Создание условий для профессионального самоопределения дошкольников
материал (подготовительная группа)
Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zgibarzy_n.f.docx | 654.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для профессионального самоопределения дошкольников
Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни.
В соответствии с этапами профессионального самоопределения (Е.А Климов) в дошкольном возрасте проходит этап эмоционально-образного самоопределения. Поэтому необходимо создать условия для формирования у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, через предоставление ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Основными видами деятельности дошкольников являются: коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная, изобразительная, восприятие художественной литературы, самообслуживание и конечно же, игровая.
Именно игровой деятельности отводится особое место. В трудах Е.А.Климова, В.А.Бодрова в дошкольном возрасте (от 3 до 6-8 лет), особое значение, имеют профессионально-ролевые игры, которые являются основным способом профессионального самоопределения, благодаря играм происходит овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями. Под профессионально-ролевой игрой авторы представляют сюжетно-ролевую игру, которая характеризуется наличием определенной профессиональной темы, в которой имитируется производственная ситуация, профессиональная среда, профессиональное поведение, возникает эмоциональная профессиональная идентификация.
Организация сюжетно-ролевых игр решает важные
воспитательно-образовательные задачи:
- развивают интерес, расширяют и обобщают представления детей о профессиях и трудовых действиях.
- формируют реалистические представления о труде людей;
- помогают понять детям о важности, необходимости каждой профессии;
- формируют способность самостоятельно выполнять трудовые действия, основываясь на полученные ранее знания;
- развивают коммуникативные навыки
- развивать образное и пространственное мышление, побуждают детей к творчеству и самостоятельности.
Неотъемлемым условием в работе по профессиональному самоопределению в дошкольном возрасте является создание образовательной среды, способствующей формированию интереса к профессионально-трудовой деятельности. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него.
Н.А. Короткова предложила организацию группового пространства в трех секторах: 1. Сектор активной деятельности (50%); 2. Сектор спокойной деятельности (20%) 3. Рабочий сектор (30%). Именно в секторе активной деятельности будет располагаться центр сюжетно-ролевых игр.
Не менее важным видом детской деятельности является самообслуживание и трудовые действия. Огромную роль в становлении личности играет трудовое воспитание. Ряд показателей трудолюбия: осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда, наиболее успешно формируются в дошкольном возрасте. Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в последующей самостоятельной трудовой деятельности.
Нельзя исключить из процесса формирования профессионального самоопределения ни один из видов детской деятельности, так как каждый из них несет своё воспитательное воздействие. В организованной образовательной деятельности использование дидактических игр, подвижных, психологических, музыкальных, хороводных, театрализованных, игр- драматизаций, игр имитационного характера; просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач; чтение и обсуждение произведений о труде и профессиях, рассматривание иллюстрированных энциклопедий и т.д., вызывает интерес и дополняет знания дошкольников о профессиях и труде.
Как уже было замечено ранее, именно в дошкольном возрасте проходит этап эмоционально-образного самоопределения. Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с взрослыми, основанные на совместных действиях. Поэтому важным условием для понимания детьми важности, необходимости каждой профессии является взаимодействие с родителями. Эмоциональный и речевой контакт является центральным звеном, формирующим у ребенка мотивы для деловой формы общения. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.
Подводя итоги вышеизложенного, хочется подчеркнуть, важность использования всех видов деятельности в формировании профессионального самоопределения, их интеграцию и огромное эмоциональное воздействие на дошкольника. Конечно, основным является создание условий для организации сюжетно-ролевых игр, трудовых действий, насыщенность и разнообразие предметной среды, взаимодействие взрослых в процессе работы по данному направлению. Особенно хочется отметить и использование разных форм и методов в работе с детьми по теме профессионального самоопределения: проектная деятельность воспитателей, детей и родителей, проведение экскурсий, тематических праздников, «профессиональных» выступлений, создание родительских клубов, проведение встреч по интересам и т.д.
Таким образом, создавая уже в дошкольном образовании условия для профессионального самоопределения воспитанников, мы осуществляем ориентацию детей на трудовую подготовку, влияем на выбор востребованных в дальнейшем профессий, и способствуем решению задач образовательной системы в целом.
Список литературы:
- Комарова Т.С., Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова Трудовое воспитание в детском саду. Изд.: М «Синтез», 2009г.
- Кузовкова Ю.С., Статья профессиональное и личностное самоопределение в дошкольном возрасте-2013г.
- Маханева М. Д., Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М. ТЦ «Сфера», 2012.
- Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации. Автор-составитель: Пасечникова Т.В., Методическое пособие. Самара 2013.
- Предметно-пространственная среда детского сада: старший дошкольный возраст. Пособие для воспитателей. п/р. Н.А. Коротковой.М.: «Линка-пресс», 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематический план работы по формированию предпосылок личностного и профессионального самоопределения дошкольника
Календарно-тематический план работы по формированию предпосылок личностного и профессионального самоопределения дошкольника...
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Все мероприятия в рамках разработанного коллективом проекта «По морям профессий» направлены на профориентационную работу, на развитие способностей у детей в разных ...
Профессиональное самоопределение дошкольников.
В статье раскрывается сущность профессионального самоопределения дошкольников. Описывается значимость ролевых игр в процессе профессионального самоопределения дошкольников....
Семинар-практикум на тему: «Метод проектов – эффективная форма работы по раннему профессиональному самоопределению дошкольников»
Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профор...
"Профессиональное самоопределение дошкольников"
Профориентационная работа с детьми в детском саду...
Метод проектов как эффективная форма работы по раннему профессиональному самоопределению дошкольников.
В жизни каждого человека выбор профессии играет важную роль. Поэтому профессиональное ориентирование в дошкольном образовании имеет огромное значение. Именно в детстве происходят становление и развити...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА C ПРОФЕССИЯМИ ГОРНО - МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
Белгородская область – уникальное место на карте России. Здесь находятся крупные месторождения железных руд, бокситов, апатитов, минеральных подземных вод, многочисленные месторождения строитель...