Программа дополнительного общеразвивающего образования" Весёлые ладошки"
план-конспект занятия (средняя группа)

Формировать базовые графические навыки; развивать координацию и мышечную память руки.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лицей г. Истры

РАССМОТРЕНО

на заседании научно-методического совета

от «___» ____________20____ г.

протокол № ___

УТВЕРЖДЕНА

Директор МОУ Лицей г. Истры
__________ / Оличева О.А./

Приказ №  _____ от «__» _______ 20 ___г.

ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Социально-педагогическое направление

Веселые ладошки
/название программы/

Стартовый уровень

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год

Автор – составитель:

Майорова Е.А.

педагог дополнительного образования
МОУ Лицей г. Истры

Истра, 2022 год.

Пояснительная записка

 В данном перспективном планировании представлена система работы по развитию мелкой моторики посредством художественной деятельности.

 Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.

Моторные навыки — это основа большинства видов деятельности. Именно они позволяют выполнять нам практически все — от подъема тяжелых предметов до набора текста на клавиатуре. Моторные навыки и двигательный контроль начинают развиваться после рождения и будут прогрессировать по мере роста детей, особенно быстро в младшем дошкольном возрасте.

Хороший контроль над моторикой также помогает детям исследовать окружающий мир, что может помочь во многих других областях развития.

 Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму.

 Важно научить ребенка управлять своей рукой, развивать её гибкость, точность, координацию движений.

Программа составлена на основании нормативно-правовых документов:

  1. Законом «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ,
  2. Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г. №1726-р,  
  3. Приказом Министерства просвещения РФ «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018г. №196,
  4. Письмом Минобрнауки России  «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» от 11.12.2006г №06-1844;
  5.  Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,
  6. Уставом МОУ Лицей г. Истры и локальными актами, регламентирующих образовательную деятельность.

Данная Программа составлена на основе Программы Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ".

Актуальность программы обусловлена потребностью в развитии мелкой моторики кистей рук, привить   художественно-эстетические ориентиры восприятия мира.    Дополнительное образование является одним из средств воспитания социально - развитой личности.  

Цель: Формировать базовые графические навыки; развивать координацию и мышечную память руки.

  1. Личностные:
  • формирование общественной активности личности, гражданской позиции;
  •  стимулирование к положительному оцениваю творческих работ других участников творческого процесса.
  • умение согласовывать свои действия с другими детьми.

  1. Метапредметные:
  • развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности.

  1. Образовательные:
  • совершенствовать зрительно-двигательную координацию; 
  • развивать мелкую моторику руки;
  • развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение; 
  • развитие познавательного интереса.

Новизна программы в том, что в ней систематизированы средства и методы деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе обучения. Организованы формы обучения на занятиях таким образом, чтобы были реализованы как совместная деятельность взрослого и ребенка, так и самостоятельная его деятельность. Особенность программы в том, что на занятии посредством игры одновременно используются фрагменты разных тем и разделов. Педагогическая целесообразность данного курса для обучающихся обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить познания ребенка в данной сфере, а также развить его творческий потенциал.

Возраст детей: программа предназначена для дошкольников с 4 до 5 лет с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения материала.

Адресат программы: Занятия проводятся на базе МОУ Лицей г. Истры

Уровень

Год обучения

Уровень освоения

 1

Стартовый

1 год

вводный

Сроки реализации: 
Программа рассчитана на 1 год.
Продолжительность учебного года — 34 недели.  
Срок реализации программы с 1 сентября года по 31 мая года.

Формы организации образовательного процесса: 

- индивидуальная

- подгрупповая

- фронтальная


Формы теоретических занятий: беседа, просмотр видеофильмов, педагогическое тестирование

Занятия проходят в очной форме.

Режим занятий:

В соответствии с учебным планом МОУ Лицей г. Истры, с учетом возрастных особенностей занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут (всего 34 за в год), число обучающихся в группе составляет 10-28 человек. 

Ожидаемые результаты:

После прохождения программного материала учащиеся приобретут следующие компетенции:

  • Социальные - умения устанавливать и поддерживать отношения со сверстниками в различных ситуациях, способности принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними, анализировать действия и поступки, управлять своим поведением.
  • Коммуникативные - возможность понимать речь других, стремление сделать понятной свою речь в игре, в общении.
  • Метапредметные - способность поставить цель, спланировать и осуществить результативное действие индивидуально или в сотрудничестве с другими.
  • Предметные: овладение предметными знаниями, умением применять их в жизненной практике, умение принимать эффективные решения в поставленной задаче.

