднение в ситуации (постановка проблемы) | Ребята, в о. Байкал вода кристально чистая, а посмотрите в нашу речку (показываю подготовленную ванночку с водой и мусором), она грязная, что нам надо сделать, чтобы очистить воду? | Ответы детей. | Развитие логического мышления. |
4. «Открытие» нового знания (способа действия) | Технология проблемного обучения.1 опыт (коллективный): Воспитатель приглашает детей пройти к столу. Предлагает внимательно рассмотреть воду в кувшине: Вывод: вода в кувшине чистая, потому что она прозрачная и в ней нет мусора. Далее воспитатель обращает внимание детей на ванночку. – Что находится в ванночке (песок, сухая трава, шелуха от семечек и орех и т.д.)? – Посмотрите на эту речку (начинает медленно лить воду по наклонной плоскости ванночки). Смотрите, какая стала вода (грязная – мутная, в ней плавает мусор)? Почему вода стала грязной? (ответы детей). “Ребята, тоже самое происходит с Байкалом. Дело в том, что на Байкале стоит завод по изготовлению бумаги. Этот завод очень вредит озеру. В Байкал попадает загрязнённая вода: гибнут рыбы, растения, болеют животные. Что же делать? Как быть с заводом? (ответы детей). Чтобы в Байкале вода была чистой, на заводе необходимо установить фильтры. А вы знаете, что такое фильтры и для чего они нужны? (ответы детей). Фильтры – это очистительные устройства, они помогут очистить воду. Хотите в этом убедиться? (приглашает детей пройти за столы). | Наблюдают за действиями воспитателя. | Активизировать познавательную деятельность детей средствами экспериментирования |
5. Включение нового знания в систему знаний и умений | Исследовательская технология. 2 опыт “Очищение воды” (работа в парах): У вас на столах стоит стакан с грязной водой, чистые пустые стаканы; разные виды фильтров: сеточка с большими отверстиями, с мелкими отверстиями, вата; воронка. -Вам нужно грязную воду очистить, используя имеющиеся у вас фильтры. Прежде, чем приступать к проведению опытов, подумайте, с какого фильтра лучше начать и каким закончить. И ещё: сегодня мы работаем парами, мы не будем ссориться, а будем помогать друг другу (дети самостоятельно очищают воду). | Работа детей. | Формирование умений пользоваться воронкой и сеточками. |
6. Осмысление (итог, рефлексия) | Ребята, мы справились с заданием? Теперь мы возвращаемся в свою группу. Что мы узнали о Байкале? | Оценивают себя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по (познавательно-исследовательскому развитию) На тему: «Чудесница вода» для детей 2 младшая группа.
Цель: формирование знаний о различных свойствах воды (вкус, цвет, текучесть, вес);развитие речи (активизация словаря, закрепление прилагательных, работа над предложениями), мышления, ...
Познавательно - исследовательский проект Путешествие в страну воды"
Проект разработан для детей средней группы...
Технологическая карта образовательной ситуации. Познавательно - исследовательская деятельность "Фауна Байкала" в подготовительной группе. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна
Тема: «Фауна Байкала»Цель: создать условия для закрепления знаний детей о малой родине, об озере Байкал, о его уникальной фауне.Задачи:1. Организация деятельности детей п...
Познавательно – исследовательский проект Тема: «Почему надо воду беречь». Воспитатель: Зубкова Вера Александровна, МБДОУ д/с № 10 «Ивушка».
ВЕЛИЧКО Валерия ВитальевнаКраснодарский край, Тбилисский район, станица НововладимировскаяМБДОУ д/с № 10 «Ивушка», подготовительная к школе группа...
Познавательно-исследовательский проект в младшей группе "Вода-воздух"
Познавательно-исследовательская деятельность по изучению неживой природы можно проводить в рамках образовательной деятельности с детьми второй младшей группы.Данный проект представляет собой создание ...
Познавательно-исследовательский проект в младшей группе "Водичка, водичка"
Данный проект направлен на развитие представлений детей о природном объекте-воде....
Статья "Возможности реализации деятельностного подхода при разработке образовательной ситуации познавательно-исследовательской направленности"
В материале теоритически освещается деятельный подход в образовании, а также прилагается алгоритм по разработке познавательно-исследовательской деятельности....