Профессиональное самоопределение дошкольников.
статья
В статье раскрывается сущность профессионального самоопределения дошкольников. Описывается значимость ролевых игр в процессе профессионального самоопределения дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnoe_samoopredelenie_v_doshkolnom_vozraste.docx | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональное самоопределение дошкольников.
Аннотация.
В статье раскрывается сущность профессионального самоопределения дошкольников. Описывается значимость ролевых игр в процессе профессионального самоопределения дошкольников.
Ключевые слова: дошкольный возраст, профессиональное самоопределение, профессиональное самосознание
Выбор профессии по душе одно из слагаемых счастливой жизни человека. К сожалению, нередко этот выбор делается по настоянию родителей или за «компанию» с другом. А зачастую ответить на вопрос о том, кем стать, не удается из-за нехватки знаний о специфике той или иной профессиональной деятельности. Традиционно принято считать, что основным периодом самоопределения является подростковый возраст. Однако первое знакомство с миром профессий происходит еще в дошкольном детстве. Ведь делать выбор гораздо легче, когда представлено большое многообразие материала для выбора и отведено достаточно времени на размышления.
Э.Ф. Зеер считает, что «дошкольный возраст является периодом первоначального, аморфного профессионального и личностного самоопределения, возникновения эмоционального предвосхищения последствий своего поведения и самосознания» [1]
В дошкольные годы формирование профессионального самоопределения выражается посредством познаний о трудовой деятельности взрослых.
Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через наблюдения за трудовой деятельностью взрослых, общение с взрослыми и чтение художественной литературы узнают о разных профессиях. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Наблюдая за ребёнком, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области. Чем больше ребенок впитывает разнообразной информации, тем легче ему будет сделать в будущем свой выбор.
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. [2]
Следует подвести ребёнка к осмыслению того, для чего человек трудится. Дети должны понимать, что работа занимает в жизни людей очень важное место, что труд - основа жизни. Важно вызывать у детей чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда. Так постепенно дети начинают понимать смысл труда. Они видят его результаты, заражаются его энтузиазмом от внимания детей.
«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только, как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра - это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть, ... быть капитаном, врачом и т.д.» А. Г. Асмолов.
В младшей возрасте продолжается развитие игр, связанны х с бытовым трудом людей. Трудовые действия пока еще носят имитационный, подражательный характер, но их становится значительно больше. В этой группе дети проявляют творчество и фантазию, используя предметы - заместители вместо недостающих атрибутов. Развивая у дошкольников интерес к деятельности взрослых, необходимо обратить внимание детей не только на определенные действия, но и на результаты труда.
Детей старшего возраста больше привлекает труд людей, работающих за пределами детского сада. Они воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Наряду с играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения.
В выпускной к школе группе ознакомление с трудом взрослых значительно усложняется и требует применения более разнообразных методических приемов. Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Дети седьмого года жизни продолжают представлять в игре работу членов семьи, уклад жизни, деятельность людей. Расширяются и углубляются понятия о различных специальностях: пилоты управляют самолётами, но также имеются механики, радисты, штурманы; на пароходах есть капитаны, штурманы, рулевые, матросы. Обобщаются понятия о взаимосвязи работы людей, работающих на одном и том же предприятии (например: дизайнер, закройщик, швея трудятся в ателье; сантехник, каменщик, плиточник – на стройке). Дети начинают самостоятельно создавать игровую обстановку, определяют тему игры. Они выбирают роли, обмениваются ролями, «вживаются» в роль. В старшем дошкольном возрасте вводятся игры, отображающие инновационные общественно – финансовые взаимоотношения и новейшие специальности, сопряжённые с компонентами рыночной экономики.
Огромную значимость в профессиональном самоопределении имеют первоначальные трудовые действия - осуществление простых операций по уходу за растениями, одеждой, уборке помещений. Данные действия содействуют у малышей формированию заинтересованности к труду взрослых. Сюжетно - ролевые игры, наблюдение за действиями взрослых, осуществление элементарных видов труда способствуют самоопределению дошкольников. Малыши охотно копируют поступки старших и, исходя из этого, идет ориентация на профессии находящихся рядом людей. Понимание ребёнком собственных способностей, а также способностей на базе имеющегося опыта в игровой, трудовой деятельности создаёт понимание о будущей специальности.
При знакомстве детей с трудом взрослых необходимо не только расширять знания о профессиях, но и углублять, ориентироваться не только на количество, но и на качество предоставляемой дошкольникам информации. Именно основательность такой информации положительно сказывается на дальнейшем профессиональном самоопределении детей.
Немаловажно придерживаться системности в расширении данных о профессиях. Обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают неглубокие знания, что отрицательно влияет на формирование правильного отношения к трудовой деятельности. Умело организованная образовательная деятельность даёт возможность не только понимать специфику работы людей разных специальностей, но также формирует познавательную заинтересованность к труду взрослых, вызывает желание подражать трудовому поведению людей.
Подводя итоги вышеизложенного, хочется подчеркнуть, важность использования всех видов деятельности в формировании профессионального самоопределения, их интеграцию и огромное эмоциональное воздействие на дошкольника. Конечно, основным является создание условий для организации сюжетно-ролевых игр, трудовых действий, насыщенность и разнообразие предметной среды, взаимодействие взрослых в процессе работы по данному направлению. Особенно хочется отметить и использование разных форм и методов в работе с детьми по теме профессионального самоопределения: проектная деятельность воспитателей, детей и родителей, проведение экскурсий, тематических праздников, «профессиональных» выступлений, создание родительских клубов, проведение встреч по интересам и т.д.
Таким образом, создавая уже в дошкольном образовании условия для профессионального самоопределения воспитанников, мы осуществляем ориентацию детей на трудовую подготовку, влияем на выбор востребованных в дальнейшем профессий, и способствуем решению задач образовательной системы в целом.
Литература
- Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.— 2-е изд., перераб., доп. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.— 336 с.
- Зырянова, С.М. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста : учеб. пособие [Текст] / С.М. Зырянова [и др.]. – Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т. – 2006. – 184 с.
- Комарова Т.С., Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. Трудовое воспитание в детском саду. Изд.: М «Синтез», 2009г.
- Кузовкова Ю.С., Статья профессиональное и личностное самоопределение в дошкольном возрасте-2013г.
- Маханева М. Д., Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М. ТЦ«Сфера», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематический план работы по формированию предпосылок личностного и профессионального самоопределения дошкольника
Календарно-тематический план работы по формированию предпосылок личностного и профессионального самоопределения дошкольника...
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Все мероприятия в рамках разработанного коллективом проекта «По морям профессий» направлены на профориентационную работу, на развитие способностей у детей в разных ...
Семинар-практикум на тему: «Метод проектов – эффективная форма работы по раннему профессиональному самоопределению дошкольников»
Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профор...
"Профессиональное самоопределение дошкольников"
Профориентационная работа с детьми в детском саду...
Метод проектов как эффективная форма работы по раннему профессиональному самоопределению дошкольников.
В жизни каждого человека выбор профессии играет важную роль. Поэтому профессиональное ориентирование в дошкольном образовании имеет огромное значение. Именно в детстве происходят становление и развити...
Создание условий для профессионального самоопределения дошкольников
Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь приносила удовлетворение? Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий....
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА C ПРОФЕССИЯМИ ГОРНО - МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
Белгородская область – уникальное место на карте России. Здесь находятся крупные месторождения железных руд, бокситов, апатитов, минеральных подземных вод, многочисленные месторождения строитель...