Формы контроля: Оценивание результатов обучения осуществляется через практическую деятельность (грамота, готовая работа, журнал посещаемости, фото, отзывы родителей и детей) и через организацию мониторинга результатов обучения и личностного развития обучающихся в процессе освоения ими дополнительной образовательной программы. Организуется входная диагностика (в начале учебного года), итоговая диагностика (в конце учебного года). После проведения диагностики оформляется протокол, что позволит проследить достижения учащихся в динамике в течение прохождения всего курса.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

Диагностика

2

1

1

Индивидуальная, подгрупповая

Детский сад, игрушки

1

0

1

Фронтальная

Осень

1

0

1

Фронтальная

Огород, овощи

1

0

1

Фронтальная

Сад, фрукты

1

0

1

Фронтальная

Грибы, ягоды

1

0

1

Фронтальная

Дом, семья

1

0

1

Фронтальная

Одежда

1

0

1

Фронтальная

Обувь

1

0

1

Фронтальная

Мебель

1

0

1

Фронтальная

Кухня, посуда

1

0

1

Фронтальная

Зима

1

0

1

Фронтальная

Зимовье зверей

1

0

1

Фронтальная

Зимние забавы

1

0

1

Фронтальная

Новогодний праздник

1

0

1

Фронтальная

Морозные узоры

1

0

11

Фронтальная

Домашние животные

1

0

1

Фронтальная

Дикие животные

1

0

1

Фронтальная

Народные промыслы

1

0

1

Фронтальная

Зима, до скорой встречи

1

0

1

Фронтальная

Наша армия

1

0

1

Фронтальная

Весна. Мамин праздник

1

0

1

Фронтальная

Весна. Приметы весны.

1

0

1

Фронтальная

Комнатные растения

1

0

1

Фронтальная

Дикие животные весной

1

0

1

Фронтальная

Домашние животные

1

0

1

Фронтальная

Рыбы

1

0

1

Фронтальная

Перелетные птицы

1

0

1

Групповая

Весенние цветы

1

0

1

Групповая

Мой огород

1

0

1

Групповая

Правила дорожного движения

1

0

1

Фронтальная

Насекомые

1

0

1

Фронтальная

Развлечение «Цветные ладошки»

1

0

1

Групповая

Методическое обеспечение программы:

Методы обучения: 

Словесный -беседа, чтение, сопровождаемое демонстрацией наглядных пособий.  

Наглядный – рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, атрибутов к играм.

Игровой - использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Формы организации учебного занятия – непосредственно образовательная деятельность. (НОД)

Педагогические технологии: здоровье сберегающие, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные.

Алгоритм учебного занятия:

  • Вводная часть (мотивация, постановка учебной задачи) – 2 минуты;
  • Основная часть (беседа, игра, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность) 10 -15 минут;
  • Заключительная часть (подведение итога занятия, где дети обсуждают интересные моменты, задания, вызвавшие трудности в выполнении) – 2-5 минут.

Беседа - это организованная деятельность; целенаправленный разговор воспитателя с детьми по определенной теме. Состоит из вопросов и ответов. В ней взаимосвязаны такие структурные элементы, как начало беседы, основная и заключительная части.

Игра ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра имеет свою структуру:

  • Целеполагание,
  • Планирование,
  • Реализация цели,
  • Анализ результатов,
  • Мотивация во время игры.

Дидактические материалы: наглядные пособия, карточки, иллюстрации, схемы, игрушки, рисунки и работы детей, лепбуки, презентации и др. атрибуты для игр.

Список литературы:

1.Алексеевская Н.А. «Карандашик озорной» - М.: «Лист», 2011.

2.Белоусова Л.Е. «Ура! Я научился!» - Спб.: «Детство – Пресс», 2014.

3.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать» - Ярославль: «Академия развития»,2015.

4.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» -

5.Синицына Е. «Умные пальчики» - М.: «Лист», 2016.

6.Щербакова Т.Н. «Игры с пальчиками» - М.: «Карапуз»,2001.   

7.И.А.Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет «Цветные ладошки» М., 2019.;

8. Л.Е.Белоусова «Ура! Я научился!»;

9. Т.Н.Щербакова. «Игры с пальчиками»

10.А.И.Сорокина. «Дидактические игры в детском саду».

