Консультация для педагогов и специалистов ДОО: "Использование дидактического набора "Дары Фрёбеля" в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
консультация по логопедии на тему

Степанова Светлана Николаевна

В докладе представлен опыт работы с использованием дидактического игрового набора Фридриха Фрёбеля "Дары Фрёбеля" в логопедической работе с детьми по следующим направлениям: коррекция звукопроизношения, развитие лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи, подготовка к обучению грамоте,  развитие мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stepanova_s.n.ispolzovanie_did.nabora_dary_frebelya.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование дидактического набора

«Дары Фрёбеля» в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста» (Слайд 1)

                Учитель-логопед СП «Детский сад»

 ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка

Степанова Светлана Николаевна.

(Слайд 2)

   Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста (создал общественную систему обучения дошкольников под названием детский сад (Kindergarten). Он же и ввел это понятие, которым мы пользуемся и сегодня, в обиходе.

   Комплект методических пособий с игровым набором «Дары Фребеля»  полностью соответствует ФГОС ДО. Комплект легко применим, эстетичен, сделан из экологически чистого продукта - дерева, чем безопасен для реализации и применении ребенком, создаёт условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

   Ф. Фрёбель был самым первым в истории экспертом в области образования, кто признал ценность детской игры и первым человеком, который создал образовательные материалы для детей. В настоящее время на рынке обычно встречается 14 видов образовательных материалов Фрёбеля, которые впоследствии были названы «дарами»:

 (Слайд 3)

  1. «Шерстяные мячики»
  2. «Основные тела»
  3. «Куб из кубиков»
  4. «Куб из брусков»
  5. «Кубики и призмы»
  6. «Кубики, столбики, кирпичики»
  7. «Цветные фигуры»
  8. «Палочки»
  9. «Кольца и полукольца»
  10. «Фишки»
  11. (J1) «Цветные тела»
  12. (J2) «Мозаика. Шнуровка»
  13. (5B) «Башенки»
  14. (5P) «Арки и цифры»

   Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной Фрёбелем – педагог вправе проявить свое творчество и фантазию где и как он мог бы использовать тот или иной комплект или продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями.

   

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА

«ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ»

   Всем известно, что основной формой организации деятельности с детьми дошкольного возраста является игра. Главная задача взрослого – дать правильное направление игре. Игра, как самая адекватная для ребёнка деятельность, позволяет организовать обучение и развитие без назидания и навязывания заданий.

Дидактические  игры с использованием набора направлены на:(Слайд 4)

  • коррекцию звукопроизношения;
  • развитие лексико-грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • подготовку к обучению грамоте;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук.

Коррекция звукопроизношения (Слайд 5)

Игры:

  • «Сдуй мячик» – подуй на мяч так, чтобы он полетел в сторону. Цель: формирование длительной, целенаправленной воздушной струи.
  • «Сосчитай» - хлопни столько раз, сколько палочек на столе. Цель: развитие фонематического восприятия.
  • «Дорожки»- посчитай слоги в словах (по картинкам), выложи нужное количество палочек. Назови первый звук во всех этих словах. Цель: автоматизация изучаемого звука на уровне слов.
  • «Солнышко»- повторяя слоги СА-СЫ-СЭ-СО-СУ, выложи лучи солнышка. Цель: автоматизация изучаемого звука на уровне слогов.
  • «Гусеница»- назови слово с заданным звуком, надень бусину на шнурок. Усложнение: брать фигуры только определенного цвета или формы. Цель: автоматизация звуков в словах.
  • «Бусы»- проговаривай за мной слоги, слова со звуком С, если правильно произнесёшь слово, надень бусину на шнурок. Цель: закрепление звука в слогах, словах.
  • «Крути и звук произноси» – пока раскручивается куб, произноси звук Ш: Цель: автоматизация изучаемого звука Ш изолированно.
  • «Придумай слово на заданный звук» - придумай название посуды, так, чтобы слово начиналось на звук Ч, выложи с помощью фишек этот предмет. Цель: автоматизация звуков в словах.

Развитие лексико-грамматического строя речи (слайд 15)

Игры:

  • «Игра «Что бывает?»: дети выбирают себе фишку (кольцо) любого цвета и называют то, что бывает такого же цвета, слова подбираются  в соответствии с изучаемой лексической темой. Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными.
  • «Подбери слово-действие»: Сорока (что делает?) – садится, стрекочет, летает, улетает, клюёт, перелетает, и т. д. Дети, называя глаголы, выкладывают фигуры (треугольники). Цель: обогащение глагольного словаря.
  • «Подбери признаки к словам»: День зимой (какой?) – ясный, солнечный, морозный, хмурый. Дети, называя прилагательные, выкладывают квадраты. Цель: обогащение словаря признаков.
  •  «Выложи дорожки»: дети выкладывают короткие и длинные, широкие и узкие дорожки с помощью палочек 8 дара. Цель: обогащение словаря антонимов.

Развитие связной речи (Слайд 20)

  • Придумывание предложений по заданной графической схеме.
  • Последовательное моделирование событий с помощью игровых наборов при составлении пересказа.
  • Выкладывание сюжета  сказки (Придумывание продолжения сюжета: «А что произошло потом?») с помощью дидактических наборов.
  • Обыгрывание сказок.

   

«Подготовка к обучению грамоте» (Слайд 24)

  • Выкладывание звуковых схем слов из геометрических фигур
  • Выкладывание схем слов из фишек
  • Выкладывание элементов букв

«Развитие мелкой моторики» (Слайд 29)

  • Игры с шерстяными мячами
  • Выкладывание предметов из фишек, геометрических фигур
  • Конструирование из геометрических тел
  • Нанизывание бусин
  • «Шнуровка»
  • «Мозаика»

Заключение (Слайд  38)

   Система воспитания по Ф. Фребелю, известна уже более 250 лет, однако не перестала быть актуальной, и по сей день является инновационной технологией, потому что уникальна.

   Дары Фрёбеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребёнка. Не зря говорят, всё новое – хорошо забытое старое!

   На основании педагогической системы Фрёбеля разработаны многие современные дошкольные пособия: кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера, Монтессори-материалы…

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Умные книги» в работе с детьми дошкольного возраста

Методические рекомендациипо использованию дидактического пособия «Умные книги»в работе с детьми дошкольного возраста...

Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми дошкольного возраста по обучению грамоте/

Использование дидактических игр с перфокартами делает процесс обучения интересным и занимательным, активизирует деятельность детей.Перфокарта – это индивидуальная ламинированная или, ...

Консультация для родителей «Использование дидактических игр краеведческого содержания в работе с детьми дошкольного возраста»

В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше...

Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми дошкольного возраста по обучению грамоте

Описание работы: диОписание работы: дидактические игры с перфокартами разработаны для детей 5-7 лет по обучению элементам грамоты. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям-логопе...

Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми дошкольного возраста по обучению грамоте

Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми дошкольного возраста по обучению грамоте...