Публикация на тему: Использование дидактического комплекса «Дары Фребеля» в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка
«Игра – это не ребячество,а высший уровень развития ребенка». Фридрих Вильгельм Август Фребель
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_frebel.docx | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование дидактического комплекса «Дары Фребеля»
в организованной образовательной деятельности
с детьми дошкольного возраста»
Автор: Денисова Людмила Григорьевна
«Игра – это не ребячество,
а высший уровень развития ребенка».
Фридрих Вильгельм Август Фребель
Современная образовательная система требует внедрения в образовательный процесс современных технологий. Внедрение STEAM образования в доу помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дидактическая система Фрёбеля является – 1 ступенью реализации технологии STEAM - образования. Педагогическая система Фридриха Фрёбеля основана на
математике, эстетике и взаимодействии с природой, направлена на развитие пространственного мышления дошкольников.
Все мы знаем, что ведущая деятельность дошкольника- игра. Именно игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, помогает ребенку налаживать межличностные связи. «Игра и разговор – вот стихия, в которой живет ребенок». Если вдуматься в эти слова, можно понять насколько глубока мысль для педагога, которую высказал Фридрих Фребель. Наше дошкольное учреждение оборудовано разнообразными дидактическими, игровыми материалами, среди которого особо хотелось бы выделить набор «Дары Фрёбеля». Комплект методических пособий с условиями для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. В нашей группе набор «Дары Фрёбеля» применяется на групповых занятиях, индивидуальных занятиях, а также в режимных моментах. Фридрих Фрёбель - немецкий педагог. Известен как создатель первого детского сада. Фрёбель придумал поэтичное название - "детский сад". В термин «детский сад» Фрёбель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать. А тех, кто растит эти «цветы жизни», называли «садовницами». Фридрих Фрёбель разработал основы методики обучения детей в детском саду.
Принципы педагогики Фрёбеля:
1. Признание уникальности каждого ребенка;
2. Признание целостности детства в его проявлениях;
3. Целостный взгляд на развитие каждого ребёнка;
4. Выявление индивидуальных способностей каждого ребёнка и создание условий для их проявления в окружающей среде;
5. Единство воспитания и образования с социумом и природой, следование природе ребёнка, его внутренним законам;
6. Создание условий для развития внутреннего потенциала ребёнка;
7. Признание ребенка как части семьи и общества.
Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Большое значение в системе отводилось активности детей, организации их самостоятельной деятельности. Фребель считал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме.
Во всех занятиях действие соединялось со словом, и это было обязательное требование!
В детский сад он ввел разнообразные виды детской деятельности:
- подвижные игры;
- рисование;
- работа с мягкими материалами;
- плетение и вырезание из бумаги;
- вышивание;
- выкладывание фигур из металлических колец, палочек, гороха, бус;
- выпиливание;
- конструирование и др.
Ведущее место в своей системе Фребель отдал игре: специально созданной обучающей игре и игрушке. Он писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни».
Фребель разработал первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «Дары Фребеля».
Во времена педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовали всего шесть «даров». В настоящее время игровой набор представляет систему из 14 модулей.
Дар первый: семь разноцветных вязаных мячей на верёвочке. Почему мяч? Мяч используется как предмет-заменитель большого количества объектов окружающей среды. Играть с ним можно с 3 месяцев. Как вы думаете, какие игры можно провести с ребенком, используя мягкий мяч?
Покатать, потрогать, покружить, поднять и опустить, бросить.
Давайте поиграем.
Мячик в руки мы возьмем
И туда-сюда качнем.
Мячик баловаться стал
И по кругу побежал.
Побежал бегом-бегом,
Все кругом-кругом-кругом.
Выше-ниже прыгать стал,
Баловаться не устал.
Спрятался в коробку мяч
И опять пустился вскачь!
Игры с мячом помогают: познакомить детей с цветами; дать первичное понимание формы; развивать пространственное мышление; развивать мелкую моторику.
Дар второй - шар, куб и цилиндр. Шар символ движения, куб символ покоя, цилиндр совмещает свойства обоих предметов. Он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен. Знакомим с этим даром примерно в 3-4 года.
Цель: познакомить с геометрическими телами и различиями между ними, развивать исследовательские навыки.
В младшей группе сравниваем мячик и шар. У меня в руке мячик, он круглый. Его можно катать. Выбери фигуру, которая похожа на мячик. Это шар. Мячик тоже имеют форму шара. Все шары умеют кататься, покатаем шар и мячики. А как поведут себя они при броске? Если мячик кинуть, то он упадет тихо и бесшумно. Если уронить деревянный шар, то звук будет громкий.