11Т.С.Комарова. Детское художественное творчество. М., 2015 г.

12.Т.С.Комарова, А.И.Савенкова «Коллективное творчество детей», М. 2020.

13. Изольда Кискальт «Соленое тесто – увлекательное моделирование», Профиздат, 2012.

14. И.А.Лыкова «Лепим, фантазируем, играем», М., 2014.

15. К.Силаева, И.Михайлова «Соленое тесто», М., изд. «Эксмо», 2015.

16. Интернет ресурсы

Приложение

Пальчиковая гимнастика для использования на занятии.

Игрушки.

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю.  (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

Осенние листья.

Раз, два, три, четыре, пять, - (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. – (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы, - (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем – (пальчики «шагают» по столу).

Капуста.

Мы капусту рубим, (Дети делают резкие движения)

Мы морковку трем (Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к   себе и от себя).

Мы капусту солим, (Имитируют посыпание солью из щепотки.)

Мы капусту жмем.  (Интенсивно сжимают и разжимают пальцы)

В кадку все утрамбовали (Потирают кулак о кулак.)

Сверху грузиком прижали.  (Ставят кулак на кулак.)

 Мы делили апельсин.

Мы делили апельсин -            

(Двумя руками «держат» предполагаемый апельсин)

Много нас, а он один.

(Показывают сначала десять пальцев, а потом один)

Эта долька – для ежа,

(Загибают большой палец руки)

Эта долька – для стрижа,

(Загибают указательный палец)

Эта долька для утят,

(Загибают средний палец)

Эта долька – для котят,

(Загибают безымянный палец)

Эта долька – для бобра,

(загибают мизинец)

А для волка – кожура.

(Бросают предполагаемую кожуру рукой)

Он сердит на нас – беда!

(Делают испуганный вид)

 Разбегайся кто куда!
(Делают движения руками в стороны)

Грибы.

Мы съедобные грибы

Долго собирали,

А потом своим друзьям

Вот что рассказали:

(дети, называя грибы, загибают по очереди пальцы на руке)

В бору вырос боровик,

А под дубом дубовик,

На пеньке сидят опята –

Очень дружные ребята.

Вырос подосиновик

Под молодой осиною,

Крупный подберезовик –

Под белою березою.

Если с нами в лес пойдете,

(«идут» пальчиками по столу)

Много вы грибов найдете.

(поднимают вверх руки с разжатыми пальцами)

Веселая семейка.

(Ребенок сжимает ручку в кулачек, постепенно перебирает пальчики и разжимает кулачек.)

 - Веселая семейка сидела на скамейке, старый толстый дедушка (разжимаем большой палец),

старенькая бабушка (разжимаем указательный палец), 

самый длинный папа (разжимаем средний палец), 

рядом с папой – мама (разжимаем безымянный),

 а самый удаленький – их сыночек маленький (разжимаем мизинчик)».

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать,

этот пальчик прикорнул,

этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми, братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора".

  Я хочу построить дом.

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(
Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(
Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(
Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(
Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(
Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики -   "бутончик тюльпана")

Рукавичка.

Из-за леса, из-за гор                         Дети шлепают ладошками по коленям.
Топал дедушка Егор.
Очень он домой спешил                  
Показывают оборотную сторону ладони с
Рукавичку обронил.                  
вытянутым вверх большим пальцем (жест «Рукавичка»).
Мышка по полю бежала,       
«Бегают» пальчиками одной руки по другой руке.
Рукавичку увидала.                                 
Жест «Рукавичка»
- Кто, кто здесь живет?               
Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Мышку здесь никто не ждет?                     
Грозят пальчиком.
Стала жить-поживать,
Звонко песни распевать
.                                 Хлопки.
Зайка по полю бежал
,                            Жест «Зайчик».
Рукавичку увидал.                             
Жест «Рукавичка».
- Кто, кто здесь живет?              
Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Звонко песенку поет?                               
Хлопки
Мышка зайку пригласила,                   
Зовут, жестикулируя правой рукой.
Сладким чаем напоила.          
Вытягивают вперед руки, ладошки «чашечкой».
Зайка прыг, зайка скок,
Вкусных пирогов напек.                        «
Пекут пирожки»
Как по полю шла лисичка,                      
Мягкие движения кистями рук
Увидала рукавичку.                        
Жест «Рукавичка»
- Кто, кто здесь живет?               
Стучат правым кулачком по левой ладошке
Звонко песенку поет?                                   
Хлопки.
И лисичку пригласили
,                            Мягкие движения кистями рук.
Пирожками угостили.                             «
Пекут пирожки»
Стала жить там поживать,
Пол метелкой подметать.                     
Движения руками влево-вправо
Мишка по полю гулял,                         
Стучат кулачками по коленям
Рукавичку увидал.                                  
Жест «Рукавичка»
- Кто, кто здесь живет?                
Стучат правым кулачком по левой ладошке.
Звонко песенку поет?                                   
Хлопки
Звери испугались
,                                Сжать пальцы рук в «замок»
В страхе разбежались.                                
Развести руки в стороны.