В старшей группе знакомим с цилиндром и сравниваем с кубом. Покатаем цилиндр и куб. Какая, из двух фигур больше похожа на шар? Шар весь гладкий и ровный, а у цилиндра есть острые края. Просим ребенка найти ребра. Затем обращаем внимание, что у цилиндра есть два основания в форме круга.
В подготовительной группе организуем наблюдение за вращающимися на шнурке фигурами и сравниваем их поведение при вращении. Выявляем факты:
1.Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличие от куба и цилиндра.
2. В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра, принимает форму цилиндра.
Дар третий - кубик, разделенный на восемь одинаковых кубиков. Игры с кубиками Фрёбель вводил с 4 лет.
Фридрих Фрёбель предлагает три основных типа игр:
1.Жизненные формы. Конструирование предметов из окружающей жизни.
2.Изящные формы (формы красоты). Выкладывание кубиков в виде различных симметричных абстрактных узоров.
3.Математические формы (формы познания). Использование кубиков в качестве счетного материала.
При занятиях жизненными и изящными формами следует соблюдать правила: готовые фигуры не разрушаются, новые создаются путем трансформации предыдущей фигуры.
Предлагаю вам построить по образцу стол, а теперь мы его превращаем в стул.
Таким образом, ребенок с малых лет учится творить новое путем преобразования старого.
Дар четвертый, пятый и шестой Фрёбеля – это куб, разделенный на мелкие части (бруски, мелкие кубики, призмы, полуцилиндры). Эти фигуры используются как конструктор для построек. Дети знакомятся с геометрическими формами, получают представления о целом и его частях.
Это целая фигура. Целое разделим пополам. Получаются две равные, одинаковые части. Если их соединить, то у нас опять получается целая фигура.
Что входит в дополнительные материалы Фрёбеля.
Попробуйте угадать, что находится в ящике?
Модуль «Цветные тела» разного цвета (на стол ставятся несколько геометрических тел).
Как называется эта фигура зелёного цвета?
Сколько здесь всего цветов? Какие?
Сколько здесь всего разных фигур? Какие?
Сколько здесь одинаковых фигур одного цвета?
Что можно сделать с этими материалами?
В шарах есть дырочки. Можно детям предложить собрать бусы по определенному цвету, форме, или заданному коду.
Попробуйте и вы собрать бусы по заданному коду.
Модуль «Геометрические фигуры»: квадратиками, треугольниками, кругами. Требование – плоскость, на которой ребенок будет выкладывать фигуры, должна быть ограничена, для того чтобы композиция была законченной, и он смог отделить свою работу от чужой. Это может быть лист бумаги, крышка от ящика.
Исследуя фигуры, ребенок понимает, что у них есть грани, углы, одни дружат-соединяются гранями, а другие нет.
Используя «Дар» можно выложить елочку, обращая внимание на форму и цвет фигур, украсить ее к Новому году шарами. Обратить внимание на то, что шар — это круг.
Модуль «Палочки».
Младшим дошкольникам предлагаем выполнить из палочек:
- дорожку;
- лесенку;
- квадрат – «Четыре палочки сложил и квадратик получил»;
- треугольник - «У треугольника три стороны, и они могут быть разной длины»;
- «Прямоугольник квадрата длиннее, фигура попроще рисуем смелее»;
- флажок – «В руки я флажок возьму и на праздник с ним пойду»;
- забор – «Сад забором оградили, чтоб деревья не сломили».
В старшей группе игры усложняем и определяем условие: выложи человечка с короткими руками и длинными ногами (используем несколько «даров»).
Послушайте стихотворение и изобразите его, используя палочки и фигуры на столе.
Наша елка велика, (сложить елочку из треугольников)
Наша елка высока. (продолжаем строить елочку всё выше и выше)
Выше папы, (сложить человечка из наборов)
Выше мамы. (сложить второго человечка из наборов)
Достает до потолка. (выложить схематично потолок из набора)
А на ней игрушки, (выложить на елочку игрушки используя детали из набора)
Бусы да хлопушки. (выложить на елочку бусы из набора)
Модуль «Кольца, полукольца»
Широко используется в создании «форм красоты». Для ознакомления ребенка с построением таких форм воспитатель выбирает удачный момент -случайное сочетание ребенком элементов «дара», при котором образуется сооружение, не похожее ни на «формы познания», ни на «формы жизни». Со слов воспитателя «Это красиво!» начинается знакомство детей с «формами красоты». После серии преобразований полюбоваться своим творением.
Все «формы красоты» строятся по одному принципу - расположение всех элементов «дара» вокруг воображаемого центра. Повороты и перемещения осуществляются по кругу.
Игра «Настроение». Представьте, что мы с вами живем в необыкновенном городе, где у всех жителей всегда, что бы не случилось одно настроение
Модуль «Фишки» (со среднего возраста)
Вспоминаем сказку «Кот и петух» и приговорку лисы «Петушок, петушок, золотой гребешок, шелкова головушка, красная бородушка, выгляни в окошко. Мужик зерно вез, мешок рассыпал, куры клюют, петухам не дают» На пол рассыпается любое количество фишек и дается инструкция «Самые вкусные зернышки не красные и не желтые».
С помощью фишек можно закреплять состав числа и выкладывать задачи.
Используем как заместители, для украшения построек.
Модуль «Мозаика»
Задания: «пришить» детали, выполнить узор по образцу, составить цепочку в определенной последовательности. Можно использовать при развитии математических представлений.
Вынимая материал из ящиков необходимо учить детей убирать его обратно. Дети приучаются к организации и порядку. Поэтому и вам я предлагаю весь материал сложить на место.
Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в художественно-эстетическом развитии
Модуль «Цветные фигуры»
Цель: Развивать внимание, память, логическое мышление, закреплять знания детей о цвете, геометрических фигурах, развитие мелкой моторики, воспитывать учебные навыки.
Методическая ценность: Ребенок постоянно знакомится с многообразием форм, цвета и разных свойств предметов. Каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает красоту окружающего мира. Но если её усвоение происходит стихийно, без руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому последовательное, планомерное ознакомление с разнообразием цвета и формы, осуществляемое через игровое пособие «Дары Фрёбеля», способствует формированию у детей дошкольного возраста устойчивого зрительного образа цвета и форм.
Возможности пособия способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Данное пособие — это большая помощь педагогам по использованию данного игрового набора в процессе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. С помощью игрового набора развивается эстетическое мировидение; обеспечиваются условия освоения эмоционально-нравственной культуры; формируются творческое воображение и образное мышление средствами художественно-эстетических видов деятельности; формируются предпосылки общей художественно - конструктивной умелости.
В заключение хочу сказать, не смотря на то, что Дары Фребеля были созданы еще в прошлом веке, они до сих пор являются актуальными и значимыми. Мы можем использовать их в любой области познания. А приложив к этому еще и свою фантазию можно так ярко и впечатляюще познакомить ребенка с новым материалом, что он останется в памяти и будет в дальнейшем вызывать интерес.
Можно по разному относится к той или иной методике развития детей. На мой взгляд педагог должен быть открыт любым знаниям и уметь черпать из различных теорий положительный опыт, стараться применять его на практике, ведь только в этом случае понятно, что полезно, а без чего можно и обойтись. Дары будут полезны детям и их родителям, а также интересны воспитателям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов и специалистов ДОО: "Использование дидактического набора "Дары Фрёбеля" в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
В докладе представлен опыт работы с использованием дидактического игрового набора Фридриха Фрёбеля "Дары Фрёбеля" в логопедической работе с детьми по следующим направлениям: коррекция звукоп...
Презентация на тему:«Художественно-эстетическое развитие в процессе организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Дидактическая игра-пособие«Ремесленные подворья».Цель: формировать и обогащать знания детей на тему народное творчество и ремесла России.Задачи: Знакомство с народными промыслами России, а...
Использование дидактического комплекса «Дары Фребеля» в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
методическа разработка...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов на тему: «Организация и проведение организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу, конструирующему образовательный ...
«Использование игрового дидактического пособия «Паровозик из Ромашково» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста разных возрастов»
Цель: повышение компетентности младшего дошкольного возраста посредством авторского дидактического пособия « Паровозик из Ромашково»....
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3-4 ЛЕТ НА ТЕМУ "ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОЛОБКА"
Знакомство детей с моделями безопасного поведения через возможные в реальной жизни ситуации; формирование представлений об основах личной безопасности....
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-5 ЛЕТ НА ТЕМУ: "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ В.Г. СУТЕЕВА "МЕШОК ЯБЛОК"
Развитие у детей математических представлений о цвете, размере, колличестве...