Котята.
Все котятки мыли лапки,
Вот так, вот так!
(тереть ладошки друг о друга)
Мыли ушки, мыли брюшки
Вот так, вот так!
(
тереть ладонями то уши, то живот)
А потом они устали,
Вот так, вот так!
(
приложить ладони к лицу и потереть кулачками глаза)
Сладко-сладко засыпали,
Вот так, вот так!
(
сложить ладони вместе , наклонить голову набок, положив ее на ладони)

 Зимние забавы.

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков.)

Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем

правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки.)

Съели суп и спать легли. (Производить движения

воображаемой ложкой, положить руки под щеку.)

 Варежка.

Маша варежку надела:

 «Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал» (Сжать пальцы в кулачок)

Маша варежку сняла:

«Поглядите-ка, нашла! (Все пальцы разжать, кроме одного)

Ищешь, ищешь и найдешь, здравствуй, пальчик, как живешь (Разогнуть оставшийся согнутый палец. Сжать пальцы в кулачок)

Самолет.
Я построю самолет,
(разводим руки широко в стороны)
Шлем надену — и в полет.
(показываем «шлем» над головой)
Сквозь волнистые туманы,
Полечу в другие страны,
(шевелим пальчиками)
Над морями и лесами,
Над горами и полями,
(делаем «брызгающие» движения пальцами)
Облечу весь шар земной.
(обхватываем воображаемый шар)
А потом вернусь домой.
(взмахивающие движения ладонями)

Лодочка.
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
(ладони сложить лодочкой и совершать волнообразные движения рук)
Две ладошки — друзья,
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
(поднять выпрямленные ладони вверх),
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(имитация движений волн и рыбок)

Наша армия.

Аты – баты! Аты – баты!

(поочередно шагают указательным и средним пальцами то правой, то левой руки)

На парад идут солдаты.

Вот идут танкисты,

потом артиллеристы,

А потом пехота

Рота за ротой.

(по очереди соединяем подушечки пальцев, начиная с большого пальца)

Два козлика.
(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные.)
Как-то раз к кому-то в гости 
Шёл козлёнок через мостик, 

(Держим кисти горизонтально, сближаем руки.)

А навстречу шёл другой, 
Возвращался он домой. 

(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха). 

Два рогатых глупых братца 
Стали на мосту бодаться, 
Не желая уступить 
И другого пропустить. 
Долго козлики сражались, 
Разбегались и толкались. 
Вот с разбега лбами - бух! 
(На слово "бух" - хлопаем в ладоши.)
И с моста в водичку - плюх! 

(Роняем руки на колени.
 )

Девочка Иринка порядок наводила.

Девочка Иринка                                   Дети делают ритмичные хлопки.

Порядок наводила.

Девочка Иринка

Кукле говорила:                                     Грозят указательным пальцем.

«Салфетки должны быть                Поочередно соединяют

 В салфетнице,                                     большой палец с остальными.

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну конечно, в солонке!»

Мамочка.

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.

(Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.)

От ветерка качается,  (Движения руками вправо-влево).

И мне улыбается!

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!  (Мимика, жесты.)

Веснянка.

Солнышко, золотое донышко (пальчики по два раза касаются большого пальца)

Гори ясно, чтобы не погасло (пальчики по два раза касаются большого пальца)

Побежал в саду ручей (указательным и средним пальцами бегают по столу)

Прилетели сто грачей (скрещивают кисти и изображают машущие крылья)

 А сугробы тают (работают кистями, сжимая кулачки)

 Цветочки подрастают (трясут пальцами над головой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки»

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психологи и педагоги пришли к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...